на главную
об игре
Gothic 15.11.2001

Легенды не умирают - "Готика"

«Готика» со всем её наследием — один из тех редких проектов, которые обладают свойством порождать и поддерживать многолетние незатухающие споры. Судьба самой серии, конечно, незавидна, но нам ли быть в печали? Милое дело — легенды на атомы разбирать. Так что сегодня мы предлагаем в просветительских целях вспомнить, что же делает Gothic мастхэвом в коллекции любого уважающего себя геймера. И заодно взбодрим сокрушительной волной ностальгии всех заскучавших готоманов со стажем. А там, глядишь, и новообращённые подтянутся. Зря мы, что ли, в этой рубрике старые раны бередим?

Легенды не умирают — «Готика»
Легенды не умирают — «Готика»

 

Почему играть?

Хотя бы потому, что несмотря на все придирчивые сравнения с известно какой частью известно какой серии Gothic остаётся признанной иконой жанра и эталоном линейной RPG «современной» модели. Открытый мир (пусть и камерный по сегодняшним меркам), ролевая система, вид от третьего лица, концептуальная беспартийность и негласное правило «соло против всех» — всё это уже было там, в 2001-м, в самом начале эпичной игровой саги, которая впоследствии (и к величайшему сожалению) бесславно затонула в пучине издательских конфликтов.

Легенды не умирают — «Готика»
Легенды не умирают — «Готика»
Легенды не умирают — «Готика»
Легенды не умирают — «Готика»

Нынешние избалованные геймеры шарахаются от внешнего вида «Готики» сильнее, чем бес от ладана. И совершенно напрасно: крутой игровой опыт возможен и без топовой картинки. Неказистый с виду шедевр Piranha Bytes тому подтверждение. Справедливости ради отметим, что на заре двухтысячных мало какие ролёвки блистали графическим совершенством (консольные тайтлы не в счёт, с них спрос отдельный). Однако в то время, как первый Deus Ex споро эксплуатировал потенциал Unreal Engine, оригинальный «готический» движок (ZenGin) выглядел грязновато, и вёл себя местами предательски неповоротливо. Но рублёные модели и чумазые текстуры, что называется, работали на атмосферу. И, кстати, продолжают по сей день.

К тому же, в декорациях колонии, чей контингент сплошь состоит из зэков и головорезов, запаршиветь картинке велели все боги разом. То бишь, сам Иннос (фэнтезийная космогония, к слову, тут очень даже приличная). Gothic встречает игрока буквально кулаком по морде, и после такого бодрого приветствия удивляться скупости оттенков и количеству полигонов, равно как и суровости нравов, уже не приходится. Враждебный и брутальный, но не лишённый мрачного очарования мир заставит самый продвинутый монитор сочиться виртуальным тестостероном. Фокус покруче копперфильдовских — прямиком из 2001 года. И никаких тебе нежных сглаживаний с воксельными иллюминациями, ага.

Легенды не умирают — «Готика»
Легенды не умирают — «Готика»
Легенды не умирают — «Готика»
Легенды не умирают — «Готика»

Секрет «Пираний» прост: пренебрегая графикой, они с чисто немецкой самоотдачей сосредоточились на иных инструментах выразительности. И не прогадали. Первостепенное отличие (оно же преимущество) их детища на фоне остальных конкурентов той поры — игровой мир «дышал». Дышал ощутимо, и на пределе мощности метафорических лёгких. История о мутном каторжнике, который на поверку оказывается богоизбранным храбрецом из древних пророчеств, и сеттинг альтернативного средневековья хороши априори. NPC харизматичны, а диалоги по-шекспировски остроумны. Но поистине уникальной и неповторимой «Готику» делает именно филигранная в своей достоверности симуляция жизни.

Местные «неписи», что квестовые, что декоративные, меньше всего напоминают стандартных деревянных статистов — не в пример скучной модели «здесь постоял, тут походил» из Morrowind. Живущий по своим правилам и, прямо скажем, плевавший на тебя мир (тут даже имя нашего героя никого не интересует) смотрится так органично и естественно, что не поверить в его реальность практически невозможно. Персонажи исправно работают, прикладываются к бутылке, беседуют о пустяках, готовят ужин и дрыхнут без задних ног — в зависимости от времени суток. Оторваться от созерцания всех этих AI-ритуалов едва ли возможно: чего стоит только пикантное омовение низкополигональной наложницы в покоях Гомеза.

Легенды не умирают — «Готика»
Легенды не умирают — «Готика»
Легенды не умирают — «Готика»
Легенды не умирают — «Готика»

Сюжет и квестование тоже пленных не берут. С точки зрения драматургии любой элемент повествования в «Готике» идеально воплощает принцип чеховского «ружья на стене» — обязательно выстрелит. Количество лишних заданий, нудных цепочек и левых красивостей в ней стремится к единичным значениям — всё работает либо на интригу, либо на достоверность. Однако густую фабулу закономерно уравновешивают обязательные рельсы: альтернативные прохождения (они, кстати, есть) никак не влияют на финал. Но сама идея свободного выбора, тем не менее, честна, и всячески к себе располагает — варианты отыгрыша никто не отменял.

С пользователем же «Готика» особенно не церемонится, и на костёр под вашим любимым креслом дровишек обязательно подкинет, что тоже несомненный плюс. Кто убивался о первого же падальщика, тот вряд ли засмеётся в цирке. Впрочем, как только вы прочувствуете всю мощь комбинации save/load, жизнь Безымянного в Минентале расцветёт гедонизмом и излишествами. Но для начала придётся раз и навсегда смириться с экстравагантным управлением, о которое вот уже 14 лет спотыкается вся геймерская братия. Мы считаем, что ради ингейм-концерта In Extremo, исполняющих свою коронную Herr Mannelig, сдать на права по пилотированию глубоководного батискафа не грешно, а уж одновременно зажимать две кнопки действия не лень и подавно.

Еще одна причина ознакомиться с классикой RPG — выдающийся талант композитора Кая Розенкранца, наделившего Gothic шикарнейшим саундтреком, который бережно хранит на плеере (ну или хотя бы на подкорке) любой ценитель серии. Практика показывает, что внеочередное прослушивание музыкальных тем из игры неизбежно приводит к рецидиву в виде чёрт знает какого по счёту прохождения. Можете убедиться сами, на свой страх и риск. Мы же, в свою очередь, для общества уже потеряны.

 

Как играть сегодня?

Каноничным изданием на языке Пушкина по умолчанию считается локализация от 1С/Snowball. Там диалоги душевнее, персонажи живее, а Безымянного озвучил неповторимый Сергей Чонишвили, чей бархатный голос обаятельного бастарда (не зря же он «папочка» Бивиса с Баттхедом) идеально вписался в «лихой и придурковатый» имидж главного героя. Вторичность перевода (немецкий — английский — русский) актёрское великолепие с лихвой компенсирует, но тотальной забагованности этой версии оно, тем не менее, не перекрывает.

Да и добыть её сегодня не удастся нигде, кроме торрент-трекеров (эту тему мы резонно обойдём молчанием), так как права на свой блестящий перевод «Снежки» давно и безвозвратно утратили. Единственный условно-легальный способ — покупка физического б/у-бокса на Avito. Там нет-нет да и попадётся лот по безумной для такой древности цене в 1000 рублей. Дорого, с багами, без In Extremo (копирайт, бессердечная ты тварь!), зато настоящий артефакт.

Легенды не умирают — «Готика»
Легенды не умирают — «Готика»

Русскоязычная коллекционка от «Руссобит-М» — тоже тот ещё раритет. Но если не хотите портить впечатление, по возможности избегайте этого варианта. Реплики героев в нём напрочь лишены интонаций, что заставляет диалоги звучать невыносимо фальшиво, и на корню рубит всю душевность и атмосферу. К чести издания скажем, что оно укомплектовано сценой с рокерами и переводом, наиболее соответствующим букве оригинала, но на этом очевидные преимущества, увы, заканчиваются.

Самым же продуманным и экономным господам мы рекомендуем в первую очередь обращаться к закромам GOG и Steam, где игра представлена «в чём мать родила» — с немецким и английским языками на выбор. Стараниями самоотверженных умельцев по Сети разбросана куча кастомных русификаторов, в том числе и с переводом от Snowball. Не пренебрегайте модами, и поверьте нам на слово: эмоциональные бенефиты от результата стоят пары минут незатейливых танцев с бубном.

 

Во что ещё играть?

Gothic II

Между прочим, первой и главной игрой франшизы для многих в России стала именно вторая «Готика» (особенно в связке с официальным аддоном «Ночь Ворона»), которая тоже обладала прямо-таки убойно выверенной атмосферой «дышащего» игрового мира. Графика здесь уже качественно подросла, однако дух contra mundum никуда не делся. На месте и разрушенный орками крошечный Миненталь, а протагонист со всей честной компанией в лице Мильтена, Диего, Лестера и Горна — всё такие же лапочки.

После запойного прохождения оригинала избежать не менее легендарного сиквела удаётся единицам. Стоит ли напоминать, что в данной части саги Безымянный убивал драконов ещё до того, как это стало Скайримом мэйнстримом?

 

Risen

Этот проект по праву считается главным наследником и идейным продолжателем лучших традиций Gothic. И странно было бы ожидать от вырвавшихся из издательского плена Piranha Bytes чего-то иного — модель ведь обтачивалась до совершенства почти десятилетие. В итоге Risen вобрала в себя все самые важные «готические» архетипы. Протагонист с мутным прошлым — есть. Ролевая система с отыгрышем в диалогах — есть. Достоверный мир — получите, распишитесь. Зло вселенского масштаба — кто бы сомневался! Вместо рудокопов, правда, пираты, а на смену демонам пришли титаны... Ну и болотник теперь — монстр, а не трава, но мы-то с вами знаем!..

Название, кстати, в какой-то степени двусмысленное. Мало того, что оно отражает сюжетное возрождение древнего лиха, так ещё предельно ёмко описывает масштабы плевка разработчиков на политику JoWooD Entertainment.

 

The Witcher 3: Wild Hunt

Ставить последнего актуального «Ведьмака» в одну весовую категорию с проектом «времен очаковских и покоренья Крыма», конечно, не совсем верно, но минувшей весной параллелей на этот счёт не подметил только ленивый. Оно, в принципе, логично: мир Сапковского и вселенная «Пираний» — если не близнецы-братья, то очень близки идейно. Причём роднят эти две истории даже не глубокая проработка открытого мира с чудесно озвученными диалогами, и не сруливающие с маршрута NPC вместе с «симулятором грибника», а образ протагониста. Если угодно, Безымянный — это Геральт, которого мы потеряли.

К слову, на родине The Witcher «Готику» любят, пожалуй, сильнее чем у нас, и возьми её под своё тёплое крыло CD Projekt — серия бы расцвела буйным цветом. Но мечтать, как говорится, не вредно.

Комментарии: 65
Ваш комментарий

gloccc Игорс старше пяти лет автоматически приравнивается к "великим".

-43

Весёлый_пекарь Вторая Готика и сегодня даст за щеку любой современной эрпогэ от той же бесезды. Так что хрен знает что там "не актуально".

23

Gentelman а я по-вашему "беседу" имел в виду?

0

Весёлый_пекарь альтернативы-то какие ещё?

0

Печально только что с Risen Пираньи совсем скатились,можно было закрыть глаза на многие недостатки серии,но не исправить такую убогую баёвку и наитупейший ИИ на протяжении всех трех частей даже не знаю. Боёвка сразу отбивает желание играть в эту серию (я уж не говорю о том что бы перепройти эти игры),геймплей превращается в какую то унылую рутину,не могу вспомнить ещё одну игру где боёвка вызывала бы такое отвращение.

21

Когда в 2006 году представили 3-ую часть, я поверить не мог что такая графика возможна. Тогда консоли ещё были не в силах такое тянуть. А сейчас я спокойно играю в нее на планшете... Эх 5-ая часть где же ты...

16

Великолепная игра, моей первой сыграной игрой, на первом компе была вторая часть, впечатления были незабываемые жаль что пираньи скатились после второй части

14

У меня во время прохождения третьего Ведьмака много раз возникало ощущение, что играю в Готику 4) Стабильно перепрохожу всю трилогию (кроме Забытых Богов) раз в два-три года, каждый раз восхищаюсь как впервые

14

Мне одному кажется, что первая Готика выглядит лучше, чем Deus Ex? В ДЕ я бы сказал гораздо все хуже, вечная ночь и никакущая дальность прорисовки.

14

Обожаю Готику, но 3ю не осилил.

11

Лучше пройти Готику 3, чем Ризен. Тем более посоветовать поиграть в Ведьмака 3... Одна обезьяна написала, другая скопипастила... Алексатор с последним патчем вполне играбельно

-15

Сяхоу Дунь Лучше пройти Готику 3, чем Ризен. Тем более посоветовать поиграть в Ведьмака 3... Одна обезьяна написала, другая скопипастила... Боюсь обезьяна тут одна. Когда любитель пони успел стать ценителем РПГ? Прошёл все готики и это не мешает мне играть в ризен. Да и 2 ризен понравился и 3. Так что существование готики 3 никак не мешает проходить всю трилогию ризен. Ведьмак- очередной хейтерский вброс? Из оперы раньше трава зеленее. Объективно ничем не лучше и не хуже. К слову во многом похож на готику, по подходу к структуированию мира.

2

Старенький шедевр всея РПГ (вторая часть правда ещё лучше). Первая игра, где как никогда важны второстепенные персонажи. В общем, немерено всего.

9

Права на готику вернулись пираньям,может после элекса,что-то придумают,будем ждать.

7

нет-нет да и попадётся лот по безумной для такой древности цене в 1000 рублей Да какие там 1к рублей! Первую Готику от Снежков в боксе минимум за 4к продают на Авито или в специализированных группах ВК. Джевел дешевле, можно рублей за 400 найти.

6

Готика - шедевр игроиндустрии!Еще первый Risen слегка напоминает Готику,но немножко не дотягивает до нее.

6

По моему скромному мнению, Готика 2 - это самая интересная, продуманная и величайшая игра всех времён. Лучше этого Шедевра ещё ничего не было.

5

Ого все так хвалят тоже что ли поиграть? Но она какая-то мрачная.

5

Mabel Pines мрачная ??? Пройди 1 и 2 Готику - Все Концовки (за каждую из сторон) !!! Поверь ты для себя найдёшь свою изюминку (было бы Желание - поверь) !!!

0

Готика 3 - лучшая часть серии, благодаря песочнице в большом открытом мире (к слову без единой загрузки, чего в жанре тогда никто не делал). Первые 2 части не могли похвастать большими пространствами, и Пираньи, глядя на успех TES 3, решились на столь амбициозный проект, который в целом удался - ведь "приземленная" симуляция жизни NPC, где люди отходили по нужде за дерево, была гораздо реалистичнее, чем у Бетезды. Стоит сказать, что кол-во контента в Г3 превышает обе ранние части вместе взятые - не каждый фанат серии может похвастать полным прохождением игры. Странно, что автор даже не упомянул об этой РПГ. Вообще, Готика 3 удивительна контрастом игрового опыта и разнобразием окружения - сегодня ты помогаешь лесникам клана Молота в заснеженных ущельях Нордмара, а через пару дней восхищенно смотришь на огни ночного Мора Сол посреди пустыни, где-то в соседнем оазисе, сидя у костра с другом-бедуином, обсуждая поиски сбежавщего от ассасинов, Юссуфа.. Вообще, отличительная черта серии Готика - отсутствие пафоса и артистизма в диалогах, их лаконичность и простота для понимания, без высокопарных выражений и размытых разглагольствований. Это придаёт потрясающий реализм происxодящему на экране монитора.

5

Altanhan И правильно сделал, ведь в третьей части нету того духа Готики, который был в двух других частях.

-4

Къюби друг, никаких духов нет в Готике 3. Разговор лишь о конкретных, приземлённых вещах, которые сделали третью часть лучшей в серии.

3

Altanhan третья часть считалась провалом серии потому что была чем то вроде ассассин юнити в свое время. лично я сам ее не прошел из-за таинственного бага сопровождаемого стойким вылетом после определенных действий и ище кучей багов. игра вышла весьма амбициозной и сырой. у нее хвалили в основному музыку. а меня так разорвало от плоской морской воды на куски вот. жотку 3 конечно можно определенно считать шыдевром тк эта была одна из трех ожидаемых велких рпж серий и одна из лучших рпг на момент пастгенового некстгена. но большинству игроков кто играл в нее в свое время игра и был плотно знаком с предыдущими играми серии всеж больше ни понравилась чем понравилась.

-2

Первая и вторая часть, конечно, столпы индустрии очень сильно повлиявшие на дальнейшее развитие игропрома. Беседке следовало бы поучится у немцев, как нужно делать "живой, открытый мир".

4

Ведьмак здесь лишний точно, лучше в Готику 3 поиграть очедной раз. Эх.... сделали б ремейк на первую готику, не вторую (((

4

как раз сегодня пришла мысль сыграть в готику "возвращение", мы че телепатами становимся

3

Ведьмак 3 , по моему мнению, вышел лучше предыдущих частей.

3

Simonel Там каждая часть отличная

2

Dimast1941 я исключительно мое мнение выразил

-6

Gothic - undead, а Risen - попса! Сам придумал или кто подсказал? С удовольствием прошёл всю трилогию ризен- атмосфера пираньевских игр в них такая же. А ныть про пиратскую тематику не надо, согласно сюжету 2 и частично 3 части это соответствует сеттингу.

3

gloccc111 С удовольствием прошёл всю трилогию ризен- атмосфера пираньевских игр в них такая же. Неожиданно, но здесь я с тобой согласен. Хоть Ризен и уступает Готике, но однако же всё-равно играется с интересом.

3

palading21 Хоть Ризен и уступает Готике, но однако же всё-равно играется с интересом. Алилуя, ты не безнадёжен. От меня лови +3 к душе.

1

Для меня Готика и Готика 2 Ночь Ворона, навсегда останутся лучшими RPG, а из серии Risen, только 1-ая часть получилась удачной, вторая и третья по мне так на 4/10

2

Готика была моей первой рпг... Поставил я её когда вышла вторая, у проходил по очереди. Непередаваемые ощущения! Я бы и сейчас не отказался загнаться, залезу как нить на запрещенные сайты с которыми борятся наши политиканы))) К слову Райзен довольно хорош, привсем обилии негатива, вылитого тут на него.

2

Эх вот бы пираньи взяли и переиздали 1 и 2 готику, новая графика, главное только чтобы стиль остался прежний теже зтекстуры здания, строений, растений, персонажей, оружия, доспехов, монстров только в более высоком разрешении лучше проработанные и детализованные, добавили бы новых квестов, пару новых нпс и концовок

2

Замечательная игра Готика...Да, это было давно, но для меня она словно фильм, в котором я - Главный Герой )))

2

блин, аж до слез! Ну почему именно этой серии досталась такая печальная судьба( Эх(( До сих пор жаль, что она слилась из-за нелепых амбиций JoWooD, будь они трижды прокляты.

2

Хорошая была игра не сравнить с новыми

2

Я ради Готики -1-2 и даже 3, держу старый комп, который их тянет без тормозов в такой чистоте что они чище моей комнаты раз в пять=)

1

Как играть сегодня? Дождаться выхода Возвращение 2.0- в декабре этом вроде выходит и играть. Первое- новичков может привлечь улучшенной картинкой и отпугнуть глобальными изменениями.

1

РИЗЕН неплох был, мне понравился=)

1

Так захотелось перепройти все три Готики,давно играл и недавно прошел Ризен первый,сейчас до прохожу вторую) и сразу же возьмусь за Готику.\ П.С. Пора бы уже вернуть Готику из пучины игрового застоя и забабахать революционную 5 часть со всеми достоинствами RPG!

1

Готика была первой игрой которая затянула, в ней хотелось жить исследовать, созданный скрупулезно мир завораживал.

1

теплиться еще уже на планшеты пытаються перенести первые две части

1

Для меня Gothic 2 Night of the Raven - одна из самых любимых игр :) В первой части озвучка от Руссобит-М понравилась больше, у главного героя конечно голос какой-то плаксивый, но в остальном все отлично. Особенно запомнилась фраза Диего "Есть еще секта придурков на востоке, их лагерь стоит посреди болота, а они сидят и умоляют своего идола освободить их. Он пока что не отвечает." Кроме Ведьмака, любителям Готики посоветовал бы поиграть в Divinity 2 и Divinity: Original Sin :)

0

Вспомнили классику, отлично, кстати в этом месяце выйдет Возращения 2.0 и графон завезут и боёвка вроде новая будет во общем кому не нравится обычная готика повод ознакомится, ну а так раз в год да Готику прохожу. Кстати Разрабы ведьмака сами говорили что частично идеи брали с Готики в принципи это для них тоже эталон, не заслуженно забыта великая игра в то время когда Скайрим досихпор процветает, несправедливо!

0

Люблю очень РПГ, но эту пока не играл. Стоит восполнить пробел. Тем более автор подтолкнул к этому.

0

Evil Writer В Готику не играл? 1,2 и сейчас вполне играбельны, убогость графики уходит на второй план. Ризен неплох, Ризен 2 (преимущественно багами) и Готика 3 (нудная зачистка поселений и слоооооупоочная боёвка) оставили противоречивые чувства - вроде и неплохо, но немного не то, Ризен 3 я уже не осилил больше часа игры.

1

После второй Готики я влюбился навсегда в жанр RPG !!!

0

2-рая весчь.а 3-я так себе.Еслиб не мододелы воооообще бы не играл

0

Практика показывает, что внеочередное прослушивание музыкальных тем из игры неизбежно приводит к рецидиву в виде чёрт знает какого по счёту прохождения. Можете убедиться сами, на свой страх и риск. - "Точно" играю после прослушивания МР3 (Оркестровой Музыки из игры) !!! Купил Лицензионные Готика а после прохождения её и Готика 2 (+ все её дополнения отдельно) - Самые любимые мною части этой серии !!! Готику прошел Всю полностью !!!

0

ээх, всему свое время..., тем кто играл тогда это на всю жизнь, с тех пор еще ни одна рпг не давала столько впечатлений сколько дала готика в те далекие годы =)

0

собственна чем готика интересна это что тама типа современный геймлей. неписи реагирующие на игрока и озвученный поцык. так жи это рпж которая больше делает ставку на навыки игрока чем на навыке пеонажа. раньше преобладало обратное. поэтому это короче игра геймлеем опередившая время. и если ее типа ща запилить с крутым графоном и физикой оно не будет существенно уступать современным играм. те не будет казаться старой. тока там мутный крафт и главная фича тренера навыков. готика 2 уже как сдулась сдала позиций. те геймлеея и графона там было уже лучше но тот же ии резко деградировал и у простого фермера и рудокопа ваще напрочь отсутствует инстинкт самосохранения. плюс лична мне готика 2 показалась недоработанной вот. там пустые унылые локачии. готика 3 собиралась тоже как-то так стать ривалюцией в геймлее потому что там весьма вольное выполнение и продвижение па сюжету, вот. я даже не знаю на какую игру это похоже но ближе ко всем современным ассоссинам и фаркруям в опен волде. но игра вощем не смогла и потанула. 4 я часть это уже более современное виденье игры. хатели типа дырк солуса или просто не хватило ресурсов на раздольный фриплейный мир. вощем потонуло. ризыны это просто топтание на месте готики 3. там тока со временем с каждой частью сюжет становится более определенным и линейным вот. а графон то устаревает и тонет. а теперь что у нас там у беседки, главного конкурента. фишка живого мира - тут как бы обливион в свое время впичатлял. хотя можно было придти в магазин и начать кобасить горшки мечом учиняя взрывы и беспорядки на столе. и че? ани чего. и молчащий давакин. а теперь что у нас там. фуфлаут 4. я пришол в убежище и дал очередью под ноги мирных жителей в столовой. и вместо того чтобы плясать под пулями бегать укрыватцо и прерикатыватцо они ниче не делают. загрузка локаций 2015 год рпг ахахахах.

-1

MunchkiN 616 Чувак, это лучшее, что я читал в этом году про игры. Можно на цитаты разбирать.

-1

Вот уже который год валяются в стиме первые 3 части, что-то никак не могу приобщиться, вроде начитаешься отзывов воздыхателей, запустишь игру, часов 5 погоняешь, вырубаешь и снова придаешь забвению.

-6

urban.kalabanovich Потому что эти игры надо было застать тогда. Через лет 10 про Ведьмака так же будут говорить ''что это за дерьмо'', несмотря на то, что эта игра была хитом.

0

Элитный Юзер Да, так оно и есть. Как-нибудь может и пройду. От первого ведьмака в 2013 году меня по началу подташнивало, а теперь это одна из моих любимых трилогий.

4

Ахахахах. Началось всё с игр от пираний, закончилось ведьмаком 3. Браво, фанбойство не знает границ.

-9

Dat_game_industry Ну сайт посвящен вичер 3 же. Или рекламе вичера 3.

4

Нет, все-таки сегодня от такой графики глаза страдают. Ничего не могу с собой поделать.

-13