на главную
об игре
Jagged Alliance 3 14.07.2023

Обзор Jagged Alliance 3 - продуманная "тактика", но не для всех

Jagged Alliance 3 — уже не сказка. Почти двадцать пять лет фанаты ждали третью номерную часть серии. И теперь, благодаря работе опытной студии Haemimont Games, любой желающий может познакомиться с новой тактической ролевой игрой, корни которой уходят в далёкий 1994 год. Мы успели погрузиться в JA3, поэтому спешим поделиться нашими впечатлениями. Их было предостаточно!

Спасти президента

Разработчики умело воспользовались оригинальными фишками серии, поэтому многие ключевые особенности перекочевали в новую игру. Напомним, что JA всегда считалась этакой пародией на боевики, где игроку приходилось участвовать в местячковом конфликте, дабы спасти мирных жителей и наказать кровожадных бандитов.

От истоков JA3 ушла недалеко — в вымышленном государстве Гранд-Чиене пропадает президент, поэтому его дочь обращается к группе профессиональных наёмников для спасения отца и урегулирования конфликта. Вот тут и предстоит вмешаться игроку, нанять через особое «рабочее пространство» первый отряд и направить все силы на выполнение этой цели.

Значительного сюжетного развития ожидать не стоит. Двигаемся вперёд и пытаемся пробиться к правителю через всю страну. Зато на пути к установлению мира не обойтись без встреч с местными колоритными персонажами. Через них игрок и познаёт особенности бытия населения.

В разговорах с такими героями присутствует небольшая вариативность, но без кардинальных изменений истории или геймплея. Например, на первом острове можно остановить самосуд жителя и предотвратить казнь, однако ничего кроме нескольких последующих диалогов это не изменит.

На том же примере с конфликтом двух жителей деревни отметим, что после мирного урегулирования столкновения игрок получит благодарственное сообщение на электронную почту и сможет ознакомиться с несколькими новыми репликами при посещении локации. Это совсем немного, но лучше, чем ничего.

Прочие NPC всего лишь заняты своей жизнью: возвращаются в деревни после освобождения, уделяют время своим делам и изредка общаются между собой. Иногда можно наткнуться на забавные реплики, но без излишков. А вот общение наёмников происходит даже во время перестрелки. Бравые бойцы постоянно переговариваются в пылу схватки и с юмором комментируют всё происходящее. Такая реализация диалогов прекрасно сочетается со сложным игровым процессом и добавляет ярких красок обыденным сражениям.

Убивай и зарабатывай

Начинаем наше «путешествие» от небольшого островка и передвигаемся дальше вглубь страны для её освобождения. Вся карта государства разделена на локации, каждую из которых можно посетить и отбить у захватчиков. Свободные от вражеских аванпостов «квадраты» почти не имеют пользы для игрока: в этих зонах можно собрать припасы и выполнить побочные квесты.

Где-то удастся спуститься в подземный бункер в поисках мощного пулемёта, а где-то пройтись по минному полю и уничтожить небольшой отряд врагов. В других же зонах расположены порты, деревни и аванпосты злодеев. Здесь придётся сражаться с большим скоплением интервентов и приложить все усилия для освобождения мирных жителей.

Ограничений по перемещению не присутствует, поэтому игрок сам волен передвигаться из одного места в другое. Бездумно переходить по локациям не получится — как и в оригинале, за найм профессиональных убийц нужно заплатить «кругленькую» сумму. Взять в аренду бойца можно на ограниченный промежуток времени, но не более двух недель. После этого придётся заключить новый контракт или отказаться от услуг наёмника.

За любое действие придётся платить, поэтому необходимо внимательно относиться к своему капиталу. Бездумно тратиться на все доступные услуги нельзя, иначе через некоторое время можно оказаться без средств. В этом случае процесс восстановления «богатства» будет очень медленным и болезненным.

Для заработка денег в игре не так много вариаций. При исследовании мира можно перехватить грузы с алмазами для дальнейшей продажи и получения моментального прироста валюты или захватить прииски для активации пассивного дохода. Чем глубже наёмники зайдут в страну, тем больше территорий, а соответственно и финансов они смогут заполучить.

В отвоёванных локациях появится возможность заняться дополнительными операциями: залечить раны, разведать близлежащие районы, подготовить ополчения для защиты указанной территории, провести отвлекающий манёвр для выманивания врагов с аванпоста, потренировать наёмников, отдохнуть при наличии усталости, отремонтировать предметы, создать боеприпасы и взрывчатку. Все эти функции в той или иной мере пригодятся в процессе. Стоит учитывать, что для создания дружинников потребуются вложения, при лечении союзников не обойтись без медикаментов, а к ремонту предметов и модификации оружия необходимо накопить запчастей.

К слову, процесс улучшения оружия напоминает любой современный шутер — открываем у наёмника меню модификации винтовки и устанавливаем полезные модули. Например, можно добавить приклады и прицелы для повышения меткости, увеличить количество боеприпасов в обойме или изменить ствол для усиления дальнобойности. Каждый экземпляр представлен своим набором модификаций, изменяющие не только характеристики оружия, но и его внешний вид.

Эффектно и красочно

Качественная детализация в JA3 позволяет полноценно насладиться схватками с врагами. На локациях множество объектов. Присутствует и небольшая разрушаемость: бьются стёкла, взрываются машины, ломаются деревянные преграды и прочие мелкие предметы. В бою эффектно применяются гранаты и коктейли Молотова, а при точном попадании можно даже отстрелить голову, но на другие конечности это не распространяется.

По части тактических баталий игрокам доступна довольно обширная вариативность действий. Наёмники умеют занимать позиции за укрытиями, присаживаться и ложиться на землю, активировать режим маскировки и бесшумно устранять оппонентов, обезвреживать ловушки и вступать в прямые конфронтации. При стрельбе можно выбрать пять частей тела для попадания: голова, руки, тело, пах и ноги. Попадание в каждое из них предполагает разный урон.

Также в процессе стрельбы учитываются второстепенные параметры, например, текущее состояние погоды, время суток, препятствия и характеристики вооружения. При низкой прочности «пушки» и вовсе могут заклинить, поэтому придётся потратить целый ход на восстановление боеспособности персонажа.

С технической точки зрения вопросов к реализации пошаговых битв не имеется. Разве что искусственный интеллект, как союзных наёмников, так и противников, иногда, ведёт себя неестественно. Скрытный боец может быть обнаружен, хотя от врагов его ограждает массивное препятствие, или же удачно отстрелявшийся из окна снайпер на следующем ходу выпустит весь свой боезапас в стену. Такие вещи происходят не часто, но могут доставить неудобств.

В процессе сражений во внимание принимается множество показателей. За это точно стоит похвалить разработчиков, которые проделали огромную работу для достижения правильного баланса в сражениях. Благодаря этому, игроки могут детально продумывать свои действия за каждого героя и получить заметное преимущество в бою при должном проявлении смекалки.

С другой стороны любители более динамичного геймплея скорее всего заскучают от слишком спокойного игрового процесса. В нём несомненно есть нечто привлекательное, затягивающее на долгие часы, однако первоначальный эффект эйфории может быстро пропасть, спустя десяток часов, а то и раньше. Медленные анимации, которые раньше доставляли удовольствие, и откровенно затянутый игровой процесс причинят одни лишь мучения.

Это никак не затмевает позитивные стороны JA3, но оставляет неприятный осадок. Слабая динамика не позволяет полноценно насладиться геймплеем, заставляя геймера постоянно испытывать трудности. Игра изначально позиционируется как хардкорная, поэтому даже переключение на мягкий режим не позволит ускорить битвы с врагами.

Конечно, такая опция помогает быстрее зарабатывать денежные средства и получать больше припасов, но на сражения она почти никак не влияет. Это означает, что казуальные игроки, коих довольно много, не смогут подстроиться под игровой темп и забросят проект при первых же трудностях.

Отпугнуть может и слабое музыкальное сопровождение, а также небольшие проблемы с оптимизацией на некоторых «машинах». Мы на не самой современной сборке почти не встретили багов, однако у других пользователей появлялись критические ошибки, которые не позволяли должным образом насладиться проектом.

Зато разработчики уже добавили функцию модов и уже активно занимаются улучшением релизной сборки. Возможно в дальнейшем преданное сообщество и внимательные к его запросам разработчики совместными усилиями смогут доработать текущее состояние JA3 до «проекта мечты», однако сейчас его нельзя считать таковым.


К сожалению, Jagged Alliance 3 получилась не для всех. При определённом складе характера игра предоставит яркий спектр приятных эмоций, но тем, кто привык к более быстрым сражениям предстоит перебороть себя, чтобы увидеть финальные титры. Между тем любители пошаговых тактических сражений получат продуманные вариативные механики в битвах, которые прекрасно работают, хотя и могут время от времени «удивить».

Плюсы:

  • Обширные тактические возможности в битвах;
  • Проработанные в деталях перестрелки;
  • Разрушаемость окружения;
  • Разнообразие наёмников.

Минусы:

  • Посредственный сюжет;
  • Очень медленный игровой процесс;
  • Слабое музыкальное сопровождение;
  • «Чудеса» искусственного интеллекта;
  • Проблемы с оптимизацией на некоторых устройствах.

Итоговый балл: 7.5 из 10

Вердикт: Jagged Alliance 3 — качественный духовный наследник серии, который точно понравится любителям сложных тактических сражений, но может быстро наскучить любителям безостановочного экшена.

Комментарии: 61
Ваш комментарий
В разговорах с такими героями присутствует небольшая вариативность, но без кардинальных изменений истории или геймплея. Например, на первом острове можно остановить самосуд жителя и предотвратить казнь, однако ничего кроме нескольких последующих диалогов это не изменит.

Сразу видно, что далеко в игре автор не продвинулся. В игре десятки интересных персонажей, и почти у каждого интересный квест. Причем, этот квест можно получить несколькими способами, от разных персонажей, даже просто узнав слухи у обычных горожан. У каждого квеста по 2 или 3 концовки, и все они так или иначе взаимосвязаны с другими. В общем, после примерно 50 часов такое ощущение, что "дерево квестов" тут не менее сложное, чем, скажем в Ведьмаке 3.

Как пример, тот же квест с линчеванием связан со спасением настоящего стукача от бандитов на минном поле. Ты можешь спасти стукача от бандитов или он умрет. Ты можешь выдать стукача линчевателям или сохранить его тайну. Сохранишь тайну, повесят старика, который дал бы квест на сына, который командует бандитами на острове (там тоже несколько вариантов). Если выдашь стукача его могут повесить или не повесить. Если не повесят, он с женой уедет, и ты сможешь встретить их в лагере беженцев, там тоже будет 3 варианта, как поступить с ними. И так далее, и так далее, причем, вся эта паучья сеть сопровождается классными диалогами с отсылками к десяткам разных фильмов, книг и игр. И до кучи постоянными проверками на разные скилы, как в настоящей РПГ.

Так что, бро, нет. "Разговоры с героями" тут офигеть как влияют на историю.

48

Согласен. Квестовая составляющая здесь просто потрясающая! Не помню такого в прошлых.

25

Шел 2023 год, в игре надеваешь бронежилет на Лиску а у нее остается все тот же сексуальный топ, да пошли вы халтурщики, у вас ума не хватило даже модельку поменять

2

Видимо, не хотели, чтобы наймы выглядели одинаково, брони-то в игре мало. Хотя, я вот люблю, когда мой отряд одинаково одет. Еще бы можно было переодеть их в черных Zoldaten Зигфрида, вообще шикарно было бы. Может, модами добавят.

4

Не правдоподобно такое выглядит, ну хоть немножко больше постарались бы

1

я считаю это для того чтоб сохранить изначальный колорит персонажей, как никак над всеми постарались заморочились, они все уникальные, скрытникам бери легкие шмотки, универсалам средние-тяжелые, любящим порубиться тяжелые. При чем у всех есть реакция на вид убийства. Тоже немного оттолкнула эта тема, но быстро привыкаешь так как тут веселье в другом

7

Рецензию писал человек который закончил с игрой после первого острова, да и вообще незнакомый с темой JA толком. Чем писать такие рецензии лучше ничего не писать. Игра шикарная вышла, да не без недостатков, но думаю допилят модами. Это я как ветеран компьютерных игр говорю ( 60 мне, тот еще олдовый геймер)))), запавший на подобные тактики еще с времен "Rebelstar Raiders" братьев Голопов, не раз прошедший JA2 и в ванильной версии и в версии 1.13.

Третья Джага просто праздник души, наконец то практически все получилось, всем любителям тактик играть непременно. Через год допилят модами и будет не хуже версии 1.13 предыдущей Джаги. Играю кстати на "ведре" семилетней давности. Видюха 1060, монитор 2К, критических тормозов не заметил, настройки на высоких, лишь убавил тени и отражения, частоту кадров 60 зафиксировал, полет нормальный.

39

спасибо, Олежка, поиграю.

1

По вашему мнению игрок должен знать эту серию? Так игры не делают, в данном случае эта игра посредственная, не обладающая не какими примечательными чертами, одним словом гов...о

-24

"По вашему мнению игрок должен знать эту серию?" Игрок не обязательно должен знать, а рецензент - обязан.

12

Тремя словами - сам ты гов...о

6

На GTX 1070 в hd - настройки ультра кроме отражений и теней (это в минимум) - стабильные 30 кадров. Вылетов за 25 часов не было. Баги - тоже не заметил. Один раз на сейве потерялась инициатива, но то не баг, то фича еще с прошлой части.

1977 :)

Игра - шикаарная.

1

"Jagged Alliance 3 — качественный духовный наследник серии, который точно понравится любителям сложных тактических сражений, но может быстро наскучить любителям безостановочного экшена." У меня только один вопрос -а что любителям безостановочного экшена делать в пошаговой стратегии?

17
качественный духовный наследник серии, который точно понравится любителям сложных тактических сражений, но может быстро наскучить любителям безостановочного экшена.

Здесь рука уже не фейспалмит, а пробивает лицо. Пошаговая тактика не понравится любителям шутерков, ДА ЛАААДНО?

А Скайрим качественный духовный наследник серии Elder scrolls, но может не понравиться любителям стратегий, поэтому он не для всех, правда?

16

Я ждал эту игру дЖва года!
Тут можно грабить кОрованы

13

магазин бы какой, основной.

где все скидывать и покупать снарягу(

10

Ставь JA2 с модами и наиграй, хотя бы, 10 часов. После такого экспирианса JA3 будет выглядеть как кнопочный телефон по цене "убийцы флагмана"...

-4

Мне тумана войны не хватает всё же из второй части, сразу всё видеть не интересно.)

9

На карте ты видишь только то, что видит твой персонаж. Из живых объектов, конечно.

3

хоспаде! так подобные игры и делаются не для всех. в этом их фишка.

6

Сейчас прохожу ее (быстрее бы закончить, а то в 4 утра спать ложусь =_=)
Куда Рысь делся?!

По ощущениям: ну практически то, чего ждал!) Немного смутило количество ячеек инвентаря, но прикольно, что есть общий инвентарь для патрон. Система модификаций оружия мне не очень заходит, в Джаге 2, как то щепетильнее относился к вопросам модификации. Когда впервые нашел лазерный указатель и оптику ближе к середине игры (JA2) - было крууууто и берег как мог. А тут прям со старта с оптикой бегаешь (ща чипы ищу). Зато полезность механиков возросла в разы - без механика нельзя лезть.
Чего не хватает? ГОРЯЧИХ КЛАВИШ, как в оригинале) чтоб D - пропустить ход, а не тянуться к энтер (мышкой кликаю), чтоб АЛЬТ и выделялась рука, который через стены можно лутаться (нынешний упирается в стену). Чтоб можно было поставить управляемую паузу и раздать команды (в ртс режиме). чтоб наемник выделялся на 1-6 клавиши (сейчас на них завязаны действия).
Изменений механик немало, но все равно - играть очень приятно!) Давно ожидания с реальностью не совпадали!)

4

О, да. Присоединяюсь в полном объеме. Еще бы прикрутили возможность перевести в режим боя вручную. Вроде в джаге раньше это было (могу ошибаться).

Наиграл уже две ночи :)

1

После освобождения нескольких населённых пунктов, только и делаешь что бегаешь по карте и тренируешь ополчение, т.к. его убивают каждые пять минут.

4

тут даже "Наездника" нет... А про то, чтобы две волны по 20 врагов поочерёдно отбивать я вообще молчу...

стерильный продукт...

-2

А где это такое, две волны по двадцать? Я только помню

Спойлер

При спасении наёмников из M.E.R.C идут четыре нудные волны по 10-12 человек + минометный обстрел, и игра предполагает, что их начальник должен умереть, хотя вариант спасти его тоже имеется, хотя и приводит в дальнейшем в игре к плачевным и скоропостижным результатам, хотя и интересным.

2

Чувак, ты описываешь чувака, который описывает неизвестно какую игру!

Стандартно в JA2 (ванильная) было ограничение на отряды по 20 юнитов (20, Карл!), которые могли атаковать сектор в одно время с разных сторон, но из-за ограничения в игре атаки происходили поочерёдно!

Я вижу, из прочитанных комментариев, что здесь много "аккаунтов", которые вообще не играли в JA2, что в ванильную версию, что с модами.

1

А сразу 40 против 6 не хочешь?

1

Игра огонь!!! Давненько не было чего то подобного. Засел за игру и вышел из неё спустя шесть часов!:-) В плане оптимизации и графона тоже всё отлично! https://youtu.be/vxKvV2xoWpA

2

как щас помню в 94 играл а… как время летит…

2

В минуса надо было добавить, оружия маловато!

2

Ооооооо медленный игровой процесс.Не спасибо, я в Хком2 наелся этого геймплея. С 6го раза игру только прошел, каждый раз удаляя из за унылости и однообразности происходящего. Первые часов 5-10 еще норм, потом играть невыносимо.

2

Ну так че ты, дотка, кс - вали, если тебе лишнюю 1 милисекунду подумать - это уныло. В шахматах небось, вообще, бы приступ схватил ... Неунылое чмо

1

JA3, если сравнивать с JA2, очень сильно деградировала по уровню продуманности и глубины игрового процесса, фишек, возможностей реализации, и многого другого.

Хит превратили в обычный продукт для масс, с низким уровнем вхождения (как это произошло с X-Com).

В JA2 была рыночная система (хоть и линейная, но она была, и для того времени весьма хорошая), сложная система амуниции, продуманная система менеджмента отрядов, воздушная техника, наземная техника, и возможность противостоять действительно толпам врагов.

вердикт - 0.22 из 12.7

1
JA3, если сравнивать с JA2, очень сильно деградировала по уровню продуманности и глубины игрового процесса, фишек, возможностей реализации, и многого другого.

Э-э-э, а чего ожидать то от современного продукта, да ещё и учитывая, что все старое нужно делать заново не только концептуально, но ещё и технически, так к этому ещё и новую большую обёртку добавлять в виде контента - вопрос десятков лет?

Хит превратили в обычный продукт для масс, с низким уровнем вхождения (как это произошло с X-Com).

Я бы не сказал, что порог вхождения низкий. Скорее, он неинтересный, но это практически всегда случается с какими бы то ни было прологами. Здесь пролог в виде четырёхклеточного острова с примитивным введением. Ну-ну.

Игре вообще не хватает разностороннего контента, но да, в той сфере, в которой она презентована - она работает и работает приятно, хоть это и не вторая часть и даже никакая не первая.

2

SheriffKo, ты писал:

"Я бы не сказал, что порог вхождения низкий. Скорее, он неинтересный, но это практически всегда случается с какими бы то ни было прологами. Здесь пролог в виде четырёхклеточного острова с примитивным введением. Ну-ну."

Мне тебя жалко...

Спойлер
2

SheriffKo, ты писал:

"Э-э-э, а чего ожидать то от современного продукта, да ещё и учитывая, что все старое нужно делать заново не только концептуально, но ещё и технически, так к этому ещё и новую большую обёртку добавлять в виде контента - вопрос десятков лет?".

Что ты знаешь о "портировании программного обеспечения"?

1

Псс! Парниша...

Перемещение наёмников между секторами ннннада?

1

Знаю, что мне наспамил сообщений дурачок, который считает, что ему должны предоставить оригинал в современной обёртке. Получи-распишись))

2

Помню мод для JA2, в котором можно было разными патронами обоймы набивать...

Вот это я понимаю уровень стратегии и тактики предоставленный, когда ночью трассерами и зажигательными из пулемётов засвечивал позиции врага, а потом тупо бил миномётами по местности, держа в маскировке пару "наводчиков" непосредственно вблизи противника. А иначе противника не увидеть было!

Вот это уровень!

А JA3 что? Евнух какой-то...

1

На Дтф удобнее читать обзоры - там текста больше, а скринов меньше, на ПГ все наоборот

1

Так разнообразие это хорошо.

2

Конечно не для всех. Ведь из-за дебильных казуалов вся индустрия катится в жопу.

1

мы ещё патчей подождём

1

Уже не джага, но поиграть можно.

0

менеджмент наёмников уровня - Clicker

-3

Мне не зашла . Поиграл минут 10 и снёс.

0

Медленный игровой процесс - недостаток в тактической игре? Xcom и тот более тягучий, что не мешает быть ему крутым проектом. Тут же всё в норме. Вы хотели Call of Duty походу. К удивлению многих, Jagged Alliance 2 имеет средний балл на метакритике всего 64! Всё, что нужно знать про субъективность любых рецензий.

0

"продуманная "тактика", но не для всех " это точно, выключил ее через 30 минут игры

-3

Зашел, увидел отсутвие какого либо обучения, триллион кнопок. Вышел, скачал хсом 2, сижу, кайфую. Игре 1, даже не попыталась обьяснить как в нее играть.

-3

Автор, не путай обоймы и магазины. Это два совершенно разных предмета. В игре вообще обоим нет.

-4

Итоговый балл: 7.5 из 10? Я бы и_балл не оставил. Сейчас модно продавать игры под "тенью" хитов.

JA3 - это новая, другая игра, которая заимствует часть механик из JA2, и хайпит, для продаж, на "имени". Игра получила бы по настоящему свои 7.5, если бы назвалась как-нибудь по другому, с другими персонажами.

По итогу, по факту, будет так, что оценка по "продукту", фактическая, упадёт ниже 5.0, так как такие люди как я, которые действительно прошли JA2 полностью несколько раз, когда она ещё на CD продавалась от Buka, понимают разницу.

JA3 - продукт, который пытается за счёт популярности JA продаться побольше.

"Jagged Alliance: Back in Action" и "Jagged Alliance: Crossfire" гораздо ближе к тематике JA, чем заявленная JA3.

Надо было назвать игру "ЧВК Blackwater: начало". Больше смысла было бы.

-5

сделали бы боевку как Desperados и игра зашла бы очень многим, а не это перемещение по квадратикам

-6