В заключительной части цикла статей “CD Projekt: Путь к независимости” мы рассказали вам историю становления сервиса цифровой дистрибуции Good Old Games (GOG.com) и о том, как поляки вершат DRM-free революцию. Так уже вышло, что сейчас все знают о Steam, но, в большинстве своем, игроки из RU-региона понятия не имеют о значении термина DRM-free. Мы еще раз убедились в этом после новостей о распродаже на GOG.com, нескольких опросов, которые провели в нашей группе, и комментариев к ним. Исходя из статистики, стало понятно, что наши читатели также мало знакомы с DRM-free. Сегодня мы постараемся рассказать вам немного об этой системе, с помощью которой польская компания CD Projekt проводит революцию в игровой индустрии.
DRM
Начнем с определения. DRM (от англ. Digital Right Management, что в переводе означает Технические средства защиты авторских прав) - это набор технологий, который используется производителями комплектующих, издателями, владельцами авторских прав, частными лицами с целью контролировать цифровой контент после его продажи. В русском языке для описания DRM часто используется понятие “защита от копирования”, хотя оно не совсем верно.
В 1998 в США был принят “Закон об авторском праве в цифровую эпоху” - Digital Millennium Copyright Act. На тех, кто разрабатывал средства, позволяющие обходить DRM-защиту, заводились уголовные дела.
Разумеется, были те, кто поддержал этот закон. Конечно же, нашлись и те, кто выступил против. Первые соглашались с тем, что система DRM-защиты позволит избежать незаконного копирования интеллектуальной собственности. Вторые отвечали тем, что пользы от DRM нет никакой, ведь всегда найдутся те, кто сломает защиту любых цифровых товаров, зачастую уже в день или даже раньше релиза. Кроме того, цифровые товары могли стать недоступными, если менялся алгоритм защиты или если сервис, к которому была привязана его DRM-защита, больше не поддерживался…
Несмотря на то, что основная цель DRM - это предотвратить нелегальное копирование контента, законные права пользователей, купивших контент, ограничивались и нарушались. Так, например, покупатели не могли создать резервную копию диска, защищенного с помощью DRM.
DRM и компьютерные игры
Существуют несколько технологий DRM-защиты в играх. Рассмотрим каждую из них отдельно.
Ограниченное число установок.
Иногда в играх можно встретить такую технологию защиты, при которой игра может быть установлена пользователем лишь определенное количество раз. В большинстве игр лимит установок равен 3 или 5, хотя бывают ситуации, когда после удаления игры счетчик доступных установок увеличивается.
Наверняка существуют геймеры, у которых дома есть три, пять или более компьютеров… И они имеют право проводить время в игре с каждого из них. Но мы рассмотрим более реальный пример: представьте, что вы решили перейти на новую операционную систему или попросту переустановить ее. Представьте, что вы захотели сделать апгрейд, обновить конфигурацию своего ПК. В таком случае вам придется установить игру заново, а счетчик допустимого количества установок уменьшится… Отметим, что каждая такая установка сопровождается аутентификацией на сайте издателя.
Постоянное онлайн-соединение.
Здесь все понятно из названия: вы должны быть постоянно онлайн, чтобы наслаждаться игрой. Однако, есть некоторые необычные случаи. Например, в первых играх в системе Uplay как пиратам, так и пользователям, купившим игры, были доступны только начальные уровни. Далее, первые заканчивали игру, а вторые должны были быть постоянно онлайн, так как Uplay постоянно докачивал контент. Ничем хорошим это не кончилось - даже такую защиту сломали, а позже за-DDoS-или сервера Ubisoft, за что последним пришлось извиняться перед геймерами.
Другой пример: постоянный коннект к серверам для доступа к логике игры… Этот способ использовали Blizzard c Diablo III и EA с SimCity. Как мы уже упоминали, этот подход не принес обеим компаниям ничего хорошего. В результате, первая отказывается от DRM, а вторая до сих пор разгребает проблемы и ищет возможность убрать DRM-защиту с игры, что, честно говоря, выглядит нереально, поскольку она с самого начала разрабатывалась с упором на это.
Не можем не вспомнить слова Гила Рамбурга, управляющего директора GOG.com:
– Кроме того, DRM иногда могут просто сломать игру. Сейчас существуют игры, которые требуют постоянного подключения к Интернет. Это не только неудобство для людей с плохим Интернет-соединением. Это сокращает продолжительность «жизни» игр.
Вмешательство в игру.
Самая редкая технология DRM в играх. Зафиксированы два таких вмешательства. Bohemia Interactive в Operation Flashpoint понижала точность оружия у игроков, получивших игру незаконно. A Croteam в Serious Sam 3 ввела монстра, которого невозможно было убить.
DRM-free
Главной мыслью, которую пытаются донести современной аудитории критики DRM-защиты, является то, что DRM отнюдь не борется с пиратством, а лишь помогает ему развиваться. С этим трудно не согласиться, ведь пираты получают большую свободу в использовании контента (вспомните уже приведенный пример, когда покупатели не могут создать резервную копию).
Споры вокруг нужности и ненужности DRM-защиты сейчас настолько горячи, что это привело даже к созданию “Движения против DRM”. Мы не будем подробно останавливаться на этом, поскольку DRM вредит (сами мы стоим на стороне тех, кто считает, что DRM-защита именно вредит) не только играм, но и многим другим областям: фильмам, музыке, электронным книгам, программам…
Мы же упомянем тех, кто несет DRM-free философию в области игровой индустрии:
• GOG.com;
• Humble Bundle.
Еще раз напомним, что про становление и развитие сервиса Good Old Games вы можете прочитать в нашей статье из цикла “CD Projekt: Путь к независимости”.
О Humble Bundle мы тоже неоднократно писали. Например, в недавней новости “Миллион на благотворительность”.
Так что же такое DRM-free? Чем отсутствие DRM помогает играм? Почему делает лучше?
• DRM-free не ограничивает и не нарушает ваши права, не запрещает делать вам резервные копии приобретенной вами продукции (игр).
• DRM-free продукцию вы можете устанавливать на любом количестве ваших ПК.
• Вы можете смело обновлять операционную систему.
• Вы можете смело менять конфигурацию своего компьютера.
• При переустановке игры не нужно заходить на сайт издателя и регистрировать игру по новой.
• Играм без DRM-защиты абсолютно все равно на то, где вы находитесь, и на качество вашего Интернет-соединения: вы можете быть в мегаполисе с “гигабиткой” или в деревне с Интернетом “на флешке”. Более того: подключение к Интернет не требуется вообще.
• При DRM-free не существует привязки ПО к региону: вы можете играть из любой точки земного шара.
• При покупке DRM-free игры вы получаете ее целиком и полностью, т.е. в самом разгаре сюжета не возникнет зависаний, поскольку игре нужно докачать контент.
• Вы сами выбираете когда захотите поиграть в игру, а не зависите от работоспособности серверов издателей.
• DRM-free не испортит вашу игру никаким другим способом.
Мы очень надеемся, что эта статья оказалась полезной для вас и для вашего понимания, что такое DRM и почему без него жить легче. Если у вас возникнут какие-то вопросы - задавайте их в комментариях, мы попытаемся ответить и на них.
Стало ли вам понятно, что такое DRM-free?
Идея борьбы с DRM распространяется
Смотря на то, с каким успехом компания CD Projekt RED продвигает среди игроков идею борьбы с DRM, к этому движению начинают присоединяться и другие. Так, недавно вице-президент по цифровой дистрибуции компании Ubisoft, Chris Early, заявил, что они так же поддерживают такую идею.
По его заявлению, нельзя наказывать игроков сложностями с защитой только ради тщетной попытки борьбы с пиратством. Как ни крути, любую защиту в игре можно взломать, имея достаточное количество времени и приложив немного усилий. Поэтому разработчики должны больше думать о качестве своего продукта, ведь именно по этому критерию игроки выбирают, что им приобрести. Чем выше качество, чем больше различных услуг и функций купленная копия может предоставить игроку по сравнению с пиратской версией, тем привлекательней для людей и успешней в продажах будет игра. Получение игроком как можно большего удовольствия и разнообразия игрового опыта при покупке игры – вот та самая философия, которой должны следовать компании, и которой будет следовать Ubisoft.
Источники:www.rpgarea.ru/news-1552-drm-i-drm-free.html,www.rpgarea.ru/news-1546-ideya-borbi-s-drm-rasprostranyaetsya.html
DRM скорее не защищает игры от пиратства, а ведет подрывную деятельность против нервной системы того, кто честно купил лицензионную копию и хочет поиграть. Вспомнить тот же StarForce.
Первая артинка все подробно отображает
Sinpro давно пора отменять, ломают защиты за 1-3 дня(в основном) Diablo 3 не взломали, а прошло уже далеко не 1-3 дня. Если защиту делают руками, а не (_(_), то её не взломать.
Чувствую CD Projekt обогатится не хуже Гейба
STEAM круче всех
Оооо, помню до покупки SRHD качал пиратку и был в шоке от сотен астероидов по всем системам:)
я ничерта не понял в идиале должно быть так- купленная мной игра программа не должна мине мешать пользоваться ею навязывая какой-нибудь стим например те должна пускаться по клику на экзешник но при этом я недолжен иметь возможность ее использовать получив ее файлы нелегально. и на самом деле это такая то невыполнимая задача. дилемма не ужта сд прожыкт придумали такой дрм который удовлетворяет 2м позициям выше. а так старфос вроде частично удовлетворял критерию фрее дрм. еще были игори куда в оффолайне надо было ввести ключ и это было так же удовлетворительно для дисковых изданий. а с цифрой труба.
Дайте я напомню: В начале декабря 2011 года CD Projekt наняла немецкую юридическую фирму для того, чтобы призвать к ответу пиратов, скачавших нелегальную копию Witcher 2. Юристы разослали предполагаемым пиратам письма, в которых требовали компенсацию за нарушение авторских прав в размере 911,8 евро (по другим данным - 750 евро). Тем, кто отказывался уплатить нужную сумму, угрожали судом. CD Projekt (в лице вице-президента своего подразделения CD Project RED по развитию бизнеса Михала Новаковски) утверждает в заочном интервью PC Gamer, что вступила в партнерство с некой компанией (которую называть не хочет), специализирующейся на сетевой безопасности, и, используя некие технологии, мониторила популярные торрент-трекеры, фиксируя IP геральтокрадов. Михал говорит, что большая часть пиратов уже предпочла заплатить внесудебно (судов пока не было). Почему-то строгие меры пока применяются только к немцам (это вряд ли месть за былое; скорее всего, дело в германских законах и интернет-мониторинге). Игровое сообщество не поддержало это решение, и CD Projekt опубликовала письмо, в котором в частности говорилось, что законопослушным геймерам ничего не грозит, и компания собирается преследовать лишь тех, в чьей виновности она уверена "на сто процентов". Однако RPS позже сообщил, что письма с требованием денег пришли даже к тем, кто ни разу не слышал о Witcher 2.
давно пора отменять, ломают защиты за 1-3 дня(в основном), напрасно потраченное бабло на разработку(лучше пусть в оптимизацию их потратят), а те кто хотят, те купят
увидав такую картинку (в начале) так свою любимую в койку и потянул =))))))))