на главную
об игре

Гордость и предубеждение. Почему VR должен оставаться VR

Итак, случилось знаменательное событие - в этом веке вышла новая часть знаменитой Half-Life. Все выдохнули, кто-то на последнем издыхании вскрикнул и получил сердечный приступ, а кто-то увидел цены на VR-шлемы и тихонечко всплакнул. Хитрый Гейб сделал самую ожидаемую игру в мире специально для виртуальной реальности со всеми наворотами исключительно под свою революционную станцию, которая в какой-то момент торговалась по 250 000 рублей.

И вот тут мы медленно и верно подходим к самой чарующей части нашего текста - страданиям, нервам, чтению гайдов, скачиванию всего GitHub’a и немому смирению. Тот момент, когда главный бастион компьютерных игр сделал настолько крутой эксклюзив, что проходили его на YouTube буквально все. В общем и целом, имеем то, что имеем и покупать ради одной игры всю аппаратуру совсем не хочется. Брать в аренду - дорого. Так, например, в удельном селении автора (Сочи) аренда HTC Vive за 6 часов стоит 6000 рублей. Сомнительно удовольствие, скажу я вам, особенно если хочешь игрой насладиться. Об аренде Valve Index говорить и вовсе не приходится - его просто нет.

Что остается-то? Правильно, браться за православный бубен настроек, плясок с патчами и всевозможными хаками игры. Громогласно заявив в редакторский чат, что я справлюсь с этой задачей - я совершил одну из самых роковых ошибок в своей геймерской жизни. Два дня спустя, я рапортовал о полном провале все в тот же чат уже истерикой. Но обо всем по порядку.

VR-игры начинаются с того, что вы их покупаете, подключаете свое устройство и начинаете играть. Просто, быстро и понятно. VR-игры без VR аппаратуры начинаются с того, что вы их покупаете и дальше попадаете на поле полного непонимания происходящего.

Во-первых, всевозможных хаков именно для Half-Life: Alyx сейчас уже с десяток. Вы зайдете на любой форум или раздел файлов и получите пяток вариантов ручной настройки или готовых исполняемых файлов. Есть и текстовые инструкции, и инструкции в видео формате - для совсем одаренных, кто-то за деньги готов настроить все через удаленный доступ к вашему ПК через TeamViewer. Рынок живет и процветает.

Во-вторых, ни один из всех представленных вариантов не дает гарантии работоспособности. А те, что дают нужно или покупать на Patreon, или в их описании есть сноска о том, что в некоторых главах все плохо, работоспособность не гарантируется и вообще «всего доброго». Не то чтобы это претензия к мододелам, ни в коем случае. Это просто данность, с которой вы столкнетесь при попытке поиграть без средств для реализации той самой виртуальной реальности.

В-третьих, мы люди ленивы по своей натуре и всегда пытаемся найти самый короткий путь. И вот я уже ввожу данные карточки на патреоне чтобы купить программу, которая магическим образом все сделает за меня. Купил, скачал, установил, играешь. Так я и думал, пока не увидел главное меню игры, с которым я никак не могу взаимодействовать. Могу двигать камерой, но перемещаться или что-то нажать не могу. Прекрасно. Хотя я дважды перепроверил инструкцию и все сделал исключительно как она предписывала.

В-четвертых, приходит осознание, что простого пути не будет. И вот мы уже на GitHub - читаем мануалы на русском, английском и немножечко индусском. С виду тоже вроде бы все легко: скачай чуть тут, чуть там, немного прямых рук и дело в шляпе. Потратив час или около того на изучение темы, на сбор всего ПО, на установку и четкое следование инструкции, уже через три часа оказываемся все в том же главном меню игры без возможности взаимодействовать. Это ли не чудо?

В-пятых, осознаем, что все летит по наклонной встаем на дощечку аки опытный ПК-бомж и пытаемся серфить в мире информационных технологий. Идем на форумы, которые уже на чистом мандаринском, переводим их на киргизский, а потом на ломанный русский. Получаем нечто, что похоже на рабочую схему и собрав остатки нервов в кулак ныряем в настройку. И получаем меню без возможности к взаимодействию. Вот теперь это точно чудо.

В-шестых, начинаем понимать или задумываться над тем, что проблемы с вашим ПК, руками или чем угодно. Что знаний ПК недостаточно, а где-то в инструкции вы сами допустили ошибку. Включается паранойя и вы начинаете хаотично удалять все что установили к этому моменту, пытаясь откатить все к исходной точке до начала экспериментов. Но пути назад нет, в такой путанице и вариантах - вы потеряли контрольную точку.

Что в итоге? Ничего на постном масле. Есть игра, которую хотя бы можно вернуть. Есть какой-то набор ПО, кода и потерянных нервов. И есть демонстрационные видео, которые показывают настолько убогую реализацию всего этого, что невольно задумываешься - а есть ли вообще смысл играть в Half-Life: Alyx без VR?

И, да, ответ тут очевиден. То, что задумано как визуальная демонстрация технологического развития и уникальных возможностей конкретного Valve Index должно оставаться в том виде, в котором его задумали. Безусловно, рано или поздно выйдет мод, который позволит пройти игру целиком на клавиатуре и мышке, без необходимости плясок с бубном от слова «совсем». Безусловно, некоторые удачливые смогут сделать это и сейчас и даже, быть может, без больших трудностей при настройке. Остальным же остается только пускать слюни либо на оборудование, либо на стримы игры.

А еще нужно понимать, что тот опыт, который вы получаете от игры в виртуальной реальности - это совершенно не тоже самое, что классическая игра. Казалось бы, вывод самый поверхностный. Но суть его на самом деле в том, что даже при грамотной «портировании» в привычный нам мир мониторов, вы все равно потеряете ту самую интерактивность в самом геймплее.

Half-Life: Alyx в конечном итоге будет только первой весточкой новых технологий. Они будут развиваться, меняться и становится все "народнее" и, глядишь, лет через пять все смогут поиграть без необходимости тратить на это такое количество денег и без необходимости воевать с сотней разных технических нюансов. Еще лучше, если все игры будут поддерживать как VR, так и классическую схему игры - как сейчас это происходит с переключением управления с клавиатуры на руль или геймпад, например. Но кто я такой, чтобы требовать такие вещи?

64
42
Комментарии:  42
Ваш комментарий

NightGameMassacre Ты прежде чем писать это, чекни тему VR в целом. Технология не плохо так развивается, и топает семимильными шагами

blin88 Я знаю как развиваеться VR. Проблема в том, что каких-то радикально новых идей в нем нет. Oculus Quest пока самый нормальный пример развития VR, но это все та же история, что несколько лет назад. Не похоже это на семимильные шаги. Они есть в изучении поведения игроков в виртуальной реальности b устройства/созданяи игр, но не в самой технологии. Вот когда VR станет похож на обычные очки и по цене приблизиться к недорогим мониторам, можно будет сказать что развитие VR идет семимильными шагами.

NightGameMassacre написал: Я не понимаю излишнего восхищения по поводу HLA.

Ответ в самом предложении. Это Half-Life.

Не могу понять, что народ стонет так по данной серии игр. Играл давно в какую-то часть - обычный линейный шутан, без каких-либо фишек и со средним сюжетом. Таких каждый год по нескольку штук выходит. Тот же код или метро с фолычем гораздо лучше и с более глубоким геймлеем. Неужели имя Гейба, создателя стима, такой хайп поднимает как и случае с Кодзимой.

Догмит Метро - глубокий геймплей?

NightGameMassacre глубже чем в халфлайв

Догмит И в чем эта глубина выражаеться?)

Игра классная, автор такое впечатление что играл на VR Boxe. В принципе сейчас не могу заставить себя играть в какую-то плоскую игру, ВР это совершенно другой уровень игры(не вижу в принципе смысла выпускать плоские игры). Клавиатура и мышь - это канцелярские принадлежности, пусть они ими и останутся. Как бы объяснить разницу тем кто никогда не пробовал ВР... ВОт представьте разницу между "волк ловит яйца" и современной прниставкой. Вроде и там и там электронные игры, но после приставки обратно не вернёшься. Те кто привык играть на папином уомпе и нет денег купить ВР шлем, или просто толстозадые задроты для которых играть стоя это мучение - извините, ваш век заканчивается. Надеюсь Cyberpunk будет последней плоскозадой игрой. Будущее наступило. PS Playground, пожалуйста, не размещайте плачь этого автора - статья откровенное говно.

Всё верно. Пусть ВР остается ВРом. Игра сделана ради ощущений (которые того стоят!), смысла переводить её (да и может другие ВР-игры) на монитор нет. Никакого сверхсюжета или чего-то подобного (и да простят меня фанаты) там нет - это просто HL - просто бренд.

В хл2 есть разные виды оружия и возможность взаимодействовать с окружением, в том числе для уничтожения врагов. Для игр это куда важнее, чем стелсы и кастомизации.

NightGameMassacre В большинстве шутанов есть разные виды оружия и взаимодействие с окружением для уничтожения врагов. Вообще игра вышла онли Виар, только потому что у халвы нет никакого преимущества перед современными шутерами, это абсолютно отсталый продукт, поэтому ничего другого не осталось как зацепиться за виар.

как же эти "мнения" с "юмором" достали в своей Ленте, почему кнопки скрыть их не сделали???

Говорил раньше, говорю сейчас и буду говорить дальше. Развитие VR не особо идет. Развитие VR - это когда будут менять технологию, инновация. А пока VR в целом не сильно отличается с момента выхода самого первого VR шлема. А вот как получить такое развитие? Да просто, надо больше выпускать игр именно VR игр. Bethesda, Rockstar, Blizzard/Activision и т.д... пусть большая часть разработчиков или вовсе все начнут выпускать VR проекты и тогда будет спрос. Будет спрос - будет и развитие VR. Новые функции VR и т.д... Нынче VR не считают чем-то крутым и все хотят больше игру без VR. VR игры - это отдельные игры и это отдельная платформа, смотрите на VR игры как ПК и консоли или вовсе телефон. VR игры не надо сравнивать с обычными играми ПК/консоль, а надо понимать то, что упор идет на взаимодействие человека с игровым миром, погружение. И я скажу то, что на данный момент это не плохо выглядит, но соглашусь с тем то, что очень дорого(а дорого будет пока не будет разного развития, а это уже описал). Обычные игры развиваются лучше чем VR. Если хотите покупать VR, то не советую это делать ради одной игры, к примеру HF Alyx. Изучите сначала все VR игры на ютубе и если уже понравиться идея, то уже покупайте, но ради одной игры очень тупо.

Spiny Выпуск игр не влияет на новых технологии, тк игры зависят от технологий. Нельзя изменить консоль. выпуская на нее игры. С VR также. Вот когда создадут принципиально новый шлем/очки - можно будет и игры новые делать. Пока можно только исследовать поведение человека в VR и геймдизаин. Playrone В прошлом уже были аркадные автоматы и даже консоли с неким подобием VR, Все они проиграли играм обычным. Геймеры слишком консервативны, что бы поменять обычные игры на виртуальные миры.

NightGameMassacre Так-то это бизнес. Зачем вкладывать много денег где мало чего? Никому этот VR толком не нужен даже на западе, а в СНГ и вовсе все бомжи. Новые шлемы создают, но они ничем особо не отличаются, другой контроллер, другие линзы в шлеме, а сама суть такая же. Нет что-то прям нового в VR и скорее всего не будет.

Spiny У автора статьи есть виар, он считает что за этим будущее. У комментатора Спини нет виара, он говорит обратное. Видите логику? Пока не видел ни одного юзера виара, который бы сказал что-нибудь, вроде, "шлем у меня есть, пустая трата денег, это отстой, зря купил, пойду продам".

VR уже сейчас вполне себе коммерчески доступен на западе- Oculus rift S 400 долларов - на уровне Geforce 1070. Да даже и если взять Valve Index за 1000$ шлем и сколько-то там сверху за комплект- то, в общем то, получится не так уж и много. Мы уже вступили в эпоху, когда люди платят 1000+ долларов каждый год за сомнительный по инновациям мобильный телефон. А игры начнут делать- как только аудитория появится (в стиме сейчас вроде около миллиона VR-щиков) 25 лет назад графические ускорители также скептически воспринимали, было поверие что они только для военных и коммерческой графики. А по поводу нашей страны- увы благосостояние подкашивает. Представьте если бы доллар был по 25 рублей- очереди бы стояли за этими шлемами и всеми прочими плюшками.

Рынок ВР игр будет расти. Цена на них будет падать, рынок не сильно ориентируется на тех кто привык играть на мышке в крякнутые торренты. Рано или поздно "сидячим" захочется попробовать ВР, и... всё. Добро пожаловать в клуб. Те у кого есть деньги, смогут покупать и новые шлемы, которые будут отличаться от старых на пару процентов, на рынке появится много б\ушных шлемов. Я сам был очень критически настроен к ВР играм(был у меня и VR Box, и последний Gear VR=Oculus Go). Было какое-то сплошное андроидное фуфло на 10 минут(кроме Smash hit). Современные игры ВР на компе(уровня HLA, Boneworks, Asgard Wrath и тп) - это совсем другое. Кстати, не советую судить об HLA по картинке на ютубе - на мониторе это выглядит отвратительно.

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ