Ситуация вокруг выхода The Evil Within (или Psychobreak в Японии), нового детища Синдзи Миками (известного в первую очередь как "отец" серии Resident Evil) сложилась интересная. Одни пели игре дифирамбы, принимая Миками и его новую игру как спасителей жанра "survival horror", другие просто ждали ее выхода, чтобы оценить по достоинству, кто-то относился с недоверием, а кое-кто даже заранее записывал Resident Evil в аутсайдеры. В середине октября игра так и поступила в продажу, и на игру посыпались куча оценок, как и от профильной прессы, так и от обычных игроков, и вышло так, что четкой оценки The Evil Within так и не получила. Одни давали ей высокие (это не мат, черт бы вас побрал!) баллы, другие сдержанно хвалили, а кое-кто не побоялся дать ей оценки уровня проходняка, одни находили в игре плюсы там, где другие находили недостатки. И будучи любителем жанра survival horror, я не мог пропустить ее мимо. И вот моя рецензия.
Говорю сразу, это лишь мое личное мнение, я не выдаю ее за истину в высшей инстанции, не говоря о ее навязывании кому-либо. Я уважаю и ценю ваше личное мнение, будь то это хоть полная ненависть или неприкрытый фанатизм. Для тех, кто хочет заявить, что я ждал от игры слишком многого, поясняю, что я смотрел от силы три видео и несколько скриншотов, а также прочитал с десяток новостей, после чего тихо ожидал появления первых оценок. Те, кто считает, что я слишком предвзято отношусь к игре, или вообще что-то типа "этот чертов анимушник вконец зажрался, эй, слышь, иди играй в свой недохоррор с зомби, кривой камерой и управлением", знайте - я в своем веку поиграл в достаточно немалое количество игр этого жанра, и сравнения с ними неизбежны, особенно после громких заявлений про триумфальное возвращение к истокам survival horror.
Тягучее кошмарное сумасшествие.
Сюжетную завязку можно уместить в следующее: главный герой игры, детектив Себастьян Кастелланос, вместе со своими напарниками прибывают по вызову в психиатрический центр, где произошло массовое убийство. Не успев толком осмотреть местность, Себастьян подвергается нападению, после чего он приходит в сознание в каком-то мрачном мире, где царит полная разруха, а повсюду разгуливают монстры и все щедро украшено чьими-то внутренностями. А далее все понятно - герой пытается выяснить что вообще происходит, а также ищет способа выбраться из этого кошмара наяву.
Сердце мое забарабанило как бешеное, когда я увидел эту прямую отсылку к Resident Evil.
Забегая вперед, скажу - сюжет в игре очень слабый. Какие претензии? Во-первых, после очень бодрого и полного на события начало (которому могут позавидовать даже боевики), повествование резко дает по тормозам, и в пятнадцати эпизодах история развивается в первых двух, девятом, и к концу игры. А в остальных эпизодах персонажи просто бегают туда-сюда, стабильно теряя друг друга и воссоединяясь вновь, тем самым производя мотивацию для их действий и не самое удачное оправдание к происходящему. Ситуацию портят затянутые эпизоды, где надо отбиваться от волн однообразных противников, или долго и нудно искать выход из трудной ситуации.
Медсестра Татьяна является местной версией Лизы Гарланд. И это был спойлер, если что.
Во-вторых, основные персонажи в игре совсем ничем не выразительные. Характеры их прописаны слабо, попытки их раскрыть смотрятся вяло, некоторые вообще особой роли в сюжете не играют, и в большей части они присутствуют для того, чтобы их надо было спасать, прикрывать, искать, да и вообще всячески о них заботиться. Особого внимания заслуживает главный герой, который на всю происходящую перед глазами чертовщину реагирует почти безэмоционально (даже Гарри Мейсон в первой Silent Hill был более щедр на эмоции), всячески сдабривая все это однотипными фразами, типа "Что происходит?", "Черт", "Надо убираться отсюда", и воистину гениальным "Что-то не так с этим местом" (Бэрри "What. IS. It" Бертон уронил свой сэндвич от такого капитанства).
Помимо основной истории, также всю игру тянется линия про прошлое Себастьяна, правда это ни во что не выльется, да и сочувствовать как-то ему не хочется.
И в-третьих, сама история. С первых же минут игры, игра делает неслабые претензии на психологический триллер. Себастьяна то и дело мучают галлюцинации, он нередко сомневается в здравии своего рассудка, да и местами все напоминает бредовый сон, где ничего не подвластно логике. Сценаристы все время накручивают больше и больше вопросов касательно всего происходящего, оставляя на рассмотрение лишь мелкие полунамеки и разрозненные кусочки информации. Да и все бы было замечательно, если бы всему этому своевременно давали логичное объяснение, но нет, сценаристы все растягивали до последнего, и в итоге либо я сам догадался до некоторых ответов (на деле местами все несколько предсказуемо), либо все эти "откровения" не стоили нагоняемой интриги. Но особой изюминкой местной истории является ее развязка, изящно превращающая триллер в какой-то треш уровня фильмов канала ТВ3 или SyFy.
Сирена на тихом холме в обители зла.
От сюжета переходим к разбору игрового процесса. Если попытаться вывести формулу игры, то получится примерно это - "The Evil Within = Resident Evil 4 + Silent Hill + Forbidden Siren + Last of Us", то есть игра является шутером от третьего лица со стрельбой "из-за плеча" с элементами стелс-экшена. Помимо стандартного отстрела врагов, также имеется возможность незаметно подкрасться сзади и всадить в затылок нож, или же можно отвлечь врага звуком брошенной бутылки на манер Last of Us. Если Себастьяна заметили, то можно либо отбиваться подручными средствами (топоры и факелы) или голыми руками (что крайне не рекомендуется), либо же (если враги могут запросто надавить числом) попытаться убежать от них и спрятаться в шкафу или под кроватью на манер Forbidden Siren.
Во время скрытых убийств и перерезания некоторых вещей, Себастьян ловко орудует ножом. Правда в ближнем бою он предпочитает биться голыми руками.
В первую очередь хочется отметить очень грамотную расстановку врагов и предметов, не позволяющих лезть на рожон без лишней необходимости. На первых порах непрокачанное оружие (револьвер) еле-еле убивает врагов с трех выстрелов в голову, из-за чего один патрон ставится на вес золота. Так что нередко приходится поиграть в Сэма Фишера, вычисляя траекторию движения врагов, и на корточках подкрадываясь к очередной жертве. Кстати, AI врагов достаточно глупый, они могут не заметить притаившегося в стороне на открытом месте детектива, или же они не могут услышать смачный звук вонзания ножа в череп позади стоящего "товарища", но зато сбегаются как пчелы на мед, стоит чему-нибудь грохнуть даже на приличном расстоянии. Также игру скрашивают большое количество ловушек (которые можно разобрать на запчасти для последующего сбора стрел для арбалета), заставляющие действовать максимально осторожно.
Местный контингент очень боится огня (что впрочем не мешает им носить с собой факелы), на что дается достаточно убедительное объяснение.
В некоторых моментах игра лишает возможности проходить скрытно, добавляя особых врагов, которых нельзя убить, даже если ты тихо подкрался сзади, а также вводя в ситуации, когда враг уже знает о местоположении главного героя. Тут-то и приходится бороться за свою жизнь всеми доступными силами - попытаться сжечь нескольких врагов разом, стрелять в головы (благо одержимые не "ганадос", из их головы ничего не лезет), пользоваться подручными средствами, заманивать врагов на ловушки, пользоваться окружением (вроде бочек или стогов сена). По мимо этого, в The Evil Within также есть немало моментов, когда надо убегать от особо сильного врага (их убийство будет стоить большей части ваших боеприпасов, зато дадут приличное количество зеленого вещества) или какого-нибудь адского механизма, которые построены по методу "trial and error", то есть "одна ошибка - ты труп". В целом игра умеет бросать вызов, не поощряет бездумные действия, карает за ошибки, чем и может доставить много удовольствия.
Бои с боссами получились очень напряженными, однако они повторяются по два, а то и три раза.
Казалось бы, все отлично, слово "survival" вроде не для красоты написали, но вот быстро выясняется, что большая часть сложности игры достигается путем искусственных ограничений - подбираемое оружие разлетается в щепки после первого удара по врагу, Себастьян быстро выдыхается (хотя в срежиссированных сценах он бегает почище любого спринтера, а в эпизодах с водой он вообще пловец от Бога) и по какой-то причине не может взять предметов больше положенного максимума (типа "не более 5 спичек, 10 патронов и 3 шприцов"), который он может увеличивать путем электротерапии. Кто-то может возразить, типа, большая часть "выживания" в подобных играх достигается именно жестким лимитом всего, вон в ранних Resident Evil и Silent Hill камера вообще кривая, а стрелять и бегать одновременно нельзя. Может это и правда, но там, максимальное количество носимых боеприпасов ограничивалось лишь количеством свободных слотов в инвентаре или вообще не имели ограничений (к примеру, в Silent Hill при должном умении махать трубой можно было накопить хоть сто патронов). Но тем не менее их часто не хватало, так как бездумная стрельба могла сыграть злую шутку, заставляя драться в ближнем бою с сильными врагами, а то и с боссами, что не самое легкое и приятное удовольствие.
Арбалет "Агония" - очень полезное и многофункциональное оружие. Особенно хороши разрывные и воспламенительные стрелы.
Отдельного рассмотрения заслуживает сам Себастьян. Помимо того, что он явно страдает одышкой (даже в, прости Господи, Chernobyl Terrorist Attack Юрий и то бегает живее), и его походу совесть мучает брать много столь нужных для выживания предметов, он довольно неуклюж, что в 70% процентов случаев стало причиной смерти. Когда пытаешься осторожно подобраться к механизму мины-ловушки, он резко дергается иногда даже при малейшем наклоне стика, тем самым задевая растяжку и провоцируя ее срабатывание. Во время драки он может увлечься и начать избивать воздух, если его нога коснется какого-нибудь мусора, то он запросто может начать топать на месте, он слегка неповоротлив во время срежиссированных погонь, где есть мины, лужи и прочее. А еще он медлит во многом - когда встает на ноги после удара, когда поднимается по лестнице, когда идет по колено в помоях (при том враги двигаются с вполне обычной скоростью), да и делает все возможное для ускорения встречи со своей смертью.
Зло, мы с вами раньше не встречались?
В большей части недовольных имелись те, кто безустанно напоминал всем какой сейчас век/год/поколение консолей, в общем, жаловался на графику и на оптимизацию (этот момент я решил пропустить). В целом качеством графики я очень доволен, в первую очередь с проработкой локаций, может и здешние уровни не смогут похвастаться оригинальностью, зато они могут порадовать глаза разнообразностью. Локации сменяют друг друга одна за другой, из-за чего местами пропадает чувство целостности происходящего - больница, лес, деревня, замок, монастырь, подземелья, особняк, и прочее-прочее. Дизайнеры хорошо так постарались, заполняя уровни кучей мелких деталей, которые делают немалую долю атмосферы ожившего кошмара, а также используя разнообразные цветовые фильтры, подающие такое настроение, которое должно быть. Также хочется отметить фантасмагоричные галлюцинации главного героя, которые может и не имеют символизма, но зато сделаны очень классно и угнетающе.
Деватая глава, пожалуй, является лучшим отрезком игры, где раскрывается не только сюжет, но и сам уровень разнообразен. Выдержали бы разработчики всю игру в подобной манере - цены бы ей не было.
К самому главному плюсу игры я бы причислил звуковое сопровождение, поскольку именно на ней держится большая часть атмосферы. Сопение врагов, лязг бензопилы, скрип инвалидной коляски, тихий гул, вой ветра, звуки разрываемой плоти, иногда даже дразнящая тишина - все сделано так, что игра держит в напряжении почти всю игру. Видно, что звукорежиссеры не зря ели чипсы с зефиром одновременно. Что говоря о музыке, то тут не так радужно, соглашусь, здешние эмбиенты могут крепко поддерживать атмосферу, но они в целом не запоминающиеся, производя впечатления о том, что композитор явно пытался подражать OST первого Silent Hill, не забывая о "драматичных гудениях" в духе Ханса Циммера. Также в The Evil Within нашли свое место два классических произведений, и согласитесь, они как раз к месту.
Подобные места, где играет "Лунный свет" Клода Дебюсси, вызывают теплые чувства безопасности и уюта.
Что же, игра обладает мрачным дизайном локаций и гнетущим напряжение звуковым рядом, но сделало ли все это страшной игрой? Но увы, как бы разработчики не старались, называть ее страшной трудно. Можно назвать ее напряженной, мрачной, неуютной, но никак не страшной. Что же этому мешает я так и не понял, может дизайнеры перестарались с количеством мяса (чем игра больше вызывает отвращение, а не страх), может местами игра совсем головой уходит в экшн, может разработчики понадеялись на "бу!"-эффекты (причем довольно предсказуемые), может большое количество контрольных точек перед каждым серьезным моментом (чем просто убивают боязнь умереть и все напряжение), может персонажи совсем безликие (что совсем не способствует сочувствию). Но так или иначе игра может испугать разве что совсем не подготовленного человека.
Язык у меня не поворачивается назвать встречи с Сейфоголовым (точнее, его зовут Хранитель) сложными в прохождении. А вот затянутыми - да.
Но и теперь настало время затронуть самые болезненные темы для фанатов этой игры. Первая, это черные полосы сверху и снизу экрана (да, я знаю, что их можно отключить, но уже поздно). Сколько угодно твердите мне, что я не понял великий замысел разработчиков, но я останусь на своем - эти полосы сильно мешают обзору (особенно в тех эпизодах, когда на Себастьяна из всех щелей лезут враги), особой "кинематографичности" они не добавляют (даже фиксированная камера в Resident Evil и Silent Hill больше усиливает эффект кинематографичности). Из-за этого в узких местах камера местами выбирает крайне неудобный ракурс, а во время напряженной схватки адекватно прицелиться и выстрелить в близко подобравшегося врага просто нереально.
Создатели явно вдохновлялись работами японского хоррор-мангаки Дзюндзи Ито, уж больно эта громила похожа на монстров из Gyo.
Вторая тема, это явные заимствования. Пока одни утверждают, что создатели (и Миками в первую очередь) понадергали слишком много элементов с других игр, другие отговариваются, мол, великие тоже плагиатят, да и копировать свое (Resident Evil) не грех. В целом я не утверждаю, что черпание вдохновения с других проектов является чем-то плохим (к примеру, можно отметить Dead Space, где элементы много чего были не только удачно использованы, но и были разбавленными собственными идеями, отчего игра превращалась в вкусных коктейль), но однако в случае с The Evil Within все гораздо сложнее. С одной стороны, игра дает дань почтения многим хоррор-играм (Resident Evil, Silent Hill, Forbidden Siren, Alone in the Dark, Alan Wake, The Suffering, и.т.д), но с другой стороны игра лишилась своего узнаваемого стиля. Тем более, черпанием вдохновения с Silent Hill авторы увлеклись настолько, что некоторые монстры, локации, моменты, и даже сюжетные ходы смотрятся как списанное сочинение.
Сломанная психика внутри.
Пожалуй, The Evil Within может считаться самой неоднозначной и противоречивой игрой этого года. Лично бы я его сравнил ее с дорогим тортом, который выглядит очень аппетитно, но на деле оказывается, что некоторые ее части совсем безвкусные, а местами сам торт недопечённый, есть можно, но в итоге остаешься слегка разочарованным. Это действительно крепкий боевик, способный скрасить немало вечеров, но страдающий от недоработок, а местами даже попахивающий откровенной халтурой. Является ли игра проходняком? Определенно нет. Является ли игра спасителем жанра? Определенно нет. Стоит ли игра своих денег? Определенно нет.
Что мне понравилось:
+ Сбалансированная сложность, игра местами заставляет попотеть.
+ Умелое жонглирование жанрами.
+ Атмосферные сюрреалистичные моменты.
+ Разнообразный дизайн локаций.
+ Отличная работа над звуком.
+ Отсылки к другим играм и фильмам.
Спорные моменты:
? Игра ходит по тонкому льду на грани плагиата.
? Нередкие подгрузки текстур мозолят глаза.
? Некоторые эпизоды самоповторяются или слишком затянуты.
? Музыка прошла мимо ушей.
Что мне не понравилось:
- Откровенно слабый сюжет.
- Большая часть "хардкора" достигается путем искусственных ограничений.
- Неуклюжесть главного героя.
- Банальные попытки напугать, игра совсем не страшна.
- Черные полосы, и все оттуда вытекающее.
Оценка: 7,5/10.
Автор, а кого честно говоря волнует твое мнение ? И да, кто нибудь прочитал всю эту ересь ?
Ну как бы чёрные полосы уже можно убрать в новом обновление. И почему они вам всем так мешают?
AVtechNICK from AAAAAAPPLELOOSA Без этих самых "полос" игра не даёт той атмосферы, напряжения в геймплее
AVtechNICK from AAAAAAPPLELOOSA Отличные рецензии пишешь. Лойз, кароче.
Без этих самых "полос" игра не даёт того страха, напряжения в геймплее Сам то понял чего сказал? Типа, если глаза себе изолентой заклеить, тогда вообще будет страшно аж пипец?
abadula Это скорее неотъемлемая часть игры Сам то понял чего сказал? Типа, если глаза себе изолентой заклеить, тогда вообще будет страшно аж пипец? Заклеивай и играй, кто тебе мешает?
Игра отличная,статью в топку
sten1438 Ну тем, что они очень сужают угол обзора, особенно учитывая то, что я играл в разрешении 720p, а то и вовсе в вырвиглазных 800*600.
Хотите настоящий хоррор ? Играйте в Alien isolation
Это не блог, а цугундер, комментарии много говорят о читающей публике (понифагов слишком много на квадратный сантиметр)