на главную
об игре

Неделя Tomb Raider. 10 героев с человеческим лицом

Хочу сразу признаться: этот материал не имеет никакого отношения к объективности, потому что все, что в нем сказано – чисто субъективное мнение автора. Но у вас никогда не возникало вопроса: почему одним героям игр мы верим, точнее – начинаем верить в них, в их реальность. А другие воспринимаются как набор пикселей, наделенный сверхспособностями? Почему одни персонажи вызывают улыбку, заставляют грустить или – что бывает крайне редко! – даже плакать, а другие как будто механически выполняют свою задачу и стираются из оперативной памяти мозга уже на следующий день после прохождения игры.

Идея этого материала родилась в редакции в день анонса Tomb Raider. Я помню, как мы все были удивлены, когда сотрудники Crystal Dynamics показали «новую» Лару Крофт. Все чувства смешались в каком-то странном калейдоскопе: мы винили разработчиков за то, что «старая, добрая, размер груди – третий, плавно переходящий в четвертый» отправилась на пенсию, а на смену ей пришел неуверенный в себе подросток. И при этом, когда Лара, поранившись о какой-то сук, начинала истошно вопить, хромать и с истеричными нотками в голосе просить о помощи – мы тут же поверили в ее реальность. Как будто это не игра уже, а фильм, в котором главную роль исполняет очень талантливая актриса. И вот это ощущение реальности героя, практически физическое ощущение его присутствия в этом мире заставило нас забыть про «Мисс Буфера» и с нетерпением ждать выхода игры.

Tomb Raider выходит уже завтра, 5 марта. Сейчас мы готовим нашу рецензию и видеообзор. А пока предлагаем вам вспомнить еще десять героев, в которых мы верили, верим и будем верить всегда. И помните: в комментариях к данному материалу вы всегда можете предложить свои варианты персонажей с человеческим лицом. Здесь нет места даже мифической и гипотетической объективности. По крайней мере, не сегодня.


Итан Марс (Heavy Rain)

Когда умирает ребенок, небеса плачут. Эта знаменитая фраза вдохновила авторов Heavy Rain на создание Итана Марса. Талантливый архитектор, фонтанирующий энергией мужчина, прекрасный отец – все это становится прошлым, когда погибает сын Итана – Джейсон. Алкоголь, антидепрессанты, цветные сны… Итан начинает жить в каком-то другом, параллельном мире. Семья на гране развала. И тут таинственный «Мастер оригами», серийный убийца, похищает второй сына Итана – Шона.

Теперь у отца есть всего несколько дней, чтобы спасти его. Это – спасение и одновременно проклятие, потому что Итан не уверен, реален ли «Мастер оригами» или это всего лишь плод его воспаленного сознания. Именно этим зацепила нас Heavy Rain. Именно в этом и заключается главная интрига игры. И, безусловно, именно это вдохнуло жизнь в персонажа по имени Итан Марс.


Эцио Аудиторе (Assassin’s Creed 2)

Эцио Аудиторе, горячий итальянский парень, красавец и ловелас, не подозревал, что уготовила ему судьба. Да и что можно «подозревать» в 17 лет кроме отчаянной тяги к представительницам противоположного пола? Но когда его отца и братьев приговаривают к смертной казни, а затем на его глазах приводят приговор в исполнение – жизнь Эцио кардинально меняется. Он хочет мстить, он хочет увидеть головы предателей, насаженные на пики городских ворот.

Главная заслуга сценаристов Assassin’s Creed 2, как мне кажется, заключается в том, что они позволили Эцио расти, развиваться и, что самое важное, стареть. Под конец мы видим перед собой уставшего, побитого жизнью человека, чье желание мести полностью сожрало его изнутри. Это уже не человек даже, так – оболочка. И когда он пишет письма своей сестре, грустные и очень трогательные письма, вспоминая себя молодым, нетронутым жизнью, ты окончательно веришь в его реальность. Это умение красиво стареть и взглянуть на прошедшие годы взрослым, мудрым взглядом – идеальная финальная точка для второй части.


Нико Беллик (Grand Theft Auto 4)

Буквально несколько лет назад песня с фразой «Я начал жизнь в трущобах городских» звучала из каждого утюга. Нико Беллик, выходец из Восточной Европы, решивший покорить США, мог бы подписаться под каждым словом. Нико – нетипичный для индустрии герой, потому как героем, по большому счету, не является. Наоборот, это отъявленный бандит, которому все равно, кого, когда и зачем убивать. Он любит проституток и готов проводить с ними все свободное время. Он любит выпить и жирно, сытно поесть. Он вообще любит жить. Так, будто никакого «завтра» не будет.

Тем не менее, не поверить в него было невозможно. Да и симпатию он вызывал, наш Нико. Те, кто жил в России 90-х, поймут, откуда эта теплая привязанность к герою. Он, конечно, по-своему двинутый на всю голову, но двинутый по всем принципам и порядкам. По той самой «воровской морали», которую можно презирать, которую можно искоренять, но которая имеет определенный флер романтики и «порядочности». Для страны, в которой каждый десятый, так или иначе, прошел через лагеря или тюрьмы – знаковый персонаж.


Агент 47 (сериал Hitman)

Профессиональный, жесткий убийца – таким кажется Агент 47, когда проходишь первую часть. Ни один мускул на его квадратном лице не дернется, когда он душит, режет, расстреливает, вешает, травит. Складывается впечатление, что для него это механическая, рутинная работа, которая не вызывает никаких эмоций. Но очень быстро за этими, казалось бы, простыми и обыденными смертями начинает вырисовываться человек, который стал жертвой обстоятельств. Которого – в прямом смысле этого слова! – выращивали, чтобы превратить в мясника, в хладнокровного убийцу.

С каждой новой серией, с каждым новым приключением мы все лучше и лучше понимали мотивы и первопричины тех или иных действий Агента 47. Нет, это не вызывало симпатию. Более того, придумать более несимпатичного персонажа – это еще постараться надо. Но это позволяло понять, почему он стал таким. Из-за кого он стал таким. И почему его финальной целью, смыслом всей его жизни стало уничтожение людей, создавших его. Он пошел против системы и тем самым доказал, что он – человек. Пусть и нарисованный художниками, приведенный в движение аниматорами и придуманный сценаристами. Но человек.


Макс Пейн (сериал Max Payne)

Макс Пейн, как и Итан Марс, – простой человек, попавший, мягко говоря, не в самую простую жизненную ситуацию. Только если Итан – архитектор, который в самых страшных кошмарах не видел те ужасы, которые с ним произошли, то Макс всегда знал, что рано или поздно он нарвется. Ничего удивительного: быть честным копом в насквозь прогнившей системе – это как с красной тряпкой маршировать перед носом у быка. Поэтому когда наркомафия убивает жену и дочь Макса, он, кажется, не сильно удивлен. Раздавлен, подавлен, уничтожен – да, но удивления в его глазах мы не видим.

А дальше произошло то, что должно было произойти – Макс начинает мстить. Мстить всему миру. И этот мир вдруг становится шатким, нестабильным. Граница между реальным и ирреальным постепенно истончается, погружая нас все глубже и глубже в самые отдаленные места подсознания героя. Такими нам запомнились первые две части. Третья многими фанатами сериала была воспринята как личное оскорбление, как надругательство. И я могу их понять. Единственное, что можно сказать в защиту авторов: Макс Пейн образца третьей части, конечно, не имеет никакого отношения к оригиналу, но также является вполне себе живым персонажем. Разве что совсем с другими проблемами.


Обезьяна (Enslaved: Odyssey to the West)

Недооцененная и попросту многими не понятая Enslaved: Odyssey to the West подарила нам одного из лучших героев новой волны – Обезьяну. Понятно, что это прозвище. Но, как и во всех японских играх, прозвище может сказать о герое больше, чем стандартные Том, Макс или Сергей. Обезьяна – один из немногих, кто пережил страшные катаклизмы и смог выжить в Нью-Йорке, превратившемся в непроходимые джунгли. Он встречает девушку-нахалку Трип, которая тут же надевает на него хитрый ошейник. Умрет она – умрет и Обезьяна. Так они становятся напарниками, так их судьбы переплетаются.

Сразу очень трудно понять, чем Обезьяна так цепляет. С одной стороны, он немногословен и мрачен. Ему не нравится Трип, ему не нравится ошейник, ему не нравится мир, в котором он вынужден существовать. С другой, он отчаянно борется за жизнь – свою и местной вариации на тему белой госпожи – и верит, что только любовь способна дать этой планете второй шанс. Любовь ни к кому-то конкретному, а любовь как состояние души, как мировоззрение, как философия, если хотите. И эта любовь, это чувство, зарождающееся между двумя отдельно взятыми людьми на фоне практически полностью разрушенной цивилизации – это то немногое, что дает надежду: мы – не животные, мы – люди. Это трудно описать словами, это и правда лучше увидеть. Есть возможность поиграть в Enslaved: Odyssey to the West – обязательно воспользуйтесь этим шансом!


Коммандер Шепард (сериал Mass Effect)

Коммандер Шепард – это как Майкл Джексон: все плюются, но все слушают. Даже люди далекие от игровой индустрии знают это имя. Причина столь болезненной реакции аудитории по отношению к этому герою кроется в структуре ценностей, заложенных в него создателями. Коммандер Шепард – это до карикатуры правильный, честный, порядочный, прекрасный, мужественный, ответственный человек. Это такой собирательный образ всего лучшего, что должно быть в мужчине (женскую версию персонажа оставим за скобками, потому что она и правда комична). Всего того, что воспевает классическая литература, музыка и кино.

Это, по сути, и вызывает отторжение у большой части аудитории. Наверное, потому что все мы понимаем, что никогда не сможем соответствовать образу, созданному сценаристами BioWare. Мы бы очень хотели быть такими, как Шепард. Но у нас не получается побороть наши страхи, пороки – все то, что и делает нас людьми. При этом не играть в Mass Effect невозможно. Это как невозможно оторвать взгляд от северного сияния или бегущего гепарда. В мире должно быть что-то идеальное. Раздражающе прекрасное, восхитительное, недостижимое.


Кейт Уолкер (сериал Syberia)

Когда Кейт Уолкер, успешный юрист из Нью-Йорка, приехала в уютный швейцарский городок Валадилен, шел дождь. А по улице двигалась скромная похоронная процессия. Гроб несли странные механизированные роботы, впереди – барабанщик, отбивающий такт. Вокруг – старинные аккуратные здания, мощеные улицы и кадки с цветами. И ни одной живой души. Ведь Валадилен практически опустел за последние несколько лет: фабрика, выпускающая механические игрушки, закрыта, а Кейт приехала, чтобы, говоря языком юристов, «закрыть сделку». Приехала на день – осталась навсегда.

Впрочем, саму историю вы наверняка хорошо знаете. Другой вопрос: в чем заключено очарование Кейт, почему ее тут же полюбили миллионы игроков по всему миру? Как мне кажется, только по одной причине: Кейт пожертвовала карьерой, наплевала на все «надо» и «пожалуйста», исходившие от родственников и друзей, и не побоялась прыгнуть в кроличью нору. Она отправилась в удивительное путешествие, рискуя всем, потому что не могла поступить иначе. Не могла предать друга, не могла предать свою мечту – сесть на поезд и поехать туда, где нет ни знакомых, ни друзей. А есть только бесконечный снег, злой медведь, мрачные священники и хитрые авантюристы. То есть туда, где есть жизнь, не строящаяся по типичному плану «дом-работа-дом». Наверное, у каждого из вас было желание сесть на проходящий мимо поезд и уехать в неизвестном направлении. И открыть для себя мир, о существовании которого вы даже не догадывались. Кейт реализовала эту детскую мечту за нас. Спасибо тебе.


Джон Марстон (Red Dead Redemption)

Вестерн – жанр локальный. Это как рассказывать американцу анекдоты про Петьку и Василия Ивановича: перевести можно, но вложить в голову другой менталитет, мифологию и историю не получится. Так и вестерн как жанр популярен в США, более-менее понятен в Европе, практически неизвестен в России. Но Red Dead Redemption удалось пробиться через глухую стену непонимания специфики этой части американской культуры не только в Европе, но и в России. Потому что если откинуть весь антураж времен золотой лихорадки, то в остатке мы имеем колоритного, наглого и очень симпатичного героя Джона Марстона.

Как и Нико Белик, его нельзя назвать рубахой-парнем. Головорез каких еще поискать, вор и прохиндей, но, несмотря на это, – человек с определенной системой моральных координат. Предавать друзей – нельзя, но если на кону твоя жизнь – хм, можно поразмыслить над этим. Обманывать дам не стоит, а вот использовать в своих плотских и корыстных целях – почему бы и нет? Тем более удивительно наблюдать, как одна за другой эти мнимые «ценности» уходят на второй план, уступая место самому главному – раскаянью. Замолить и смыть кровь с рук – задача не из простых. Да и Джон Марстон не так, чтобы полностью посвящает себя этому. Он просто движется по реке жизни, перебираясь от одного берега до другого. Но почему-то все равно вызывает симпатию.


Джейд (Beyond Good & Evil)

С Джейд из Beyond Good & Evil у меня ассоциируется только одно слово – «дружба». Верная, честная, неподкупная. Дружба, для которой не существует ни времени, ни рамок, ни препятствий. Все, что делает Джейд, так или иначе подчинено одной цели: помочь своим друзьям, поддержать их или защитить. Борьба с монстрами, решение головоломок – все это, скорее, фон, нежели суть. Фон, кстати, великолепный, но, увы, не нашедший массового зрителя, ведь в коммерческом плане Beyond Good & Evil провалилась.

Но вот удивительное дело: многие игры получали высокие баллы прессы, но не окупались. Вот только про эти игры почему-то все быстро забывают. А Beyond Good & Evil помнят. Любая новость, любое упоминание игры в том или ином материале вызывает бурю комментариев и эмоций со стороны наших читателей. Все тут же вспоминают Джейд и Пейдж, их шутки и удивительные приключения. А еще все вспоминают дружбу, которая, прости господи, свела вместе и скрепила навеки хряка-пердуна и зеленоглазую красавицу. Если в мире есть справедливость, то мы еще не раз встретимся с этой компашкой!


Конечно, за бортом этого материала остались десятки не менее харизматичных и интересных персонажей. Каждый, думаю, может сходу называть не один десяток героев, которые тронули, запомнились, запали в душу. Благо, с появлением Интернета у всех нас появилась возможность рассказать о своих самых любимых, возможно, любимых с раннего детства героях. Сохранить их и дать им новую жизнь – в памяти людей, в рассказах о них своим друзьям.

Не бойтесь оставаться детьми. Это не стыдно!

143
169
Комментарии:  169
Ваш комментарий

Понравилось описание про Эцио Аудиторре аж за душу тронуло,я считаю части с Эцио самые лучшие из всей серии Assassin’s Creed

Только что смотрел несколько серий фильма про КТЦ Смерч - вот они для меня и есть настоящие герои. Ну а шепард - это так жалкое подобие ;)) а минусует пятая колонна ...

При этом не играть в Mass Effect невозможно. Да что вы говорите. Няшное человеческое лицо:

Нико и Шепард более плоских и попсовых героев еще поискать нужно. Это, по сути, и вызывает отторжение у большой части аудитории. Мы бы очень хотели быть такими, как Шепард. Но у нас не получается побороть наши страхи, пороки – все то, что и делает нас людьми. Большего бреда давно не слышал. Отторжение вызывает плоскость и шаблонность данного персонажа, а не выше перечисленное. Для русского человека он скорее как Виктор Цой, все-таки умер и все-таки Шепард жив... жив в наших сердцах.meeloor Не нужно сравнивать лучшего исполнителя рок музыки и это попсовое недоразумение.

Мне понравилось, молодец! молоца!

точно, шепард он такой =)

Шепард такой, каким ты его сделаешь.

Не знаю как вам, а мне в душу очень запал Рауль Менендес, более гениальных и "живых" злодее я еще не встречал.

Berserker_Soslan Полностью согласен, обожаю Эцио.

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ