на главную
об игре
Reign: Conflict of Nations 11.12.2009

Империя: Смутное время. Веселая ферма

Монструозное развитие игр идет своим чередом. Порой даже кажется, что технический прогресс сконцентрировался исключительно в сфере развлечений, забросив все остальные. И вот те, кто мог бы ступать по другим планетам в реальности, ступают по ним, сидя у экранов. Поэтому проекты, которые не пользуются последними достижениями игровой науки, общество встречает как минимум с оторопью: а где высокополигональные модели и шейдеры последней версии?

О чем же пойдет речь? Как раз об игре, выбивающейся из общей картины. «Империя» на фоне маститых собратьев по жанру может сойти за некую браузерную стратегию, коих на просторах Сети встречается просто бесчисленное множество. Однако одно неоспоримое преимущество у нее имеется: игра обладает просто потрясающей детализацией игрового процесса.

Казань брал, Астрахань брал…

Чем вообще вызвано такое, с первого взгляда, невежественное сравнение? Вполне очевидным сходством: сегодня игры, не обладающие серьезным набором графических достижений (попросту – не имеющие трехмерных декораций как таковых), все больше перебираются на интернет-сайты во флэше. Это «стариков» не удивить вдумчивой перестановкой фишек на карте мира, для современных же геймеров слово стратегия непременно ассоциируется с тысячей-другой непревзойденно анимированных юнитов. Которые, в свою очередь, картинно умирают на бесконечных полях сражений. Иными словами, коллективное мясо, ведомое безжалостной мышью.

И поэтому представить себе, чем же является эта таинственная «Империя», игрокам будет легче всего, вспомнив любую из частей знаменитой серии Total War, лишенную тех самых кровопролитных боев. Конечно, вас все равно ожидает множество битв – но значительно упрощенных, схематичных и более всего подходящих под описание «война иконок». Ну да это и не является камнем преткновения, акцент в игре ставится совершенно на иное.

Успешное создание процветающей державы – любыми доступными способами, в обход всех правил и моральных законов. Именно этой цели вам необходимо достичь, и обрести успех не удастся, если не прибегнуть к всевозможным тактическим ходам. От сильного соперника отделяет лишь безобидная черточка на карте? Отвлеките его внимание заманчивыми предложениями, накопите силы, дождитесь удобного момента и нападайте. Средневековье – это царство волков, тут нет места слабовольным и великодушным. Верный союзник пал жертвой своей нерасторопности и вспыльчивости? Сослужите ему хорошую службу: подчините некогда дружественные земли прежде, чем это сделают остальные. Не раз вам придется и отступать, заманивая врага в западню. И не стоит расслабляться, опрометчиво думая, будто только вы можете так подло играть на чужих чувствах.

Даже удивительно, как такое разнообразие действий умещается на простецкой карте средневековой Европы. Казалось бы, ну что такого сложного в перегоне фишек, олицетворяющих непобедимые армии? А без тщательной оценки своих сил и возможностей вы даже не сумеете выбраться за границы скромного первоначального княжества, небольшого и едва способного удовлетворить нужды растущего населения. Принципиальное отличие игры – все происходит в реальном времени, поэтому непозволительно делать скидки на то, что ход соперника наступит еще не скоро. Чтобы разобраться в сложной ситуации, можно включить паузу, но раз принятое решение уже сложно будет изменить. Каждая минута на счету, и, замешкавшись, можно обнаружить свою страну погрязшей в смуте и нескончаемых восстаниях.

На выбор имеется множество воинственных фракций, выясняющих свои непростые отношения на протяжении трех столетий позднего средневековья. В основном это государства Восточной Европы, но не обделены вниманием и их непосредственные соседи. Однако же разработчики ясно дают понять, что наибольшие симпатии испытывают именно к славянам. Освоившись в первые минуты, вам следует сразу же приступать к управлению сложной державной машиной. Каждая фракция обладает набором уникальных войск, своим списком перспективных задач и целей. И на протяжении всего времени вашего царствования будут постоянно появляться просьбы от страждущих подданных. Что порой очень помогает. Зазеваетесь и не застроите должным образом далекую провинцию, и вскоре начнут поступать жалобы и предложения милостивому государю. Проигнорируете зов о помощи – распишитесь в своей несостоятельности и в том, что трон не по вашим меркам сколочен, а разгневанные средневековые граждане затаят обиду и в будущем даже рискнут поднять на вас повстанческие вилы. А далее следует известный сценарий: пытаясь всеми силами склеить разваливающуюся империю, вы становитесь заманчивой мишенью для более предприимчивых и внимательных к своему населению правителей.

Сражения, как уже было сказано, происходят схематично и очень мало зависят от вашего тактического гения. Максимум, на что можно повлиять – на состав армии. А при встрече с кровожадным противником вам лишь будет показан грубый расчет исхода битвы. Ну а затем – куда как более реальный результат. Войска свои лучше всего комплектовать отрядами разного типа, чтобы быть готовыми ко встрече с любым противником. Спрятаться в лесу и жалить врага на флангах не получится. Не того калибра игра.

Что касается принятия глобальных решений, то тут «Империя» оказывается на убедительно выглядящем коне. Как лучше поступить: бросить людские ресурсы на создание запасов продовольствия или же приложить больше усилий для пополнения государственной казны? А может вообще вступить в век Просвещения и начать изучать таинственные технологии? У каждого свой путь, а от вашего выбора напрямую будет зависеть состоятельность державы и ее вес на постоянно меняющейся карте.

Герои своей истории

Вы учили, что то чахлое княжество перестало марать землю в таком-то веке? У вас появился отличный шанс переписать этот эпизод на свой лад. Видимо, такие игры и нравятся во многом потому, что позволяют гордо проигнорировать неоспоримые, в общем-то, в обыденной жизни факты. Кто откажется от роли полководца, ведущего свой народ к процветанию и мировому господству?

Личность правителя является самой важной и ценной. Исчез государь, убиты наследники – и народ поднимается в едином анархическом порыве, даром что без косух да цепей. Самоуправство, революции – терпеливому игроку понадобится все его самообладание, чтобы суметь вновь привести державу к процветанию. Поэтому нужно всячески охранять венценосную фигуру от посягательств на ее бесценную жизнь и заботиться о продолжении царского рода.

Все значимые персонажи обладают своим набором способностей и умений. Тот же правитель может вызвать на службу послов, чтобы отправить их на переговоры к соседям. Полководец пополнит поредевшие ряды армии свежими отрядами наемников и обеспечит войско укрытием в недружелюбных землях, священник остановит распространение ереси, а ученый воодушевит на открытия население ближайших городов. Все эти господа набираются по ходу игры опыта, переходят на все новые уровни мастерства и открывают для себя недоступные ранее качества. Опытный воевода и с малыми силами разгромит бесчисленные орды противника, а умудренный служитель веры легко обратит в свою религию пылких почитателей языческих богов. Умелое управление значимыми фигурами и их защита являются очень важными задачами для успешного государя.

На своем пути к неоспоримому превосходству над соперниками вы пройдете через несколько технологических этапов, каждый их которых позволит получить доступ к новым и более совершенным технологиям. Без должного внимания к науке вы и двести лет спустя будете штурмовать замки архаичными катапультами. Тогда как враг будет щеголять последними достижениями военной мысли – кулевринами. Без работ ученых мужей вы даже не сможете тривиально создать отряды кавалерии. Что уж тут говорить о чем-то более совершенном.

Но все эти фигурки войск, иконки с дипломатическими предложениями и прочие бедные на активность картинки… Конечно, хотелось бы больше действия. Кропотливое копание в державных делах может в итоге и наскучить, а суровое, но справедливое возмездие выглядит до смешного вульгарной таблицей исходов битвы. Некуда спустить пар, выброс адреналина остается бесцельным. Далеко не каждому подобное придется по душе. Однако ценители утонченного поджанра останутся довольны. При всем этом следует отдать должное превосходному дизайну игры: видно, что в почти полное отсутствие мало-мальски вменяемой трехмерной картины художники потрудились над созданием атмосферы путем создания замечательных рисунков, полностью соответствующих затронутой эпохе. И если среди бесконечной череды RTS распространено пренебрежительное отношение к интерфейсу, то в игре, фактически из одного него состоящей, такой промах допускать никак нельзя. И любование средневековыми узорами не раз станет причиной вашей невнимательности и рассеянности.

Не в массы

«Империя: Смутное время» дает возможность каждому попробовать себя в роли вершителя судеб целых государств. Игра принадлежит к тому особому виду стратегий, которые при всей своей показной масштабности требуют неповторимого внимания к мелочам. Однако одного указующего перста недостаточно. Порой потребуется и спуститься с небес, чтобы взять под контроль ситуацию верным и быстрым решением. И пусть вы не найдете здесь мясорубок для тысяч бойцов, свою толику удовольствия получить можно. Конечно, если вы готовы в ущерб зрелищности заниматься долгосрочным планированием.


Рейтинги:

Геймплей: 8.0
Графика: 8.0
Звук и музыка: 7.0
Интерфейс и управление: 9.0
Оценка автора: 8.0

Общий рейтинг: 8.0

Комментарии: 10
Ваш комментарий

Империя: Смутное время. Веселая ферма идеальное название!!!!!!!

0

лол! мне тож название понравилось! а я думал фигня будет, надо сыгрануть нет-нет будет!!! ps ну вот! отличная статья! у вас отлично вот получилось отрецензить стратежку, а гонки это видимо не ваше - эт я про дирт2!!!)))

0

Речевые обороты слишком напоминают Гошу, уныло выходит, нужно писать .... хм, проще что ли. Никому не нужно нагромождение прилагательных к каждому слову, а в общем - статья неплохая, на 9 потянет

0

Опять берлинский. Как ему эту рецензию доверили после шедевра про последний тотал вар? Кстати вот чего тотал вару не хватало так это такой вот динамичной политической карты - там все уныло а здесь буйство действий и дипломатии , заговоры и интриги... надеюсь разрабы тотал вар поиграют в эту игру поймут что от них требуеться в кампании и создадут наконец то динамичный мир в игре Наполеон тотал вар. Как бы это не удивительно звучало а статья Берлинского понравилась(первый раз)

0

Андрей Uthfotyrj, может вам стоит берлинскому свидание назначить? Он вам уже везде мерещится.

0

Все-таки, как ни крути, в таких играх есть свое великолепие. Можно наблюдать за взрывами и каскадом спецэффектов и получать свою долю фана просто наблюдая за происходящим на экране. Но порой так хочется поиграть во вдумчивую стратегию, без всяких 3D-изысков, но в такую глубокую, не в пример глубже вышеописанным. Не по теме: я сам являюсь большим любителем Civilization 3 Conquests. Дальше третьей части симпатии не дошли. 4-тую сделали в 3D и загубили геймплэй (ИМХО). Говорю это просто как пример того, что в данном жанре графика далеко не на первом месте.

0

Zапорожец про какие игры ты говориш"Все-таки, как ни крути, в таких играх есть свое великолепие. Можно наблюдать за взрывами и каскадом спецэффектов и получать свою долю фана просто наблюдая за происходящим на экране!

0

"Все-таки, как ни крути, в таких играх есть свое великолепие" - это как раз про "Империя: Смутное время. Веселая ферма", упомянутую мной Civilization 3 и им подобные. В принципе, дальше по тексту можно было разобраться, что я имел ввиду.

0

Murderеr вынужден не согласится по поводу замечания об оборотах. с ними как раз все в порядке. Да и в статье все по сути - описан как игровой процесс так и сюжет. Сухой слог нужен в науке. с оценкой согласен.

0

Кал, а не игра, баланса нет никакого как и нормлаьной сложности, проходя обучение ты можешь захватить весь мир, как только обучение кончается, то твои города захватывают сразу все, еды почему-то сразу нет ни в одном городе, войска умирают, начинаются восстания, эпидемии, татары набегают, в общем из 3 раз начатых заново - результат одинаковый, мьюсор

0