на главную
об игре
Sherlock Holmes: Crimes and Punishments 28.09.2014

Рецензия на Sherlock Holmes: Crimes and Punishments

За последние годы в телеэфире развелось так много самых разных Шерлоков, что классический детектив в антураже викторианской эпохи ощущается настоящим откровением. Frogwares, правда, от веяний времени не отстает, но надоедливые экшн-QTE – не главное тому подтверждение. Crimes & Punishments хоть и представляется единым целым, по сути является сборником из шести рассказов, сюжетно никак не связанных. Разве что в финале промелькнет какой-то намек, кое-как нанизывающий часть эпизодов-бусинок на общую нитку вместе со скандальным посвящением во вступительных титрах (из-за которого в России игра официально доступна лишь в цифровом виде и лишь на PC). Но это, как и все прочие события «Преступлений и наказаний», можно трактовать совершенно по-разному.

Самым интересным для фанатов книжного Шерлока должен быть тот факт, что часть историй – довольно близкий к тексту пересказ самого Артура Конан Дойля. Это означает, что соответствующие дела распутать довольно легко: пусть в других случаях Холмсу придется потрудиться, чтобы правильно истолковать свидетельства и улики, начитанные игроки без проблем определят, кто отрезал шнур и за что убили гнусного капитана. В этих новеллах особенно хорошо просматривается главный недостаток Crimes & Punishments: короткий рассказ писателя структурно мог быть построен иначе, но он давал больше представления о характерах персонажей и их мотивации, чем его примерно полуторачасовая «игроизация».

Логика чаще всего становится жертвой игровых дизайнеров. И хотя Crimes & Punishments преимущественно справляется с ролью увлекательного детективного приключения, порой создается впечатление, что сценарий упускает из виду какие-то важные детали, а Холмс слишком сильно полагается в своей работе на допущения. Некоторые дела оставляют после себя ощущение недосказанности, которое отчасти компенсируется возможностью проверить себя и свой «моральный» приговор: Frogwares подскажет, если вы все не так поняли.

Crimes & Punishments любит предложить что-нибудь эдакое, но в случае чего она всегда готова подставить игроку плечо. Не нравится головоломка? Нажмите «пробел». Не хотите возиться с нелепой QTE-сценкой? Клавишу вы уже знаете. Собрали достаточно улик и готовы выносить приговор? Вам на выбор предложат две крайности: судить/казнить и понять/простить, после чего последует итоговый экран, на котором в случае чего можно будет вернуться к «судьбоносному» решению и посмотреть другие варианты развития событий.

К самому предложению отпускать виновных надо относиться спокойно: это вполне каноничное решение, таким не брезговал и литературный Холмс. Проблема заключается в том, что на дальнейшем развитии событий принятое решение никак не скажется. Разве что поменяется концовка текущей главы да в самом начале следующей Шерлок получит письмо с «последствиями». Да и только. С другой стороны, Crimes & Punishments не притворяется, что ей важны ваши поступки: с тем, что за решетку отправится невиновный, жить придется не вам, а Холмсу.

Впрочем, некоторые дела получились по-настоящему интригующими. Шерлоку Холмсу, почти всегда сопровождаемому доктором Джоном Ватсоном, придется собрать множество улик и показаний, а потом в голове соединить всю эту информацию воедино. Увлекательное действо, разве что Frogwares предугадывает любые пожелания самых ленивых игроков: да, здесь вы уже все нашли, а вот это нужно проверить в вашем архиве, а вот тут вы выбрали не ту фразу, но не беда – вот вам чекпоинт! Выходит, что отыскать все, что нужно, не так уж и сложно, даром что локации в Crimes & Punishments преимущественно небольших размеров и их в каждой главе не так уж много.

Зато как они выглядят! Шерлок подружился с Unreal Engine 3, и этот союз пошел ему на пользу: декорации красивы и полны деталей. С полдюжины дел занесут вас в самые разные уголки Англии XIX века: провинциальную глубинку, трущобы, дома состоятельных господ и даже на археологические раскопки, которые, на мой взгляд, откровенно выбиваются из общего ряда. На самых просторных уровнях найти нужный предмет не так-то просто, хотя непреодолимых задач Crimes and Punishments не ставит: на выручку всегда готовы прийти наблюдательность и воображение.

В некоторых делах сыщик демонстрирует свое великолепное пространственное мышление, реконструируя на месте происшествия картину преступления. Жаль, что сам процесс, как и некоторые избитые адвенчурные приемы, обставлен довольно банально. Но проницательность британца и того примитивнее: обычный «взгляд детектива», подсвечивающий нужные точки. Естественно, что разработчики услужливо подсказывают ситуации, в которых надо воспользоваться этими функциями.

Другое применение неординарной внимательности – «чтение» собеседников: во время разговора Холмс может подметить какие-то детали, которые пригодятся в будущем. Выглядит это как типичный hidden object (грязные ботинки, телеграмма в кармане, синяк под глазом), хотя в целом беседы получились интересными. Пусть украинцы не обладают технологиями уровня L.A. Noire, лица получились весьма живыми, и порой они даже приятно удивляют своими гримасами. Например, когда Шерлок подлавливает свидетелей на противоречиях и откровенной лжи. Да и сам образ популярнейшего детектива получился просто прекрасно. И не только он: Ватсон, Лестрейд (без вариантов отнявший экранное время у незаслуженно забытого Хопкинса), многочисленные эпизодические персонажи – выглядят они как минимум неплохо, а их голоса звучат очень убедительно.

Crimes & Punishments является практически полноценным point’n’click-приключением, хотя с интерактивным кино вроде The Wolf Among Us у нее тоже есть кое-что общее. Frogwares еще не отказалась от классического адвенчурного подхода, но уже уверенно движется в направлении от него: хотя игру не назовешь совсем простой (тут с Double Fine и ее половинкой Broken Age еще долго никто не сможет сравняться), разгадывание тайн иногда подменяется прогулками по рельсам. С другой стороны, постановка недостаточно жива, чтобы сравнивать игру с чем-то вроде Heavy Rain. Неумелый эксперимент или задел на будущее? Эпизодический формат недвусмысленно намекает на возможное продолжение банкета загружаемыми дополнениями. А там и до смены курса сериала недалеко.

ВЕРДИКТ

В рекламных роликах Sherlock Holmes: Crimes and Punishments предстает зрелищным и живым детективом, на деле же она тяготеет к нерасторопной классике. Если вас не смущает повествование, разбитое на шесть почти не связанных между собой глав, повторяющиеся (изредка – нелогичные) головоломки, а простота квестового бытия давно вас не беспокоит, то Crimes and Punishments должна прийтись вам по душе. В любом случае, авторы очень бережно относятся к первоисточнику, и это чувствуется: в сценарии, в убранстве квартиры на Бейкер-стрит, во внешнем виде ее постояльцев. Да и увидеть, как знаменитый Шерлок Холмс снова и снова возвращается к томику Достоевского, согласитесь, очень приятно.

АВТОР: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Источник

Комментарии: 4
Ваш комментарий

Вроде большинство обзоров хвалебные,надо бы запустить и заценить.

14

А я вот не согласен с данной рецензией, мне игра во всем понравилась, атмосферной получилось.

14

The Testament of Sherlock Holmes мне понравилось,надо и это попробовать.

6

Самый порядный, там, з-й квест - Кровавые бани (если его полностью распутать) Остальное нудновато, но играть можно, по тихой грусти..

5