Самопал: Stalker Lost Alpha & Black Mesa Source

Желания и возможности

Проснитесь и пойте, дорогие читатели! Проснитесь и пойте! Ваш час снова пробил. Я продолжаю серию своих кросс-обзоров. Но сегодня речь пойдет не о популярных игровых сериях, и не о горячих новинках игрового мира. Сегодня я хотел бы поведать вам о двух играх …модах …проектах …феноменах. Сложно подобрать подходящий термин, который описал бы всю уникальную природу этих творений человеческого разума. Скажем так, бывают в нашей жизни игры, которые после долгих лет ожидания разочаровывают нас и оставляют массу плохих впечатлений, а бывают игры, которые каким-то совершенно мистическим образом западают в душу и живут там вечно. Именно двум таким играм обязаны своим появлением на свет два предмета нашего обсуждения. Сегодня, дорогие читатели, я поведаю вам о «самодельных» играх, которые по своему качеству не уступают разрекламированным блокбастерам с верхних полок игровых магазинов.

Наверняка среди вас найдутся те, кто спросит, как можно сравнивать такие предметы как Stalker Lost Alpha и Black Mesa Source. Но давайте задумаемся такие ли они разные, как кажется на первый взгляд. Stalker Lost Alpha и Black Mesa Source сами по себе являются уникальными феноменами игровой индустрии, потому как произошли из-за ее пределов. Эти проекты разрабатывались не игровыми студиями с бюджетами, продюсерами и издателями, а по сути горсткой энтузиастов любителей, движимых только лишь эмоциями. В первом случае этими эмоциями были горечь разочарования от неоправданных ожиданий и стремление исправить множество чужих ошибок. Во втором случае этими эмоциями были ностальгическая печаль и безудержное желание вернуть прошлое, сделав его настоящим. Кто-то скажет, что это был простой статистический случай, а кто-то скажет, что это была божественная воля, но похожие эмоции удивительным образом объединили людей во времени и пространстве и сделали из кучки энтузиастов - творцов, которые по своему творческому потенциалу в первом случае затмили, а во втором случае едва не превзошли профессиональных разработчиков игр, комерциализированных работников индустрии. Так две небольшие группы вольных энтузиастов превратились в Dezoware и Black Mesa Team и заставили говорить о себе даже модные игровые журналы, а теперь и вашего покорного слугу.

Когда свет кончится

Не могу не обратить ваше внимание на то, что оба проекта так или иначе строятся на идее конца света, апокалипсиса, катаклизма. Парадоксально, но факт: многие игроки относят Stalker к разряду пост-апокалипсических игр. Но речь здесь идет не о глобальном катаклизме, а о локальной экологической катастрофе, пусть даже и самой крупной в истории человечества. Стоит вам немного углубиться в сюжет любой из частей оригинальной трилогии, как вы непременно обнаружите массу упоминаний о том, что за пределами зоны отчуждения жизнь идет своим чередом. Возможно все дело в уникальной атмосфере, которой пропитан едва ли не каждый полигон этой игры, атмосфере всеобщей серости и разрухи, над которыми как надгробье возвышается Чернобыльская атомная электростанция, памятник великому советскому прошлому прекрасному и ужасному одновременного, и в его тени разворачиваются все события игры. Lost Alpha в исполнении Dezoware следует по этому пути, ни на шаг не отступая от оригинальной трилогии.

Первая часть дилогии Half-Life и вовсе не претендует на пост-апокалипсичность. Valve в своей игре сделали гораздо более смелый ход и назначили игрока на главную роль в своей апокалипсической пьесе. Именно действиями игрока запускается цепь необъяснимых физических явлений, разворачивающаяся в настоящее вторжение враждебной флоры и фауны из другого измерения. Тема крупной аварии в засекреченном военном комплексе сама по себе не нова, но Valve создали неповторимую атмосферу технотриллера, которая преследует игрока от вступительного ролика до финальных титров. Даже нудная экскурсия по исследовательскому комплексу, с которой начинается игра, здесь служит для нагнетания этой атмосферы. Благо Black Mesa Team не поленились практически дословно воссоздать в своем творении все детали оригинальной Half-Life.

Пыльная быль

К сожалению, GSC Game world, разработчики оригинальной трилогии Stalker, так и не смогли вытянуть собственный сюжет, закончив его нелепым «смотрите в Stalker 2…» и оставив в нем массу брешей. Тем интереснее выглядит сюжет Stalker Lost Alpha. Собрав обрывки сюжета оригинальной трилогии, Dezoware смогли сложить из них целостную органичную и живую картину всего происходящего в зоне отчуждения. Стоит сказать отдельное спасибо разработчикам за то, что в Lost Alpha перед нами предстает законченный сюжет, рассказанный от начала и до конца с включением всех основных персонажей и локаций оригинальной трилогии. Что касается общей атмосферы игры, здесь Dezoware так же преуспели. Улучшения, внесенные разработчиками Lost Alpha в X-ray engine, позволили значительно расширить уже знакомые по оригинальной трилогии локации и наполнить их большим количеством деталей и NPC. Это позволило поднять неповторимую атмосферу вселенной Stalker на еще более высокий уровень.

Lost Alpha по сути является компиляцией всего положительного опыта трех игр от GSC Game world. В нем неповторимая атмосфера Shadow of Chernobyl сочетается с динамикой Clear Sky в графическом исполнении Call of Pripyat. Dezoware словно взяли три неказистых куска руды и превратили их в монолитный сплав. В этой игре простые линейные задания чередуются со сложными многоступенчатыми квестами. Добыча артефактов дополняется поиском тайников с раритетным снаряжением. Торговля оружием сочетается с ремонтом и модификацией редких стволов и костюмов. Для изучения оригинальных игровых локаций теперь можно использовать транспортные средства (этот аспект игры нам изначально обещали GSC Game world, но так и не смогли реализовать) в том числе БТР, обладающий несъемным пулеметом. Впрочем, не только игрок может использовать транспортные средства. Отряды монолита у ЧАЭС тоже располагают БТР, а отряды военных не брезгают вызывать воздушную поддержку в виде вертолетов. Фирменные мутанты тоже никуда не делись. Местный «зоопарк» даже немного пополнился с появлением крыс (не путайте с тушканами), рысей и зомби (не путайте с зомбироваными сталкерами). Список доступных в игре локаций также значительно расширился. Dezoware собрали в одной игре практически все локации из оригинальной трилогии и добавили несколько невиданных ранее, вырезанных на этапе разработки игры. Многие уже знакомые локации были переделаны и доработаны. А вишенкой на торте можно считать вполне логичный фриплей после прохождения основной сюжетной части игры.

Говорить о сюжете Half-Life крайне сложно хотя бы потому, что сюжета как такового в игре нет. Безусловно, есть персонажи, есть события, есть некая общая картина всего происходящего. Но эта общая картина скорее представляет собой набор вопросов, на которые игра не дает ни единого ответа. Что это за научный комплекс? Какова цель экспериментов? Что это за существа и откуда они? Почему морпехи уничтожают научный персонал комплекса? Вашу ж мать, да что это за мужик с чемоданом??? Ответы на эти и другие вопросы вы можете получить где угодно, но только не в самой игре. Кому-то такой подход к сюжету может не понравиться, но таков фирменный стиль повествования, избранный Valve. Black Mesa Team в своей работе в целом придерживались той же концепции, правда добавили несколько намеков и отсылок к Half-Life 2 и дополнениям к первой части.

Пересказывать события, происходящие в игре, которую многие уже ни раз проходили, я думаю, смысла нет. Скажу лишь, что в Black Mesa Source события точно следуют за оригинальной Half-Life. Техногенная катастрофа разворачивается прямо на глазах игрока. Изначально кажется, что авария затронула лишь несколько этажей комплекса. Затем становится ясно, что пострадал абсолютно весь комплекс. И наконец, когда игрок выбирается из узких лабораторных коридоров на простор открытых пространств, приходит понимание того, что катастрофа носит глобальный характер. В итоге, чтобы остановить проникновение таинственных и опасных существ в наше измерение, игроку приходится отправиться в их мир. Ну а дальше вы и сами знаете. В сумме мы получаем технотриллер, раскрывающийся до размеров эпического полотна, густо замешанного на научной фантастике. Фактически первая Half-Life воссоздана Black Mesa Team в соответствии с современными стандартами индустрии. Впрочем, если уж говорить о стандартах, вы даже удивитесь тому, как много отдельных геймдизайнерских цитат из оригинальной Half-Life можно встретить в большом количестве современных игр.

Графону тут не место

Давайте скажем честно, с точки зрения технологической составляющей трилогия Stalker была просто ужасной игрой. Shadow of Chernobyl либеральностью системных требований, мягко говоря, не отличалась и в плане графики звезд с неба не хватала. Clear Sky умудрялась доводить до синего экрана даже весьма стойкий Windows 7. И только Call of Pripyat получилась более-менее приличной игрой. Lost Alpha выгодно отличается от большинства любительских поделок, действующих на оригинальную игру как эвтаназия на неизлечимо больного. Версия Stalker Lost Alpha 1.03 работает так же стабильно как релизная версия Shadow of Chernobyl. Безусловно определенное количество багов присутствует, но это не мешает получать удовольствие от игры. Dezoware много работали и продолжают работать над улучшением внешнего вида своей игры. На данный момент Lost Alpha неплохо поддерживает эффекты Direct X10 и в плане оптимизации не уступает (пусть и не очень удачному) оригиналу от GSC Game world. Признаюсь, я никогда не был большим фанатом серии Stalker, напротив я всегда критиковал эту серию за дырявый сюжет и слабую технологическую реализацию, но теперь Dezoware, кажется, сделали невозможное. Им удалось реализовать практически все идеи, заложенные GSC Game world в концепцию Stalker и немного оздоровить игру в технологическом плане. Поразительно, как группа энтузиастов оказалась способна совершенно бесплатно сделать то, что не смогла сделать целая игровая студия профессиональных разработчиков с собственным бюджетом.

А вот Black Mesa Team с исходным материалом несказанно повезло. Судите сами, с одной стороны оригинальная Half-Life и так была абсолютным шедевром, вписанным золотыми буквами в историю игровой индустрии, с другой стороны движок Source был (и, похоже, остается) образцом идеальной оптимизации, максимально достоверной физики, и полной открытости для модификаций. Все что требовалось от разработчиков, это сложить две эти переменные и умножить их на любовь игроков. Так они и поступили. Да, безусловно, технологии бегут вперед, а Source уже разменял второй десяток и живописной игры светотеней и 4К текстур от него ожидать, наверное, не стоит. Но, тем не менее, не стоит списывать фирменный движок от Valve со счетов. Он вполне способен выдавать достоверную картинку, не уступающую некоторым современным играм, дополняя ее отменной, даже по современным меркам, физикой. А главное - игры на движке Source имеют свойство запускаться даже на «позавчерашних» компьютерах, и Black Mesa Source не исключение. Работа по переносу уровней оригинальной Half-Life на новый движок, проделанная Black Mesa Team, по-настоящему поражает. Матерые игроки, не раз проходившие оригинал, едва ли найдут много отличий. Единственным (пока) недостатком Black Mesa Source остается отсутствие уровней в измерении «Ксен», так как они оказались наиболее трудными в разработке. Но Black Mesa Team обещают не останавливать работу, пока оригинальная Half-Life не будет полностью воссоздана на движке Source.

Свет в конце туннеля

Перспективы развития обоих проектов разнятся так же, как и судьбы оригинальных игр, от которых они произошли. GSC Game world после череды междоусобиц снова ударилась в «Казаки», и вселенная Stalker похоже окончательно перебралась из мира компьютерных игр в мир третьесортной бульварной прозы. Сейчас Dezoware работает над Lost Alpha Directors Cut, последней версией своего творения, которая по всей видимости поставит точку в многолетней истории проекта. После этого команда обещала подумать над собственным уже самостоятельным проектом. Может случиться так, что Stalker Lost Alpha станет последним стоящим воплощением этой вселенной на мониторах наших компьютеров, поэтому всем неравнодушным рекомендую воспользоваться возможностью полюбоваться закатом, сидя на саркофаге Чернобыльской АЭС.

Black Mesa Team, напротив, сейчас на подъеме. Компания Valve уже давно известна тем, что любит тех, кто любит компанию Valve. Поэтому официальное предложение для Black Mesa Source занять свое достойное место в Steam не заставило себя долго ждать. При поддержке Valve Steam-версия Black Mesa Source даже обзавелась мультиплеером, который в свое время полюбился очень многим игрокам. Уже сейчас к вашим услугам три полноценные мультиплеерные карты, воссозданные на движке Source с таким же вниманием к деталям, как и синглплеерная часть. Остальные карты из оригинальной Half-Life планируется подвезти вместе с недостающими главами однопользовательской кампании. При таком успехе весьма вероятно, что после завершения работы над своим проектом Black Mesa Team останется под крылом Valve. Команда может заняться поддержкой и развитием мультиплеера Black Mesa Source, либо переносом на движок Source дополнений к оригинальной Half-Life, у которых в свое время тоже было немало фанатов.

Вот так руками энтузиастов были сделаны две игры, которые по качеству не уступают трудам топовых игровых студий. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить всех, кто был причастен к этим проектам. Спасибо Dezoware за то, что мы увидели Stalker таким, каким он должен был быть. Спасибо Black Mesa Team за то, что снова подарили нам эту сказку, а многим молодым игрокам дали возможность приобщиться к нестареющей классике. И спасибо вам за то, что читали этот длинный нудный кросс-обзор, в котором нет ни одной шутки про Half-Life 3. До встречи в следующем месяце!

31
10
Комментарии:  10
Ваш комментарий

lost alpha очень не понравился. Много лишних элементов и туча беготни. Ну вот какой это сталкер,если мне дают управлять бтр-ом? Бред полный. Лучший мод на сталкер это OGSE вот это и правда классно сделано.Туча квесто,разные ветки диалогов и т.д.

А сейчас, анекдот! Стоят значит, два контролёра на краю саркофага. Один сокрушается: "Вот блин, штаны вниз упали." Второй недоумевает: "Да и хрен с ними!" Первый вздыхает: "То-то и оно, то-то и оно."

Серьезно? Сравнивать недоделанный ремейк на новом движке без последнего уровня и симулятор бега\езды туда-сюда сделанный на том же движке что и оригинал? Может корректнее сравнить Black Mesa со Skywind, например? Или Lost Alpha с Oblivion Lost Remake?

я всегда критиковал эту серию за дырявый сюжет и слабую технологическую реализацию, но теперь Dezoware, кажется, сделали невозможное.

О да, вполне себе адекватный и логичный (насколько это может быть у обрезанной игры) сюжет намного хуже, чем какой-то наркотический трип Лост Альфы. Особенно тру-концовка, которая в огромную кучу вопросов, которые появляются по мере прохождения, добавляет ещё столько же.

Неплохо написано несмотря на некоторое кол-во несостыковок.

Сталкер и ХЛ, очень крутые игры, кто не играл, поиграйте!

в лост алфа карты просто большие и пустые, сделали бы по принципу зов припяти или просто новых карт бы с квестами добавили в ЗП

В серии S.T.A.L.K.E.R. куда больше геймплейных возможностей и особенностей,я уж не говорю про шутерную механику,которая в S.T.A.L.K.E.R. на порядок выше. А так Lost Alpha получился довольно глючным (правда не скажу за последнюю версию),хоть и очень красивым,куда круче и гораздо разнообращнее,а самое главное стабильнее, моды OGSE 0.6.9.3 и Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф,вот это действительно потрясающие моды.

Неплохой обзор, но согласен далеко не со всем...

Прочитал как кровосос-обзоров) А в чем суть так и не понял, потому-что много букв.

Четыре года Зен пилят! Четыре ГОДА! Кто-нибудь в курсе, сколько уже вышедшая Black Mesa разрабатывалась?