Самый успешный проект Nomada Studio рассказывает о путешествии девочки, которая учится справляться с горем, и стал одной из самых хваленых инди-игр.
После того как игра получила заслуженное признание, выиграв приз за самую впечатляющую игру на The Game Awards 2019 и набрав 83 балла на Metacritic, Gris стала известным и любимым титулом, несмотря на то что была разработана независимой игровой студией. И трудно поверить, что в игре с таким послужным списком нет ни одного диалога, монолога или даже слова на протяжении всего игрового процесса.
Поскольку это игра с большим символизмом и множеством метафор, каждый игрок может прийти к своим выводам и извлечь из игры то, что считает нужным; поэтому мнения разнятся, но сообщество поклонников этой игры имеет общее мнение о ее тематике.
Gris и процесс скорби
По подсказкам, которые дает нам игра, мы можем понять, что ее тема связана со скорбью, а точнее, со скорбью, которую испытывает Грис после потери матери, представленной огромной статуей, которая является повторяющимся объектом внимания в игре. Путешествие показывает, как она превращается из спокойной и выразительной девочки, благодаря своему мелодичному пению, в растерянную и потерянную девушку, которая лишилась опоры под ногами после смерти матери.
В ходе игры мы вместе с персонажем проходим пять стадий скорби: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие, переходя от одной стадии к другой на фоне взрыва эмоций Грис. Таким образом, она перегружается и, после попытки успокоиться, «заражает» окружающую среду цветами, соответствующими той или иной стадии, что служит символическим моментом для перехода на следующий уровень. И с помощью этого она пытается перестроиться и вернуться к нормальной жизни, ища новую норму.
Пустота/Потеря
До того, как Грис начинает переживать горе, мы видим вступление игры, характеризующееся отсутствием цвета, с унылым и безжизненным пейзажем, который в сопровождении спокойной музыки и апатичной и подавленной мимики персонажа создает у игрока чувство пустоты и печали, приводя его к выводу, что фигура, которая держала его в первые секунды игрового процесса, больше не присутствует.
Еще одним важным фактором этого начала является то, как игра обращается с голосом персонажа, в котором Грис свободно поет, раскрывая свои эмоции. С разрушением статуи и, теоретически, со смертью матери, персонаж полностью теряет способность петь, и даже когда он пытается выразить себя, его голос не выходит, что помогает создать ауру смерти и утраты во всей сцене, которая поглощается тишиной.
Отрицание/Гнев
Первые этапы игры — это отрицание и гнев. После прелюдии, отмеченной чувством пустоты, мы попадаем к рукам теперь разрушенной статуи, представляющей его мать. Грис не может сдержать столько эмоций, поэтому прижимает руки к лицу и испытывает взрыв чувств, разбрасывая оттенки красного по всей сцене и изменяя ее цветовую гамму, которая теперь становится более теплой — первый способ, который игра использует для изображения гнева.
Продолжая путь, мы попадаем в песчаную местность, где дует легкий ветерок. Через несколько секунд звуковая дорожка переходит в более бурную, а сильные порывы ветра сбивают Гри с ног, символизируя волну неконтролируемой ярости в его уме и уничтожая его прогресс.
Пройдя немного дальше, Грис приобретает способность превращаться в блок, что увеличивает ее вес, но снижает скорость. Теперь, обладая этой техникой, игрок может противостоять ветру, не укрываясь, что, возможно, символизирует способ, который персонаж нашел, чтобы справиться с гневом, вызванным его опытом, когда он отрицает свои чувства и просто идет вперед, пока наконец не находит руки статуи снова. Снова борясь со своим вихрем эмоций, Грис взрывается эмоционально.
Торг
Надо признать, что это самый сложный эпизод для связи с повествованием о пяти стадиях скорби, но все же есть некоторые символы, которые могут быть связаны с торгами. Эта часть отличается яркими оттенками зеленого, что может быть связано с концепцией жизни в теории цветов, которые сопровождают изменение оттенков пейзажа и рост растительности вокруг Грис, превращающей дюны в богатый и живой лес.
В этой главе мы находим живой камушек, названный сообществом «лесным другом», который начинает сопровождать Грис, сначала с опаской. Однако, когда мы помогаем ему собирать фрукты, он начинает доверять Грис, устанавливая первую связь с другим живым персонажем в игре. Эта часть может быть символом торговли, поскольку мы ищем связь с маленьким и беззащитным существом, похожим на ребенка, в котором мы пытаемся игнорировать горе, которое переживаем в данный момент.
Еще одним ярким моментом в конце этой части игры является встреча с гигантской черной птицей, которая преследует Грис по сцене, пытаясь сбить ее. Одно из толкований этого персонажа заключается в том, что он олицетворяет само событие — смерть матери Грис, которая преследует ее и пытается помешать ей преодолеть себя, используя силу, которой она еще не может противостоять. С помощью разбросанных по сцене колокольчиков нам удается продвигаться вперед, что, вероятно, является метафорой того, как иногда нужно кричать громче голосов в нашей голове, которые пытаются нас удержать.
Депрессия
С очередным эмоциональным кризисом Грис, сценарий становится доминирующим синим цветом и дождем, что сразу создает меланхоличную атмосферу. В самом начале персонаж должен прыгнуть со статуи своей матери, совершив огромный прыжок в пруд, что символизирует начало падения Грис в самую низкую точку всего процесса скорби: депрессию. Сцена более мрачная. Более медленная музыка и звуковой эффект дождя вызывают у игрока чувство тяжести.
После короткого раздела с головоломками игрок находит яму, где после большого спуска видит то, что в игре наиболее похоже на водный уровень. Однако мы не находимся в типичном для серии Mario Bros. водном уровне. Здесь сцена поглощена тьмой, с черными стенами и темным морем с густым оттенком. Под медленную и тяжелую музыку мы вместе с персонажем чувствуем себя на дне.
В этой части мы получаем еще одну способность: теперь мы можем плавать гораздо быстрее и эффективнее; благодаря этому Грис погружается все глубже и глубже, все больше и больше погружаясь в истощение и стресс, пока не достигает статуи с женщиной в свободном падении, символизирующей это внезапное и отчаянное падение на дно.
Эта статуя не является частью основной игры и не является обязательным элементом для прохождения игры. Это особый штрих, который показывает, что благодаря многочисленным попыткам можно не достичь дна депрессии и не остаться в свободном падении без надежды. Когда Грис находит эту статую, игрок побеждает так называемую «депрессию».
Принятие
Даже достигнув дна, мы смогли выбраться и вернуться на поверхность. И после серии быстрых и уникальных головоломок мы открываем последнюю способность в игре — и мою любимую —: Грис восстанавливает способность петь, повторяя ту же мелодию, которую она пела в начале игры вместе со своей мамой. Это прекрасный момент, который заставляет игрока задуматься о том, как далеко он продвинулся, особенно если сравнить с предыдущим разделом. Сцена окрашена в нежный розовый цвет, символизирующий наконец-то обретенную любовь. Ее пение теперь оживает вокруг нее, и она наконец-то может выразить себя.
Все выглядит так, будто мы в шаге от победы: мы собираем последние необходимые детали, чтобы закончить игру и достичь небес, где Гри сможет продолжить свой путь. Однако, после нескольких головоломок, нас ждет последняя встреча с черной птицей. Но на этот раз она принимает необычную форму.
Пустота, тьма, которая окружала Грис, принимает форму, похожую на нее саму, раскрывая, что все проблемы, которые происходили, были плодом ее воображения. Ее невысказанные чувства пытались разрушить ее, и Грис вынуждена признать, что в последних главах больше всего ей причиняла боль она сама, ее собственные скрытые мысли. Но теперь, когда она признала свою слабость, она наконец-то может двигаться дальше.
Финальная сцена
Последние моменты игры показывают, как работа в течение такого сложного процесса окупается, когда Грис наконец пытается двигаться дальше, воссоединяясь со своей матерью только через воспоминания и понимая, что для нее этого достаточно. И даже несмотря на тьму и скорбь, мешающие ей, ее пение и связь с матерью достаточно сильны, чтобы превозмочь все препятствия.
Таким образом, мир снова обретает свой цвет, все кажется завершенным, и Грис наконец расслабляется, обнимает статую своей матери и буквально движется вперед, следуя по дороге, которую мы построили из звездочек, собранных во время игры; то есть, следуя по пути, который она сама прошла во время этого путешествия, принимая, что будущее не будет таким же, и принимая, что она будет жить в новой реальности.