Памятка для геймера: Сколько киберпанков существует? Киберпанк и похожие жанры

В интернете главенствует мнение, что жанр киберпанк это огромный, многоликий и разнообразный жанр, включающий в себя фильмы, аниме и игры. Но на самом деле все гораздо сложнее. Существует несколько жанров, которые называются киберпанком, а также ряд жанров, которые принимаются за киберпанк, но им не являются. В этом блоге мы рассмотрим все существующие киберпанки и похожие жанры.

Протокиберпанк

Прежде чем Брюс Стерлинг задумал свою “новую фантастику”, которая в итоге и стала киберпанком, многие фантасты писали весьма и весьма продвинутые произведения, включающие в себя использование компьютеров, имплантов, биотехнологий и прочего такого. Благодаря киберпанкам мы можем назвать группу этих произведений протокиберпанком.

Ключевыми писателями будут Томас Пинчон, Джон Ширли, Вернор Виндж и Филип Дик. Печально, но Вернор Виндж который писал свои книги на компьютере до эры киберпанка так и не получил должного внимания гик-сообщества, хотя стоило бы - его роман “Подлинные имена” 1981 года ничуть не хуже классического киберпанка. Да и Джон Ширли, предсказавший жанры киберпанк и наупанк в романе “И пришел Город” 1980 года тоже ничуть не хуже.

Примеры произведений:

  • Томас Пинчон - “V” (1963) и “Радуга тяготения” (1973).
  • Джон Браннер - The Shockwave Rider, (1975)
  • Филип Дик - “Симулякры” (1964), "Команда корректировки"(1954), "Убик" (1969), “Мечтают ли андроиды об электроовцах?” (1968).
  • Вернор Виндж - “Подлинные имена” (1981)
  • Харлан Эллисон - "У меня нет рта, но я должен кричать" (1967) - в Steam есть одноименная игра
  • Джеймс Типтри-младший “Девочка, которую подключили” (1973)
  • Джозеф Макэлрой “Плюс” (1977) - Крайне необычная книга
  • Норман Спинрад - Bug Jack Barron, (1969)

Техно-нуар

Еще до появления жанра киберпанк существовал жанр Sci-Fi Noir, он же научно-фантастический нуар, представленный преимущественно в кино. В 80е годы он трансформировался в Tech Noir - жанр, который совмещал передовые идеи научной фантастики, нуарные элементы и детективные истории. К сожалению, многие критики не увидели разницы между ним и киберпанком, поэтому 90% всех материалов относят такие фильмы как “Бегущий по лезвию” и “Робокоп” к киберпанку. Но это не киберпанк. Это техно-нуар.

Характерная черта сай-фай нуара и техно-нуара это мир, враждебный для героя. Большой упор делается на природу человека, психологию, отношения между людьми, коррупцию и условности мира, мешающие миру функционировать правильно. В подобном нуаре нет радости использования технологий, да и сами технологии часто являются лишь декорацией. Зато в техно-нуаре есть неповторимая атмосфера 80х.

Игра RoboCop: Rogue City передает атмосферу техно нуара 80х
Игра RoboCop: Rogue City передает атмосферу техно нуара 80х

Вообще, ключевая черта, отличающая техно-нуар от киберпанка заключается в том, что в киберпанке герои хорошо понимают по каким правилам живет мир и сами принимают решения. Они способны бороться и побеждать. А в техно-нуаре герои часто ошибаются, им приходится сбегать или предпринимать отчаянные попытки победить. Нуар с самого начала ставит героя в невыгодное положение. В киберпанке обычно не так.

Сounterpart - настоящий hidden gem от мира сериалов
Сounterpart - настоящий hidden gem от мира сериалов

Типичный Sci-Fi Noir это фильм “Альфавиль”1965 года, из современного я бы выделил сериал Counterpart 2017 года, про паралельный мир-двойник, возникший в ходе эксперимента. Довольно близко к Sci-Fi Noir находится игра Murdered: Soul Suspect. Можно еще вспомнить Lacuna – A Sci-Fi Noir Adventure, рассказывающую о расследовании планетарного масштаба. Можно предположить, что игра The Bureau XCOM Declassified тоже является сай-фай нуаром, хотя по атмосфере это крутой детектив. Сюдаже я бы отнес The Darkside Detective и Gunpoint. Можно вспомнить еще мрачный квест Gemini Rue.

Типичный техно-нуар в кино это “Робокоп” 1987 года и “Бегущий по лезвию” 1982 года. Есть мнение, что техно-нуар это не жанр, а особая эстетика в кино 80х годов, включающий в себя обязательный показ ночных клубов, слепящего света из окон и прочих характерных для фильмов того времени вещей. Сам термин техно-нуар был взят из фильма Джеймса Кэмерона "Терминатор" 1984 года. Это было название ночного клуба. В фильме есть сцена, где герой Арнольда Шварцнегера стоит на фоне надписи Tech Noir.

Существуют фильмы, созданные на стыке техно-нуара и киберпанка, например, One Point 0, но это скорее исключение. А вот в видеоиграх присутствует сильное влияние техно-нуара. Бывает даже так, что киберпанк и техно-нуар существуют в одной игре не мешая друг другу - примеры тому игра Hard Reset и VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action.

Долгое время техно-нуар жил в тени киберпанка, но в последние годы ситуация выправляется. Во многом это заслуга ценителей кино, ведущих свою блогерскую деятельность и музыкантов жанра ретровейв, которые посвящали техно-нуару песни и клипы. Канал AdultSwim для продвижения мультсериала "Рик и Морти" выпустил серию роликов The Non-Canonical Adventures, являющихся пародиями на техно-нуар фильмы.

Сейчас многие разработчики уже не называют свои игры киберпанком, а указывают их настоящий жанр - например, стратегия All Walls Must Fall - A Tech-Noir Tactics Game.

По мнению разработчиков из inbetweengames техно-нуар выглядит так
По мнению разработчиков из inbetweengames техно-нуар выглядит так

Их техно-нуар игр можно выделить Shadows of Doubt, Observer: System Redux, Tesla Effect и Tales of the Neon Sea, Void And Meddler, Technobabylon. По какой-то нейизвестной причине, многие из них выполнены в пиксель-арте.

Примеры произведений:

  • "Бегущий по лезвию" и "Бегущий по лезвию 2049"
  • "Робокоп" (1987)
  • Split Second (1992)
  • "Гаттака" (1997)
  • "13й этаж" (1999)
  • "12 Обезьян" (1995)
  • "Тёмный город" (1998)
  • "Терминатор" (1984)
  • В некоторых источниках - "Восставший из ада" (1987)

Киберпанк

Так выглядели упаковки игр конца 80х
Так выглядели упаковки игр конца 80х

Ну вот мы и добрались до виновника торжества. Жанр, который мало кто понимал еще в момент формирования и который сейчас кажется не понимает уже никто. Давайте вспомним почему и как вообще возник киберпанк.

У киберпанка есть создатель - писатель Брюс Стерлинг. Переживая за экономическое состояние научной фантастики, а также ее качество, он задумал создать “новую научную фантастику” которая бы формировала сюжеты на основе сегодняшнего дня, его научно-технических открытий и культуры. Потом киберпанк обогатился за счет субкультур 80х - рокеров и хакеров. Соединив свои усилия с Уильямом Гибсоном, они объединили вокруг себя продвинутых писателей и создали движение. Пэт Кэдиган, Руди Рюкер, Грег Бир, Льюис Шайнер, Уильям Гибсон - вот "Движение", которое создало киберпанк в 80е годы.

Сам термин "киберпанк" творчеству писателей дали критики, которые еще до появления движения, заметили появление некой "панк-фантастики" у протокиберпанков. Он ничего не значил, был выбран случайно и много раз терпел попытки его заменить на другие термины. А после того, как роман Гибсона "Нейромант" в 1985 году получил массу премий и сделал киберпанк популярным, "Движение" распалось, а жанр умер. Но оставил сильный след в истории фантастики.

В итоге, киберпанк стал новым видением научной-фантастики - его признаками стали трансгуманизм, анархизм и антагонизм, огромная любовь к компьютерам и биотеку, подробный показ быта будущего и глобализация и интеграция всего, чего только можно. Герои киберпанка при всей своей маргинальности и отрешенности от мира не были дешевыми расходниками сюжета - они брали ситуацию в свои руки и выходили победителями.

Пожалуй, лучше всех персонажей культового романа "Нейромант" из-за которого киберпанк стал популярным жанром нарисовал американский иллюстратор Deimos-Remus
Пожалуй, лучше всех персонажей культового романа "Нейромант" из-за которого киберпанк стал популярным жанром нарисовал американский иллюстратор Deimos-Remus

Характерные черты настоящего киберпанка весьма примечательны - причудливость образов, возникших на основе реальной науки - дельфины-хакеры, жидкая плоть, люди с собачьими челюстями, горгульи-историки, Моцарт что гоняет на байке под классику. Даже символ “Движения” - зеркальные очки часто принимал причудливые формы - если вас в Deus Ex смущало что у Адама Дженсена очки прячутся в голову - знайте, это не самодеятельность разработчиков, так было в настоящем киберпанке.

Хотя перезапуск Deus Ex больше относится к пост-киберпанку, очки здесь настоящие, из киберпанка
Хотя перезапуск Deus Ex больше относится к пост-киберпанку, очки здесь настоящие, из киберпанка

Киберпанк был ярким, злым и агрессивным жанром, пытавшийся вернуть техническую грамотность на страницы литературных журналов. Его герои переписывали коды игр чтобы лучше играть, сражались с ИИ, боролись против чудовищ биотека и убегали от якудзы. Где-то на заднем плане мелькали неоновые города и корпорации, но они никогда не были чем-то особенно важным.

Современным гикам и геймерам тяжело объяснить, что киберпанк это не жанр о боязни технологий, не жанр о культурном упадке, не жанр о неоновых городах и имплантах, не жанр возникший благодаря нуару и уж тем более, это не жанр пришедший из Японии.

Киберпанк тяжело описать, поэтому лучшее, что вы можете сделать для его понимания - прочитать то, что писал о жанре сам Брюс Стерлинг: его “Манифест новой научной фантастики”, предисловия к сборникам “Зеркальные очки” и “Сожжение Хром” а также различные статьи про литературу. И тогда киберпанк становится тем, чем и являлся с самого начала - новой научной фантастикой, вдохновленной 80ми.

Яркими примерами киберпанка стали ряд романов и рассказов, позже киберпанк проник в мир видеоигр и сериалов, а также кино. Классический киберпанк мы можем наблюдать в первой Deus Ex, System Shock 2, EXAPUNKS, серии игр Killing Floor. К сожалению, классический киберпанк в видеоиграх огромная редкость. Чаще мы получаем либо обычную фантастику, либо техно-нуар либо что-то другое. Весьма близко к настоящему киберпанку находится Cyberpunk 2077, но это отдельная тема для огромного блога, на который я вряд ли когда-нибудь решусь.

Пост-киберпанк

После того, как движение писателей киберпанков распалось, а киберпанк стал популярным жанром, на сцену вышел пост-киберпанк. На самом деле этот жанр и не жанр вовсе, просто критикам нужно было как то описать более разнообразный и отказавшийся от своих корней киберпанк. Пост-киберпанк все чаще отходил от трансгуманизма и анархизма, все больше посвящал себя проблемам будущего, но в основе своей он был все тем же жанром о крутости технологий.

Если вы геймер, то вам стоит знать, что один только роман “Лавина” 1992 года Нила Стивенсона оказал огромное влияние на мир игр. Прочитав его, выдающийся разработчик Майкл Абраш ушел из Microsoft в Id Software, а затем стал сотрудником Valve. Многие разработчики игр вдохновлялись этим романом.

Яркие примеры пост-киберпанка в играх это Ghostrunner, Ruiner, перезапуск Deus Ex, Black Future '88 и Remember Me. Да и в целом, практически все современные киберпанк игры это пост-киберпанк.

Примеры произведений:

  • Нил Стивенсон: "Лавина" (1992), "Алмазный век" (1995)
  • Брюс Стерлинг: "Острова в сети" (1988)
  • Джеф Нун: "Вирт" (1993)
  • Эрнест Клайн "Первому игроку приготовиться" (2011)
  • Пол Ди Филиппо - сборник "Рибофанк" (1996)

Японский кино-киберпанк

Этот жанр самый малоизвестный из всех киберпанков, но при этом о нем фантастически много информации даже в рунете. Он не является киберпанком в привычном нам понимании. Японский киношный киберпанк это разновидность фильмов ужасов, построенная на сюрреализме, боди-хорроре, метаморфозах и пугающих образах. Не последнее место играла во всем этом рок-музыка.

Принято считать, что жизнь жанру дал режиссер Сого Исии, снявший в 1980 году фильм “Дорога безумного грома” рассказывающий о бандах байкеров в альтернативной Японии. В 1982 году он снимает “Взрывающийся город”, фильм о противостоянии панков и якудза. Фильм оказывается пропитан панк-роком на 300% и становится чуть ли не лучшей рекламой панк-субкультуры на тот момент.

Но если фильмы Сого Исии несли в себе много бунта, протеста и энергии рок-музыки, то дальше жанр приобрел мрачные черты техно-хоррора.

Наиболее известным режиссером японского киберпанка в мире считается Синъя Цукамото, автор фильма “Тэцуо — железный человек” 1989 года, (который, как рассказал мне мой друг увлеченный киберпанком Asuka88), был вдохновлен антагонистом аниме “Акира” - Тэцуо. Другой важный режиссер - Сёзин Фукуи - прославился фильмами “Пинокио 964” (1991) и “Любитель резины” 1996 года.

В целом, японский кино-киберпанк это весьма жуткое зрелище. Низкобюджетные эффекты выглядят пугающе, человек сращивается с механизмами, проводами и стальными жилами, учиняет зверства и теряет человеческий облик. Это типичное андеграундное кино для ценителей.

Японский киберпанк

Последний "Призрак в доспехах" часто ругают за графику, но стоит признать - сюжетно это все еще лучший японский киберпанк, азиацентричный, социальный и местами чертовски грустный. А еще в нем заметно влияние наупанка
Последний "Призрак в доспехах" часто ругают за графику, но стоит признать - сюжетно это все еще лучший японский киберпанк, азиацентричный, социальный и местами чертовски грустный. А еще в нем заметно влияние наупанка

По какой-то непонятной причине, все кто пишет про японский киберпанк, указывают лишь аниме и мангу, забывая о том, что японский киберпанк это еще и литература. Как и в США, в 80е годы в Японии выходили киберпанк романы. Можно вспомнить писателей Марико Охара, Цукаса Хигасино и Кейсуке Ито. Это лишь часть имен, что нашлась без особых проблем, поэтому тему нужно развивать и искать больше японского литературного киберпанка.

Сделанное  по мотивам игры, аниме Serial Experiments Lain стало классикой киберпанка, хотя сами авторы не планировали делать киберпанк и считали аниме историей о конфликте сетей
Сделанное по мотивам игры, аниме Serial Experiments Lain стало классикой киберпанка, хотя сами авторы не планировали делать киберпанк и считали аниме историей о конфликте сетей

В целом, для любого японского киберпанка характерен авторский взгляд на вещи - кто-то пишет про природу человека, кто-то про природу вещей, ну а кто-то просто создает сюрреалистичные фантазии. Японский киберпанк это не движение и не попытка что-то изменить в фантастике - это чистое творчество. От Брюса Стерлинга мы знаем, что про западный киберпанк в Японии узнали в середине 80х. Литературный критик Теруюки Хашимото же пишет о том, что на японский киберпанк больше повлияли протокиберпанки, чем киберпанки. Поэтому мы можем сделать вывод, что японский киберпанк самостоятельный жанр, появившийся из-за интереса к компьютерам.

Первая серия Bubblegum Crisis это настоящий шок для читателя киберпанка - в нем сливается рок музыка и причудливый биотек
Первая серия Bubblegum Crisis это настоящий шок для читателя киберпанка - в нем сливается рок музыка и причудливый биотек

Крайне необычно, что зачастую японский киберпанк идеально воспроизводил киберпанк западный - к примеру, аниме Bubblegum Crisis, в котором рок-музыка и причудливые образы соединились в одной истории.

Ninja Slayer - необычная и талантливая пародия на киберпанк и аниме в целом
Ninja Slayer - необычная и талантливая пародия на киберпанк и аниме в целом

Одна из сильных причин японского киберпанка - его разнообразие. В нем есть философские и глубокие вещи, наполненные маниакальным внимание к технологиям - Ghost in the Shell, пародии выходящие за рамки жанра - Ninja Slayer, более близкие к гуманитарной фантастике истории - Psycho-Pass, техно-нуар в киберпанк мире - Mardock Scramble, неординарные и трудные для восприятия истории - Serial Experiments Lain. В отличии от западного, японский киберпанк никогда не умирал и похоже не собирается.

Наупанк

“В поле зрения” многие критики отнесли к пост-киберпанку. На самом деле начинается он как наупанк а завершается как киберпанк
“В поле зрения” многие критики отнесли к пост-киберпанку. На самом деле начинается он как наупанк а завершается как киберпанк

После трагедии 11 сентября 2001 года общество США изменилось. Изменились и спецслужбы. Все это рано или поздно должно было отразится в искусстве. Создатель киберпанка Брюс Стерлинг к тому времени уже заметил ряд новых тенденций - хакеры получали все больше возможностей влиять на мир и это не было киберпанком, это было реальностью. А подростки сходят с ума видеоиграм и аниме.

В ближайшей перспективе это давало невероятные результаты - спецслужбы создают мощные системы слежения, хакеры взламывают самые сложные системы, гик-культура из обычных увлечений превращается в нечто большее. Взяв такую картину будущего на заметку, Брюс Стерлинг пишет роман “Зенитный угол”, который видит свет в 2004 году. Этот роман знакомит жанр технотриллера с гик-культурой и получает новое название - наупанк. В преддверии выхода романа Стерлинг пишет такое письмо:

Моя следующая книга — технотриллер “Зенитный угол”, ближайшее будущее. Это научно-фантастический роман, действие которого происходит не в будущем. Гибсон делает тоже самое. Это тенденция среди стареющих киберпанков. Это не киберпанк, это не стимпанк, это NOWpunk. Я горжусь этим, особенно когда вижу всех этих подростков со своими аниме и RPG.

“Зенитный угол” рассказывает историю гениального программиста Вана, устраивающегося на госслужбу после 11 сентября, дабы создать для правительства мощную систему слежения. Но у Вана есть проблемы как в семейной жизни, так и в работе - один спутник ведя себя очень странно. Роман обращал внимание на такие темы как программирование, метеорология, IT-индустрия, индийский шоу-бизнес, литература и гик-культура. Есть мнение, что Стерлинг понимал, что роман могут не принять читатели и специально встроил в него моменты, характерные для обычных технотриллеров, которые сегодня выглядят очень кринжово.

Более ранний рассказ Стерлинга “Манеки-неко” 1998 года тоже можно отнести к наупанку. В нем рассказывается история простого японца, чьими действиями руководит хакер. Уильям Гибсон тоже писал наупанк - его романы “Распознавания образов” и “Страна призраков” уже не были киберпанком.

Жанр остался непонят критиками и они по старинке относили творчество этих писателей к киберпанку. По сути, жанр умер, но возродился в 2010х годах. Тема систем слежения стала доминирующей в наупанке и послужила основой для ряда произведений. Фантастический сериал “В поле зрения” стартовал в 2011 году и представлял собой нечто среднее между романом “Зенитный угол” и “Нейромант” Уильяма Гибсона. Чуть позже Нил Стивенсон выпускает роман “Вирус”, рассказывающий о видеоигре с детальной симуляцией мира и добычи валюты в этой игре.

Настоящим наупанк-прорывом является игра Watch Dogs, вышедшая в 2014 году. Это по прежнему история про систему слежения, но теперь образ хакера здесь совмещен с образом наемника - раньше в киберпанке это были разные амплуа. Игра оказывается очень продвинутой в плане понимания темы хакерства и IT-безопасности и хорошо показывала, насколько технологии проникли в нашу жизнь.

По сути, наупанк заменяет киберпанк в новом веке - это снова литература, что рассказывает о последних достижениях науки и техники, делает их важной частью сюжета, только теперь практически каждый может сам взять и попробовать эти программы, девайсы и технологии. Ну или хотя бы почитать о них на множестве специализированных ресурсов. Наупанк рассказывает о проблемах, возможностях и темных сторонах современных технологий и гик-культуры.

Payday 2 выделилась от других криминальных игр крутым наупанк сюжетом с тайными сетями, предательствами и похищением серверов
Payday 2 выделилась от других криминальных игр крутым наупанк сюжетом с тайными сетями, предательствами и похищением серверов

Наупанк не слишком распространен среди игр да и сам термин малоизвестен. Можно выделить игры Payday 2, Cyber Ops, серию Watch Dogs и Neo Cab.

Японский наупанк

Фалькон из "Кровавого понедельника"
Фалькон из "Кровавого понедельника"

Независимо от Брюса Стерлинга в Японии рядом сценаристов и мангак были созданы произведения, которые можно отнести к наупанку. В большинстве своем, это были технотриллеры, но позже появился чисто японский вариант наупанка - в нем героями выступали представители субкультур геймеров, отаку и NEET. Кроме того, японский наупанк отметился амплуа юной хакерши и геймерши, вероятным прототипом для которой послужила Лейн Ивакура из аниме Serial Experiments Lain, которое не является наупанком.

Начало японского наупанка можно увидеть в комедийном аниме Battle Programmer Shirase 2003 года, в котором хакерские войны и взломы ведутся с телефонов и позволяют сбивать спутники. Аниме было комедией про проблемы японского общества и не слишком детально показывало процессы взломов, однако, давало некое представление о работе хакеров тех лет. У аниме должно было быть продолжение про повзрослевших героев, но оно не вышло.

В отличии от западного наупанка, который поначалу был эхом последствий 11 сентября, японский наупанк больше был про технологии и культуру в целом. Но были и необычные примеры. Вначале манга (2007), а затем и дорама “Кровавый понедельник”(2009) рассказывала историю юного хакера Фалькона, который из-за работы отца оказался в центре конфликта, известного как “Кровавый понедельник”. Дорама интересна наличием лютой клюквы - история начинается в России, неплохо говорящими по русски актерами и темой биологического оружия. Кроме того, в дораме пытаются более-менее интересно показать процесс взлома, то и дело демонстрируя зрителю консоль, а однажды крупным планом даже показана команда Kill-9.

Полнометражное аниме “Летние войны” 2009 года балансирует между протокиберпанком и наупанком - оно критикует централизованные и взаимозависимые системы, показывая их уязвимость перед злоумышленниками и различными обстоятельствами. В нем без труда можно увидеть и “Подлинные имена”, но по социальному посылку это просто обычное аниме о семейных ценностях. Не самый удачный японский наупанк.

Аниме “Записная книжка Бога” 2011 года лишь притворяется наупанком - на сюжет этого детективного аниме девочка-гений, что все время проводит за компьютером не влияет. Но показывает весьма яркий и необычный образ современного опасного интеллектуала.

Интересно, что второй сезон Sword Art Online является наупанком. В нем рассказана история таинственных смертей игроков, погибших в игре Gun Gale Online. При этом, SAO не является киберпанком или наупанком в целом.

И Джуничеро Кагами и само аниме являются пародией на другие тайтлы, однако, это не отменяет умелого встраивания гик-культуры в сюжет. Пусть и крайне несерьезный
И Джуничеро Кагами и само аниме являются пародией на другие тайтлы, однако, это не отменяет умелого встраивания гик-культуры в сюжет. Пусть и крайне несерьезный

Настоящим успехом японского наупанка является тайтл “Он — сильнейший учитель!” 2015 года, в котором безумный отаку Джуничеро Кагами с помощью блогов, соцсетей и видеоигр и манги обучал учеников, исправлял хулиганов, нейтрализовывал бандитов и просто менял жизни людей. Здесь нет даже намека на системы слежения, что заметно выделяет аниме из другого наупанка.

Квинтэссенция японского наупанка сегодня - это аниме “Ликорис Рекоил” 2022 года. В нем ощущается след классического западного киберпанка, западного наупанка и аниме и фильмов про полицейских. На поверхности это история про двух подружек, что служат в секретной организации в качестве оперативников. В глубине же это попытка представить, что будет если современные системы слежения и безопасности достигнут идеального, антиутопического уровня? Будет ли от этого лучше всем? Какие подводные камни такой уровень контроля может будет скрывать?

“Ликорис Рекоил” активно цитирует “В поле зрения”, “Джона Уика” и другие западные фильмы. На фоне этого теряется еле заметный след западного киберпанка - аниме буквально в каждую серию помещает какой-то девайс или технологию. Они очень сильно влияют на сюжет и позволяют появиться необычайно красивым и волнующим сценам, раскрывающих персонажей и показывающих уровень современного технологического развития. Кроме того, своими идеями он перекликается с последним “Призраком в доспехах” - критика западного мира и тенденций в нем царящих лежит в основе Lycoris Recoil.

Science Adventure/???

Anonymous;Code недавно вышла в Steam и уже имеет очень положительные отзывы
Anonymous;Code недавно вышла в Steam и уже имеет очень положительные отзывы

Я думаю стоит написать об одном из направлений японской фантастики, не имеющей названия, но имеющей много общего и с киберпанком и наупанком. Для наупанка не характерны фантастические элементы и мистика, однако, игры из серии Science Adventure совмещают мощную наупанк основу с фантастическими элементами. Особенно интересна в этом плане игра и аниме Robotics;Notes, в котором присутствуют трансгуманизм, заговоры, дополненная реальность, ии, гик-культура, мистика и много чего еще. Можно еще вспомнить аниме Accel World, про некое подобие игры под названием "Ускоренный мир".

На мой взгляд игры/аниме и мангу серии Science Adventure стоит отнести к отдельному жанру. Последняя из игр серии - Anonymous;Code - рассказывает о хакерах будущего, а в сюжете присутствуют “Цикада 3301”, симуляция Земли и возможность главного героя загружать моменты реальной жизни, подобно сохранениям в игре.

Our World Is Ended
Our World Is Ended

В этому жанру можно также добавить игры Death end re;Quest и Our World Is Ended, в которых поднимается тема виртуальной реальности.


Как видите, существует много разных киберпанков и похожих жанров. Но важно не то, как называется жанр, а то, что он вам дает. Киберпанк это прекрасный способ открыть для себя огромный мир фантастики, японский киберпанк - удивительный мир аниме и манги, наупанк - огромный мир хакерских историй и гик-культуры. А техно-нуар ведет нас к истокам жанра - черно-белому кино, нуару в литературе, поляру и различным детективным жанрам. Что из этого ближе вам?

Комментарии: 14
Ваш комментарий

Если что-то не понятно, тяжело читается, не достаточно примеров произведений - напишите об этом пожалуйста в комментарии и я постараюсь исправить. Тема киберпанка мне порядком надоела и этот блог получился вымученным и оч тяжелым. Но я надеюсь довести его до идеала.

2

О, прекрасное чтиво, в лучших традициях юзера Nigtmaremasacre. В конце должен быть тест для читателя: к чему относится киберпанк 2077? ))

Кстати, мне кажется ближе всех Молли вышла вот тут:

1

Спасибо. Я написал пост как попытку исправить ошибки что были в самом первом блоге. Я так и не смог для себя решить к чему относится CP2077.

Косплей хороший, но по книге она поверх своих внутренних очков надевала другие - думаю, на эти еще одни очки не налезут.

0

аааа , ты себе ник сменил, ты и есть найтмэрмасакре!) Мне и предыдущий и этот нравятся.

А бывал на канале https://www.youtube.com/@GothenXxX ?

парень тоже местами увлекается КП.

Да, на Молли вообще арта годного мало и верно, линзы точно меньше этих, да и волосы короче должны быть. Да и шмот)

0

Я знаю этот канал и круто что он переводит "Дешевую правду", однако, как и другие каналы, его проблема в том, что нет критической оценки того, что он рассказывает. Видео про биопанк? Серьезно? Я уже третий год пытаюсь найти откуда это чушь про биопанк пошла и сейчас разыскиваю вот эту статью:

https://fantlab.ru/work533290

А у авторов этих каналов все просто - раз есть статья на Википедии, значит есть и жанр. Они не пытаются найти что-то свое в теме и рассказывать об этом. Наоборот, они многое упрощают. Я думаю что его видео хороши на фоне совсем уж поверхностных обзоров от других каналов, но они никогда не будут на том же уровне, что контент специалистов по жанру.

Взять те же лекции Герасимова, Косенко, подкаст Поляринова или "Новая Нормальность" про протокиберпанк. Это уровень лекций из университета. И я предпочитаю смотреть и слушать именно такое, потому что мне после такого контента есть куда копать дальше

1

Ха! А я так и не добрался до этого видео про био)) аж расхачивается теперь). Я, конечно, не подкован в литературном плане так, чтоб раскусить поделку.

Оо, благодарю за релкмку, сейчас порыскаю этих товарищей.

Значит ему есть куда расти, пожелаем ему это делать)

1

довольно любопытная статья. я довольно тепло отношусь к киберпанку как в литературе, так и в аниме. аниме я вообще изначально начал смотреть только из-за этого жанра, а уже потом плавно перешел во все остальные.

но вот про техно-нуар я услышал (прочитал) впервые. что любопытно, судя по описанию, многие черты, присущие этому жанру, я считал чертами старого киберпанка прошлого века. между прочим эти черты мне очень нравились, и то, что многие более современные представители киберпанка (или, оказывается, какого-то из поджанров) эти самые черты растеряли, меня сильно печалило. я думал, что это просто современные создатели пишут какую-то попсу, прикрываясь названием жанра. но, видимо, я заблуждался. просто впоследствии происходило развитие жанра, появлялись ответвления, которые за основу брали определенные черты, а другие исключали или снижали до минимума. про новые темы для сюжетов, возникающие с годами, я молчу.

впрочем, киберпанк и без всяких поджанров довольно многогранен, и писатели свои сюжеты писали не по методичкам, поэтому пересечения могли и должны были быть. к примеру, гнетущая мрачность той или иной степени, витающая в воздухе обреченность, конфликты главного героя с окружающим его миром и самим собой - я думаю что подобные черты вполне были присущи не только к техно-нуару, но и к самому киберпанку, разве что может быть разница в дозировках

автору за статью большое спасибо. люблю иногда поковырять новую для себя информацию по данному жанру.

1

большинство не переведены на русский и не имеют русской фанбазы

0

А "12 обезьян" разве относятся к техно-нуару? По моему это мощная смесь научной фантастики и психологического-триллера. Антиутопичное будущее главного героя, по моему, по минимум фигурирует в фильме, разве можно было отнести этот фильм к техно-нуару или киберпанку?

0

В статьях про жанр относят. Я сам фильм не видел, мне трудно сказать, но судя по описанию следы нуара там есть.

https://www.theringer.com/movies/2021/10/28/22748675/tech-noir-1990s-sci-fi-movies-12-monkeys

0

Киберпанк = фантастика = фэнтези = сказка. Всё это одно и тоже. Просто технологии разные. А всякие эти там деления на жанры и поджанры бессмысленный бред во имя понтов. Каждый хочет выделиться, мол смотрите - я работаю вот в этом жанре! Это не какой-то там вам киберпанк. Это техно-нуар. Не путайте! Или поглядите - я книгу новую написал. Это не просто книга - это новый жанр!

Смех и только. Если кратко. Киберпанк, быть может, и можно поделить на несколько категорий, но современное деление на поджанры уже давно не знает никаких границ. Всё больше и больше придумывают делений одного и того же, по сути. На мой взгляд, в Киберпанк входят вообще все поджанры, перечисленные в этой статье автора. Просто в каждом типе киберпанка уровень технологий разный. А в остальном всё примерно тоже самое. Технологии - единственное различие.

Интересно, что второй сезон Sword Art Online является наупанком. В нем рассказана история таинственных смертей игроков, погибших в игре Gun Gale Online. При этом, SAO не является киберпанком или наупанком в целом.

А чем SAO является в целом тогда? Как по мне, ни один сезон нельзя отнести к какому-либо жанру. В каждом сезоне есть вообще всё. SAO в целом это сборная солянка всех возможных жанров, быть может, даже пока ещё непридуманных жанров. Сезоны SAO в целом имеют вообще всё.

Можно много чего понаписать ещё, конечно, но раз сам автор в комментах говорит, мол ему не интересна тема, о которой пишет. Мол порядком надоела. Значит и в комментах особого смысла нет. И на этом можно закругляться.

-9

Главная ошибка в формуле — Киберпанк = фантастика ≠ фэнтези. Это как Лук = метательное оружие ≠ огнестрельное оружие. Принцип и построение радикально различаются.

6