на главную
об игре
Death Stranding 08.11.2019

Death Stranding - шедевр, Кодзиму не поняли. Защищаем главную игру осени

Писатель и журналист Амброз Бирс считал, что терпение — это «ослабленная форма отчаяния, замаскированная под добродетель», а отец-основатель США Бенджамин Франклин писал: «Способный терпеть способен добиваться всего, чего хочет». Одной из этих цитат Хидэо Кодзима вполне мог бы открыть Death Stranding. Как это часто бывает с эпиграфами, при запуске игроки пропустили бы это мимо ушей, но затем, в концовке (но если говорить объективно, то уже на исходе третьего часа), сполна оценили бы постиронию гения.

Однако начинается Death Stranding иначе: с пространной мысли из произведения японского писателя Кобо Абэ о палках и веревках в жизни людей. Сама по себе цитата, конечно, говорит не об играх, но Кодзима умело адаптировал её к реалиям индустрии: по мнению геймдизайнера, абсолютное большинство компаний сегодня делает игры про «палки» — то есть про оружие и конфликты между людьми. С Death Stranding японец решил изменить подход и включил в игру еще и «веревку» — средство для связи и удержания позитивных моментов в нашей жизни.

Впервые Кодзима заговорил о видеоиграх словами Кобо Абэ еще в июне 2016 года, и уже тогда многие стали коситься на него с подозрением. Как оказалось, не зря — каким бы низменным ни было удовольствие от избиения людей палками, оно хотя бы приносило аудитории радость, в отличие от игр с веревками. Кроме того, Кодзиме всегда удавалось манипулировать историей так, чтобы кровавый след Снейка в Metal Gear Solid неизменно оказывался благим и социально значимым делом.

Вполне логично, что аудитория не оценила резкую смену курса в творчестве японца. Была надежда, что выход игры раскроет всем глаза, перевернет индустрию и, может, даже начнет эру веревочных игр, но в первых же журнальных рецензиях на Death Stranding откровенно черной нитью прошла страшная мысль: Кодзима промахнулся.

Особенно показательной стала реакция автора EDGE, который попросту не смог закончить прохождение. А раз веревочную игру Кодзимы не прошел (читайте: не понял) даже профессиональный критик, то и от широкой аудитории другого ожидать было бы глупо. В ночь на 8 ноября состоялся мировой релиз экшна, и уже утром можно было констатировать — чуда действительно не случилось. Пользовательская оценка Death Stranding на Metacritic составила печальные 6,1 балла — на уровне малобюджетного хоррора Saw и давно мёртвой Battlefield Heroes. Вряд ли на это рассчитывали в компании, приглашая голливудских звезд и позиционируя игру как главный эксклюзив осени, верно?

Примерно так я бы писал этот текст, если бы мы с вами жили в другой реальности — той, где Кодзима закончил сюжет Metal Gear Solid, стал сотрудником месяца в Konami и выпустил Death Stranding под руководством издателя. В том мире игру бы назвали «новой MGS», развесили бы её постеры по всему миру, а на E3 отвели DS почетное место в концовке шоу.

У меня нет сомнений, что в этом случае палок в финальном продукте было бы куда больше, чем пресловутых веревок. Однако мы живем в другом мире — здесь Кодзима со скандалом покинул Konami, открыл свою студию и, собрав с миру по текстуре или музыкальному треку, решил сваять долгожданный авторский проект — настоящую A Hideo Kojima Game (а может, даже и The).

Открыто о том, что в Konami сдерживали его творческий потенциал, Кодзима до сих пор не сказал — вероятно, сыграла корпоративная этика, которую в японцев закладывают с рождения. Однако по его твитам и рассказам в прессе можно сделать все необходимые выводы.

Сразу повеяло сплавом гениальности и претенциозности, верно? Вторая цитата на самом деле принадлежит не Кодзиме — она собрана из двух высказываний Винсента Ван Гога, но согласитесь — слова очень органично смотрятся под именем японского геймдизайнера.

Когда он раз за разом ломал четвертую стену в первых Metal Gear Solid, мы дружно называли Кодзиму гением, забывая о том, что добрую половину его идей на этапе предпродакшна отклоняли боссы Konami. Конечно, на бумаге такая цензура звучит ужасно, но именно за счет неё культовая серия игр про Снейка не превратилась в откровенный артхаус — именно издатель поддерживал этот баланс.

С Death Stranding же Кодзима впервые получил полную творческую свободу, и это привело к закономерному результату. Игра получилась сложной и непонятной, местами нудной, с неоднозначным геймплеем, странным сюжетом и непростительно длинным хронометражем (по крайней мере, об этом говорят рецензенты). Зато это настоящий продукт Кодзимы, по сути — инди-разработка, которая является скорее произведением элитарного искусства, высказыванием, чем продуктом развлекательной индустрии.

Написанное выше — не мои домыслы. Об этом за три месяца до релиза Death Stranding сказал Трой Бейкер, один из актеров озвучки игры: «Конечно, это будет высказывание! Если вы знаете Кодзиму, то должны понимать, что он не делает “игры” [в привычном понимании слова]. Он потрясающе создает миры, пытается подтолкнуть общество вперед, а не просто создавать копии [других продуктов]».

Теперь давайте проведем своеобразный мысленный эксперимент и заменим игру Death Stranding на аналогичное произведение из другой области искусства. К примеру, в октябре 2018 года все крупные СМИ писали о картине уличного художника Бэнкси, которая самоуничтожилась в момент её продажи на аукционе. Получился яркий арт-перформанс, о котором еще долго спорили в обществе. Одни посчитали, что картина навсегда утрачена, другие — что теперь изображение можно продать вдвое дороже, ведь оно обросло настоящей историей.

Как оказалось, в полной мере оценить ситуацию не смогли даже призванные эксперты: картина не стала дороже, но и в мусорный бак не отправилась. Анонимный коллекционер приобрел «уничтоженное» произведение за миллион фунтов — ранее столько же заплатили на аукционе за еще целый вариант картины.

Признаюсь честно, даже будь у меня лишний миллион — я бы потратил его иначе, потому что никогда не любил творчество Бэнкси. Но вряд ли мой отказ от картины мог бы сделать её менее ценной в глазах той самой узкой целевой аудитории, верно?

Кому-то пример покажется неудачным — в конце концов, современных художников принято ругать. Но замените Бэнкси на Ван Гога, и суть останется прежней. Я не хочу сказать, что Death Stranding — это «Звездная ночь» нашего времени, которую скоро признают шедевром и выставят в галерее. Но эта игра — своеобразная квинтэссенция всех мыслей и переживаний Кодзимы, его опус магнум или по крайней мере попытка этого достичь.

При этом далеко не все художники остались в истории и не все поэты стали темами дипломных работ на филфаках мира. А значит, и Кодзиму еще очень рано превозносить — вполне возможно, что Death Stranding так и не найдет своего ценителя и вскоре будет забыта. Но такого рода эксперименты — это то, чего сегодня очень не хватает игровой индустрии, давно погрязшей в самокопировании и погоне за прибылью.

Кодзима сегодня делает сразу два дела. Во-первых, напоминает рынку о славном прошлом, которое мы потеряли, — о мире сумасшедших идей и креаторов-энтузиастов, которые сегодняшние «кранчи» считали обычным рабочим графиком. А во-вторых, толкает игры вперед — в неизвестное будущее, где их ждут коллаборации с голливудскими звездами и споры о высоком искусстве.

В том мире, где политики и ТВ обвиняют игры в масс-шутинге, Кодзиме удалось проникнуть в СМИ и рассказать о том, что игры — это искусство, даже на Первом канале. И что же это, как не те самые веревки и связи, о которых он говорил еще в 2016-м? Как настоящий постмодернист, Кодзима в своем произведении стремится выйти за рамки сугубо виртуального мира, и у него это уже получилось — нам же осталось это лишь осознать.

Комментарии: 26
Ваш комментарий

Поиграл в игру, она не плохая, но не для всех. Плюсы; Кат-сцены максимально кинематографические хороший графон классный саундтрек. Но играть скучно.большую часть времени нужно просто доставить очередной груз из точки А в точку Б. Геймплей это тупо симулятор ходьбы. Такое чувство что Коджибо хотел снять кино, а получилось ни рыба ни мясо

18

Poroblok1 Скорей симулятор лутгоблина.

9

Poroblok1 а чем симулятор хотьбы хуже симулятора стрельбы? Кодзима по ходу тот еще пацифист... Хорошая ведь игра ) Если посмотреть на поделки этого года то блин игра же года )))

-8

Rassvetniy Стрелять хотя бы весело

3

Poroblok1 но люди же от стрельбы умирают... подумайте об этом ) и поймете Кодзиму ) я вот взялся играть в мгс5 и на первой же миссии спалился (( пришлось всех растреливать (( на второй естесно тоже спалился на ранних доступах к базе ))) эх... вот никакого пацифизма и одни минуса в итогах миссий

-4

Rassvetniy Но в игре можно убивать!

3

Засрали всю ленту своим " гением" бурятом, отпишусь пожалуй от игры она мне не интересна а блоги по ней тем более.

9
DIZNX написал: Только дураку не понравится игра. Я считаю так. А игра шедевр.

Только дураку понравится игра. Я считаю так. А игра не шедевр.

7
Cruithne написал: Эту игру спасло бы наличие случайных игровых эвентов в игре(как мультиплеерных, так и не очень). Игра бы заиграла новыми красками, и может быть даже не отторгала аудиторию примитивным геймплеем, но Коджими было лень.

Есть такое. Складывается впечатление, что экономили вообще на всем. Абсолютно идентичная комната отдыха. Одни и те же узлы. Ну ладно вы не показываете подземные города, допустим игра не про это, но минимум разнообразия могли бы внести во внутреннее убранство холла, но даже пару объектов поменять местами не захотели... Плюс сейчас уже в конец добивает абсолютно бесполезные побочные задания, зачем они? Кроме спасибо и кучи статистики, какой ты супер-пупер мега молодец никакого выхлопа нет. По крайне мере я пока что не наблюдаю. Плюшки выдают очень скупо и то строго по сюжету, девайсы тоже особым разнообразием не блещут. Банально анимацию распечатки вещи не сделали. Хотя даже в той же сабнотике и астронире это есть. Не знаю сколько я прошел от игры, но пока что больше разочарование. Ничем удивить меня пока, что игра не смогла... Ну кроме того, что в высоко бюджетной игре не смогли даже дотянуться до уровне инди выживалок. Куда они весь бюджет дели... В трусы Норману что-ли... Чтобы тот позировал, как он писенькает и какает.

6

Roayal cat Кстати, там пушки всё так же не перезаряжаются и надо покупать сразу несколько?

2

Тут добрая часть в DS даже не играла, а от ценника в 3,5к(Уже не нечто за рамки вон, алло. EA/Ubisoft тому пример) уже во всё горло орут, как с торрента скачают. Таким плевать на игру, они там от силы часа 3 побегают, вынесут своё диванное "0/10" и будут везде потом орать, какая плохая игра. Особо одаренные ещё на Метакритик зайдут 0 влепить

5

Если ты понимаешь игры Кодзимы - ты сам Кодзима!

5

не понимаю что люди ожидали, по одному геймплею уже было понятно что игра чисто на любителя, и ни какого шедевра в ней нету.

3

Эту игру спасло бы наличие случайных игровых эвентов в игре(как мультиплеерных, так и не очень). Игра бы заиграла новыми красками, и может быть даже не отторгала аудиторию примитивным геймплеем, но Коджими было лень.

2
Wing42 написал: Кстати, там пушки всё так же не перезаряжаются и надо покупать сразу несколько?

Насколько я понял нет. Там все одноразовое. Причем даже пустой контейнер из под гранат можно переработать и получить материал. Короче схема такая, грабишь бандюков, тырешь их хлам и под пресс. Затем делаешь вещи. С появлением первой не летальной пушки бандиты превращаются в детишек для битья, только успевай штабелями выкладывать и это на нормале. Проблема допереть весь этот лут до ближайшей базы. Но одно точно могу сказать без он-лайна не играть! Постоянно происходят какие-то события, то груз за тебя кто-то доставит. То мопед чужой сопрешь. То в берлогу чужую завалишь, коммунизм по японски как он есть!

Poroblok1 написал: Но в игре можно убивать!

В этой игре убить все равно, что в ногу себе выстрелить. Такой геморой потом начнется!

0

Roayal cat Ага, походу без онлайна в игру было бы совсем душно играть. Но это прямой онлайн, где можно встретить других игроков, или косвенный как в Dark Souls, где можно встретить только их силуэты да знаки призыва найти?

Roayal cat написал: ...грабишь бандюков

Кстати, по поводу бандюков. В игре так дофига открытых пространств, что у меня прям вертится в голове вопрос: а есть ли среди бандюков снайперы, потому как нет ничего естественнее, чем одним выстрелом снять нагруженного курьера и без проблем залутать его коробки.

2

Вспоминаются "Вангеры" - на первый взгляд игра про машинки с видом сверху (top-down race), но нисколько не гонки. Да ещё и в непонятном мире: игроку как и протагонисту придётся разбираться что к чему самостоятельно. И основное занятие игрока тоже - быть на посылках, развозить всякие грузы между городами-эскейвами. Наверное, обилие безумия и загадок в мире "Вангеров" добавило им привлекательности. Может даже Кодзиме ещё более нафантазировать всякой всячины следовало?.. Новый диалект и новые термины придумать, например.

0
Wing42 написал: Ага, походу без онлайна в игру было бы совсем душно играть. Но это прямой онлайн, где можно встретить других игроков, или косвенный как в Dark Souls, где можно встретить только их силуэты да знаки призыва найти?

Нет в игре их следы деятельности повсюду. Например протоптанные дорожки. Или брошенный транспорт или груз. Кстати им можно воспользоваться. Или такой идешь, а тут целую базу возвел кто-то причем последнего уровня. Иными словами ты один, но ощущения что с тобой куча народа носится.

Wing42 написал: Кстати, по поводу бандюков. В игре так дофига открытых пространств, что у меня прям вертится в голове вопрос: а есть ли среди бандюков снайперы, потому как нет ничего естественнее, чем одним выстрелом снять нагруженного курьера и без проблем залутать его коробки.

Как я уже говорил выше убить в игре = создать себе проблемы. Бандиты это тоже понимают. У них другие методы. На их территориях расставлены сенсоры, которые палят твой груз. Да и цель у них не убить, а отрубить и обокрасть.

-1

Roayal cat Транквилизаторные винтовки?

0
Qoraqurt написал: Транквилизаторные винтовки?

Не только. Стандартный набор MGS. Винтовки с резиновыми пулями, усыпляющий газ, дымовухи, стан гранаты, винтовки липучка и многое другое...

-1

буду ждать через месяц мб на авито за 3000к куплю , пройду за 2500 продам, за 500р сыграю

-4

Те безумные времена, когда зарождающиеся легенды игровой индустрии росли как грибы после доща, те самые приятные для них время-трудозатраты веря в хороший исход их игр. Кодзима хотел нам напомнить что мы потеряли и приобрели. Сухую, подобно кусок кожи пародию на игры, где внимание уделяется более тому что бы высосать все деньги с геймера а другие аспекты понизить. Вот что он доносит, но люди как всегда слепы!

-5

BioGen А ценник завышенный в магазинах на ПК не пытается деньги высосать. Нет-нет, тут другое. В погоне за сериалом он забыл про игру.

0

Да не любой контент должен быть попкорновый и прост, как две копейки. Чтоб людям было понятно. А то вдруг чаго еще не разжуют и в рот не положат. Философия, искусство, авторское видение, да кому оно надо марвел наше все! Кушайте хомячки терминатор темные судьбы и прочие шедевры вышей эпохи, не обляпайтесь. Только не надо потом говорить, что не вкусно и плохо пахнет!

-7

Roayal cat

Roayal cat написал: Да не любой контент должен быть попкорновый и прост, как две копейки. Чтоб людям было понятно. А то вдруг чаго еще не разжуют и в рот не положат. Философия, искусство, авторское видение...

Приятель, да как-бы особо то не хают его философию, искусство и авторское видение. Наоборот говорят, что сюжет неплох и катсцены на должном уровне. Хают то в основном геймплейную составляющую, которую очень сложно отнести к философии, искусству и авторскому видению. Да, это новаторство, это свежая концепция, но у Гадзилы не получилось подать её так, чтобы она была интересна максимально большому количеству людей. Грубо говоря, у него получилась геймплейно нудная Санта-Барбара про коробки и чумоданы. Игра слишком не для всех.

11

Только дураку не понравится игра. Я считаю так. А игра шедевр.

-10