
События Ghost of Yotei переносят игроков в северные земли Японии, к подножию горы Ётэй, в период, насыщенный конфликтами и трансформациями, заслуживающий особого исторического внимания.
Объявление новой части от Sucker Punch стало ключевым моментом прошлогодней State of Play. Продолжение серии открывает новую главу с другим героем и погружает нас в уникальный контекст, ранее не исследованный в играх подобного рода.
В данной статье мы попробуем взглянуть на временные рамки, культурные особенности и историческую обстановку, в которой разворачивается повествование нового "призрака".
Эпоха перелома
Хотя сюжетные перипетии Ghost of Yotei за пределами мести убийцам семьи пока остаются не до конца ясными, некоторые исторические ориентиры позволяют приблизительно представить, какой материал лёг в основу нового проекта Sucker Punch.
Один из ключевых ориентиров — это временной отрезок, на фоне которого будет разворачиваться месть Атсу. Речь идёт о 1603 годе — дате, ознаменовавшей начало эпохи Эдо и установление власти сёгуната Токугава.

В последние годы XVI века амбициозный Токугава Иэясу оказался рядом с Тоётоми Хидэёси — человеком, фактически правившим Японией и занимавшим в глазах современников столь же высокое положение, каким прежде обладал его наставник, легендарный Ода Нобунага.
После кончины Хидэёси Иэясу и ещё четверо влиятельных даймё были назначены регентами, которым поручили опеку над малолетним наследником Хидэёри и управление землями клана Тоётоми.

Формально совет старейшин должен был сохранить власть до достижения юным наследником совершеннолетия, но в действительности это назначение стало отправной точкой ожесточённой борьбы за влияние. Кульминацией этого противостояния стала решающая битва при Сэкигахара — крупнейшее сражение в истории самурайской Японии.
К 1600 году Иэясу уже значительно упрочил свои позиции за счёт контроля над остатками влияния клана Тоётоми. Победа над «западной коалицией» под командованием Исиды Мицунари окончательно закрепила за ним фактическое лидерство в стране. 24 марта 1603 года он был официально провозглашён сёгуном, открыв новую главу в японской истории.

Однако если вернуться немного раньше, к 1590 году, можно отметить важное назначение, сделанное Хидэёси: охранять северные пределы страны от «варваров» было поручено клану с полуострова Симокита. Эти земли граничили с регионом Эдзо, где проживали айны — коренной народ, обитавший на территории нынешнего Хоккайдо. В том числе именно на этих землях возвышается гора Ётэй.
Айны в то время не входили в состав японского государства. Их образ жизни был организован вокруг небольших деревень (котан), в которых они жили преимущественно охотой, рыболовством и собирательством.
Культура айнов и их религиозные воззрения, основанные на анимистических верованиях, разительно отличались от японских традиций и напоминали уклад коренных народов Америки. Этот независимый и самобытный народ нередко сталкивался с враждебным отношением и дискриминацией.

Отношения между айнами и выходцами с «большой земли» были напряжёнными и время от времени перерастали в открытые конфликты, как это произошло, например, в 1457 году, когда айны восстали против клана Какидзаки — предшественников будущих властителей Мацумаэ.
Несмотря на враждебность, айнам позволялось торговать за пределами Хоккайдо — в том числе и потому, что нехватка плодородных земель в регионе не давала возможности обеспечить население всеми необходимыми ресурсами.
Для клана Мацумаэ это становилось серьёзной проблемой: вести учёт, облагать пошлиной и контролировать перемещения было крайне сложно. Региональные условия были настолько суровыми, что даже выращивание риса для гарнизонов представляло трудности. Ввиду этих обстоятельств Мацумаэ были освобождены от обязательной дани сёгунату, а также от обязанности участвовать в системе санкин-котай, предусматривавшей регулярное проживание даймё в Эдо и удержание их семей в столице в качестве заложников.
Призрак Хоккайдо

По сути, айны представляли скорее проблему для клана Мацумаэ. В целом, племена Эдзо вызывали неодобрение как у японского правительства, так и у общества Хонсю. Итак, вернёмся к началу XVII века: приход к власти Токугавы Иэясу усилил изоляционизм страны посредством политики сакоку, предусматривавшей жёсткие ограничения на дипломатические и торговые контакты между Японией и внешним миром, включая территорию Хоккайдо.
Мы пока не знаем, насколько достоверной с точки зрения исторической точности будет история «Призрака Ётэя», однако можно предположить, что около 1603 года стычки между войсками Мацумаэ и айнами на полуострове Осима происходили регулярно.
Также известно, что обстановка серьёзно обострилась в 1604 году, когда сёгун направил в замок Мацумаэ депешу с чёрной печатью, предоставлявшую клану полный и исключительный контроль над торговлей с регионом Эдзо.

Чтобы извлечь максимальную выгоду из этой привилегии, даймё распорядился, что торговля между японцами и айнами могла осуществляться только на определённых торговых станциях под контролем Мацумаэ. Это позволило клану не только взимать налоги, но и вмешиваться в ценообразование, чем они активно пользовались, ущемляя интересы местных купцов.
Чтобы не допустить перерастания недовольства в открытое восстание, часто применялись вооружённые репрессии и захват заложников. Ситуация ухудшилась в 1617 году, когда японцы начали добычу золотой пыли в районе озера Соко. Это вызвало приток спекулянтов с Хонсю, рост бандитизма, а также поставило под угрозу многочисленные рыболовные угодья, жизненно важные для выживания айновских общин.
В то же время постепенное расширение зоны влияния Мацумаэ поставило под сомнение право айнов на охоту на определённых территориях, что поставило под угрозу ещё один важнейший источник их существования.

В последующие годы ухудшение условий жизни айнов также вызвало споры между различными группами коренного населения, которые клан Мацумаэ периодически пытался умиротворить, чтобы защитить свои интересы в этом районе. В 1669 году один из таких конфликтов привёл к маловероятному союзу между различными группировками Эдзо, который под руководством капитана Сякусайна перерос в восстание против пограничной вотчины.
Восстание было кроваво подавлено в течение трёх лет и привело не только к убийству айнских военачальников, но и к последовательному ужесточению правил, установленных сёгунатом — проводником явно деспотичной экспансионистской стратегии, которая в последующие два столетия приведёт к почти полному уничтожению культуры и самобытности коренных жителей.
Разумеется, на данный момент мы пока точно не знаем, как история Атсу будет вписана в рамки колонизации Хоккайдо и какие вольности авторы Sucker Punch допустят по отношению к хроникам Японии XVII века.
Однако, глядя на кадры последнего трейлера, легко предположить, что команда может рассказать непростую историю вокруг айнов — особенно учитывая сакральность волков в культуре предков Эдзо, которые приписывают создание человечества Хоркеу Камуи (божественному белому волку).
Как бы то ни было, Sucker Punch выбрала интересный временной период и сеттинг для Ghost of Yotei.