Почему Bloodlines 2 пришлось ждать так долго

Что такое 21 год для вампира? Всего лишь мгновение! Но для обычного геймера — это целая вечность. Да, больше 20 лет фанаты ждали Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2 и релиз многострадального сиквела оставил игроков в некотором замешательстве, а фанатов оригинала — полностью разочаровал. Но сегодня мы не будем разбирать на атомы вторую часть «Маскарада».

В нашем сегодняшнем материале мы потолкуем о том, почему Bloodlines 2 пришлось ждать так долго и был ли у игры шанс стать идеальным сиквелом. Вполне возможно, что всему виной древнее вампирское проклятье!

А что случилось?

Как уже было сказано, 20 лет — долгий срок. Сменилось целое поколение игроков, которым благородное имя серии ни о чем не говорит. Поэтому предлагаем быстро обрисовать главные причины того, почему Vampire: The Masquerade — это уникальная и важная часть всея индустрии.

Никто не виноват, когда в разгаре «Маскарад»
Никто не виноват, когда в разгаре «Маскарад»

В 1991 году компания White Wolf выпустила свою первую настольную игру Vampire: The Masquerade. По сути это была вполне традиционная DnD-настолка. Никаких принципиально новых механик она не предлагала. Поэтому ее создатели сделали ставку на нарративное, сюжетное повествование, построенное на атмосфере, моральных дилеммах и взаимоотношениях персонажей. В отличие от DnD, где упор делается на цифры, боевку и душную систему правил, «Бладлайнс» стала глотком свежего воздуха.

С 1991 года по 1995 в White Wolf смогли создать «Мир Тьмы» — очень крутую вселенную с насыщенным лором, в которой вампиры (а также оборотни, демоны и прочие ребята) с библейских времен живут среди людей и скрывают свое существование, соблюдая «Маскарад» — своего рода вампирскую конституцию. И если в традиционных настолках упор делался на эпические приключения и сражения, то в данном случае предлагаемые обстоятельства больше напоминают «Игру Престолов» с ее интригами, предательствами, межклановой грызней за власть и, конечно же, с развратом всех мастей (куда же без этого?).

Не сделать видеоигру по такой удивительной вселенной было бы преступлением. И нет. Это был не первый Vampire: The Masquerade – Bloodlines.

Vampire: The Masquerade – Redemption
Vampire: The Masquerade – Redemption

Первой игрой по франшизе стала Vampire: The Masquerade – Redemption, которую разработала свежеиспеченная студия Nihilistic Software в 2000 году. И, скорее всего, этот тайл прошел мимо вас, поэтому не будем заострять на нем внимание. Отметим лишь, то в ее создании участвовал Джон Кармак — легендарный сооснователь id Software, а сам тайтл получил приз за лучшую RPG года, лихо обойдя легендарную Deus Ex

Сама игра представляла собой довольно необычное CRPG с партийной системой. Проект был хорош и успешен, но Nihilistic Software суперзвездами, увы, не стали. Следующим проектом по франшизе занималась уже другая студия — Troika Games.

Да, наконец-то мы доехали до великой и ужасной Vampire: The Masquerade – Bloodlines — многострадальный и неограненный алмаз всей игровой индустрии. Напомним, что проект создавался выходцами из Interplay — Тимом Кейном, Леонардом Боярским и Джейсоном Андерсоном — создателями легендарной Fallout и не менее культовой Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura. Следовательно, игрой занимались настоящие боги ролевых игр.

Оптимистично звучит, правда? Забегая вперед скажем, что Bloodlines в итоге станет для Troika Games последней игрой.

Перечислять заслуги и достоинства первого «Маскарада» мы не будем, ибо вы и так все отлично знаете. Но для нашей истории важно подчеркнуть, что в течение всего существования Bloodlines сказочно не везло. Безусловно, Troika Games знают толк в создании классических ролевых игр, но в данном случае у нас ARPG. А в разработке экшн-тайтлов у ребят опыта не было. Но зато амбиций… хоть отбавляй. По итогу случилась ситуация из рубрики «ожидание и реальность»: кривая боевка, скромный визуал и тонна багов на релизе, которые буквально ломали игру.

Жаннет — главный секс-символ Bloodlines 1
Жаннет — главный секс-символ Bloodlines 1

Внимание, интересный факт: вы знали, что технически Bloodlines — это первая игра на движке Source? Так бы оно и было, если бы не старина Гейб. Владыка Valve топнул пухлой ножкой и заявил, что движок — собственность Valve и «право первых» принадлежит его студии. Таким образом, Troika Games оказались в очень трудном положении. Выпустить игру раньше было нельзя, но, вместо того чтобы отложить релиз, студия выпустила игру одновременно с Half-Life 2, которая буквально взорвала весь мир.

Согласитесь, что выпускать сырую игру одновременно с таким монстром это… поступок, достойный безумнейшего из Малкавианов.

В итоге игра коммерчески провалилась, несмотря на высокие оценки критиков. И через год Troika Games закрылась.

Сегодня, благодаря титанической работе фанатов, Bloodlines выжила и обрела культовый статус. Игроки не позволили игре умереть. Они годами выпускали патчи, восстанавливали вырезанный контент и создавали «расширенные» версии с новыми фишками. Сейчас любой может пройти игру без боли — и все это заслуга фан-сообщества.

Но на этом история «Маскарада» не закончилась.

Мучительная разработка сиквела

Бунтарка Демзел, которую мы так и не увидели в Bloodlines 2
Бунтарка Демзел, которую мы так и не увидели в Bloodlines 2

После 10-летней спячки, новая надежда засверкала на горизонте в 2015 году, когда компанию White Wolf выкупил известный шведский издатель Paradox Interactive. Креативный директор студии Hardsuit Labs Мартин Каая-Клуни, узнав эту прекрасную весть, поспешил в офис Paradox, дабы подать заявку на финансирование Bloodlines 2. И сиквелу дали зеленый свет! Работа закипела, и фанаты сразу загорелись оптимизмом.

Пущей радости добавил факт того, что к разработке сценария привлекли великого и ужасного Криса Авеллона! Поддержка такой легенды — это круто, но, пожалуй, главной нарративной силой проекта стал Брайан Митсода — сценарист первой Bloodlines.

Правда, некоторые сомнения вызывала сама студия Hardsuit Lab, у которой за плечами нет ни одного достойного упоминания проекта. Разве что шутерок 2012 года Blacklight: Retribution.

В 2019 году геймплейный трейлер Bloodlines 2 презентовали на выставке E3. А потом «Маскарад» отправился в мировое турне и заглянул даже на «Игромир 2019» в Москву. Тогда все выглядело действительно блестяще: первые демо-версии получали восторженные отзывы от авторитетных игрожурских изданий, а Paradox уверенно называла март 2020-го датой релиза. А главное — народ уверовал, что это тот Bloodlines 2, который мы заслужили!

Брайан Митсода и Кара Эллисон на E3
Брайан Митсода и Кара Эллисон на E3

Но, как мы знаем, все пошло наперекосяк. И если лениво полистать интернет, чуть ли не главной причиной всех неудач стала пандемия коронавируса. Классная история, жаль, что вранье. Безусловно, COVID-19 многим студиям подпортил жизнь, но, пожалуй, в нашем случае проблема была в другом.

Hardsuit Labs с Митсодой стремились выпустить идеально выверенный и вышелушенный проект без единого бага. Неплохой план для маленькой студии, раньше не выпускавших экшн-RPG AAA-уровня, да? И обратите внимание на иронию судьбы. Панический страх прошлых ошибок, вернуло Hardsuit Labs на путь Troika Games, которая поставила перед собой слишком высокую планку, не имея за плечами ни огромного бюджета, ни свободы, ни опыта в создании АRPG.

Естественно, через годы работы, Митсода и компания быстро пришли к выводу, что студия не вывозит, и выступила с заявлением в духе «качество — важнее сроков».

«В связи с установленными нами высокими планками качества и амбициями мы приняли непростое решение о необходимости дополнительного времени. Это означает, что наша цель — выпустить игру в 2020 году — больше невозможна. Перенос даты запуска — одно из изменений, которые мы вносим, ​​чтобы обеспечить наилучший игровой опыт», — так выглядит официальное заявление Hardsuit Labs.

В итоге сроки релиза перенеслись на год вперед — на 2021-й. С аналогичным сообщением выступила и Paradox. Но позже стали всплывать и другие проблемы…

Bloodlines 2 глазами Hardsuit Labs
Bloodlines 2 глазами Hardsuit Labs

Для галочки стоит напомнить, что в 2020-м Авеллон угодил в скандал — знаменитого сценариста обвинили в сексуальных домогательствах, что в итоге сильно отразилось на его карьере. К счастью, сегодня Крис уже выиграл все суды и вернул себе доброе имя, однако 5 лет назад большинство студий отвернулось от него. В Paradox поспешили заявить, что сотрудничество со сценаристом было очень кратким и все его наработки в игре использоваться не будут. Но по словам самого Авеллона, он работал над проектом два с половиной года. Однако вернемся к основной теме.

Издателя беспокоил организационный вопрос и факт того, что Hardsuit Labs явно не справляется. В итоге в 2021 году было принято внезапное решение — увольнение Мартина Каая-Клуни и Брайана Митсоды. Никаких правдоподобных подробностей от Paradox не последовало.

Запахло настоящей катастрофой.

Что конкретно пошло не так — не совсем понятно. По одной версии боссы выкручивали руки разработчикам и не давали им нормально работать, так как были большие расхождения в сценарном плане. А по другой версии, виновата сама Hardsuit Labs. Получая денежки от Paradox, студия якобы подрабатывала на стороне, что и стало причиной постоянных переносов и недоверия со стороны издателя. Есть ли в этих взаимных обвинениях хоть капля правды — неизвестно.

Меню персонажа альфа-версии Bloodlines 2
Меню персонажа альфа-версии Bloodlines 2

Но что очевидно, наверняка, Митсода был в шоке.

«Я не участвовал в обсуждениях, которые привели к решению отложить производство, и, насколько мне известно, никаких задержек, связанных с развитием сюжета Bloodlines 2, не было», — написал он во время своего ухода из проекта. «Я уверен и горжусь работой, которую я и моя команда проделали».

И это стало ударом не только для самой студии, но и для миллионов фанатов игры. Сам факт участия Митсоды в разработке сиквела обеспечивал доверие людей. Следовательно, такое радикальное решение боссов стало для геймеров ударом под дых.

Paradox заявили, что решение по увольнению было обоюдным, никакого негатива, все молодцы, продолжаем работать. И буквально через несколько увольняется еще один ключевой сотрудник — Кара Эллисон, занимавшая пост старшего нарративного дизайнера, дизайнера.

Еще один кол в небьющееся сердце Bloodlines 2.

На замену Каая-Клуни Мицоде прислали Александра Мандрика — нового креативного директора, который ранее работал над такими культовыми франшизами, как Assassin's Creed, Warhammer 40,000 и Far Cry. Но, как показала практика, большой пользы он не принес.

Стало понятно, что в 2021 году релиза игры ждать не стоит. Верхушка Paradox предприняла неловкую попытку собрать весь этот хаос в пакетик и успокоить геймеров. Очередную задержку компания аргументировала пандемией, «перестановкой штата» (увольнения) и адаптация игры под PS5 и Xbox Series X. И вишенкой на торте стало удаление примерной даты выхода игры. Мол, простите ребята, берем тайм-аут.

И надежды самых ждунов были разбиты буквально через пару месяцев. 23 февраля Hardsuit Labs полностью отстраняют от работы.

Любопытный факт без причины: треть студии Hardsuit Labs принадлежит Paradox. Думайте.

Вот такая скверная история. Геймеры восприняли эти новости, как полную отмену тайтла. Напомним, что народ на тот момент ждал игру 16 лет, и эта новость стала последней каплей. О доверии игроков уже не могло идти и речи. Далее последовали возвраты средств за предварительные заказы — еще один трагический симптом.

Но все-таки в воздухе повис немой вопрос: «Что же такого ужасного сделала Hardsuit Labs, что в итоге было принято решение “убить” всю студию напрочь?».

Заместитель гендиректора Paradox Маттиас Лилья
Заместитель гендиректора Paradox Маттиас Лилья

Забежим немного вперед — в 2024 год. Заместитель генерального директора Paradox Маттиас Лилья рассказал, что смена разработчиков — это единственный и неизбежный способ спасти проект. По его словам, студия Hardsuit Labs не соответствует заданному уровню качества проекта. И Лилья подчеркнул уже упомянутый нами тезис о том, что компания попросту не сталкивалась с проектами такого масштаба.

Была ли Bloodlines 2 обречена с самого начала? Трудно сказать. Но вполне очевидно, что Paradox не хотела рисковать. Поэтому издатель начал искать более стабильную и сговорчивую студию. И она нашлась.

Как выяснилось уже 2023 году (через два года после грандиозного кипеша), разработка была передана британцам из The Chinese Room, известными по Dear Esther, Amnesia: A Machine for Pigs и Everybody’s Gone to the Rapture. В этот раз выбор студии еще больше смутил игроков, так как единственное, что умеет делать компания — это симуляторы ходьбы с перерывами на разговоры.

И «Китайскую комнату», сказать по правде, хочется даже немного пожалеть. Студия унаследовала гигантский чемодан без ручки, в котором упакованы годы чужой разработки и ожидания миллионов злых фанатов, нарисовавших в своей голове образ идеального сиквела. Как говорится, никакого давления!

Тем не менее Paradox дала The Chinese Room творческую свободу действий. Оставлять или сносить наработки Hardsuit Labs — решайте сами. Вполне вероятно, что такой карт-бланш «Китайскую комнату» не сильно утешил. Пожалуй, все согласятся с тем, что ни одна игра не может пережить две серьезные смены творческого руководства и при этом сохранить целостность. В итоге Bloodlines 2 стала лоскутным одеялом из заброшенных идей, и игроки это чувствовали.

Какой получилась Bloodlines 2

Массовое уничтожение байкеров в актуальной Bloodlines 2
Массовое уничтожение байкеров в актуальной Bloodlines 2

Исходя из новых трейлеров, The Chinese Room попыталась сохранить прежнюю оболочку от Hardsuit Labs и сделать некое подобие Dishonored, но только в обертке линейной детективной истории.

Если коротко, в итоге получился иммерсив-сим без иммерсивности и RPG без ролевого отыгрыша. От старой демки Hardsuit Labs остались лишь отголоски.

Например, в изначальной версии игроку традиционно предлагали создать персонажа с нуля. Примечательно, что выбрать клан было невозможно. Этот выбор был отложен на потом. Вместо этого предлагали выбрать тип темперамента. The Chinese Room взяли эту идею на вооружение, только в их версии кровь сангвиников, холериков и флегматиков стала обычным ресурсом для прокачки навыков.

Также разработчики из «Китайской комнаты» решили сделать из протагониста могучего вампира-старейшину, а не новоиспеченного птенца, как планировалось раньше. Фаир просто слегка растерял свои навыки после долгой спячки. Но если выпить достаточно правильной кровушки, можно сделать неадекватно мощный мультикласс из дисциплин всех вампирских кланов.

Таким образом, ломать голову над выбором происхождения… нет никакого смысла. Уже к середине игры Фаир становится мега-Дракулой 2000, так как очки накапливаются невероятно быстро. Правда, гринд крови разных типов — задачка однообразная, скучная и весьма утомительная.

Шесть основных кланов Bloodlines 2: Бруха, Тремер, Бану Хаким, Вентру, Тореадор и Ласомбра
Шесть основных кланов Bloodlines 2: Бруха, Тремер, Бану Хаким, Вентру, Тореадор и Ласомбра

И подобных упрощений тут масса. Система фракций тоже была изменена. Hardsuit Labs придумали пять фракций: Первопроходцы, Новички, Незримые, Барон и Камарилья. В версии The Chinese Room — есть только Камарилья, Анархи и Шабаш.

Что хочется особенно подчеркнуть… это отсутствие самого крутого клана Малкавиан! (Согласитесь, эти безумные милашки были душой оригинала!).

Грубо говоря, фанаты оказались в ужасе. В игре отсутствует практически все, за что любили оригинал. Более того, Paradox, видимо, предвкушая неминуемое фиаско, думали, как бы срубить хоть какого-то бабла. И предложила внедрить микротранзакции и брать деньги за открытие новых вампирских кланов. К счастью, от этой затеи по итогу отказались.

Изначально хотели выпустить игру в 2024 году. The Chinese Room клятвенно пообещала фанатам, что это будет достойный проект, который не посрамит имя великой франшизы. Звучит забавно, что релиз все же решили перенести на 2025-й, но никто уже не удивлялся.

Тем не менее нельзя сказать, что Bloodlines 2 — это преступление против игровой индустрии. У проекта есть ряд очевидных плюсов, отрицать которые было бы глупо. В The Chinese Room сделали ставку на сюжет, атмосферу и харизматичных персонажей.

История развивается в двух параллельных линиях. Одна половина отводится Фаиру, который просыпается после долгой спячки в совершенно новом для себя мире. Разработчики, в том числе с помощью юмора, здорово сатирят современные реалии и древнюю инородность протагониста, который иногда ностальгирует по старым добрым денькам в Константинополе и Древнем Каире.

Брутальный Аль Фаир в гранж-костюмчике в стиле Бруха
Брутальный Аль Фаир в гранж-костюмчике в стиле Бруха

Главная мотивация Фаира — понять происхождение странной метки на своей руке, которая блокирует его силы. В итоге старейшина попадает в гущу событий, ибо в Сиэтле нынче не спокойно. Прежний принц города мертв, анархи вышли из-под контроля и некий убийца наводит страх даже на самую верхушку власти.

Но разбираться во всем этом переполохе Фаир будет не один. Ибо после пробуждения в его голове поселился замечательный сосед — Джонни Сильверхенд! Упс, простите, оговорка по Фрейду.

Действительно, как и в Cyberpunk 2077, после пробуждения в разуме Фаира оказывается Фабиан — недавно почивший вампир-детектив из клана Малкавиан. В итоге из них образуется гармоничный дуэт в духе «одна голова хорошо, а две лучше».

Пока Фаир носится по городу и решает вопросы в реальном времени, Фабиан ждет своей очереди. Когда наступает время ложиться спать, игра переключается на детектива. Его ветка полностью сосредоточена на полицейской работе, что приятно разбавляет геймплей. Пускай режим детектива тут простоват, но после однотипных стычек с анархами и сектантами, допрашивать бильярдный стол и ящик с документами — действительно весело.

Основной сюжет вышел действительно крутым и небанальным. А вот второстепенных миссий… по сути и нет. Убей того, принеси посылку, собери коллектиблсы и возвращайся.

Рождественский вайб: снег, неон и туман вдалеке
Рождественский вайб: снег, неон и туман вдалеке

Несмотря на то, что игра выглядит бедновато, атмосфера зимнего Сиэтла вышла замечательной. И если оригинал передавал настроение декаданса и порока в жаркую калифорнийскую ночь, то тут у нас традиционный нуар с нотками готики. И насладиться атмосферой можно как на своих двоих, так и с высоты полета летучей мыши — во время перелетов с крыши на крышу. К слову, перемещаться тут довольно весело и приятно. Вамп-паркур получился бодрым и динамичным. А поскольку открытый мир очень маленький, вы за пару минут можете облететь весь город.

И хочется похвалить харизматичных героев Bloodlines 2. Их довольно много и они сразу же запоминаются. Каждый из них отлично прописан, мотивирован у всех есть парочка скелетов в шкафу. Кто враг? Кто союзник? Эти вопросы постоянно будут сидеть у вас в голове. В общем, The Chinese Room придумала классную компашку персонажей для увлекательной детективной истории.

Боевая система на первый взгляд кажется вариативной и захватывающей. Добивания выглядят эффектно, способностей много, а с помощью телекинеза можно бросать во врагов разные предметы. Но не обольщайтесь, это вам не Control. Но довольно скоро от боев начинаешь уставать. Противники одинаковые, закрепить камеру на противнике нельзя, избежать боя — тоже. Есть потешный стелс, которым вы точно будете пользоваться, так как это единственный способ как можно быстрее закончить очередную битву с сиэтлскими бомжами.

В остальном же — сплошные минусы и казусы. Одинаковые модели NPC, бедные текстурки… Короче говоря, это нормальный AA-тайтл на тройку с минусом. Если бы игру назвали «Маскарад: Неспящие в Сиэтле», то все было бы отлично. The Chinese Room сделали приятную историю, которую можно с кайфом растянуть на зимних каникулах. Но… игру назвали Bloodlines 2. И как бы защитники сиквела не старались натянуть вампира на глобус, это что угодно, но только не Bloodlines.

Как мы можем резюмировать эту странную историю?

***

В «Парадокс» были уверены, что купив White Wolf и права на «Мир Тьмы», они выиграли большой куш. В целом, так и есть, ибо это непаханое поле с бесконечным потенциалом.

Как признался Маттиас Лилья, права на «Мир Тьмы» Paradox оставит при себе. Но, если Каин будет милостив (что не факт), Bloodlines 3 точно будет делать кто-то другой и без их прямого участия. Так сказать, проклятье франшизы должны будут перенять другие смельчаки. И кто знает… может быть эта многострадальная 20-летняя эпопея даст свои плоды. И да придет темный мессия, который спасет «Мир Тьмы»! Как думаете, такое в теории возможно?

И на этой оптимистической ноте у нас на сегодня все. Спасибо, что дочитали до конца. Всем удачи и скоро увидимся.

12
3
Комментарии:  3
Ваш комментарий
разработка была передана британцам из The Chinese Room, известными по Dear Esther, Amnesia: A Machine for Pigs и Everybody’s Gone to the Rapture

Ну теперь понятно. Они еще одну бродилку и сделали. Хотя диалоги и история реально неплохие.

Ждали явно не этот мусор.

это нормальный AA-тайтл на тройку с минусом

Инди игры оцениваются по своей пятибалльной шкале в сравнении с инди-играми. АА-игры по своей пятибалльной шкале в сравнении с АА-играми. ААА-игры по своей пятибалльной шкале в сравнении с ААА-играми.

Это точно "нормальный" тайл, если на тройку с минусом?