на главную
об игре

Halo: Reach. Идущие на смерть приветствуют тебя

Многие плакали, когда первый президент Российской Федерации Борис Ельцин утром 31-го декабря объявил о своем уходе в отставку. Потому что Ельцин говорил нетипичные для политика вещи. Он сообщил нам, что устал, что больше не готов заниматься этой работой. И со слезами на глазах попросил прощение. Люди, до этого с упоением смаковавшие каждый просчет президента, шутившие над его предвыборными танцами и называвшие его не иначе как «алкаш», вдруг как будто прозрели. Перед ними склонил колени тот, кого они так отчаянно ненавидели. И вся ненависть улетучилась.

Тогда мы еще не слишком много знали об операции «Преемник». Мы даже не думали, что политический строй в России может настолько кардинально поменяться. Был Новый год, и вся страна радовалась празднику. В окружении салата оливье и нескольких ведерок шубы мы смотрели новогодний концерт по телевизору, слушали ради приличия выступление Путина, верили, что следующий год станет лучше, чем уходящий. И только дети, для которых Ельцин был чем-то вроде Деда Мороза, расстраивались. Взрослые же тогда еще не понимали, что с уходом старика Россию покидает что-то куда более важное. Свобода.

Но Ельцин ушел красиво. На камеру признал свои ошибки и покинул самый высокий пост в стране. Точно так же сделала и студия Bungie, решившись сменить издателя. Вместо того чтобы просто перейти под уютное крылышко Activision Blizzard, создатели вселенной Halo сделали напоследок Microsoft оригинальный подарок. Так появилась Halo: Reach, которая завершает многолетний сериал, рассказывающий о грозных землянах-спартанцах, дающих бой иноземным гадам.

Bungie ушла красиво. Без хлопанья дверьми и публичных выяснений отношений с бывшим начальством. Без попыток забрать то, что им не принадлежит (бренд Halo), и без желания на прощанье нажиться на пользователях. Нет, Halo: Reach получилась такой, какой и должна была: тонкой, стильной и очень запоминающейся. В общем, игрой, за которую не жалко заплатить восемьдесят долларов.

Да прибудет смерть!

Год 2552-ой. Небольшая планета Рич (Reach), находящаяся на отшибе мира и населенная людьми, подвергается массированной атаке со стороны ковенантов (Covenant). Это сборище всех агрессивных цивилизаций Вселенной, мечтающих раз и навсегда разделаться с человеческим родом, начинает наступление по всем фронтам. Деревни и фермерские хозяйства сжигаются на глазах у их хозяев, часто, словно речь идет о трагедии в Хатыни, вместе со всем населением. Огромные корабли сбрасывают мощные бомбы на все стратегические здания, уничтожая лучшие умы планеты. Тысячи бронированных автомобилей колесят по миру, добивая оставшихся в живых людей.

Естественно, ККОН (Космическое Командование Объединенных Наций) не смогло обойти эту ситуацию стороной и отправило на планету своих лучших специалистов. Но речь идет не об ученых или дипломатах, а о военных. Отряд спартанцев, элитного подразделения ККОН, дает бой инопланетному отродью. Так мы знакомимся с нашим героем, нескладным пареньком, мечтающим продвинуться по карьерной лестнице и спасти как можно больше невинных жителей.

Казалось бы, а чем еще военным заниматься, кроме как врагов отстреливать да людям помогать? Увы, совсем скоро новичок понимает, что ввязался не просто в бойню, а в политическую войну. От того, сможет ли он со своими товарищами выполнить поставленные командованием задачи, зависит уже не только судьба отдельно взятой планеты. На карту поставлено куда больше, впрочем, об этом знают все любители данной вселенной. Радует только, что действовать вам придется не на свой страх и риск, а при поддержке таких же спартанцев, как и вы.

Соратники по правому делу являются не только двигателями сюжета, но и вполне себе самостоятельными персонажами. У каждого свой характер, манера поведения на поле боя и умения. Но каждый член «Благородной команды» (Noble Team) готов отдать свою жизнь за главного героя. Такие здесь правила, по-другому выбраться из адского пекла невозможно.

Путешествие по тому свету

Рич – планета живая. В первую же перестрелку с ковенантами мимо группы спартанцев пробежало несколько больших птиц чем-то похожих на страусов. Если честно, от неожиданности я чуть было не открыл по ним огонь, удивляясь появлению новых видов «врагов». Впрочем, атаковать ваше воображение местная флора и фауна будут регулярно, ведь каждая миссия открывает доступ к умопомрачительно красивым уголках планеты. Благо, битв в шахтах и всевозможных военных комплексах стало на порядок меньше. Основной упор авторы сделали на большие открытые локации, каждая из которых сама по себе претендует на звание лучшей в истории серии.

Так, действие Winter Contingency развернется на горных склонах. На горизонте – пики, заваленные снегом, а мы идем себе по изумрудно-зеленой травке. Частые перепады высоты создают определенные проблемы при ведении боя. Если команда бредет в гору, а противник занял определенную высоту, то отбиваться будет значительно сложнее. В этой миссии мы только начинаем знакомство с местными группировками ковенантов, но уже четко видим их сплоченность и желание уничтожать.

Совсем иначе события развиваются в Night Fall. Скрываясь под покровом ночи, мы с одним из спартанцев тайно проникаем на базу неприятеля. Диверсия начинается. Один за другим враги падают замертво, главное, чтобы об этом знали только вы. В случае опасности, коллега поддержит вас снайперским огнем – он передвигается по узкой горной кайме, поэтому всегда может занять выгодную для стрельбы позицию. Вам же лучше вести себя тише воды, ниже травы. Особенно если проходите игру на высоком уровне сложности.

Я уже не говорю про бой в открытом космосе, так как он действительно сносит башню. Яркая, сочная, полная взрывов и огромных кораблей картинка – то, чего все так долго ждали. В общем-то, на этой основе можно было полноценную самостоятельную игру создать. В контексте Halo: Reach космические битвы смотрятся здорово и к месту. Жаль, что описать это словами довольно проблематично. Чтобы оценить этот аспект проекта, придется в него поиграть самому.

И в таком ключе выполнены все десять миссий сюжетной кампании. Авторы не позволили себе ни на ноту сфальшивить. Каждое действие противника, прописанное заранее в скриптах, выглядит, тем не менее, как нечто оригинальное и остроумное. Потому что враги тоже умеют ошибаться, неточно целиться и вместо того, чтобы занять круговую оборону, побежать напролом. И что самое смешное, иногда им удается прорваться. Только потому, что ты этого хода ну никак не ожидаешь.

Но это не значит, что искусственный интеллект глуп или еще что-то в таком роде. Наоборот, случайных происшествий здесь не бывает. Так, если вы смогли занять какую-то высоту и попытаетесь отстреливаться издалека, то тут же будут подняты щиты, за которыми враги находятся в безопасности. А стоит пойти напролом, как тут же откуда-нибудь выскочит огромная тварь, прикрывающая своим жирным телом всякую мелочь. И вы уже бежите куда глаза глядят, надеясь на поддержку союзников.

Плечо товарища

Благо, в помощи вам никто не откажет. Члены «Благородной команды» стоят за своих до конца. Иногда даже трудно поверить, что на вашей стороне сражаются не реальные люди, а управляемые искусственным интеллектом болванчики. Право же: союзники порой действуют куда слаженней и четче, чем простые смертные. Они никогда не забегут в дверь, заранее не проверив, что за ней скрывается. Обороняя контрольную точку, они занимают круговую оборону и следят, чтобы враг не «прорвал» их ряды фланговой атакой.

В общем, смекалки им не занимать. Отточенность действий иногда поражает: если у героя заканчиваются патроны, союзники тут же начинают активнее прикрывать его и переводить часть огня на себя. Впрочем, того же они ожидают и от вас, поэтому не стоит их расстраивать глупыми пробегами через половину карты в надежде на авось. Не пройдет, ваш же бренный труп найдут через пару дней. Во многом благодаря новой системе учета повреждений. Если раньше автоматическая регенерация помогала выживать, то теперь придется бродить в поисках аптечек. Количество их зависит, что логично предположить, от выбранного уровня сложности.

А вот что от сложности не зависит, так это выбор оружия. Здесь вам и мощный шотган, идеально подходящий для ведения ближнего боя. И снайперская винтовка, позволяющая отстреливать неприятелей с безопасного для себя расстояния. Неплохо зарекомендовал себя и гранатомет, способный серьезным образом подпортить жизнь полчищам врагов. Помимо этого, вы можете улучшить ваше экипировку. Правда, для этого придется собирать местную валюту.

Но что делать, если бой в самом разгаре, а патроны закончились? На помощь приходит оружие противника, оброненное в пылу схватки. Плазматические пистолеты и винтовки, гравитационные молоты и энергетические мечи – все идет в ход, когда надо продержаться еще пару минут и постараться завалить как можно больше гадов.

Часто из сложной ситуации позволят выпутаться и специальные способности, доступные всем спартанцам. Окружили противники? Включай спринт (Sprint) и несись куда глаза глядят. Или используй реактивный ранец (Jet Pack), позволяющий в одночасье в буквальном смысле воспарить над полем боя. Если нужно обмануть группу ковенантов, можно создать голограмму (Hologram). Ваш двойник примет удар на себя, а вы тем временем успеете серьезно проредить ряды злобных пришельцев. Или банально возведите вокруг себя энергетический щит (Drop Shield), который позволит на несколько секунд вздохнуть спокойно и перестать беспокоиться о здоровье героя.

Стенка на стенку

После финала сюжетной кампании времени расслабляться не будет. Ведь по-настоящему жаркие битвы ждут нас в мультиплеерном режиме. Рассказывать о трогательном отношении разработчиков к комфорту пользователей значит в сотый раз повторять известные всем факты. Система голосования за понравившуюся карту работает безотказно, а потому у вас всегда есть шанс отделаться от уже надоевшей местности. Достаточно чтобы большинство проголосовало «Против».

Впрочем, все это перестает быть важным после первой же многопользовательской схватки. Новые режимы, придуманные специально для Halo: Reach, радуют безмерно. Так, в Headhunter вам предстоит отстреливать неприятелей и собирать специальные медальки, за которые начисляются очки. Чем кровожаднее вы будете, тем выше шанс одержать победу. Но стоит погибнуть самому, как собранные в нелегком бою медальки появляются на поле брани и становятся легкой добычей для мародеров.

Неплохо смотрится и режим Stockpile, в котором нам необходимо захватывать вражеские флаги и удерживать их от посягательств неприятеля. Чем дольше знамя пробыло в руках вашей команды, тем больше очков она заработает. Под конец боя проигрывающая сторона часто начинает массированный штурм вашей базы, пытаясь из последних сил перетянуть удачу на свою сторону. И, знаете, зачастую у них это получается. Особенно если кому-то из союзников прямо во время боя приспичило посетить уборную. Никто, конечно, не матерится, но после такого он узнает от «коллег» немало нового о себе.

Я ухожу, ухожу красиво

Halo: Reach затягивает, проглатывает, поглощает. Ты бежишь с работы, думая о том, что вот сейчас, вот уже через полчаса вновь окажешься в этом мире. Ты не реагируешь на соседа сверху, днями сверлящего стены в тщетных попытках сделать ремонт чуть быстрее, чем за три года. Ты не выходишь в «аську» и «скайп», забывая отчитываться перед начальством, куда пропал, зачем пропал, как пропал?! И реальная жизнь не то что бы проходит мимо тебя, она проносится со скоростью истребителя.

Но это не фанатизм или идолопоклонение. Это не есть желание, скажем так, переселиться в другую реальность, свойственное любителям MMORPG. На всех этапах игры ты точно и здраво видишь все ее минусы. И несносное управление транспортом, хоть и традиционное для серии, но раздражающее дико. С ним даже союзники справляются через раз, вечно натыкаясь на какие-нибудь препятствия. И арсенал ковенантов, который мог бы быть чуть более сбалансированным и эффективным. Но все это, по сути, не отменяет одного факта: Halo: Reach великолепна даже в своих минусах. Потому что они не воспринимаются как недоработка или халатность. Ты просто четко понимаешь, что для попадания в Страну Чудес нужно провалиться в нору и больно удариться филейной частью о землю. В противном случае встреча со Шляпочником отменяется!


Рейтинги:

Геймплей: 9.0
Графика: 9.5
Звук и музыка: 9.0
Интерфейс и управление: 8.5
Оценка автора: 9.5

Общий рейтинг: 9.1


Комментарии:  184
Ваш комментарий

Pavel Astafew Шикарная статья шикарной игре. Честно, до рича я к хейло относился примерно так же, как и комментирующий постом выше. Запустив Reach "ради интереса", как и все предыдущие части серии, чтобы потом забросить, я со смакованием плевался от первой миссии, которая по моему мнению неудачна, неуклюжа, медленна и ваще не комильфо. Но как-то совершенно неожиданно, в голос смеясь над "бегающими хрюшками", я прошел первую миссию и понеслось. То, что я всегда называл веселым отстрелом милых хрюшек веселыми шариками, затянуло настолько, насколько я вообще не мог ожидать. Стильно, потрясающе динамично, сложно, интересно, эпично. А каждая перестрелка тут - не просто "отстреляй болванчиков по-быстренкой", а целая маленькая война, иногда сложная просто до безумия, без интеллекта не обойдешься. А космические миссии действительно очень красивые и захватывающие. Да, найдя тот самый "package", я не пустил ностальгическую фанатскую слезу, но это ни на грамм не умалило крутости игры. И да, раньше на форумах я отзывался об игре "Forget Reach", теперь я его действительно Remember, как и всю серию Halo разом в лице одной игры. И хрюшки внезапно стали серьезными врагами человечества, и шарики оказались оружием уничтожения, и вселенная перестала быть для меня чем-то слишком уж напыщенным и фальшивым. А Objective: Survive окончательно добил мой снобизм. Вот только за графику 9.5 многовато, имхо. Движок, несмотря на все доработки, все равно сильно устарел, все вывозит на себе отличный арт-дирекшен и дизайн. 8.5 по мне самое то. А без учета дизайна и семи многовато. :) "Естественно, весь арсенал подвергается улучшениям и модифицированию, позволяющему выжать из «стволов» все соки. " Стоп. Что?! Эээм...я что, прошел всю игру и не знал об этом?! О.0 P.S. Отличное вступление, кстати. Да, ту лихую и беспредельную свободу 90-х мы потеряли. А нужна ли она была нам, людям с российским менталитетом?

Ну Halo и в Африке Halo! Шикарная игра

Никогда не понимал любителей Halo пробовал играть в Halo2 когда ещё был жив боск что то не доставило. Но эта часть я смотрю действительно доставляет. Не играл но уважаю. Судя по отзывам друзей и тому что я видел на ютубке эта часть просто шикарна. Жаль бокс мертвый валяется (:

Господину Астафьеву не хватает Ельцинской Свободы™?

наконецто видеоплеер добавили ато скачать видео было не реально спасибо я не фанат halo но обзоры все смотрю с удовольствием

Dr. Hоuse Привет, давно не виделись)) Спасибо за коммент. Поправил момент, который тебя смутил. Знаешь, это как: "голова думает одно - пишет другое". Я там немного распинался про апгрейд брони, но вылезли вдруг "стволы". Бывает. По поводу графики. Ну... не знаю, вот когда смотришь, то возникает одна мысль: офигенно. Может, это вау-эффект, но как-то уж больно захотелось поставить 9.5. П.С. Да, динамичность меня тоже порадовала сильно. Раньше как-то... кхм... тише и нуднее было. Sooltan DJ Он и в ODST был. Мы и про мультиплеер немного написали. Т.е. вот как-то FireFight во время написания текста в голове не возникал. Т.е. понятно, что он был и в плане стоял, но в итоговый текст его не стал ставить. Равно как и про космос и поездки на транспорте - бегло, чтобы общее представление было. Пытались создать атмосферу, чтобы текст и видео показали таким гражданам, как Black Abbath, что Halo: Reach - это круто, надо играть.

Посмотрел. Обидно, что движок не менялся со второй (кажется) части - выглядит графика не очень. Всё же, на 9,5 ну никак "не тянет" ) А в целом, приятный и довольно подробный обзор - посмотрел с удовольствием. Спасибо всем за работу и старание!

Pavel Astafew О, ну слава Богу, а то я думал, что упустил целый кусок игры :) А экипировка - это круто, но есть ли эффект от наворотов в сингле? P.S. Сейчас с нетерпением жду Enslaved. Демка снесла крышу. А вы там, наверное, уже рецензию пишете. :) PortalX3 "Обидно, что движок не менялся со второй (кажется) части - выглядит графика не очень." Меняется. С каждой частью в него вносят что-то новое, а для рича его вообще перелопатили. Но все равно нафталином уже попахивает.

Black Abbath Чувак, не смеши народ, раз не играл. На коробке полно отличных шутеров. И выруби капс, от размера твоих букв, значимость твоего голословного мнения не увеличивается. "ДА ЗАКАЗНАЯ СТАТЕЙКА" Сказал чел с горы, который Reach в глаза не видел. :D Откуда вы такие беретесь? "В ГЕЙМПЛЕЕ НУ НИЧЕГОШЕНЬКИ НОВОГО И ШЕДЕВРАЛЬНОГО - ВСЕ ЭТО БЫЛО В ОГРОМНОЙ КУЧЕ ИГР." А чтобы быть классной игрой - надо обязательно быть революционной? Лол. А шедевральное в геймплее как раз-таки есть. Вон в half-life 2 ничего особенного, чего не было в других шутерах на первый взгляд, но шедевр же. Так же и Reach. Главное не нагромождение всевозможных фич, а качество игры в целом. Кстати, многие шутеры понадергали фишек именно у Halo. У Reach есть своя изюминка, эту серию выделяют среди остальных "тысячи их", она на них не похожа. Ни стилем, ни подачей, ни сюжетом, ни геймплеем, ни персонажами. Плюс у Halo огромная фанбаза, которая смотрит на твои потуги, как на гэ. Да и вообще о чем можно разговаривать с человеком, который сравнивает Halo с UT и Crysis, которые друг на друга ничем не похожи.

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ