2014 год является дважды юбилейным для серии System Shock: в августе 15 лет стукнуло сиквелу, который так и не получил продолжения, а сегодня, 22 сентября, исполняется 20 лет оригинальной игре.
На момент релиза игра испытывала несколько серьезных технических проблем. Из-за высоких системных требований (для 1994 года) игра долго подгружалась на большинстве ПК. Первый тираж игры по настоянию издателя был выпущен на дискетах - в данной версии игры была урезана графика и удалена вся озвучка диалогов и аудиосообщений (немая SHODAN = убийство атмосферы игры); выпущенная через несколько месяцев CD-версия была лишена этих недостатков. Кроме того, игра не использовала мышь для обзора камерой, что уже в 1994 году было не так распространено - управление камерой осуществлялось с клавиатуры; фанатские моды с полноценной поддержкой мыши появились значительно позже.
Всего через неделю после релиза System Shock вышел Doom II, соревноваться в популярности с которым не мог никто.
По этим причинам эта, без преувеличения, великая игра не получила большой известности среди широких масс и не собрала большую кассу.
Идеи Бригид Тененбаум и Ий Сучонга всё ещё популярны в 2072 году
Однако, влияние System Shock на грядущий геймдев оказалось, пожалуй, даже больше, чем у Doom II. Достаточно сказать, что к его прямым геймплейным наследникам относятся Deus Ex (Уоррен Спектор задумал его на базе идей, которые ему не удалось реализовать при разработке System Shock), BioShock (атмосфера, левелдизайн, хакинг, множество геймплейных деталей), Doom 3 (какая ирония) и Dead Space (в DS 1 вообще прямо перекочевали детали сюжета). Даже в повадках GLADoS просматривается мрачный след SHODAN :)
Многие геймплейные находки, сделанные Looking Glass в 1993-1994 годах, опередили своё время и нашли своё развитие в экшенах из 2000-х годов.
Аудиологи, электронные письма, заметки и радиосвязь как важный способ подачи лора и сюжета - сколько раз мы видели это в недавних играх? Взлом замков в виде паззлов-миниигр стал распространенным приёмом во многих современных экшенах. А как насчёт уничтожения охранных роботов, камер наблюдения, смертельных ловушек? Несколько видов патронов для каждого оружия, разные виды гранат, регулируемая мощность бластеров с учётом перегрева ствола - подобные тонкости закрепились в шутерах гораздо позже. Аугментации Около двух десятков перманентных и временных перков, которые расширяли возможности персонажа (ракетные ботинки и т.п.) и даже расширяли игровой интерфейс (взгляд за спину, например) были в новинку для своего времени. Многие восхищались нулевой гравитацией в Prey и Dead Space в середине 2000-х, но не вспоминали о гравилифтах и комнатах с пониженной гравитацией в System Shock. Модная ныне фича, когда герой перемещается в параллельный мир, из которого воздействует на реальность (Murdered: Soul Suspect вообще полностью об этом, например), уходит корнями в Киберпространство из System Shock. И этот список можно продолжать и продолжать...
Лазерная рапира - фирменное оружие серии и предшественник энергетических мечей из Deus Ex 1 и Invisible War
Киберпространство - ещё и головокружительный лётный 3D-симулятор, за полгода до Descent.
А вот игр с нелинейным сюжетным маршрутом по уровням-лабиринтам, которые требуют исследования, до сих пор, увы, немного. Геймдизайнеры предпочитают прямые коридоры из точки А в точку В.
Пример карты одного этажа одного из уровней. Чтобы открыть всю карту, нужно заглянуть в каждый угол. Скрытые локации не обозначены.
Сюжет игры может заткнуть за пояс многие современные экшены; особенно интересно следить за развитием мыслей SHODAN. От среднего убер-злодея из видеоигр она отличается ещё и тем, что не ограничивается одним коварным планом - у неё в рукаве есть целых три козыря, которые по отдельности могут поставить человечество на колени. Кроме того, можно словить геймовер уже на втором уровне игры :)
Смерть - ещё не конец
Отдельно стоит упомянуть про звук в игре. Саундтрек даже не буду комментировать, лучше один раз его послушать самостоятельно:
Электронные звуковые реакции киборгов и роботов въедаются в память насмерть. Озвучка SHODAN, пожалуй, до сих пор остаётся одной из самых лучших и атмосферных за все последующие двадцать лет. Голос Терри Брозиус, жены композитора игры Эрика Брозиуса, пропущенный через множество фильтров, создал образ одного из самых харизматичных антагонистов в истории видеоигр.
Look at you, hacker. A pathetic creature of meat and bone, panting and sweating as you run through my corridors. How can you challenge a perfect, immortal machine?
В честь 20-летия игры несколько разработчиков устроили совместное прохождение игры на Twitch, комментируя каждую деталь:
www.twitch.tv/algorithmancy/b/570895311
Полными правами на игру и её исходным кодом, по видимому, не обладает никто. Она относится к классу abandonware и везде распространяется абсолютно бесплатно. Для заинтересовавшихся и ностальгирующих рекомендую найти на торрентах сборку от Darkfate - в ней можно выбрать русский перевод текста и включить использование мыши.
Я вообще считаю, что за такие игры как System Shock, Thief нужно поставить памятник Уоренну Спектору (+ Deus Ex сделал) и Кену Левину (+ Bioshock сделал). В скобках то, что они не делали вместе, а раздельно.
Блог про System Shock от фаната System Shock!)
Как раз сейчас прохожу System Shock 2. По праву дедулька Bioshock и Deus Ex, шикарная и до приятного задротская смесь механик. А главное в игре 1999 года есть кооперативное прохождение. Всем кто не ознакомлен настоятельно рекомендую.
Valeran12 Они уж получили награды на конференции разработчиков - GDC, как признание за вклад в индустрию. Таких премий по пальцам пересчитать.
Довольно сложная игра, в свое время так и не прошел
KIR_AKA_NIK Там всё сложнее: у EA были права только на торговую марку "System Shock", права на интеллектуальную собственность (в т.ч. персонажей) остались за Looking Glass. После их расформирования эти права оказались у страховой компании Star Insurance. EA заморозили свои патенты в 2007 году, но теоретически они могут их поднять и вставить палки в колёса новым издателям, если такие найдутся. Полная история тут: http://www.g4tv.com/thefeed/blog/post/713030/the-lost-history-of-system-shock/ Night Dive Studios не так давно как-то выдрали права на дистрибуцию System Shock 2, но про первую часть от них ничего не слышно, а уж тем более про продолжение.
мне казалось она свежее.
Полными правами на игру и её исходным кодом, по видимому, не обладает никто. Её же купила пресловутая EA.