на главную
об игре
XCOM: Enemy Unknown 09.10.2012

XCOM: Enemy Unknown - Два одиночества в кармане

В марте этого года, практически сразу после релиза XCOM 2, в PSN появилась первая XCOM для портативной консоли PS Vita. Слухи о том, что 2K готовит релиз для забытой всеми (кроме игроков и преимущественно инди-разработчиков) платформы ходили почти весь прошлый год. Но кто же поверит в то, что большая корпорация в 2016 году вдруг возьмет и выпустит на полумертвой «вите» подобный орт? А она взяла да и выпустила

.

Почему я говорю об этом только сейчас, спустя 4 месяца после релиза? 2K решила действовать скрытно, поэтому стелс-релиз Enemy Unknown Plus заметили не все. Так как и сам издатель, кажется, не особенно хотел предавать факт выхода порта широкой огласке, то новинка прошла мимо нас. Но сейчас, как вы, возможно, знаете, в PSN идет летняя распродажа. Лениво пролистывая каталог с не очень-то и привлекательными ценами (разве что дежурно посоветую третьего «Ведьмака» – 1499 рублей – это практически ограбление поляков средь бела дня), я с удивлением обнаружил, что портативная XCOM стоит дешевле 500 рублей (кажется, что на распродажную цену наложилась скидка от «плюса», пользу которого я обычно не ощущаю). Ну и решил проверить что это за зверь такой – XCOM на «вите».

И он мне настолько понравился, что я решил об этом написать. Но сначала сделаю несколько оговорок. Во-первых, не исключаю, что игра когда-нибудь будет в числе бесплатных по программе PS+ (рейтинг у нее высокий, так что возможно все!), потому я не советую брать ее прямо сейчас, хотя предложение действует почти весь август. Во-вторых, в марте же на PS Vita вышла Sid Meier's Civilization Revolution 2 Plus. Сейчас ее тоже отдают достаточно дешево, впрочем, судя по скриншотам, новинка недалеко ушла от первой Revolution, так что рекомендовать я ее не буду.

Ну а самое главное для нас – любителей XCOM, когда-то по неосмотрительности купивших PS Vita – то, что несмотря на название новинки, портативная версия XCOM включает в себя Enemy Within. Безусловно, XCOM 2 по многим параметрам лучше новодела Enemy Unknown, но в сочетании с дополнением Enemy Within первая XCOM, на мой взгляд, выглядит все-таки симпатичнее. И богаче на возможности.

Это классическая – какой ее должны помнить старожилы – история из 90-х про борьбу интернациональной бригады XCOM с захватчиками из космоса. Мы строим базу, перехватываем НЛО, вылетаем на «вызовы» и изучаем своего врага. Секрет притягательности EU с установленной поверх нее EW в том, что здесь постоянно что-то происходит. В лаборатории постоянно что-то открывают, инженеры постоянно что-то строят, по Земле постоянно бегают «лунатики» – как от такого можно оторваться? Тут же постоянно очень интересно.

А когда дело доходит до битвы, то с XCOM вообще мало кто может сравниться, разве что незабвенные хиты из, увы, очень далекого прошлого. Фланговые маневры, разницы высот, многочисленные умения и пассивные способности (спасибо прокачке оригинальной EU и новым механикам из EW!), неплохой выбор оружия и спецсредств – чего тут только нет. И разрушаемое окружение. Не такое, как в XCOM 2, но тоже приятно!

И вот это великолепие выпустили на PS Vita. Признаться, я думал, что просто гляну как все это смотрится на «Вите», но нельзя просто взять и одним глазком посмотреть на XCOM – затягивает так, будто и не было нескольких прохождений и старых частей, и «голой» EU, и EW, и XCOM 2. С другой стороны, нельзя просто так взять и портировать красивую, богатую на возможности игру с PC, PS3 и Xbox 360 на PS Vita, и ничего при этом не потерять.

Есть подозрение, что конкретно Enemy Unknown Plus базируется на версии XCOM для iOS. Чудес ждать не стоит: некоторые ролики из игры, видимо, удалены, но по тем, что есть, легко заметить потрясающую разницу между моделями персонажей из оригинальной XCOM и ее порта для PS Vita. Текстуры, эффекты – все это выглядит намного беднее. Но даже в таком виде эта XCOM стала, возможно, самой красивой тактической игрой на портативных консолях. Японцам, по сей день выпускающим TRPG с графикой чуть ли не уровня SNES, должно быть стыдно.

За все нужно платить, а урезания визуальной составляющей Enemy Within для оплаты, кажется, не хватило. Игра любит долгие (примерно секунд 30-40) загрузки, обожает притормаживать, звук частенько не успевает за видео (или наоборот), реакция на нажатие кнопки иногда отсутствует. Самый смешной баг, который попадался лично мне: боец должен бросить гранату, но что-то в мозгах «Виты» идет не так. Цель поражена, осколки летят, как положено, но сам взрыв произошел прямо в руке моего бойца, бросавшего гранату!

Из других новостей: то ли баг, то ли особенность порта, но иногда игра забывает прорисовывать стены. Или наоборот: помнит про стену, но рисует вместо нее что-то вроде тумана войны. Все это не так чтобы сильно мешало: игра-то пошаговая, а на PS Vita тормоза вообще случаются частенько, в том числе там, где их терпеть невозможно. Но выглядит не очень солидно – может, потому 2K и постаралась особенно не афишировать выход порта?

Зато управление можно похвалить. Крестовина отвечает за поворот камеры вокруг вертикальной оси и подъем либо опускание курсора (если нужно, допустим, забраться на крышу или спуститься с нее). Бамперами нужно выбирать персонажа, а за некоторыми важными действиями (например, переход в режим перехвата хода) закреплены отдельные кнопки. Сенсорные возможности PS Vita почти не используются – разве что главный экран, но на практике тыкать в него пальцем не хочется – зачем? И так удобно. Мышь с клавиатурой даже такая раскладка не заменит, но все-таки приятно, что в XCOM можно играть в портативном формате, с настоящими кнопками и стиками.

ВЕРДИКТ

Sony бросила PS Vita, 2K – порт XCOM на нее, но два одиночества нашли друг друга. Союз вышел специфический, проблемный, но недостаточно тоскливый, чтобы затмить отличную, проверенную временем концепцию. Если вам нравится Enemy Within, хочется играть во что-то в пути, а «Вита» покрылась пылью, то при известной доле терпения вы сможете получить от Enemy Unknown Plus полноценную, фирменную порцию «икскомовского» удовольствия.

Комментарии: 4
Ваш комментарий

всеравно что мертвому припарка

4
ВЕРДИКТ Sony бросила PS Vita

это была вынужденная мера к сожалению, уверен оно далось им нелегко, японцы очень гордые люди

4

Magnum Boy да они легко нассали на эту платформу, им же какать на своих пользователей.

4