на главную
об игре
Imperator: Rome 25.04.2019

Imperator: Rome. Патч Pompey. Стало лучше?

Imperator: Rome показал самый плохой старт из всех игр Paradox Interactive за всю историю студии – 37% положительных отзывов за все время. Игры шведской студии в последнее время славятся своей забагованностью ранних версий. Но на это уже все стали закрывать глаза и просто смеяться над различными подобными «жуками» в играх. Но Императора ожидала другая, совсем иная участь. Если и были различные проблемы типа Вечного мира, то это было и в Крестоносцах, и в Европе, и в Hearts of Iron. В своем прошлом обзоре я уже писал о множестве проблем игры. Парадоксы должны были сделать нечто парадоксально чудесное, чтобы спасти ситуацию.

Помпеи. Так они назвали спасение ситуации. Первый крупный патч. Хотели как лучше, а получилось, как всегда. Или погодите… все-таки что-то хорошее есть?

==Патч Помпеи==

Сразу стоит сказать, что отзывы после выхода патча наконец-то начали уравновешивать друг друга – 49,2% положительных отзывов из 71 за последние три дня против 28% из 462 отзывов за последние тридцать дней. Успех? Безусловно. Патч сделал свое дело: он исправил положение. В комментариях к новости о Помпеях в Steam много отзывов, в которых основная мысль: «Патч великолепен».

У вас Рим сломался. Несите новый
У вас Рим сломался. Несите новый

Поиграв порядка 4 часов, чтобы посмотреть изменения, добавления и прочее, я могу сказать, что игра стала лучше. Незначительно, но уже появляется хоть какая-то та притягательность, которая есть у Европы. Если в релизной версии я пропадал до часу ночи, потому что гражданские войны и захваты соседей шли не прекращаясь, перетекая друг в друга, то теперь появился действительно какой-то резон заниматься государством, развивать его и делать передышки между войнами не ради пополнения людских ресурсов, а чтобы заняться развитием отхваченного.

Да, есть еще некоторые проблемы, которые не удалось почему-то решить студии, хотя им намекали, что очень хотелось бы этого. Зато добавили механик, которые, стоит сказать, оказались менее багованными. Вот именно ради них я и пишу весь этот длинный текст.

==Два правителя==

Из курса истории всем известно, что в Римской Республике было два консула, которые избирались на срок в пять лет. Такая же примерно система была у развитых Самнитов. В Карфагене были Суффеты. В монархиях теперь появляется еще и жена правителя.

Два правителя и что они дают правительству: свои умения, популярность и продажность
Два правителя и что они дают правительству: свои умения, популярность и продажность

Все они должны так или иначе помогать управлению страной. И они в меру своих возможностей и потребностей это делают. Популярность обоих определяет популярность правительства. То же происходит и с продажностью. К тому же соправитель может оказаться полезен, если правитель в чем-то абсолютно бесполезен. Например, религиозные способности консула никакие или хуже, чем у второго консула, тогда религиозные очки будут накапливаться из расчета способностей именно второго консула, а не первого. Единственное, что мне не понравилось, так это отсутствие особых действий в отношении этих персонажей. Например, обеспечить верность или что-нибудь в этом роде. Но зато статус жены правителя или второго консула (суффета) поднимает престиж и поддержку семьи на невероятные значения. Печально даже как-то, особенно, если он перестает быть верен и начинает разжигать гражданскую войну.

==Взаимодействия правительства==

Еще одно важное дополнение в окне Правительства. Появилась возможность воспользоваться своим правительством по его прямому назначению – дать пользу государству. Не каждое решение, конечно, приносит пользу. Хотя, с какой стороны посмотреть.

Для большинства фракций (так как большинство фракций — это племена или царства) доступны четыре опции. Созыв военного совета генерирует ивент, в котором главы армий или предводители кланов предлагают на кого напасть. Можно поддержать одно из мнений и получать халявный (ну только потерять чью-то верность) Casus Belli, а можно просто назвать всех кучкой дебилов и ничего не потерять и не получить. Собирая налетчиков, страна получает модификатор на порабощение, но это стоит уже 200 военных и 200 ораторских очков. Заплатив какую-то сумму, можно устроить игры, которые повышают популярность правителя, его известность. А если еще в это время с кем-то пытаться начать дружить, то больше вероятность одного из ивентов. Ну и если вам не нужна высокая централизация и ваши свободные граждане слишком довольны, то просто поощрите переселение племен – 5 единиц племен переселится из одного города в другой, что понизит централизацию и довольство.

Взаимодействия для племен: совет, наемники, игры и переселение
Взаимодействия для племен: совет, наемники, игры и переселение

У Рима, за который я тоже успел поиграть, больше из-за желания понять механику двух правителей, чем из-за какого-либо другого желания, это реализовано иначе. Так как в Сенате представлено пять партий, то власть находится у двух из них – два консула от разных партий. Но в случае необходимости можно принять решение отдать власть одной из партий. За военные, гражданский, ораторские или религиозные очки или за некую сумму денег одна из партий получить преимущество в Сенате, а страна вместе с этим будет награждена на тот же срок некоторым модификатором. Создается ощущение какого-то микроконтроля за развитием страны. Нужно расширить Республику? Отдайте преимущество Военной партии. Необходимы деньги? Торговая фракция Сената к вашим услугам.

Взаимодействия для Рима: отдать предпочтение одной из фракций Сената
Взаимодействия для Рима: отдать предпочтение одной из фракций Сената

За несколько часов игры я реально почувствовал удобство этих модификаторов. От них есть действительно польза. Если вам нужно принять какой-то закон, но и воевать можете уже, то племени выгоднее получить халявный СВ от созыва совета и не тратить ораторские очки на оправдание претензий. А в Риме развитие очень удобно корректировать этими самыми модификаторами. Полезная механика, которой еще не было в шведских играх. И она даже работает нормально!

==Флот стал нормальным==

Битва при Саламине – одно из крупнейших морских сражений древнего мира, произошедшее еще раньше, чем начало партии в Imperator: Rome, а флота нормального не было. Теперь флот появился. И стал полноценной структурой военной машины страны. Кроме триремы, которая была и в релизе, появились еще пять видов кораблей: Либурнская, Тетрера, Гексера, Октера и Мегаполирема. Каждому типу кораблей кроме Тетреры дали дополнительные факторы, которые влияют на боевой дух, численность моряков на своих и вражеских кораблях.

Новые виды кораблей со своими преимуществами
Новые виды кораблей со своими преимуществами

К тому же теперь можно выбрать тактику действия флота в сражении. Так же, как и у сухопутных войск есть пять тактик, у флотилий есть пять своих особых тактик, успех которых зависит от состава флота – так на мегаполиремах нет смысла выбирать тактику, которая требует скорости и маневренности каких-нибудь гексер. Мне даже кажется, что тактики для флота играют большую роль нежели у армий на суше – 5 кораблей с хорошим командиром и правильно подобранной тактикой могут одолеть 9 кораблей командира похуже, даже если у него будет стоять правильная для его состава флотилии тактика, но она будет проигрывать вашей. Такого точно не встретишь в битвах на твердой земле.

Тактики флотилий. Все как у сухопутных армий
Тактики флотилий. Все как у сухопутных армий

==Стабильность, милорд!==

Ее переработали. С привычного промежутка от -3 до +3 изменили на диапазон от 0 до 100. При этом стабильность теперь жива и меняется на протяжении всей игры. Он стремится добраться до значения 50. Если ваше решение подняло стабильность выше 50, то она начнет постепенно падать. Если же вы приняли какой-нибудь закон и опустились по параметру стабильности ниже 50, то она постарается вырасти. При этом очень низкая стабильность повышает вероятность гражданской войны, точнее понижает порог поддержки неверного персонажа, а также при низкой стабильности нельзя начать войну. В общем кроме модификаторов на исследования, экономику и довольство, еще много всяких поводов задуматься о стабильности, которая обычно находится на уровне +3 в Европе и парит раз в 30-40 лет по случаю смерти престарелого правителя.

Вот так влияет стабильность на государство и так она меняется
Вот так влияет стабильность на государство и так она меняется

==Остальное==

Кроме действительно важных механик, которые я описал выше, появилось еще несколько менее значимых:

  • Если какие-то провинции ну очень не любят ваше правление, то позвольте им стать вашими вассалами. Пусть ими правит другой, а вы просто получаете от них товары, деньги и прочее;
  • При игре за племя можно выбрать, какой состав должен быть у свит кланов – основные, второстепенные и фланговые отряды. Так ваши кланы будут иметь создавать свою армию из тех отрядов, которые пожелаете вы. Гораздо удобнее, когда знаешь состав армии своих кланов: и в гражданской войне знаешь, с кем воюешь, и в сражениях с врагами знаешь свои возможности, используя кланы;
  • Верность исследователей влияет на скорость исследований;
  • Механика бесплатных государственных вложений в провинции. Вместо затрат тех или иных очков можно воспользоваться очками вложений и улучшить свою провинцию. Удобно и дешевле;
  • По Нилу, Тигру и Евфрату можно плавать на боевых кораблях, что дает новые возможности в войне.
Кланы, централизация и настройки свиты кланов
Кланы, централизация и настройки свиты кланов

Кроме механик появились еще новые геймплейные особенности. Не все наемники доступны для найма здесь и сейчас. Они могут восстанавливаться после своей последней работы, просто быть далеко, чтобы вы могли их нанять или что-нибудь еще. У стран появилось наследие. Это наследие дает некий модификатор. Оно зависит от исторических особенностей развития государства. Конечно, это больше отражается на крупных странах, таких как Рим, Карфаген, Фригия, Македония или Египет. Полководцы и флотоводцы получают трейты, участвую в битвах. Помните военные трейты в Крестоносцах, на оранжевых щитах? Вот это как раз о них же. Перенос столицы так же появился в патче. Ну и конечно же новые ивенты для Рима и Италии, ведь Imperator все-таки Rome, а не что-то иное.

Наемники могут могут быть готовы к найму, работать уже на кого-то или быть враждебны к вам
Наемники могут могут быть готовы к найму, работать уже на кого-то или быть враждебны к вам

==Итог==

Paradox Interactive если и опешили от 37% положительных отзывов, то достаточно быстро исправили свою ошибку. Патч «Помпеи» действительно внес в игру много нового. И что самое удивительное, оно почти полностью работает. Шведы смогли сделать то, что от них требовалось. Они улучшили игру и добавили новые механики, которые только увеличивают интерес к игре. Если от релизной версии у меня остались смешанные ощущения и негативная рецензия в Steam, то сейчас больше положительных моментов, да и рецензия в Steam тоже получит заслуженный палец вверх.

Комментарии: 4
Ваш комментарий

Да она и до этого патча была нормальной, богов было минимум, единственные претензии к ии и технической стороне игры.

1
появились еще пять видов кораблей: Либурнская, Тетрера, Гексера, Октера и Мегаполирема

А что это за корабль такой либурнская? Может либурна?

0

zudmitt А не исключено. Скрин есть. Наверно, это оказались тонкости перевода, неподвластные шведам, потому что по-английски ее чаще называют Liburnian. В переводе до сих пор есть косяки, но это нормально. febll Про нерешительный ИИ я вставлял скрин в прошлой записи об Императоре. Механики начали работать и даже нормально работать, что странно... А лаги останутся навсегда, видимо, как и в Хойке

1

YourgenAP Как вариант можно назвать либурнская галера.

0