12 причин, почему мы любим злодеев

Построение любого сюжета требует наличия козла отпущения, морального урода и вообще «того кто неправ». И геймерам тоже нужно, чтобы было, на кого сто часов прохождения гнать телегу. Разработчики не жалеют сил и времени для продумывания действительно интересных плохишей. Чтоб те западали в душу, запоминались. И иногда злодеи получаются даже ярче героев. Почему так происходит?

На это есть целых двенадцать причин, и любой из ваших любимых антагонистов подойдёт хотя бы под парочку из них.

Осторожно, вторые и третьи абзацы содержат спойлеры, злобные и коварные

Он имеет причины

И причины очень весомые. Вы можете и не узнать о них до самого конца, ведь злодей скрытен и не склонен направо и налево трубить о своих личных драмах и счётах с кем-то. Мотивация злодея, особенно, когда она крепкая и убедительная, заставляет нас примерить на себя его шкуру, понять и, может быть, даже простить, несмотря на всякие лишения и неприятности, которые он чинил вам на протяжении игры.

И несмотря на то, что проблему Бальдра из последней God of War примерить на себя довольно сложно, узнав его историю целиком, хоть чуть-чуть да проникаешься трагизмом ситуации. Этот психопат довольно сильно досаждал нам во время путешествия с Атреем, и вызвал немало баттхёрта своей неубиваемостью. Однако, быть обречённым на вечную жизнь, ничего не чувствовать и считать, что тебя предала собственная мать — незавидная ноша. Тут есть чему посочувствовать и чем понравиться игрокам.

Он был прав

Он же говорил

Единственное отличие плохого от хорошего парня в этом случае — способы достижения цели. В конце концов, всегда можно сесть и поговорить, объяснить свою позицию непонятливому главному герою и, может быть, заручиться его поддержкой. Ну, или вызвать этим панику, разруху и своими руками уничтожить последние шансы на удачный исход событий.

Перед таким выбором и встал один из моих любимых злодеев этой категории, король Логан из Fable 3. Он — узурпатор и тиран, держит своё королевство в ежовых рукавицах, задирает налоги, высмеивает альтруистические порывы главного героя, который по совместительству является его младшим братом или сестрой, и вообще ведёт себя не очень хорошо. Его поведение бессильно злит и расстраивает протагониста, ведь он ещё помнит времена, когда братец Логан был пусть и своеобразен, но добр и справедлив.

И герой разворачивает настоящую кампанию по свержению короля. Набрав союзников и явившись за короной обратно в замок, он узнает от Логана, что причина его жесткой политики в том, чтобы подготовить Аврору к нападению тёмных сил. Герой с ними уже встречался, встреча ему не понравилась. В общем-то, брат преследовал достойную цель, но желающие революции уже вышибают двери. Тут кто-то и садится в лужу, ведь злодей оказался прав.

Он сам — жертва

Не он такой, а жизнь такая

Сочувствие к слабым и к тем, над кем вдоволь поиздевалась судьба — это сочувствие уничижительное. Мы смотрим на таких персонажей немного свысока, но всё же подключаемся к ним, ведь они такие бедняжки, сами бы никогда такого не сделали, если бы их не заставили злодеи или обстоятельства. Жизнь действительно ломает некоторых персонажей, и далеко не все из них становятся злодеями, а тех, что становятся, мы готовы понять — ведь судьба бывает жестока.

Сарен Артериус из первой части Mass Effect, конечно, и сам по себе довольно неприятный тип. Он ксенофоб, который всегда любил переступить через закон, превысить полномочия и поднасрать ближнему своему. Но при этом был верен Совету Цитадели, выполнял опаснейшие задания на позиции Спектра, а нелюбовь к людям у него вызвала Война Первого Контакта, на которой убили его брата.

Сарен не был воплощённым злом, хоть и имел парочку нюансов, а в лигу настоящих плохишей его возвели Жнецы. Турианский Спектр был одурманен, стал марионеткой «Властелина» и предводителем армии гетов. Это всё было помимо его воли, но в последние секунды его жизни, кажется, всё-таки проглядывается настоящий Сарен.

Он пытается исправить ошибку

Что посеешь, то и пожнёшь, как говорится. Некоторых злодеев всё же не устраивает урожай, и они решают исправить свою ошибку. Дело это, вообще-то, хорошее, и даже благородное, но не все оценивают такие порывы. А некоторым героям эти «работы над ошибками» и вовсе встают поперёк горла. Это вариант пункта «он был прав», но всё же более острый и печальный. Герои и злодеи меняются местами, мешаются и становятся врагами даже тогда, когда антагонист на самом деле действует во благо герою.

Так вышло с Кесслером из первой части inFamous. Он — на самом деле протагонист из будущего, который вернулся, чтобы предотвратить совершённую им ошибку. Его бездействие и желание защитить свою семью привели к чудовищным разрушениям и множеству смертей. Он пытался сбежать от открывшего на него охоту Зверя, вместо того, чтобы дать ему бой. И Кесслер не мог себе этого простить. Теперь он вернулся, чтобы не допустить подобного в будущем, и заодно поднатаскать себя из прошлого, а этот упрямец только и делает, что сопротивляется.

Он не сравнивает себя с другими

Или неизбежно побеждает в этом сравнении

Когда мы смотрим на других людей, мы неизбежно сравниваем себя с ними. И в этом сравнении образ «я» частенько проигрывает прекрасному и талантливому образу «он». Злодеи же, циники и хамы — те, кто преодолевает этот барьер, те, кто сами возвели себя в норму. И это нас восхищает в них. Подобного могут достигнуть только великие злодеи, вожди и святые. Иногда всё это — один человек.

У Альберта Вескера из Resident Evil никогда не было особенных причин сомневаться в своей крутости и уникальности. Он был циничен, себялюбив и жесток. Узнав всю правду о своём прошлом, он так и вовсе утонул в иллюзиях о своей божественности. А теория Дарвина удобно стала подтверждать ему тезис о том, что выживут только сильнейшие. Естественно, он сам считал себя как раз таким сильнейшим. Однако два выстрела из РПГ в голову его ещё в этом переубедят.

Он чарует безумием

Однако, кроме невероятной воли и повышенной самооценки, чтобы отделиться от мнения большинства, многие злодеи обзаводятся различными психическими отклонениями. Психопатия, садизм, шизофрения, расстройство личности и прочие не очень романтично звучащие диагнозы однако же привлекают наше внимание. Почему? Тут всё просто. Эти ребята — интересные, непредсказуемые, и зрелищные, за ними любопытно наблюдать и пытаться угадать, чего же ещё такого они натворят.

Красавчик Джек из серии Borderlands как раз один из лучших образцов злодея-психа. Узурпатор Пандоры, настабильный гений, человек, у которого есть роботы-двойники и который носит на своём лице маску своего лица. И даже когда Искатели положили конец его злодействам, убив Красавчика Джека, тот всё равно не угомонился. Профессор Накаяма перевоплотил Джека в ИИ, и тот, теперь не имея возможности влиять на окружение, пристал к протагонисту по имени Риз. Красавчик Джек был бы не Кравчиком Джеком, если бы не попытался воплотить давнюю мечту об армии робо-Джеков, и в конце концов Риз всё-таки уничтожил Красавчика. До конца ли на этот раз — хороший вопрос.

Он идёт против системы

Имеет на это достаточно сил и зачастую становится антагонистом именно из-за этого. Его протест немного сильнее, чем не сказать «будь здоров» после чиха. Он нарушает приказ, по его вине гибнет кто-то, на ком держится система, или он просто возомнил, что может быть по-другому, и он в состоянии это организовать. Причина нашей любви всё так же — сила. А ещё в плюс почти все злодеи этой категории очень неоднозначны.

Неоднозначен и Логейн Мак-Тир из Dragon Age: Origins. С точки зрения Серого Стража, он добрую часть игры он мешает собрать войско для борьбы с Мором, всячески вставляет палки в колёса и вообще он виновен в смерти короля Кайлана. С точки зрения Логейна, он — справедливый полководец, который ослушался королевского приказа чтобы спасти своих людей и теперь пытается всеми силами удержать порядок в Ферелдене, пусть и не очень благочестивым путём.

Мнение игровых персонажей и самих игроков по поводу Логейна разделилось, и вопросе, является он злодеем, или нет, будут отчасти правы обе стороны. Чего у тейрна Логейна не отнять, так это решительности, убеждённости в своих идеалах и рвения служить своей родине.

Он непредсказуемый

Чтобы узнать доброго персонажа, достаточно лишь узнать о нём то, что он добрый. Добрый персонаж будет таскать вязанки с пирожками по всему миру, спасёт тонущего котёнка и отдаст последние деньги на прокорм каким-то проходимцам. Чаще всего он однобок и предсказуем, в то время как предсказать, что же в этот раз выкинет злодей, нереально. Портрет злодея, как мы убедились на пунктах, что были выше, чаще всего имеет положительные черты, и это окончательно запутывает и героев, и игроков. А разработчикам только этого и надо.

Организация «Цербер» и её лидер Призрак из второй и третьей игр серии Mass Effect являются именно такими — непредсказуемыми злодеями. «Цербер» — прочеловеческая террористическая организация, которая выступает за то, что человечество должно выступать на первых ролях в Млечном пути. Они занимаются экспериментами над людьми, негуманными исследованиями одурманивания, саботажем и вырезанием половины Цитадели. Ребята занятые, в общем. Но, кроме этого откровенного злодейства, они ещё и соскребли коммандера Шепард с поверхности планеты после крушения Нормандии SR-1. Соскребли, начинили имплантами и обратно собрали в человека, не вставив в его голову даже какого-нибудь чипа самоуничтожения.

Конечно, это был не акт доброй воли, а холодный расчёт, ведь Призрак считал, что со Жнецами может справиться только Шепард. Но террористическая организация, которая ещё успеет наделать злодейств, подарила коммандеру новую Нормандию, команду блестящих специалистов и новую жизнь. А взамен — лишь попросила помочь со Жнецами. То есть сделать то, чем Шепард и так занимался. Неоднозначная и непредсказуемая ситуация.

Он и сам был добрым

Конечно, не много чести делает герою то, что он в какой-то момент переметнулся от добра ко злу. Однако, как это ни противоречиво, злодею же такая ситуация добавляет зрительских симпатий. А если этот парень ещё и был управляемым персонажем или находился в его близком окружении, его история при этом хорошо и логично простроена, и у него есть все основания выбрать сторону зла, то такой персонаж вообще становится суперзвездой. Поспособствовали этому обстоятельства, предательство близких или чрезмерная увлечённость собственной идеей, неважно. Этот злодей точно будет особенным и останется в сердцах и умах игроков надолго.

Артас Менетил из вселенной Warcraft, рос наследным принцем Лордерона, был умелым мечником и хорошим командиром. Он имел семью, любовь, всё, ради чего он был готов отважно защищать Азерот. В безрассудном упрямстве оказавшись в безвыходном положении, Артас прибегает к помощи проклятого меча Ледяная Скорбь. А тот только и рад поглотить душу принца и науськать его, чтобы он перешёл на сторону зла. Ледяная Скорбь оказалась очень убедительной, и по возвращении домой, принц на глазах у всех убил своего короля. Тут-то и начинается совсем другая история, в которой Артаса будут звать Королём-Личом.

Он причиняет страдания стильно

Пэйган Мин знает толк в стиле

Зло частенько привлекает тем, что оно экстравагантно, элегантно, что оно следит за впечатлением, которое оставляет о себе. И это я говорю не только о манерах и выглаженном костюме-тройке, но и о более прикладной стороне вопроса. Замечали ли вы когда-нибудь, что ваш персонаж сражается какой-то палкой-копалкой, стреляет чуть ли не из рогатки и ездит на снятом с производства корыте в то время, как злодей летает тут и там на своём крутом вертолёте, стреляет из навороченной пушки с самонаведением и вообще обладает самыми современными технологиями?

Но вряд ли это всё досталось злодею благодаря упорному труду самым законным из законных способом. Конечно, он убивал ради этих преимуществ, грабил и узурпировал ни в чём не повинных людей. Но даже несмотря на это, внешний лоск, что уж тут спорить, притягателен. Он лишний раз подтверждает силу злодея и то, что ему, похоже, нечем заняться, кроме как делать по утрам укладку и чистить туфли.

Мы ничего о нём не знаем

А ещё зло притягательно окружающей его загадкой. Есть антагонисты, о которых мы не знаем практически ничего. Имя, пара фраз, особенно выразительное движение или взгляд, и всё, остальное — только догадки и бесконечные теории. Недосказанность будоражит умы игроков, заставляет возвращаться к неразгаданной загадке снова и снова в надежде найти хоть малюсенькую подсказку от разработчиков и наконец утолить своё любопытство.

Именно такой — загадочный, да в придачу ещё и жуткий Гюнтер О'Дим из дополнения к The Witcher 3 «Каменные сердца». Обаятельный, умный, расчётливый и ни капли не агрессивный, способный сладкими речами и скрытой в них угрозой добиться своего. Гюнтер представляется торговцем зеркалами, который на досуге заключает разные интересные сделки и выполняет чужие желания. Плата за это — душа. Ничего себе такая сделка.

Никого подобного Гюнтеру в мире The Witcher не встречалось, и даже самый маститый охотник на чудовищ не знает, кто он такой. Вопрос об этом, а так же о том, откуда он пришёл и куда его низверг ведьмак в одном из вариантов концовки, остаётся открытым. И пусть таким и останется. Ведь добрая половина обаяния О'Дима — его загадочность.

Он не существует

И это потрясающе. Великолепно! Это по истине самое лучшее в злодее из видеоигры — ведь даже совесть не будет мучить, если он понравится или — не дай боже — начнёшь ему сопереживать. Зло притягательно, элегантно, загадочно и красиво только внутри художественных произведений, заключённое там, где оно до нас не достанет.

Согласитесь, неприятно бы вышло, существуй все эти ублюдки выше на самом деле. Сколько времени бы у них ушло на то, чтобы оставить от нашей планеты груду камней в бескрайнем космосе?

Обаяние зла имеет множество причин, и это даже не все из них. Иногда злодей прекрасен из-за актёра озвучки, иногда — из-за модели и анимации, а иногда вы разделяете с ним определённые взгляды на жизнь. Вдохновляйтесь ими, возвращайтесь к любимым плохишам, но не забывайте, что они скорее всего были созданы такими, чтобы понравиться вам в той или иной степени.

А кто является вашим любимым злодеем?

10
11
Комментарии:  11
Ваш комментарий

В большинстве случаев "добрый" герой это тряпка, о которую весь игровой мир вытирает ноги. Он всегда поможет, пожертвует собой, откажется от награды, сходит за вас в самоубийственную миссию типа "дёрни вон за тот огромный хвост, нам важно знать, что это дракон!" И игровой мир всеми своими НПС дружно плюёт в потолок в ожидании геройских свершений и экономя при этом награды. На другой чаше весов Зло во имя Зла, му-ха-ха-ха-кхе-кхе-кхе. А между ними та небольшая прослойка вменяемых персонажей, формально относящихся к отрицательным, вот у них есть и мотивация, и понятия, и цели, прописанная предыстория и всё такое, за что их и любят. Это те самые ребята, которые "я люблю убивать людей, но не убиваю всех подряд"(ц) И вообще, почему убить того, кто пытался тебя кинуть, завёл в засаду или тупо атаковал в лоб - плохой поступок? Игры говорят нам, что да, путь добра - путь половой тряпки.

Самый крутой злодей был в Spec ops the line, тот ещё ублюдок, убивал мирных жителей.

Никто их не любит, кроме дегенератов, выросших на тюремно-мещанской морали и считающих добро "слабостью".

Вообще с интересными злодеями очень сложно, действительно достойных крайне проблематично найти, даже если по началу он заставляет задуматься, то когда лучше узнаёшь его историю, оказывается что он какой-то обманутый дурачок, зазнайка выпендрёжник или просто неадекват со сдвигом по фазе. Главные критерии злодея достойного уважения это: мотив не связанный с ним лично на прямую, поступки продиктованные рациональностью и здравомыслием, а не страхом или злобой и способность в диалоге убедить героя в своей правоте хотя бы на 50%.

MLShadow

MLShadow написал: Главные критерии злодея достойного уважения это: мотив не связанный с ним лично на прямую, поступки продиктованные рациональностью и здравомыслием, а не страхом или злобой и способность в диалоге убедить героя в своей правоте хотя бы на 50%.

Это довольно спорно, т.к. злодей может быть умным, хитрым, притворяться другом и защитником других людей, страны, а на самом деле вести двойную игру. Вычислить такого можно методами спецслужб, а в игре - невидимым наблюдением.

vftor Ну, это не отменяет мною сказанного, лишь дополняет, обычно злодеи предсказуемы, скучны и банальны, а то, что ты описал, это даже интересно бы выглядело если бы они были таковыми от начала и до конца, но как правило такие персонажи изначально предстают как союзники или друзья гг, а потом, в какой то момент предают и становятся злодеями ради своих амбиций и жажды власти, то есть скатываются в банальщину.

MLShadow Понятно, согласен, если в игре.

Лучший злодей тот, которого не любишь.

Есть простая формула для хорошего человека "Не строй своё счастье на несчастье других людей". По этой формуле легко вычислить злодея, чтобы он не говорил и как-бы он не выглядил. В игре такой злодей должен быть ликвидирован без сожаления, если конечно сам геймер не злодей.