на главную
об игре

Долгая дорога геймдева

Я cам cебе и небо, и луна,
Голая, довольная луна,
Долгая доpога, да и то не моя.

АукцЫон

Итак, Metro Exodus

В сети хватает обзоров этой игры. Хвалят графику, ругают нагрузку на видеокарту. Одобряют атмосферность, критикуют геймплей. Даже эпическое противостояние двух цифровых магазинов, от которого у многих пар из ушей, не забыто. Я тоже хочу высказаться. Но не столько об игровой стороне, сколько о повествовательной.

А по сути ведь это основной элемент. У нас всегда любили, чтобы со смыслом. Предпочитали стихи музыке, называя их "русским роком". Стонали от Достоевского в школе, запоем перечитывая его в зрелости. Вкладывали отсылки в отсылки и аналогии в аналогии. Не миновал этой участи и геймдев.

В игре нет ни одной лишней сцены. Все работает на сюжет. И тот подробно, обстоятельно разворачивается перед игроком. Пронизанный взаимосвязями, причинами и последствиями, он настойчиво доносит вполне конкретные идеи. И не все они мне по душе.

Идея номер раз: надо мечтать. Конечно, сама по себе эта мысль не предосудительна. Более того - где бы мы были без мечтателей? Но в реальном мире мечта мечтой, а обед по расписанию. Всегда стоит соблюдать баланс между видимой целью - и тем, как она будет достигаться. Например, главный герой, Артем, на пути к мечте регулярно подставляет под удар своих друзей, любимую женщину и просто оказавшихся поблизости людей. "Цель оправдывает средства"? Сомнительное утверждение.

Идея номер два: как бы ты ни трепыхался, мироздание все равно тебя ужучит. Несколько противоречит первому положению, верно? А вот такая диалектика. Герой делает шаг в сторону мечты - вселенная подбрасывает ему пару неприятностей. Герой делает второй шаг - вселенная кидает на стол фулл-хаус. Третий шаг - флэш-рояль, и попробуй ты его прожевать, не подавившись. Причем с этим сталкивается не только протагонист. В большинстве игровых зон можно обнаружить дневники и аудиозаписи людей, пытавшихся как-то изменить мир и построить свое личное или большое общее счастье. Ни одна из попыток не удалась.

Идея номер три: цивилизация - зло. Причем даже не столько сама по себе, сколько вполне определенные ее атрибуты. Порядок, дисциплина, власть, религия, наука - все эти явления в игре привязаны к настолько неприятным личностям и социальным группам, что поневоле начинаешь задумываться: а может, и правда? Может, ну ее, эту надстройку над вольным человеческим духом? Вполне допускаю, что целевая аудитория игры - подростки и молодые люди, - способны проникнуться подобным настроем. Тем более, что в противофазу ставится вполне себе анархическая (хоть номинально и считающаяся армейской) организация Спарта - такое себе братство, дружина, козацкая вольница, где атамана уважают за лихость и опыт, а не потому что субординация и приказ. Все спартанцы - сплошь обаятельные и насквозь положительные; ну как таким милахам не поверить?

И вот эти три столпа ведут главного героя из точки А в точку Б. Он совершает некий опрометчивый поступок, отгребает последствия большой снегоуборочной лопатой, лезет все исправлять и сталкивается с социальной несправедливостью, якобы проистекающей из тех или иных цивилизационных багов. С каждой итерацией та задница, в которую забирается протагонист, все глубже, а неприглядность социума - все непригляднее. В итоге, конечно, он все преодолевает - он же герой. И красиво уходит в закат, обнимая за талию свое маленькое личное счастье. А мир? Что мир. Пусть пожрет себя сам.

Отдельно хотелось бы подметить некоторые странные дизайнерские и сеттинговые решения. Насколько я помню, атомная война в мире Метро 2033 началась в 2013-м году. При этом на улицах разрушенной Москвы и Новосибирска - сплошные "Жигули" и чуть ли не "Москвичи". В квартирах стоят разбитые кинескопные телевизоры. Польские стенки 70-х годов перемежаются бабушкиными коврами. Двери, обитые дерматином. Компьютеры, слышавшие еще заявление: "640 Кб должно быть достаточно для каждого". По выезде же за пределы городов мы вообще попадаем в историческое порно "времен Очакова и покоренья Крыма".

Впрочем, подобные анахронизмы объяснимы. С одной стороны, игра делалась с четкой ориентацией на мировой рынок. А мировой рынок, увы, любит "клюкву". Ушанки, матрешки, иконы, "калаши". Это хорошо продается - а значит, это будут продавать. К тому же, команда разработчиков набрана в основном из граждан Украины. А для них подобное состояние дел, к прискорбию, привычно. Бывшая советская республика сейчас переживает не лучшее время, и аппарат ее госпропаганды - в целях снизить социальную напряженность, - старательно убеждает людей в том, что на сопредельных территориях все еще хуже. Как ни жаль, но психологический прием "и что, что портки драные, зато у соседа вообще голый зад" - работает. Мне самому доводилось сталкиваться с тем шоком, который испытывали люди, переехавшие оттуда - сюда. "А мы думали, у вас тут разруха, ежатина по карточкам и бандиты". Нет, ребята, нет. Разве что в играх.

Поэтому по радио там звучит "Кино" и "АукцЫон". Поэтому один из второстепенных персонажей исполняет "Этот поезд в огне" Гребенщикова. Создатели игры, как ловкие иллюзионисты, пытаются убедить свою аудиторию: перемен требуют ваши сердца, а эту землю пора вернуть себе. Возможно - отрабатывая некий социально-политический заказ. Возможно - искренне веря, что так и надо.

При этом русофобии в игре я не нашел. Наоборот - весь местный колорит передан с огромной любовью и добротной детализацией. Правда, ощущается эта любовь слегка чуждо и не ко времени. Словно тебя пытаются потрепать за щеку и поумиляться: "А помнишь, ты был такой хилый в детстве, неуклюжий, нелюдимый". Но ты-то уже вырос.

И пора бы это учесть.

48
57
Комментарии:  57
Ваш комментарий

Очень хорошая, атмосферная и душевная игра получилась, несмотря на её минусы.

DenRocket Не могу не согласиться с атмосферностью. Но эта атмосферность слегка фальшивит на тех нотах, которые должны быть убедительными.

DenRocket В чем ее душевность и атмосферность? Автор книг законченный русофоб и в этой игре сплошная русофобия на каждом шагу! Даже нуля эта игра не заслуживает. Абсолютное неуважение к российскому народу!

IzigaRui И с автором, и с игрой все гораздо сложнее. Избегайте категорических суждений - это полезно для приближения к подлинной картине мира.

Автор слишком снисходителен к добровольным "жертвам пропаганды", они и сами рады находиться в самообмане насчет "немытой", так им легче жить.

Forums Nick Ну да, снисходителен. Сам таким был)

Хз меня что то не тянет играть в нее хз почему-то, хотел взять Аврору на пс4 из днс убрали ее(недавно появилась) и ещё дичь с эксклюзивным в эпикфейлы тоже настроение убило хотя мне не было дело до ПК версии. Скачал пиратку и даже не запускал. Но поржал с ачивки где Ленина можно разрушить статую. Россия просрала то что Ленин сделал (а что он сделал?) и бедненькие люди оскорбились и это кстати высшая степень лицемерия. Да игра вышла сырой с ненужным унылым и пустым открытым миром. Финал концовки бонален, но сейчас не кого не удивить сюжетом.

-zotik- Ну,как бы упадок страны начался именно с восстания Ленина.Если бы не было восстания,то у нас страна была бы монархией.Точно такой же как и Великобритания.Тогда не было такого сильного разделения на бедных и богатых.Сейчас же наоборот.Если воруешь миллионами,то живёшь на Канарах.Украл винт с завода-сел на 5-7 лет.Именно после восстания появились всякие там ЧП,которых в Царской России не было.

LexxProAktiv Я не сторонник революций, но рекомендую ознакомиться с более историческими, а не фантастическими документами о ситуации в царской России начала двадцатого века. Узнаете много интересного.

Innokentius Хотите сказать,что во времена революции всё было хорошо? Ошибаетесь.У крестьян отбирали урожай,скот.Ничем не отличается от того же.что происходило во времена Царской России.Власть была только у одного Императора(Царя).Государство процветало.После прихода к власти большевиков имущество Государства начало утекать за рубеж. P.S:Во времена правления Царя,Германия дружелюбно относилась к России.Хоть,тогда уже и было у них нацисткое движение.

"Цель оправдывает средства"? Сомнительное утверждение.

Учитывая ДНО, на котором оказался мир игры, утверждение очень верное. Если хочешь выжить, любой ценой обязан достигнуть цели, либо окажешься обедом для мутантов или озверевших кругом людей.

В большинстве игровых зон можно обнаружить дневники и аудиозаписи людей, пытавшихся как-то изменить мир и построить свое личное или большое общее счастье. Ни одна из попыток не удалась.

Бред. Все попытки удались на все 100%. Например, если не читать записки, ты не узнаешь, что на Ковчеге никогда не было правительства... а склады оказались пустыми для личного состава. Итог: жрать нечего, люди превратились в зверей людоедов. Или скажем на локации Волга без записок ты не узнаешь о тайниках креста и как туда добраться. Даже мысли в голову не придёт посетить определённые места. На Каспии, если отказаться исследовать пустые здания, то ты НЕ попадёшь в парочку засад или просто интересных ситуаций, которые разыграют люди барона между собой, а игрок станет случайным участником. Причём некоторые такие ситуации находятся за пределами ключевых точек, отмеченных на карте. Вообще все элементы, особенно на открытых картах, удались на все 100% = априори факт!

Вполне допускаю, что целевая аудитория игры - подростки и молодые люди, - способны проникнуться подобным настроем.

Открою секрет, но целевая аудитория взрослые мужики. Именно взрослые лет за 30-40 в основном хвалят Метро Исход. Именно для них создавалась данная игра. В тоже время подростки и просто молодые люди часто не понимают, в чём кайф или смысл такой игры.

Спарта - такое себе братство, дружина, козацкая вольница, где атамана уважают за лихость и опыт, а не потому что субординация и приказ.

Пытаться искать противоречия в данном пункте неправильно. Хотя бы потому, что так называемый тобой "атаман" не сразу стал крутым, а со временем. Его уважают, потому что заслужил поступками, причём НЕ всегда правильными. Однако в мире Метро цель оправдывает средства. Иначе не выжить.

Все спартанцы - сплошь обаятельные и насквозь положительные; ну как таким милахам не поверить?

Не правда. Спартанцы далеко не все положительные герои... Читал бы книги, играл бы в предыдущие части, знал бы это. То что в Метро Исходе в команде только правильные герои, дык потому что перед тобой элита спарты... но далеко НЕ вся спарта.

три столпа ведут главного героя из точки А в точку Б

Неправда. В игре очень много нелинейности, поэтому нельзя сказать, что герой идёт исключительно из точки А к точке Б. Как конкретно идти к цели, выбирает конкретный игрок самостоятельно. Если предъявлять претензии в данном пункте, то предъявить их следует конкретному игроку, а не игре.

он все преодолевает - он же герой.

Неправда. В данном случае герой преодолел далеко не всё на своём пути. Обе концовки об этом ПРЯМО говорят, если уж в процессе игрок каким то чудом не сумел увидеть, что герой здесь вовсе не Артём, а братство/сплочённая команда... Это и есть главный персонаж = команда. Но не Артём. Отдельных героев в принципе в Метро Исходе нет.

атомная война в мире Метро 2033 началась в 2013-м году. При этом на улицах разрушенной Москвы и Новосибирска - сплошные "Жигули" и чуть ли не "Москвичи"

То есть хочешь сказать, что газелей, десяток лады, камазов и другого старья в то время в реальности не было? 2013й это тебе не 2019й год... В 2013 на улицах было очень много старых автомобилей. Причём жигули в то время даже на европейских дорогах часто встречались, а уж в России и подавно. Вывод: претензия не о чём. Если учесть, что перед нами ИГРА, то претензия не о чём вдвойне.

Польские стенки 70-х годов перемежаются бабушкиными коврами. Двери, обитые дерматином. Компьютеры, слышавшие еще заявление: "640 Кб должно быть достаточно для каждого".

В деревне давно был? Во многих местах и сегодня в 2019 году всё выглядит так, словно там 80-е... Разработчики всего лишь приукрасили, добавили старья чуть больше. Ибо они понимают, что перед нами ИГРА, а не реальность. Параллели с реальностью в принципе в контексте Метро проводить нельзя. Это ИГРА. Хотя локация Каспий вполне себе напоминает США, если уж на то пошло. Если убрать советские автомобили с локации, будет вполне себе америка в стиле Безумного Макса. Но этого чёто никто не заметил. Зато к тому, что Метро напоминает СССР, замечают ВСЕ. Помешались что ли на союзе?

игра делалась с четкой ориентацией на мировой рынок. А мировой рынок, увы, любит "клюкву". Ушанки, матрешки, иконы, "калаши".

Клюкву у нас любят ещё больше. Red Alert тому доказательство, все части игры тепло приняты в России и на остальном пост советском пространстве. А уж клюква Fallout о США ещё более любима у нас... Так что не надо рассуждать о том, в чём не разбираешься. Категорически советую. В клюкве нет ничего плохого. Клюква помогает взглянуть на самих себя по другому. А это двигатель прогресса, умение смотреть на себя с разных взглядов, пусть иногда и с клюквенных. P.S. Автор блога пытается манипулировать сознанием читателя, но получается не очень. Ибо в теме шарит слабо, однако надо отдать должное - пишет хорошо. На многих эти манипуляции подействуют, однако точно НЕ на меня.

Janekste Вы очень плохо и невнимательно читали блог. При этом отвечали каким-то своим мыслям в своей голове. Впрочем, так многие делают.

один из второстепенных персонажей исполняет "Этот поезд в огне" Гребенщикова. Создатели игры, как ловкие иллюзионисты, пытаются убедить свою аудиторию: перемен требуют ваши сердца, а эту землю пора вернуть себе. Возможно - отрабатывая некий социально-политический заказ. А ничего, что главные герои путешествуют по всей России в поисках нового дома, при этом болеет Аня и не известно что впереди. Дух конечно же поднимет песня про дом, что они ищут его и вернут себе, после долгих лет жизни в метро. Причем здесь политический заказ, по вашей логике там можно цепляться за любую уловку в словах.

KOsMILE Не очень понял, что вы хотели сказать, но на всякий случай - спорить не буду.

Кстати, меня крайне позабавило то, что главные герои игры - слишком таки легко адаптировались под новый мир. Они жили годами в метро, срались от шорохов любых и пили чай из грибов(отсылка, кто понял). А тут - бааа! На поезде в светлое будущее на изи поехали. Клюква, ей богу. [Ловлю помидоры, уважаемые хейтеры и защитники игры]

Тoxic Ну, с одной стороны, у них действительно должна была быть лютая агорафобия и полное непонимание правил поведения в лесах, в пустыне и на болоте. С другой - они же в Москве регулярно наружу ходили. Всякое там наблюдали. Тренировались, опять же. То есть, в принципе могли и адаптироваться. Хотя от скорости и тряски паровоза половину должно было жестоко мутить.

Innokentius Смотри - выходили только так называемые "сталкеры". В принципе, каждый из ГГ в поезде - в какой то мере мог шарить что к чему на пустошах. Но опять же - вылазки были не такими частыми, в сугубо одной биолокации(городская местность). Опасности были по сути теми же все эти годы. Тут же новые биомы, со своими опасностями и биомусором, в виде креветок и прочей фигни. Если адаптация была столь молниеносной - браво, чё тут сказать. И вот все равно - выходит, что рассос радиации произошел как то спонтанно. Москва прям рассадник биоугрозы, а вот другие локации - вполне пригодные для жилья среды обитания. Мб я чего то не понимаю, но как то шаблонно опять же. Москва не такая уж и разрушенная была(по сути, бомбежка и все дела). Хотя загрязнена хуже всех.

Innokentius Про поезд вообще молчу. Мне это "Сквозь снег" с Крисом Эвансом напомнило. То есть, ЖД осталась целехонькой и не требовала никакого обслуживания все эти годы. Как и в том фильме - люди забили болт на возможные опасности схода с рельс. Клюква. Опять же.

В целом - реалии игры скорее акцентируют внимание на постсовке начала двухтысячника или нулевых, кому как угодно. Но никак не нынешнюю Россию. Слишком много шаблонов и стереотипов. Слишком много мыльных спрайтов с матом и прочего. Как будто бы, украинская компашка пытается донести до игроков других стран, мол "вон, смотрите чё в рОССИИ творится! Мат один и мракобесие".

Во время прохождения Metro Exodus понравилось многое, несмотря на ее некоторые недостатки, но больше всего цепляли посиделки с гитарой, порой даже не хотелось никуда идти, а просто смотреть в окно вагона, слушать задушевные разговоры команды на фоне прекрасной музыки на гитаре.

Я могу показаться грубым, но... тема сисек не раскрыта.

Тoxic В игре раскрыта) А мой пост не об этом.

Innokentius Ок, качну с торрентов тогда, уговорили) Но так и быть, по теме поставил лукас. И всё же...не понимаю излишнего хайпа вокруг игры. Ибо я так и не увидел "той самой атмосферы". И даже наоборот. Слишком много намеков на СССР, нежели на нынешнюю рОССИЮ(почему написал с маленькой буквы? Кто знает, тот поймет почему). Так как даже если брать в расчет 2013 год, когда началась война - не больно таки что изменилось по сути, если проводить реалию с нашим миром.

Тoxic Слишком много намеков на СССР Метро написана/сделана в стиле ретрофутуризма, то есть книжная/игровая Россия 2013 года (когда упали бомбы) скорее похожа на СССР в его лучшие годы. Такой сеттинг. Ничего русофобского в этом нет. В Fallout та же байда.

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ