Он знает, что ты делал прошлым летом...
Начну я, пожалуй, с небольшого лирического отступления. Сам по себе жанр космической оперы мне чужд. По многим причинам, но самая главная - это, пожалуй, то, что он является ничем иным, как поцелуем в задницу потребителя. То бишь, продукт делается больше исходя из расчёта на потенциального покупателя, чем из чисто креативных побуждений, хотя исключения встречаются. Одним из таковых являются «Звёздные войны», и вовсе не потому, что «ко-ко-ко, классика жанра, олдфаги должны любить старину ко-ко-ко», а потому, что сеттинг и бэк действительно хорошо прописаны, а недочёты являются лишь проявлением специфики космооперы как жанра. Я также не собираюсь затрагивать извечные темы «кто что у кого спздл», ибо, как известно, «всё новое – это хорошо забытое старое».
Ярых фанатов франшизы, а также фанатов Bioware в целом, я предупреждаю сразу – это не стомиллионный обзор на игру, а мнение о франшизе как феномене в целом. Не срыв покровов, но разбор полётов, так сказать. И, как вы уже догадались, он не будет положительным. Поэтому заранее настоятельно попрошу беременных и особо впечатлительных покинуть мой скромный бложик и не демонстрировать мне ваше знание матных речевых оборотов.
Эпизод I. Начало [и конец]
Bioware была хорошей конторой. Когда-то. Давным-давно. Да и речь сейчас совсем не об этом. Несмотря на очевидную специализацию на фэнтези, за их плечами если не шедевральный, то по крайней мере близкий к этому Knights of the Old Republic. Ничего удивительного тут нет – если на готовую, проработанную вселенную натравить опытных сценаристов, вряд ли можно зафейлить такой проект. С другой стороны, оглядываясь назад, я могу с уверенностью сказать, что никто кроме Bioware не смог бы сделать KotOR лучше, чем он есть. Да, ещё у них был Shattered Steel и MDK, но мы говорим сейчас конкретно о космоопере.
Прошло уже 8 лет с момента выхода первой части Mass Effect, а я всё никак не могу понять ажиотажа вокруг этой игры. Я помню, как играл в первую часть, и да, она мне понравилась. Да, в ней были огрехи и изъяны. Но на мой взгляд, для первого раза на них можно было закрыть глаза, во многом потому, что жанр космической оперы переживал не самые свои лучшие дни. «Стар Треки» и «Вавилоны» конечно имеют свою аудиторию, но чего-то им не хватает (возможно потому, что это сериалы, а сериалы, как известно, существуют лишь для набивания рейтинга просмотров и срубания бабла).
Mass Effect мог стать этим «чем-то». Возможно он был более популяризованным, чем требовалось, но всё-таки у игры был потенциал. Неглупая история, где-то даже поучительная, продуманный сеттинг – это было неплохим залогом успеха. Но, как в том, анекдоте: «Ну не шмогла я, не шмогла».
Капля дёгтя в бочке… дёгтя
Давайте начнём с краеугольного камня всей фигни, которая сподвигла меня на эту графоманию – Великий и Неотразимый Коммандер Всея Вселенной Шепард. Все фанаты просто без ума от Мистера Каменное Лицо, который является олицетворением одной из главных проблем франшизы – персонажей.
Плоские, скучные до зевоты, ничем не примечательные статисты – так можно вкратце охарактеризовать многих из них. Я не знаю, на что опирались сценаристы, создавая их, но уж точно не на здравый смысл.
Персонажи в Mass Effect лишены личности. Они либо являются штампами, либо руководствуются какими-то нелепыми, неоправданными мотивами. Гаррус, офицер СБЦ, разочаровавшийся в своей профессии – типичный затасканный образ копа из каждого второго американского сериала про полицию. Он является типичным «лучшим другом» ГГ, который в случае чего и плечо подставит, и выпьет за компанию. И, дорогие фанаты, скажу вам сразу – плоская копеечная шутка про «калибровку орудий» (которая вовсе и не шутка, а печальный показатель халтуры Mass Effect 2 по сравнению с первой частью) не делает персонажа колоритнее, как ни крути. Или вот, например, Эшли Уильямс: её самая интересная деталь – проглядывающие ксенофобские наклонности. В остальном она просто пустышка, типичный ура-патриот, коих можно встретить сегодня в любой стране.
Но отдельного слова заслужил именно Шепард – тот самый Шепард, от которого все писаются кипятком, умудряясь где-то углядеть в нём и глубокий внутренний мир, и чувственную натуру, и ещё Бог весть что. Вся эта истерия просто не укладывается у меня в голове, и порой я задаю себе вопрос – неужели я один вижу, что король-то голый?
Хотите правду? Вот вам суровая, жизненная правда: Шепард – это один из самых скучных персонажей, которых мне приходилось встречать. Да что там говорить – его затмевают персонажи второго плана, не говоря о жанре РПГ в целом. И не надо рассказывать мне тут сказки, что дескать «Шепард – это и есть Игрок, который отыгрывает свою роль так, как хочет он». Ни черта подобного, вот что я вам скажу. От самого начала и до победного конца Шепард остаётся тем, кем он есть – не бравым лидером и спасителем галактики, но безличностным тупым солдафоном. Да-да, особый акцент делается на словосочетание «тупой солдафон». Он не переживает за судьбы людей, вверенных ему в подчинение (ну разве что на словах), не отражает принятые игроком решения и личность, которой тот его наделил. Нет, он просто с тупой миной бежит из точки А в точку Б «патамушта мне преказали так, а прекас – эта закон». Ты изо всех сил стараешься вжиться в роль, внести пускай примитивный, но отыгрыш, но тут тебя за шиворот хватают сценаристы и гейм-дизайнеры и говорят «а-ца-ца, нехорошо, делай что говорят».
Яркий пример местной убойной логики.
Bore-Playing Game, или Безысходность Выбора
А отыгрыша роли нет. Вообще. Мне кажется, что разработчики просто забыли, что хотели сделать РПГ. Игрок может отыгрывать хорошего спасителя или плохого… спасителя. Ну прямо свобода выбора во все поля. В какой-то степени нам представлены два элайнмента: “lawful good” и “chaotic good”. Да, я согласен, что видеоигр в жанре РПГ, которые позволяют ГГ вот так вот переметнутся на сторону Зла или кардинально повлиять на сюжет, раз-два – и обчёлся. Но здесь представлена абсолютная иллюзия свободы выбора – тебе позволяют лишь выбрать метод, а результат останется неизменным (ну разве что кто-то умер или обиделся, а кто-то – нет).
Возвращаясь к теме скучных персонажей, справедливо стоит отметить, что благодаря куче штампов в описании оных, злодеи довольно часто затмевают положительных героев своей харизмой. Например, в первом Mass Effect я скорее симпатизировал Сарену Артериусу, так как в нём я почувствовал действительно прирождённого и одарённого лидера, а также личность с вполне обоснованными мотивами своих действий (именно так, потому что разочарование Гарруса или программа Шепарда «killing machine» не идёт ни в какое сравнение и кризисом мировоззрения Сарена). Без всякой фальши его можно назвать «непонятым большинством». Я не разделял его взглядов, но, если бы передо мной стоял выбор, за кем пойти, я бы выбрал Сарена. Потому что лучше умереть предателем, борясь за какую-то осмысленную идею, чем выжить героем, потому что «так надо».
Бэкграунд, выбранный в начале для Шепарда, фактически не играет никакой роли при прохождении. Разве что пара реплик меняются, да и только. Зато разработчики умудрились угробить всё даже здесь. Знаете, персонаж с предысторией «хулиган из трущоб» - не редкость, причём как в массовой культуре, так и в жизни. Обычно это сильные волевые люди, которые хоть и знают, чего хотят, могут в неожиданный момент выкинуть что-нибудь эдакое, причём это «эдакое» пойдёт на пользу общему делу и ещё раз напомнит всем, почему именно он – лидер, а также заслужит ещё большее уважение. Кроме того, в нём навсегда останется эта мальчишеская задиристость (будь он хоть и женщиной), которая заставит людей следовать за ним.
Коммандер Шепард с выбранной данной предысторией ничем не отличится от Шепарда, родившегося на корабле. Или в одном из колониальных миров. Чёрт возьми, да он и без предыстории будет таким же неинтересным манекеном, безмозглой машиной убийства. Он не бывший хулиган, волею случая попавший в армию. Он просто какой-то генно-модифицированный клон, которого, кажется вчера вынули из крио-стазиса, дали в руки пушку и сказали: «Халк крушить!». И кажется, что если вдруг он ненароком погибнет (очень хотелось бы), завтра на его место поставят точную его копию и с точно такими же указаниями. Гибель его отряда в прошлом отразилась на нём опять же «на словах». По ночам к нему в кошмарах не приходит злой Молотильщик или погибшие братья по оружию, а в хороших снах – друзья/родители/наставники. Чем вам не клон-убийца?
Вот так, кирпичик за кирпичиком, постепенно разрушается легенда об обаятельном и привлекательном Шепарде. Симулятор Солдата Обыкновенного, да и только. Всё эпопею со спасением мира двигает вперёд не осмысленная мотивация, а банальный инстинкт самосохранения. Тут уж стоит призадуматься о мотивах Жнецов: быть может, их тоже не устраивает вся эта бездуховность, и они раз за разом очищают Вселенную лишь в надежде, что один из будущих видов эволюционирует в какую-то высшую стадию разума и тела, а не тот в тот всепожирающий потребительский скот, которым на данный момент являются нынешние расы Млечного Пути. Прямо поэзия с философией какая-то.
Bioware-play
Но это всё лирика. Зачастую игры, не блещущие сюжетом, компенсируют это геймплеем. В Mass Effect его, по-моему, убили в зародыше. Вся эта прокачка навыков, примитивные древа умений здесь не нужны, потому что это – аркадный шутер. Сложность здесь измеряется в здоровье врагов/здоровье игрока/уроне врагов/уроне игрока (но это порок многих игр, поэтому не будем затрагивать эту тему). Анекдотом является мультиплеер, добавленный в третьей части. И ведь нравилось кому-то бегать и отстреливать тупых болванчиков. Мультиплеер добавили лишь кооперативный. Знаете почему? Разработчики решили не тратить деньги и время (в первую очередь деньги) на переписывание архитектуры движка под PvP-мультиплеер. Халатность и бездарность, которая всё чаще встречается в игрострое, заставляет плеваться желчью, но в то же время понимать, что это неизбежно. С другой стороны, это хороший стимул порыться в кучах… «игровых отбросов», чтобы найти действительно стоящую вещь.
Игра идёт на поводу у игрока. К третьей части ни одна из фишек первой не дожила. Мако остался лишь в памяти фанатов и на концептах четвёртой части (хватит насиловать труп, в конце концов). Если в первой части можно было надеть любую броню на любого персонажа (это, кстати, особенность любой РПГ, ограничение идёт лишь расовое/классовое, сюрприз-сюрприз), то далее игроку давали на выбор целых два костюма (!) на одно рыло, причём ещё как минимум один(!!!) костюм можно было приобрести… правильно, в качестве DLC за 1.99$/2.99$/не-помню-сколько-там-у.е. Цирк, да и только.
Ничего примечательного о геймплее больше сказать нельзя. Ну, кроме разве что человекоподобного Жнеца во второй части, которому надо стрелять в Большие Светящиеся Штуки©, и который погибает от пары маленьких ядерных снарядов из «Каина». Вызывает истерический смех у тех, кто знает, каким трудом была выиграна битва с Властелином в первой части.
SHEPARD DIES
В конце второй части эта армада вызывала мурашки по коже.
В конце третьей части она вызывала лишь гомерический хохот.
Рука об руку с отлично плохо прописанными персонажами идёт такого же уровня сюжет. Если в первой части он был интересен, нагнетал атмосферу, создавал интригу, далее произошло невесть что. Такое ощущение, что сценаристов накрыла волна массового кризиса среднего возраста, потому что другое объяснение логике типа «разворот на 180 градусов» найти не представляется возможным.
Я не критикую штампы, нет. Они были, есть и будут всегда. Я критикую огромные сюжетные дыры и нелогичные ходы в повествовании. Как начинается вторая часть? Правильно, со смерти и возрождения Шепарда. Тут проблема не в самой ситуации, а в её обстоятельствах. ВНЕЗАПНО объявляются какие-то там Коллекционеры и уничтожают Нормандию. Нормандию, которая – заметьте! - была образчиком передовых технологий турианцев и людей. Вам мало? Да пожалуйста! Шепрада спасает про-человеческая тайная организация, с которой в первой части был связан лишь маленький побочный квест (в принципе неплохой сюжетный ход, но опять же куча обстоятельств всё портят). Ещё хотите? Да на здоровье! У них оказывается достаточно средств, чтобы не только склеить целёхонького Шепарда по генетическим образцам его грязи из пупка и полусгнившим окровавленных ошмёткам плоти, но и собрать профессиональную команду и вдобавок Нормандию, издание 2.0, улучшенное и дополненное. Такое впечатление, что «Цербер» - это тайное название Валютного Резерва Человечества! Потому что иначе объяснить, как у человека с глазными имплантами, сутками напролёт сидящего в кресле с пафосным видом, хлещущего виски и курящего сигары, могут взяться тонны денег, не представляется возможным! Допустим, его финансировала та часть элиты людей, которая была солидарна с его идеями. Но блин, инвестор потому и инвестирует, что ждёт положительных результатов, а не того, что получал Призрак на выходе!
Призрак, кстати, пусть и банален, но даже он превосходит Шепарда. К сожалению, он и его мотивы остались за кадром (я не учитываю всякую продукцию типа комиксов-приквелов, так как расчитаны они на фанатеющих хомячков). Самой его большой ошибкой, по словам Миранды, был отказ от вживления Шепарду имплантов контроля. Да и вообще слишком много он возложил надежд на того, кто при жизни человеком-то толком и не был, не говоря уже после смерти.
Смешнее всего то, что «теория индоктринации», придуманная фанатами после выхода третьей части, оказалась для меня гораздо интереснее, чем вся франшиза, придуманная «профессионалами». Видимо, им (сценаристам) гордость не позволила принять на вооружение идею от «каких-то дилетантов». Ну и дураки, что тут сказать.
Ну и в довершение критики сюжета стоит отметить классный плевок в лицо фанатам в третьей части. Нет, я говорю не о концовках. Я говорю о том, что ОКАЗЫВАЕТСЯ, всех Жнецов можно было вырезать с помощью самого обыкновенного… killswitch’а. И не важно, кто создал Жнецов, и что за цели преследовал их создатель. Важно лишь то, что по невнимательности и некомпетентности книжных червей, ошивавшихся на Марсе, был упущен чертёж ма-а-а-а-ленького Горна, который решал судьбу Галактики. Вот так вот, ребятки.
Ну а что в конце? Шепард выполняет свою миссию и погибает. Или не погибает. Это ещё один забавный момент. Меня просто умиляло, с каким рвением обсуждали фанаты, «вздохнул он в конце или нет?». Чего тут гадать? Шепард – просто солдат, расходный материал. Он выполнил свою задачу и стал не нужен. Сопереживать ему – признак какого-то психического отклонения. И если бы на месте Шепарда оказался тот же Призрак, или Сарен, то они бы придумали более рациональное решение проблемы, чем «раздавай п**дюли направо и налево пока не останется никого в живых». Ведь есть разница между бесконтрольной грубой силой, и грубой силой, правильно направляемой.
ЗЕ ЕНД.
Я знаю, что моё мнение где-то пропитано желчью. Я написал его здесь только потому, что хочу узнать, есть ли ещё люди, мыслящие так же, как я. Можете обзывать меня «маргиналом», но я просто привык называть вещи своими именами, вот и всё. HAPPY END.
UPD: Альтернативное мнение.
Масс Эффект - ВЕЛИКОЛЕПНАЯ игра, с ВЕЛИКОЛЕПНЫМ сюжетом и ВЕЛИКОЛЕПНЫМ геймплеем. В ней ВЕЛИКОЛЕПНО прописаны персонажи, и самое главное - игрок ВЕЛИКОЛЕПНО отыгрывает роль ВЕЛИКОЛЕПНОГО коммандера Шепарда, взаимодействуя с всё теми же ВЕЛИКОЛЕПНО прописанными персонажами. Все остальные, кто не согласны с данным мнением - хейтеры и тролли, и вообще самовлюблённые индюки, которые стремятся запятнать ВЕЛИКОЛЕПНУЮ репутацию ВЕЛИКОЛЕПНОЙ конторы Bioware.
(Примечание: данное мнение составлено на основе многочилсенных комментариев в данном топике. Да будут спасены блаженные)
Опоздал с рецензией на несколько лет, и она даже не положительная. То есть автор обосрал отличную серию игр масс эффект с опозданием в несколько лет? Ты чего, человек, свихнулся?
ImamHattab Без обид, но сначала дочитай, прежде чем задавать вопросы. ок Насчёт сути - слишком уж все разленились, суть им подавай на блюдечке. Я чётко и ясно выразил своё мнение, а суть каждый извлекает сам. Ну если ты уж пишешь блог, вернее критику ешь игру, будь добр и опиши всё нормально. Ибо написано по странному, тут ты говоришь об одном и резко переходишь к совершенно другой теме, не раскрыв ту же суть. Мнение? Кому нужно твоё мнение, как и моё? Правильно, мало кому. Тогда уж и нужна суть, а не мнение.
Так и не дочитал до конца. Автор, я так и не понял, что ты хочешь всем этим сказать? Есть текст, много текста, но нет в нм смысла. Ты совершенно не раскрыл суть, до половины уж точно. Написал одно и тут перешёл к другому. Насчёт Шепарда согласен, он скучный персонаж.
alma3884052 Я же на входе попросил фанатов - не беспокоить. Это не рецензия, это мнение. Тут нет "плюсов", "минусов" и прочей чепухи. Голое и беспристрастное мнение.
Pirat-AC3 тут ты говоришь об одном и резко переходишь к совершенно другой теме Я охватил как можно больше аспектов. Все переходы разделены заголовками. Для одноклеточных, стекающихся на PG в последние годы, даже смищные картинки вставил. Мнение? Кому нужно твоё мнение, как и моё? Правильно, мало кому. Тогда уж и нужна суть, а не мнение. Я не пишу это для кого-то. Это мысли вслух. Кого-то они заставят задуматься, остальные пройдут мимо. Меня всё устраивает.
Дочитал. С текста понято что ты недоволен тем, сам не знаешь чем. Назови мне игру в которой нет ляпов или фильм? И зачем тебе знать откуда у призрака деньги? 30 банков ограбил или по наследству, суть в том, что он богат. Ну а скорее всего, он их заполучил контрабандой.
Может у автора когнитивный диссонанс :O
Pirat-AC3 Так и не дочитал до конца. Без обид, но сначала дочитай, прежде чем задавать вопросы. Насчёт сути - слишком уж все разленились, суть им подавай на блюдечке. Я чётко и ясно выразил своё мнение, а суть каждый извлекает сам.