на главную
об игре

Какие игры могут заменить Half-Life 3

Ожидание третьей части приключений Гордона Фримена давно превратилось из надежды в своеобразный культурно-мемный ритуал. Для геймеров, заставших релиз Half-Life 2 в середине нулевых, эта серия стала эталоном того, как шутер может рассказывать историю не через катсцены, а через окружение, физику и молчаливое наблюдение. Спустя десятилетия нам стоит признать, что Half-Life 3 в том виде, в каком мы ее представляем, скорее всего, не существует.

Однако индустрия и фанатское сообщество не стоят на месте. Идеи Valve проросли в других проектах, а энтузиасты, уставшие ждать милости от Гейба Ньюэлла, взяли монтировки в свои руки. Безусловно, «заменить Half-Life 3» не может никто кроме самого триквела. Но мы все же рискнем предложить подборку крутых игр, которые предлагают продуманный геймплей, густую атмосферу антиутопии и интересное повествование.

Dishonored

Если Half-Life 2 запомнилась вам в первую очередь своим уникальным визуальным стилем — тем, как инопланетные технологии грубо врезаются в старую восточноевропейскую архитектуру, то серия Dishonored подойдет как нельзя кстати. Хотя это immersive sim, а не чистокровный шутер, родство здесь чувствуется на генетическом уровне. Почему? А потому что визуальный облик Дануолла создавал Виктор Антонов, тот самый арт-директор, который спроектировал Сити-17.

В Dishonored вы увидите знакомый почерк мастера. Это та же давящая индустриальная антиутопия, только перенесенная в сеттинг викторианского стимпанка. Достаточно вспомнить дизайн техники: шагающие бронированные стражи «Толбой» вызывают прямые ассоциации со Страйдерами Альянса, а электрические Стены Света функционально и визуально идентичны силовым полям Комбайнов.

Геймплейно это immersive-sim, жанр более вариативный, чем шутер, но он сохраняет ключевой принцип Valve: «показывай, а не рассказывай». История мира здесь написана на стенах, скрыта в подслушанных разговорах стражников и дизайне локаций. Вы чувствуете себя частью живой, мрачной экосистемы, где каждый ваш шаг имеет вес. Для геймера, ценящего эстетику и проработку мира, Dishonored — это возможность снова оказаться в городе, который живет под пятой тирании, но сопротивляется ей. Это, пожалуй, самый близкий эстетический опыт к Half-Life, доступный сегодня в AAA-сегменте.

Prey

И вновь перед нами immersive-sim от Arkane Studios. Данный тайтл наследует интеллект HL2 и подход к интерактивности от Dishonored. По сюжету вы оказываетесь на космической станции «Талос-1», захваченной инопланетной формой жизни, и, подобно Фримену в Черной Мезе, вынуждены использовать научное оборудование как оружие.

Главный противник здесь — Мимики. Эти существа, способные маскироваться под кружки, стулья и аптечки, выполняют функцию хедкрабов, но на качественно новом уровне, заставляя вас постоянно параноидально проверять окружение гаечным ключом. Однако главным «наследником» идей Half-Life здесь выступает ГИПС-пушка. Это многофункциональный инструмент, который не просто наносит урон, но позволяет создавать новые пути, тушить пожары и изолировать врагов. Это можно назвать эволюцией идей легендарной гравипушки, которая изменила правила взаимодействия с физическим миром.

Prey не ведет вас за руку. Игра бросает вас в огромный, запутанный комплекс и говорит: «Разбирайся, дружище». Сюжет подается через окружение с впечатляющей детализацией. Вы читаете переписки сотрудников на терминалах, находите аудиодневники и восстанавливаете хронологию катастрофы. Это интеллектуальная научная фантастика, которая уважает ум игрока и требует от него изобретательности, а не просто хорошей реакции любителя шутеров.

И, кстати, уже упомянутый геймдизайнер Виктор Антонов также участвовал в разработке игры. Правда, не в качестве художника, а в роли консультанта. Но это все равно считается!

Metro Exodus

Казалось бы, причем тут постсоветский апокалипсис и Half-Life? Ведь Серия Metro всегда была близка по духу к S.T.A.L.K.E.R. Но именно третья часть, Exodus, совершила структурный поворот в сторону Half-Life 2. Разработчики из 4A Games отказались от бесконечных туннелей в пользу концепции «большого путешествия». Пускай это немного выбивается из самой концепции «метро», перемена пошла на пользу франшизе. Это классический роуд-муви, где герой движется из точки А в точку Б, минуя разные биомы, точно так же, как Гордон Фримен путешествовал по Шоссе 17 и Побережью.

А теперь важное наблюдение от «Капитана Очевидности»: что общего у Фримена и Артема? Правильно, оба героя предпочитают помолчать. Немота протагониста позволяет игроку лучше ассоциировать себя с персонажем, что является прямой школой геймдизайна Valve. Однако главное сходство кроется в темпе и чередовании геймплейных ситуаций. В одной главе вы исследуете затопленную церковь на лодке, отбиваясь от монстров (привет, «Водная преграда» из 4-й главы), в другой — пробираетесь через пустыню на автомобиле, а в третьей — участвуете в позиционных перестрелках в лесу.

Поезд «Аврора» здесь выполняет роль хаба и эмоционального якоря, заменяя лабораторию Кляйнера или базу в Восточной Черной Мезе. В Metro Exodus потрясающая тактильность оружия: оно клинит, загрязняется, требует ухода. Это создает ту самую физическую связь с миром, которой славился движок Source. Игра мастерски работает с постсоветской эстетикой разрухи, вызывая у игрока из СНГ щемящее чувство узнавания, усиленное современной графикой.

Control

Хотя Control от финской студии Remedy — это шутер от третьего лица, его обязательно нужно включить в нашу подборку из-за потрясающей работы с физикой. Вспомните восторг, когда в 2004 году вы впервые взяли в руки гравипушку и метнули дисковую пилу в зомби. Control берет это чувство и возводит его в абсолют!

У героини есть «пистолет директора», который имеет разные стили стрельбы. Но само окружение является вашим арсеналом и главным оружием. Джесси Фейден умеет вырывать куски бетона из стен, поднимать столы, огнетушители и трупы врагов, швыряя их с разрушительной силой. Движок Northlight обеспечивает беспрецедентный уровень разрушаемости: офисы превращаются в щепки, стекло разлетается на тысячи осколков, бумага кружится в воздухе. Это именно то развитие физической модели, которое мы ожидали увидеть в гипотетической Half-Life 3.

Кроме того, Control предлагает интересную вариацию на тему секретных комплексов. Место действия, Старейший Дом — это монументальное здание в стиле брутализма, где бюрократия соседствует с паранормальными явлениями. Атмосфера таинственности, недосказанности и «странной науки» гипнотизирует практически мгновенно. Если вам нравилось бродить по коридорам Альянса в Цитадели, холодная и геометрически выверенная эстетика Control придется вам по вкусу.

Black Mesa

Фан-комьюнити Half-Life всегда отличалось невероятной преданностью. Когда Valve десятилетиями молчала, фанаты брали дело в свои руки. За это время модеры создали несколько крутых проектов с глубоким нарративом, которые выходят далеко за рамки любительских модов.

Начнем с Black Mesa. Об этом проекте говорят много, но его значение для лора Half-Life сложно переоценить. Это не просто графическая подтяжка оригинальной Half-Life 1998 года. Это переосмысление. В то время как игровая основа осталась нетронутой, команда Crowbar Collective проделала колоссальную работу по расширению и доработке финальных глав в мире Зен.

В оригинале этот инопланетный мир был спорным и линейным, но в Black Mesa он превратился в полноценную, захватывающую, визуально впечатляющую часть игры, которая по уровню исполнения и дизайна не уступает работам Valve.

Для тех, кто хочет освежить память об истоках истории Фримена, или увидеть, какой могла бы быть HL1, если бы вышла сегодня, Black Mesa — это обязательный к прохождению опыт.

Дилогия Entropy: Zero

Entropy: Zero предлагает радикальную смену ракурса, помещая игрока на противоположную сторону баррикад — в ряды Альянса. Вы принимаете на себя роль не простого бойца, а элитного солдата, известного под циничным позывным «Плохой Коп» (или 3650), чья задача — не дать сопротивлению поднять голову.

Ваш персонаж — прагматичный, смертоносно эффективный боец с весьма скверным чувством юмора, что делает его одним из самых запоминающихся антигероев во вселенной Half-Life. Путешествие начинается в мрачных, дождливых улицах Сити-10, где вы методично подавляете мятежи. Ваш путь доведет вас до заснеженных арктических баз, где ключевой миссией становится выслеживание доктора Джудит Моссман.

Мод полностью меняет привычное восприятие: теперь повстанцы — это не герои, а дестабилизирующие элементы, мешающие наведению порядка в оккупированных городах.

Entropy: Zero дарит уникальное ощущение доминирования, принципиально отличающееся от партизанской борьбы Гордона Фримена. Здесь вы не ползаете по темным углам, избегая патрулей. Теперь вы командуете парадом.

Ключевой геймплейной особенностью стала механика активного взаимодействия с окружением и отрядом. Вы буквально можете выбивать двери ногой, что является не просто анимацией, а отдельныой, брутальной механикой. В плане тактики вы используете все ресурсы Альянса: расставляете автоматические турели, направляете летающие дроны для зачистки помещений и вызываете подкрепление, когда это необходимо.

В сиквеле, Entropy: Zero 2, этот функционал расширяется. В вашем распоряжении оказывается Уилсон — бракованная, но чрезвычайно болтливая турель-напарник. Диалоги между циничным протагонистом и неунывающим Уилсоном создают одну из самых ярких и остроумных комедийных пар, тонко вплетенную в жесткий научно-фантастический сюжет.

Сообщество фанатов не зря присвоило этому проекту неофициальный титул «настоящего Эпизода 3». Разработчики продемонстрировали глубокое понимание логики и темпа Valve: яростные, динамичные перестрелки сменяются эпизодами хоррора, умными физическими головоломками и зрелищными поездками на транспорте.

Плюс ко всему сюжет Entropy: Zero отлично интегрирован в канон Half-Life, заполняя серьезные белые пятна в истории, включая судьбу легендарного ледокола «Борей». В арсенале появляются новые, но органично вписанные в мир Альянса виды оружия, например, ксено-гранаты.

Мод выглядит как официальный спин-офф с очень качественной проработкой. А теперь самое приятное — все абсолютно бесплатно! Если дилогия Entropy: Zero прошла мимо вас, то это срочно нужно исправить.

***

Новости, слухи и досужие сплетни о скором пришествии Half-Life 3 вызывают смешанные чувства. Вроде бы, все привыкли реагировать на это с ухмылкой, однако… каждый раз в сердечке разгорается микроскопическая искорка надежды. Возможно, старина Гейб, потягивая дайкири на своей суперяхте, все-таки соизволит всерьез заняться триквелом. Но кто мы такие, чтобы торопить великого мастера?

А какие Half-Life-заменители больше всего по душе вам? Расскажите о них в комментариях. Всем удачи и скоро увидимся!

15
3
Комментарии:  3
Ваш комментарий

Мне кажется всем плевать на half - life 3, игра устарела, и большинство тех кто ее ждут давно уже не играют в игры // Адам Аушев

Так плевать, что копиумом весь интернет обмазан. // Максим Долматов

Ну хз, элис была на уровне и с шикарным оптимизоном // Чёрный Пласч