на главную
об игре
Alone in the Dark (1992) 1992 г.

Alone in the Dark возвращается! Вспоминаем оригинальную игру 1992 года

Alone in the Dark возвращается! Уже завтра, 20 марта, выходит новая версия этой франшизы, которая, возможно, уже не так известна, как раньше из-за неудачных последних частей. Однако, когда в 1992 году вышла первая игра, она вызвала настоящий фурор в индустрии.

Alone in the Dark от французской компании Infogrames стал абсолютным прорывом, превзойдя все ожидания. Она положила основы жанра, который сегодня известен как survival horror. Без Alone in the Dark, возможно, не было бы ни серии Resident Evil, ни Silent Hill. Что же сделало эту французскую игру таким особенным?

Если бы вы услышали описание игры, в которой вам придется исследовать похожие на лабиринты коридоры зловещего старого особняка, где управление ограничивает ваше передвижение, а для поворотов приходится стоять на месте и ходить вперед или назад, решать сложные головоломки для продвижения вперед и искать патроны и здоровье для отражения нападений монстров, вы бы подумали, что это описание подходит к Resident Evil.

Однако за четыре года до того, как Capcom выпустила первую игру Resident Evil, французская студия Infogrames выпустила игру, которая в точности соответствовала вышеупомянутому описанию. Во главе с креативным директором Фредериком Рейналем в самом начале 1990-х годов крошечная команда из Лиона смешала лавкрафтианский ужас с прорывным сочетанием 3D-персонажей в реальном времени и 2D-фонов и стала пионером того, что впоследствии стало известно как жанр survival horror.

Рейналь решил демонстрировать действие через необычные ракурсы камер, установленные на высоких потолках, смотрящие вверх с уровня пола или даже через окна, чтобы заглянуть в комнату, которую исследует игрок. Этот подход камерной работе позволил Рэйналю и его команде создавать сцены с большей кинематографичностью, усиливая драматизм и напряжение с помощью переходов между ракурсами и использованием препятствий для скрытия от игрока того, что может находиться за углом.

В отличие от других игр того времени, в которых интро часто сильно отличалось от реального геймплея, в Alone in the Dark было интро, выполненное на движке игры, что было настоящим сюрпризом для того времени. Вся игра, включая начальное интро, сочетала в себе 3D-объекты с нарисованными вручную 2D-фонами. Это создавало впечатление, что игрок наблюдает за иммерсивным фильмом благодаря статичным камерам, расположенным в разных частях комнаты.

Помимо впечатляющей графики с детальной анимацией предметов, их взаимодействия и боевых сцен, владельцы звуковых карт могли насладиться потрясающим звуковым дизайном. Каждый шорох, каждый скрип вызывал мурашки по коже, а разработчики даже уделили внимание таким деталям, как изменение звука шагов при переходе с деревянного пола на ковер. В 1992 году Alone in the Dark была техническим чудом, хотя сегодня это выглядит не так хорошо.

Дерсето был сокрушительно атмосферным

В игре Alone in the Dark игроки могли выбрать роль Эмили Хартвуд или частного детектива Эдварда Карнби, нанятого ею. Несмотря на этот выбор, загадочная смерть дяди Эмили, Джереми Хартвуда, в мрачном особняке под названием Дерсето была ключевым моментом сюжета.

Впрочем, тайна его смерти будет раскрыта уже в самом начале, и вашей главной задачей станет выбраться из этого жуткого дома с привидениями, где действительно можно было почувствовать себя "одним в темноте". По пути мы узнавали все новые и новые подробности о судьбе нашего дяди и истории Дерсето. Решение хитроумных головоломок открывало новые комнаты в доме, а иногда нам приходилось сражаться с чем-то вроде зомби или прыгающей курицы с клыками.

В сочетании с неспешным исследованием дома, отличным саундтреком и музыкой это создавало жуткую атмосферу ужаса, когда игроки боялись неизвестности, того, что скрывается за дверью, а не скримеров или чрезмерного количества крови. В некоторых местах игра была даже нелинейной, позволяя выполнять действия в другом порядке, или давала возможность совершать необязательные действия.

Первая в истории игра в жанре survival horror

Конечный результат превзошел все ожидания разработчиков. Alone in the Dark была названа пионером, опередившим свое время, новаторским шедевром наравне с Prince of Persia и Another World, чудом визуального оформления. Хвалили атмосферу и звук, создающие ощущение, что вы ходите по настоящему дому с привидениями.

Много разговоров было о технологии фиксированной камеры, которая использовалась не только для того, чтобы сделать игровой процесс более кинематографичным, но и в основном потому, что позволяла обойти технические ограничения. Четыре года спустя главный геймдиректор первой части Resident Evil признался, что, если бы он не играл в Alone in the Dark раньше, Resident Evil с самого начала была бы игрой с видом от первого лица.

Процесс разработки и влияние Ктулху

Игра разрабатывалась под несколькими рабочими названиями, которые менялись по ходу работы. Среди них были: In the Dark, Screams in the Dark, The Old Dark House, The Thing in the House и The Evil Fear. Изначально Infogrames даже владела лицензией на ролевую игру The Call of Cthulhu, но в процессе разработки игры она была у них отобрана. Источники называют две разные причины. Согласно одной из них, сюжет игры, взявший из вселенной Лавкрафта лишь несколько деталей, объясняющих происхождение Дерсето и дизайн врагов, и рекламирующий игру как "вдохновленную произведениями Лавкрафта", был слишком мал для владельцев бренда Chaosium, чтобы должным образом отразить дух вселенной, по их мнению. По другой версии, простой геймплей, заключающийся в отстреле монстров и решении головоломок во время прогулки по дому, не уживался с идеей сложной ролевой игры, для которой нужны кубики и блокнот.

На самом деле Alone in the Dark была скорее результатом вдохновения фильмами ужасов 1970-х годов от режиссеров Джорджа Ромеро и Дарио Ардженто. Все началось с того, что мелом на темной бумаге был нарисован культовый кадр с персонажем, держащим лампу в темноте. Действие было решено перенести в 1920-е годы, что оправдывало одиночный поход в такой дом, как Дерсето, без современных изобретений. Также не верилось, что уровень визуального оформления будет достаточно пугающим, поэтому в нескольких местах были добавлены скрипты, в которых игрок мог погибнуть, занимаясь, казалось бы, обычными делами, например, читая книгу. А персонаж Эмили якобы попала в игру в последний момент, чтобы хоть как-то привлечь внимание женской части геймеров того времени.

К сожалению, после завершения работы над Alone In The Dark Рейналь ушел из Infogrames в конкурирующую студию Delphine Software, где продолжил работу над очаровательными играми Little Big Adventure, экшен-приключениями, в которых использовались схожие с Alone In The Dark технологии - 3D-персонажи в реальном времени перемещались по 2D-пространству, но с резким смещением тональности в сторону причудливости).

Трилогия Alone in the Dark

Успех игры привел к тому, что сразу же началась работа над сиквелом - Alone in the Dark II, который вышел через год на немного улучшенном графическом движке "единички". Эдварду снова предстояло найти похищенную девушку, Грейс Сондерс, и след привел его в другой старый дом — на Адскую кухню. Третья часть оригинальной трилогии вышла в 1995 году. В ней Эдвард Карнби расследует исчезновение съемочной группы, находящейся в заброшенном городке в пустыне Мохаве в Калифорнии. Среди пропавших была и Эмили Хартвуд из первой части, а все происходящее было выдержано в атмосфере вестерна Дикого Запада.

Тьма зовет, снова и снова

Infogrames дважды пыталась вернуть серию. В 2001 году за Alone In The Dark: The New Nightmare взялась другая французская студия, Darkworks. Разработанная для PlayStation 2 и портированная на другие консоли и ПК, эта игра была попыткой вернуть серию к истокам, вернувшись к одиночному особняку и сделав упор на головоломки и исследование, а также на стрельбу. Несмотря на то, что игра не была провальной, она страдала от сравнения с восходящей Resident Evil, которая к тому моменту уже четыре раза пересматривала свою основную серию.

Вторая попытка была, пожалуй, более интересной.

В 2008 году третья французская студия, принадлежащая Atari, Eden Games, ранее известная по симуляторам вождения V-Rally и Test Drive Unlimited, выпустила своеобразную перезагрузку, получившую простое название Alone In The Dark. Взяв пример с таких иммерсивных симуляторов, как Deus Ex, эта версия попыталась преодолеть разрыв между головоломками и боями, предоставив игрокам больше свободы в импровизации решений с помощью симулированной физики и системы распространения огня в игре. Смелая игра оказалась неуклюжей и страдала от большого количества багов, провальной для критиков и коммерческой неудачей.

Про ужас из 2015 года под названием Alone in the Dark: Illumination лучше вообще не вспоминать оставив его гнить в одиночестве в темноте забытого всеми.

Как поиграть в Alone in the Dark сегодня?

Все три части оригинальной трилогии можно купить в одном комплекте в Steam прямо сейчас по скидке 90% за 34 рубля. Доступны версии с записанными голосами персонажей и различными дополнениями, например, саундтреком.

Стоит отметить, что некоторое время студия Eden Games работала над ремейком первой части игры, но в итоге проект оказался в мусорной корзине. Его воскресила студия Pieces Interactive под руководством THQ Nordic. Однако вместо ремейка была создана совершенно новая версия истории Эдварда и Эмили в закоулках Дерсето. Удастся ли разработчикам возродить франшизу мы узнаем уже завтра.

Комментарии: 5
Ваш комментарий

В детстве больше по Ecstatica упарывался. Жалко не упомянули похожие проекты.

2

Спасибо за статью. Информативно

1