Мир X- Files: Исчезновение Фредерика Валентича

Исчезновение Фредерика Валентича — событие, произошедшее 21 октября 1978 года и связанное с необъяснимым исчезновением девятнадцатилетнего пилота самолёта Cessna 182L во время его полёта над Бассовым проливом в Австралии. Считается одним из наиболее хорошо изученных и документированных загадочных инцидентов такого рода.

Биография Фредерика Валентича

Фредерик Валентич родился 9 июня 1959 г. в Мельбурне. Он интересовался авиацией и дважды пытался стать пилотом ВВС Австралии, но был отвергнут из-за недостатка образования. Валентич совмещал работу в магазине военной и спортивной экипировки в одном из пригородов Мельбурна с учебой в Air Training Corps, надеясь стать профессиональным пилотом, но учился весьма плохо (дважды провалил все 5 экзаменов на коммерческую лицензию пилота, а также неоднократно попадал в опасные ситуации во время полетов).  На момент своего исчезновения Валентич был пилотом 4-го класса с 150 часами лётной практики.

Исчезновение

Маршрут составлял примерно 235 километров из аэропорта Муррабин до острова Кинг. Погодные условия были прекрасными. На борту самолета было 4 спасательных жилета и радиомаяк; сам самолет мог оставаться на плаву как минимум несколько минут в случае падения в море. На протяжении перелёта Валентич неоднократно связывался с Управлением воздушным движением в Мельбурне и сообщал о необычном воздушном судне, которое преследовало его. Он описывал странности в поведении судна и его конструктивные особенности. Его последнее сообщение гласило:

Этот странный самолёт снова завис надо мной. Он висит… и это не самолёт.

За этими словами последовали 17 секунд шума, описанного как «металлические, скрежещущие звуки», после чего связь оборвалась. Ни сам Валентич, ни его самолёт так и не были обнаружены. После проведения тщательного расследования, Министерство Транспорта Австралии пришло к выводу, что определить причины исчезновения самолёта и пилота не представляется возможным.

Вот карта вероятного курса полета, основанная в сочетании с сообщениями самого пилота о событиях, которые он наблюдал в полете и сообщениями свидетелей.

Map 01.jpg
Map 01.jpg

Поисково-спасательные работы

Тревога была поднята сразу же после того, как связь с самолётом прервалась (19:12). После того, как Валентич не прибыл в аэропорт Кинг-Айленд в назначенное время (19:33) были начаты поисковые работы как в воздухе, так и на море, продолжавшиеся до 25 октября. Неподалеку от предполагаемого места инцидента было найдено маслянистое пятно на воде; впрочем, анализы показали, что оно не было авиационным топливом. Никаких следов самолёта Валентича так и не было найдено.

Анализ записи переговоров

Одна из копий записи переговоров Валентича с диспетчером УВД Стивом Роби была направлена в RMIT, другая — независимому исследователю Полу Норману, который затем переслал ее в США д-ру Ричарду Хейнсу, профессору университета штата в Сан-Хосе и бывшему исследователю в NASA ARC. Согласно Хейнсу, последние 17 секунд записи состояли из 36 всплесков шума с достаточно четко различимыми границами начала и конца, но без каких-либо заметных закономерностей по времени или частоте. Происхождение шума так и осталось невыясненным

Расшифровка переговоров Валентича с диспетчером

19:06:14 DSJ: Мельбурн, это DSJ. Что-нибудь известно о трафике ниже 5000 [футов]?
FS: DSJ, никакого известного нам трафика.
DSJ: Мне кажется, что есть большой самолет ниже 5000.
FS: DSJ, какого типа этот самолет?
DSJ: Я не могу утверждать, там 4 яркие [точки], похожие на посадочные огни.

19:07:31 DSJ: Мельбурн, это DSJ, самолет только что пролетел над... надо мной, как минимум на тысячу футов выше.
FS: DSJ, вас понял. И это большой самолет, точно?
DSJ: Эээ… не знаю, [трудно сказать] из-за скорости, с которой он передвигается. Есть какая-нибудь военная авиация поблизости?
FS: DSJ, [ничего] не известно ни о каких самолетах в пределах видимости.

19:08:18 DSJ: Мельбурн, теперь он приближается ко мне с восточной стороны.

19:08:41 DSJ: (микрофон включен 2 секунды)

19:08:48 DSJ: Мне кажется, он играет в какую-то игру [со мной], он пролетел надо мной два… три раза со скоростями, которые я не могу определить.

FS: DSJ, вас понял, какова ваша высота на данный момент?
DSJ: Мой эшелон— 4500, четыре-пять-ноль-ноль.
FS: DSJ, и вы подтверждаете, что не можете определить [тип] самолета?
DSJ: Так точно.
FS: DSJ, вас понял, оставайтесь на связи.

19:09:27 DSJ: Мельбурн, DSJ, это не самолет, это… (микрофон остается включенным 2 секунды).
19:09:42 FS: DSJ, вы можете описать этот, эээ… самолет?
DSJ: DSJ, когда он пролетает, он [кажется] длинным… (микрофон остается включенным 3 секунды) не могу сказать больше, [потому что] он на такой скорости (микрофон остается включенным 3 секунды). [Он] передо мной прямо сейчас. Мельбурн?

19:10 FS: DSJ, вас понял, и насколько велик этот, эээ… объект?

19:10:19 DSJ: Мельбурн, похоже, что он преследует меня. Что я сейчас делаю — двигаюсь по кругу, и этот объект тоже кружит надо мной. У него зеленый свет и что-то типа металлической [поверхности], она вся блестящая.

19:10:46 DSJ: (микрофон включен 3 секунды) Он только что исчез.

19:11:00 DSJ: Мельбурн, что-нибудь известно о том, какой самолет я видел? Это [что-то типа] военного самолета?
FS: DSJ, Подтвердите, что, эээ… самолет только что исчез.
DSJ: Повторяю.
FS: DSJ, этот самолет все еще [рядом] с вами?
DSJ: Он, хм… (микрофон остается включенным 2 секунды) сейчас приближается с юго-запада.

19:11:50 DSJ: Двигатель на грубом холостом ходу, я набрал [высоту] 2324, и дело в том, что… (кашляет).
FS: DSJ, вас понял, какие ваши намерения?
DSJ: Мои намерения? (кашель) лететь на Кинг. (кашель) Мельбурн?. Этот странный самолет снова парит надо мной (микрофон остается включенным 2 секунды). Он висит, и… (микрофон остается включенным одну секунду) это не самолет.
FS: DSJ?

19:12:28 DSJ: (микрофон остается включенным 17 секунд, после чего вся связь прекращается

 

Версии случившегося

 

Согласно работе Хейнса и Нормана, из обстоятельств инцидента можно сделать следующие выводы:

  1. Высота самолета начала падать приблизительно в 19:10:30, вскоре после того, как Валентич начал летать по кругу. Сбои в работе его двигателя начались в 19:11:52 (что слышно на записи);
  2. Самолет опускался приблизительно со скоростью 500 футов (152,4 м) в минуту;
  3. Радиопередача прекратилась после 19:12:45 из-за экранирования поверхностью Земли.

Из приведенной в работе схемы движения объектов видно, что центром внимания неопознанного летающего объекта был именно самолет Валентича. Авторы работы исходили из предположения, что самолет упал в Бассов пролив и был унесен течением на значительное расстояние от места происшествия. Вариант с крушением на суше представлялся им маловероятным, так как не были найдены какие-либо обломки крушения. Если бы Валентич потерпел аварию на земле, то за эти годы обломки были бы найдены, но локализовать место крушения в море — намного более сложная задача.

Исчезновение Фредерика Валентича стало предметом изучения австралийских уфологов. За инцидентом последовала волна сообщений о наблюдениях НЛО в районе происшествия во второй половине 1978 и начале 1979 г., некоторые из которых были подкреплены фотоматериалами. В частности, Норман смог найти многих людей, которые путешествовали или проживали в этом районе в момент событий с Валентичем, и взять у них интервью. От 20 свидетелей были получены сообщения о беспорядочно перемещающемся зеленом свете в небе в то же самое время того же вечера, когда исчез Валентич. Кроме того, удалось найти трех свидетелей, которые видели и огни маленького самолета, и движущийся непосредственно над ним большой объект, светящийся зеленым светом. В частности, наиболее заслуживающими доверия были признаны показания г-на Кена Хансена (имя изменено), который рассказал о своих наблюдениях своим коллегам на следующий день после инцидента, но те не восприняли его слова серьезно. Хансен решил больше ничего не говорить об увиденном, чтобы избежать дальнейших насмешек, но годы спустя он упомянул об этом случае в разговоре с местным полицейским, который позже связался с Гвидо Валентичем (отцом пропавшего пилота). Благодаря этому о показаниях Хансена стало известно Хейнсу и Норману, которые взяли интервью у Хансена и его двух племянниц в 1998 году. Их показания в целом соответствовали данным из записи переговоров Валентича с Роби.

Другим заслуживающим внимания свидетельством были фотографии, сделанные Роем Манифолдом неподалеку от предполагаемого места происшествия примерно в 18:47 (то есть примерно за 20 минут до начала инцидента с Валентичем). Манифолд установил штатив с фотокамерой на берегу моря, чтобы сфотографировать закат. После того, как фотографии были проявлены, на них обнаружился непонятный объект в воздухе над морем, окруженный облаком пара или выхлопных газов. Данные многочисленных независимых экспертиз показали, что фотографии являются подлинными, и что скорость объекта на них можно оценить примерно в 200 миль/час. Скептики выразили сомнение в том, что объект на фотографиях был твердым, и сочли его облаком необычной формы; это, однако, не объясняет высокую скорость его передвижения.

ufo-picture
ufo-picture

 

Более прозаические объяснения случившегося включают:

  • вероятность того, что Валентич инсценировал свое исчезновение (эта версия появилась после публикации в газете The Australian о посадке неизвестного самолета в окрестностях места инцидента с Валентичем, вышедшей 24 октября 1978 г.). На момент инцидента самолет Валентича имел достаточно топлива, чтобы пролететь как минимум 800 км;
  • вероятность того, что Валентич оказался дезориентирован, в течение полета «вверх ногами» принял огни своего же самолета, отражавшиеся в воде, за огни неизвестного самолета, и затем врезался в воду. Согласно авиаконструкторам, эту версию нельзя рассматривать серьезно, так как сколько-нибудь продолжительный полет подобного рода на самолете Cessna 182 невозможен в принципе;
  • также не исключается возможность самоубийства, несмотря на все необычные обстоятельства инцидента, а также тот факт, что Валентич ранее не проявлял суицидальных наклонностей. По словам отца Валентича, он верит в то, что его сын остался жив и был похищен, а также в то, что в переговорах с диспетчером все обстоятельства случившегося были изложены верно. «У моего сына было хобби — изучение информации об НЛО, которую он получил за время своего увлечения авиацией. Он был не из тех людей, которые стали бы что-то выдумывать».

Итог

Двухнедельное расследование инцидента с Валентичем не смогло установить его причины и точные обстоятельства, но заключило, что инцидент «оказался фатальным для Валентича». Расшифровки переговоров Валентича с диспетчером были опубликованы 27 апреля 1982 г. Все материалы дела (315 страниц + 217 страниц отчетов от поисково-спасательных групп на море) были открыты для свободного доступа в 2012 году

 

Скан доклада об инциденте,

 

 

 

 

17
6
Комментарии:  6
Ваш комментарий

Суицид или самолёт свистнул. Но это шадкие домыслы. Автор давай ещё.

Интересно, но не много более лаконичнее

РикоЧико Был бы суицид - осталось бы пятно масла или керосина на поверхности океана.

Автор, давай еще. Интересно