
Утверждение, что файтинги и боевые искусства тесно переплетены, уже стало банальностью. При создании своих проектов разработчики неизбежно обращаются к богатому и разнообразному миру единоборств, который предоставляет неисчерпаемый источник движений, техник и стилей со всего земного шара. Однако не каждая игра способна передать достоверную картину реального боя — мешают как особенности геймдизайна, так и ограничения формата. Так, в классических двумерных драках вроде Street Fighter или Mortal Kombat достоверность уступает место яркости и эффектности, где акцент сделан на преувеличенные, часто фантастические элементы: энергетические заряды, чрезмерно растянутые удары или зрелищные фаталити, наполненные гиперболой и кровью.
Совсем другое дело — трехмерные файтинги, куда органично вписывается более реалистичное отображение боевых школ. Проекты вроде Virtua Fighter и Tekken стали ориентиром в этом направлении. Несмотря на то, что серия от Bandai Namco с годами тоже добавила щепотку вымысла, она по-прежнему остаётся одной из наиболее приближенных к реальности среди игр своего жанра. Особенно это проявляется в Tekken 8, где представлена пестрая палитра персонажей из разных стран с аутентичными боевыми стилями и обширными наборами приемов, способными удовлетворить даже знатоков единоборств (если не брать в расчет комбо в воздухе, оторванные от физики).
В этом материале мы взглянем на наиболее узнаваемые и характерные боевые стили, представленные в Tekken 8, и сопоставить их с их реальными аналогами. Внимание будет сосредоточено исключительно на восьмой части серии, так что, увы, героев вроде Лэй Улуна в даннной статье не будет — но остаётся надеяться, что однажды он вновь займет своё место в ростере.
Стив Фокс (бокс)
Стив Фокс — один из самых узнаваемых и уважаемых персонажей в ростере Tekken 8. Его молниеносные, но технически насыщенные атаки окружены почти мистическим ореолом, а каждый, кто берётся за его освоение, неизменно вызывает восхищение среди знатоков. Его стиль берёт истоки из классического английского бокса и содержит немало отсылок к выдающимся мастерам этого боевого искусства.
Одним из факторов, делающих Фокса трудным для новичков, является сложная система переходов между стойками. В каждой из них тело бойца располагается по-особенному, что позволяет варьировать углы атаки и фокусироваться на уязвимых участках противника. Эти переходы можно расценивать как своеобразный трибьют боксёрским легендам, ведь каждый элемент перекликается с техникой, отточенной в реальных поединках.

Яркий пример — стойка фликер (Flicker Stance), ключевая составляющая техники ведения боя на дистанции. Это уклончивая манера ведения боя с использованием быстрых прямых ударов, цель которых — дестабилизировать оппонента и держать его на расстоянии. Своё развитие она получила благодаря таким мастерам, как Томас «Хитман» Хирнс. Для Стива это — основа стратегии: он атакует короткими сериями, вынуждая соперника раскрыться.
Другая фундаментальная позиция — "peakaboo", связанная с именем Майка Тайсона. Она предполагает наступательное движение с пониженным центром тяжести и защитой головы руками. Такой подход обеспечивает плотное давление и позволяет бойцу навязать свой темп, шаг за шагом пробивая оборону соперника. В реальном боксе удары в корпус ниже пояса запрещены, однако в Tekken Фокс может использовать уязвимость противника на всю катушку, при этом его анимации сохраняют верность исходной стойке.

Наконец, нововведение Tekken 8 — стойка «Львиное сердце». Это прямой отсыл к технике Мохаммеда Али, в частности к его знаменитому «шаркающему» футворку. Манёвренность и быстрая реакция позволяют уходить от ударов за счёт ловкого движения плечами и тут же отвечать резкой контратакой. С этой стойкой Стив буквально «порхает как бабочка и жалит как пчела».
Фокс заслуженно считается одной из наиболее глубоких реализаций боксёра в виртуальных боях. Его стиль основан не только на отличной визуальной проработке, но и на продуманной механике.
Упор на захваты, игра на контратаках и уникальное движение b1 (назад + квадрат) делают Стива нетипичным персонажем даже по меркам бокса. Всё это превращает его в одну из самых нетривиальных и технически сложных фигур среди бойцов Tekken, чьё мастерство приходит только с упорной практикой.
Эдди Гордо (капоэйра)
Следующий на очереди — Эдди Гордо, харизматичный бразильский боец, покоривший сердца игроков с момента своего дебюта в Tekken 3. Для многих он стал символом капоэйры, а для новичков — спасительным выбором благодаря кажущейся эффективности беспорядочного нажатия кнопок X и Circle. Этот боевой стиль, наполненный ритмом, акробатикой и визуальной выразительностью, с самого начала 90-х стал неотъемлемой частью арсенала многих файтингов.
Происхождение капоэйры окутано множеством легенд. Согласно распространённой версии, искусство зародилось среди африканских рабов в колониальной Бразилии, которые использовали танцеобразные движения, чтобы замаскировать боевую подготовку под ритуальные пляски и не вызвать подозрений у угнетателей.

В Tekken Эдди воплощает эту традицию во всей её сложности: его плавные, музыкальные движения — это не просто анимация, а живое отображение философии и духа капоэйры.
Сама суть этого боевого искусства — в обмане и неуловимости. Капоэйра строится на сбивающих с толку, текучих траекториях, где ключевую роль играют ноги, а ритм и импровизация важнее грубой силы. Более того, в некоторых вариантах практики физическое соприкосновение и вовсе отсутствует: бой ведётся в виде демонстрации техники, где оценивается не урон, а точность, ловкость и координация.

Это одно из наиболее требовательных направлений в боевых искусствах — оно требует от практикующего отменной гибкости, контроля тела и развитого чувства баланса. В игровом процессе Tekken это выражается в чрезвычайно уклончивом стиле боя Эдди. Многие его стойки и переходы позволяют избегать ударов, а внезапные атаки, вылетающие буквально из ниоткуда, делают оборону против него настоящим испытанием.
Эдди Гордо — персонаж, к которому невозможно оставаться равнодушным: он либо вызывает восхищение своей техничностью, либо раздражение своей непредсказуемостью. В любом случае, его уникальный стиль делает каждый бой зрелищным и по-своему неповторимым.
Маршал Лоу (Джиткундо)
Как и в случае с Стивом Фоксом, образ бойца по имени Лоу в серии Tekken формировался не только на основе боевых практик, но и под мощным влиянием массовой культуры. Фигура Брюса Ли стала по-настоящему эпохальной — не только благодаря его уникальному стилю ведения боя, но и благодаря философии, воли к самосовершенствованию и абсолютной концентрации на избранном пути.
Он оказал колоссальное влияние на самые разные сферы — от боевых искусств до кино и размышлений о природе человеческой свободы. В 1990-х почти каждая игра жанра файтинг включала свой «вариант» Ли: будь то Фей Лонг из Street Fighter, Лю Канг из Mortal Kombat или Дракон из World Heroes.

Маршал Лоу в Tekken 8 — один из наиболее достоверных представителей философии Джиткундо, пусть и с элементами художественного преувеличения, свойственного видеоиграм. Этот стиль, созданный самим Брюсом Ли, представляет собой боевое самовыражение тела, сосредоточенное на скорости, реактивности и минимализме. Его техники — это мощные удары, моментальные парирования и хладнокровные контратаки, поданные в эффектной и зрелищной форме.
Герой из вселенной Tekken, вдохновлённый легендарным актёром и мастером боевых искусств, способен отражать атаки соперников, менять стойки и применять приёмы, способные прорывать оборону за счёт чистой физической силы. В Tekken 8 особое внимание уделено использованию нунчаку — элементу, который не только расширяет боевые возможности Лоу, но и усиливает отсылки к классическим фильмам с участием Ли.

Но, пожалуй, наиболее выразительным элементом образа Лоу остаются многочисленные кинематографические аллюзии. Его предбоевой жест заимствован из «Пути дракона» (1972), а один из самых разрушительных и театрализованных приёмов — воплощение ярости и чистой энергии — прямо отсылает к легендарной сцене из «Выход дракона» (1973). Это делает Лоу не просто бойцом, а настоящей данью уважения великому мастеру и его наследию.
Кинг (Профессиональный рестлинг)
Поклонники боевых дисциплин хотя бы однажды сталкивались с извечным спором о сути профессионального рестлинга. Несмотря на то, что его часто называют постановочным из-за преувеличенной манеры исполнения и заранее срежиссированных движений, рестлинг остаётся чрезвычайно выразительной и хореографически сложной формой боя. Более того, в условиях виртуального поединка нет необходимости беспокоиться о травмах или реальном вреде сопернику, что делает этот стиль особенно привлекательным для адаптации в жанре файтингов.
Образ Кинга — это, по сути, признание в любви классическому рестлингу. Его отличительный элемент — маска ягуара — отсылает к японской рестлинг-культуре, в которой образ Тигровой Маски переходил от одного борца к другому, становясь настоящей традицией.
Этот легендарный образ прославился и за пределами ринга благодаря аниме «Человек-тигр», в озвучкке которого фигурировали реальные рестлеры, включая культового Антонио Иноки. Тем не менее, Кинг из Tekken 8 представляет собой более западный вариант рестлера, вобравший в себя черты современных звёзд шоу-бизнеса от мира борьбы — с большей акцентуацией на зрелищности, а не технической точности приёмов, в отличие от японской школы.

Его арсенал включает движения, хорошо знакомые фанатам американского рестлинга. Один из ключевых атакующих элементов Кинга в Tekken 8, относящийся к системе Heat, практически повторяет Pedigree — фирменный завершающий приём Triple H. Другой явно отсылает к знаменитому RKO, с которым выступал Рэнди Ортон.
Тем не менее, набор его техник охватывает целый спектр исторических приёмов — от классических бросков до пауэрбомб и пилдрайверов. Геймплей Кинга строится вокруг умения проводить захваты, а способность игрока комбинировать эти приёмы и своевременно применять их определяет его мастерство: чем лучше знание цепочек и последовательностей, тем выше шанс одержать победу.
Рейна (Тайдо)
Завершим данную статью новым персонажем, дебютировавшим в последней части культовой серии. Рейна быстро завоевала внимание поклонников Tekken и уже считается одной из самых ярких новшеств. Такой успех объясняется удачным смешением двух стилей: узнаваемого каратэ Мисима — стилизованной и гипертрофированной версии классического боевого искусства — и Тайдо, боевой школы, ранее не представленной во вселенной Tekken.
Тайдо — сравнительно молодое направление, основанное Сейкеном Шукумине в 1965 году. По мнению создателя, традиционное каратэ обладало излишней жёсткостью и однообразием, что ограничивало его в реальных и демонстративных ситуациях. Поэтому Шукумине разработал систему, где особое внимание уделяется динамике: поворотам корпуса, резким вращениям и ударам ногами, делающим стиль гораздо более пластичным и эффектным.

Несмотря на близость к каратэ, Тайдо со временем обрело самостоятельность и признание. Разработчики из Bandai Namco подошли к реализации этого направления в игре со всей серьёзностью — они пригласили Тецудзи Накано, четырёхкратного чемпиона мира по Тайдо, в качестве технического консультанта. Благодаря его участию движения и связки Рейны получили аутентичную основу и достоверную боевую механику. Таким образом, её стиль стал уникальным сплавом элементов реального боевого опыта и игровых условностей.
Классические электрические приёмы из арсенала семьи Мисима здесь органично сочетаются с вихревыми атаками Тайдо, а также с приёмами Кёкусинкай — сурового стиля каратэ, где допускаются удары головой и мощные силовые атаки, характерные для таких персонажей, как Хейхати Мисима, олицетворяющий безжалостную и агрессивную боевую манеру.
Рейна демонстрирует нетипичный для женских персонажей подход к бою. В отличие от тех, кто полагается на ловкость, изящество и уклонение, она действует напористо, полагаясь на грубую силу и доминирование. При этом её стиль позволяет широкой аудитории открыть для себя малоизвестное, но весьма зрелищное боевое искусство, поданное в Tekken 8 с большой долей достоверности.
Боевые стили, которые бы хотелось бы увидеть в игре
Несмотря на статус одного из самых долгоживущих файтингов, серия Tekken всё ещё не охватывает весь спектр боевых искусств. Некоторые стили так и не получили собственного представителя, а иные вовсе отсутствуют в последней части. Во время мероприятия Gamescom 2023 разработчики Tekken 8 рассказали нам, что постоянно находятся в поиске свежих боевых направлений, однако реализация каждого из них требует определённых компромиссов.
Так, к примеру, включение ряда борцовских техник, таких как бразильское джиу-джитсу, может создать трудности. Подобные стили довольно статичны и не предполагают яркой зрелищности или динамичного обмена ударами, что затрудняет их адаптацию под визуальный стиль и механику Tekken. Некоторые дисциплины выглядят «более играбельными» и эффектными на экране, чем другие — и именно их чаще рассматривают при создании новых бойцов.
Одним из заметных пробелов остаётся отсутствие тяжеловеса-боксёра. Хотя элементы классического бокса уже присутствуют в арсенале Стива Фокса, полноценного мощного боксера с акцентом на силу, а не на скорость, в игре нет. Появление такого персонажа могло бы внести интересный контраст и показать совершенно иную трактовку этого боевого искусства.
Другой потенциально интересный стиль — крав-мага. Система самообороны, ориентированная на мгновенные реакции и ответные действия, могла бы привнести в игру элементы реалистичной тактики и агрессии, обогатив стратегические возможности в бою.
Нельзя не упомянуть и тайский бокс. Этот стиль присутствовал в серии через персонажей Брюса и Фахумрама, однако в Tekken 8 он пока не нашёл себе места. Учитывая его кинетическую энергию и визуальную выразительность, возвращение муай-тай стало бы желанным событием для многих фанатов.
Пока команда Кацухиро Харады держит в секрете подробности грядущих дополнений, остаётся только гадать, какие боевые стили появятся в следующем сезоне. Одно можно сказать точно: у разработчиков ещё масса возможностей для расширения боевой палитры вселенной Tekken.
Про Tekken вы конечно насмешили. Он ещё более не реалистичен из-за своей графической особенности и механик, где от простого удара можно взлететь в воздух.
Про Tekken вы конечно насмешили. Он ещё более не реалистичен из-за своей графической особенности и механик, где от простого удара можно взлететь в воздух.