Иногда идея, родившаяся почти как шутка, неожиданно обретает собственную жизнь, перерастая в нечто гораздо большее, чем задумывалось изначально.
Были времена, когда игры создавались буквально «на коленке» — в гаражах, на кухнях, в свободное время. Когда достаточно было энтузиазма, желания пробовать новое и группы увлечённых людей, чтобы придумать нечто оригинальное и выпустить его на рынок. Сегодня независимые студии по-прежнему способны удивлять, но в целом игровая индустрия стала куда более формализованной. Здесь уже не обойтись без грамотного маркетинга, планирования, финансов и юридических нюансов. Разработка игр всё больше напоминает работу по расписанию, а не творческий хаос.
Но всё же важно помнить: в своей основе создание игр — это форма искусства, сочетающая в себе воображение и азарт. И в ней должно оставаться место для неожиданных решений, юмора и даже легкого безумия.
Именно поэтому так приятно оглядываться назад и вспоминать времена, когда авторы позволяли себе импровизацию и искренние шалости. Особенно, если речь идёт о людях, которые впоследствии стали легендами индустрии.
В начале 90-х команда id Software, которая позже подарила миру Doom, работала над серией Commander Keen. Именно тогда, в 1991 году, родился персонаж, ставший по-настоящему культовым. Его придумал Том Холл, и вряд ли кто-то мог предположить, что это нелепое существо — Dopefish — однажды станет легендой и одним из самых узнаваемых пасхальных персонажей в истории игр.
Так начинается история Dopefish — одного из самых ярких и долговечных игровых курьёзов.
Как появилась Dopefish
Если говорить о значимых фигурах в мире видеоигр конца XX века, то имя Тома Холла неизменно всплывает в памяти. Совместно с Джоном Ромеро, Джоном Кармаком и Эдрианом Кармаком он стал сооснователем id Software, а позже продолжил свою карьеру в 3D Realms, где приложил руку к созданию таких хитов, как Duke Nukem II и Duke Nukem 3D. Но в 1991 году Холл всё ещё трудился над Secret of the Oracle — первой частью дилогии Commander Keen in Goodbye, Galaxy.
Во время разработки он придумал два десятка с лишним оригинальных существ, пытаясь наполнить игру новыми персонажами. Среди них особенно запомнился один — абсурдный и комичный Dopefish.
Свое первое появление вне Commander Keen Dopefish сделал в игре Wacky Wheels, где фигурировал как скрытая пасхалка — с этого момента началась его внеигровая жизнь.
Dopefish (в примерном переводе — «тупорыб») был задуман как существо с примитивным поведением и умственными способностями на уровне анекдота: вся его жизнь сводится к циклу «плыть-плыть, проголодался, плыть-плыть, проголодался».
Он пожирает всё подряд и действует скорее по инстинктам, чем по логике. Визуально это крупная зелёная рыба с глупым выражением лица и выдающимися зубами, не внушающая страха, но при этом на удивление обаятельная. Несмотря на то, что в Commander Keen Dopefish был обычным противником, со временем он стал настоящим феноменом — его начали внедрять в другие игры, он превратился в мем и обрел культовый статус.
Что же сделало его особенным? Наверное, не внешний вид и не роль в сюжете. А скорее та искра юмора и абсурдности, которая сделала его больше, чем просто очередным NPC. Dopefish стал живым символом игродельческой эпохи, когда глупость могла быть гениальной — и наоборот.
Вот рерайт текста с полной заменой формулировок и улучшением звучания, без добавления выдуманных фактов и эмодзи:
Рыба, покорившая индустрию
После ухода из id Software Том Холл присоединился к Apogee Software — компании, которая впоследствии станет известна как 3D Realms. Помимо участия в разработке новых проектов, он курировал игры в различных жанрах, в том числе Wacky Wheels, созданную студией Beavis-Soft, вдохновлённой бешеной популярностью Super Mario Kart.
Именно тогда, по воспоминаниям разработчика Джо Сиглера, который тесно сотрудничал с Холлом и также увлёкся историей Dopefish, было принято импровизационное решение — добавить эту нелепую зелёную рыбину в игру в качестве пасхалки. Просто потому что могли.
Так, если в Wacky Wheels нажать на тормоз и дважды прокрутиться на месте, на экране внезапно появлялся Dopefish — своего рода юмористическое камео, которое из простой шутки быстро вышло за пределы авторского контроля.
С этого момента безумная рыба начала стремительно набирать популярность. Всё больше разработчиков старались вписать её в свои игры, превращая Dopefish в кочующее пасхальное яйцо. В Duke Nukem 3D, например, изначально планировалось заменить акулу на подводном уровне на Dopefish с помощью специального кода.
Однако эта идея так и не была реализована — акула не вошла в финальную версию игры, а вместе с ней исчез и шанс на появление рыбы. Тем не менее, полностью отсылку не убрали: на пятом уровне, The Abyss, можно обнаружить надпись на стене — «DOPEFISH LIVES».
id Software тоже не осталась в стороне. Компания решила вернуть любимого персонажа в свой новый проект — Quake. Если в начальной зоне выстрелить в определённое место, появится послание: «The Well of Wishes awaits in the Crypt of Decay». Добравшись до уровня Crypt of Decay и исследовав секретную область, игроки смогут увидеть гигантскую голову Dopefish, спрятанную в скрытой комнате.
Так развернулась негласная «гонка пасхалок» между двумя студиями, в которой каждая стремилась оставить свой след, подмигивая фанатам.
Но если вы думаете, что Dopefish встречался только в играх 3D Realms и id Software — вы ошибаетесь.
Наследие, которое никто не ожидал
Когда информация о Dopefish начала распространяться среди игроков, другие студии тоже решили внести лепту в растущую легенду. Забавная зелёная рыба стала неожиданным культурным феноменом: энтузиасты создавали собственные игры, где она играла ключевую роль — например, Dopefish Forever!, включающую даже многопользовательский режим.
А пасхалки с её участием стали появляться в проектах самого разного масштаба: от Max Payne, Daikatana и Hitman 2: Silent Assassin до Deus Ex: Human Revolution, Alan Wake, Rage, Doom и других. Эти отсылки лишь усиливали статус персонажа, изначально задуманного как шутка, но ставшего по-настоящему знаковым образом.
Dopefish быстро перешёл в разряд культовых героев. Его изображение стало появляться на сувенирной продукции: футболках, кружках и прочих аксессуарах. Он стал своеобразным символом свободы и безумства в геймдеве — чертами, которые так ценились в ранние годы существования id Software. В какой-то момент разработчики Ли Джексон и Джей Уилбур даже изготовили рождественские украшения с его изображением — правда, задержка в производстве привела к тому, что рассылка состоялась только в июле 1995 года.
Кроме того, энтузиаст Андре Виенс создал анимированную заставку для Windows 95, полностью посвящённую Dopefish — и она до сих пор работает на старых системах и виртуальных машинах.
Но история рыбы на этом не закончилась. Она пересекла границы игровой индустрии и «нырнула» в мир анимации. Например, в эпизодах «Южного парка» и Tiny Toon Adventures можно найти визуальные отсылки к ней. В последнем случае Dopefish даже используется как своеобразный критерий умственного развития Тасманийского дьявола — весьма неожиданная, но показательная роль для персонажа, созданного ради смеха.
Одним из последних известных появлений стала игра Pettington Park, выпущенная в 2012 году на базе платформы Google+. С тех пор Dopefish стал реже мелькать в играх и медленно исчез с радаров. Официальный сайт, следящий за судьбой персонажа, отмечает его постепенное забывание на фоне смены игровых поколений. Тем не менее, сам факт его существования и след, который он оставил в культуре, заслуживают отдельного упоминания.
Эта статья — ещё одна попытка напомнить о необычной иконе прошлого. О герое, который родился спонтанно, но оказался важной частью истории. Да здравствует зелёная рыба с глупым видом. Да здравствует плод воображения Тома Холла. Да здравствует Dopefish.







Прикольная рыбина. Но сейчас в ходу другие мемы, менее долговечные.