История о 15 эмуляторах первой PlayStation

©

Сразу хочу отметить, что материалов по истории эмуляции PS One очень мало и возможны некоторые совпадения с роликами и прочими статьями по теме(которых на русском я не нашла), как говорится - прошу отнестись к этому с пониманием.

Всего по разным данным существовало порядка 15(!) эмуляторов первой PlayStation, но только два из них были коммерческих, остальные же создавались энтузиастами и почти все из них умерли на ранней стадии разработки. Давайте же я перечислю их по алфавитному порядку, думаю, о многих из них вы даже не слышали: 4EverPSX, AdriPSX, Bleem!, EPSXE, FPSE, Jackal, no$psx, PCSX, PSEmu, PSInex, pSX, PSXeven, Psyke, Virtual Game Station, Xebra.

Но начнем с самых известных. Самая ранняя попытка эмуляции PS 1 датирована 19 октября 1997 г. В тот день вышла первая публичная версия PSEmu, данный эмуль стал одним из первых эмуляторов PlayStation 1, которые могли запускать коммерческие игры. Хотя количество запускаемых игр было небольшим, а качество эмуляции не лучшим - первопроходцам всегда нелегко.

Примерно через год вышла улучшенная версия PSE - PSEmu Pro. PSE, по мимо всего прочего, создал стандарт плагинов, который и по сей день используется в ePSXe. PSEmu не только стал первым эмулятором PS1, но и сильно повлиял на многих последующих разработчиков эмулей, доказав что затея эмуляции трехмерной графики не является безумной и вполне осуществима на практике.

Следующим относительно крупным эмулятором первой PlayStation был Psyke. Два итальянских программиста энтузиаста - Джованни Баджо и Стефано Кросара, находясь под впечатлением от первого эмулятора PSOne PSE, написали несколько версий своего эмулятора Psyke в 1998 году. Psyke стал первым эмулятором PS, который использовал динамическую перекомпиляцию для ускорения эмуляции. В приемлемом качестве он мог запускать всего несколько игр. Таких как, например - Metal Slug и Tekken 3.

Далее в нашем списке эмуляторов PS1 идет Bleem! Впервые выпущенный в марте 1999 года для Windows, он стал первым коммерческим проектом в эмуляции(т.е. продающимся за деньги). Команда разработчиков Bleem состояла из нескольких человек под президентством - Дэвида Херпольшеймера, основавшего компанию ООО «Блим». Bleem! мог запускать не так много игр PSOne на полной скорости, но имел ряд графических плюшек в виде улучшенного разрешения и фильтрации текстур.

Также Bleem! получил определенную известность тем, что продаваясь при жизни PlayStation вызывал сильный гнев Sony. Японская корпорация подала судебный иск на разработчиков эмулятора, но проиграла его. Компания разработавшая Bleem выиграла иск по всем статьям, поскольку их способ реинжиниринга PlayStation был выполнен законно. Именно это судебное разбирательство стало прецедентом и с тех пор ни один автор эмулятора не был привлечен к ответственности за нарушение авторских прав. К сожалению, выигранный суд не помог ООО «Блим» и вскоре она обанкротилась, забрав с собой на тот свет и лучший на тот момент эмулятор PSOne.

Virtual Game Station - еще один коммерческий эмулятор PSOne, был выпущен в 1999 году для Macintosh, командой разработчиков Connectix. Версия для Windows была выпущена позже и, как утверждается, имела лучшую совместимость, чем Bleem!, хотя и не имела улучшений графики. VGS стала первым мультиплатформенным эмулятором PS1, который позволял запускать игры на полной скорости на скромных по мощности ПК, и первым эмулятором, который поддерживал подавляющее большинство игр PlayStation One.

Что интересно, на Macworld 1999 сам Стив Джобс прорекламировал VGS сказав, что Virtual Game Station превратит Mac в Sony PlayStation! Там же было объявлено, что VGS может работать на полной скорости на iMac G3 с тактовой частотой 233 МГц (опираясь на встроенное графическое ядро ATi), а некоторые игры вполне сносно работали даже на системах с 200 МГц PowerPC, что на то время было просто отличным результатом.

PCSX - существует в трех вариациях: обычной, Rerecording, Reloaded. PCSX имеет высокий уровень совместимости и в настоящее время доступен на Microsoft Windows, OS X и Linux. Первая версия PCSX была выпущена для ПК 31 августа 2000 года, т.е. на несколько месяцев раньше появления ePSXe. Официальная разработка прекратилась 17 сентября 2003 года. После чего команда разработчиков перешла на разработку эмулятора PlayStation 2 - PCSX2.

PCSX Rerecording - это специальная версия PCSX с множеством новых функций, таких как, поддержка читов, поиск в ОЗУ, просмотр ОЗУ, настраиваемые горячие клавиши и другие функции. PCSX-Reloaded - это одна из последних попыток вдохнуть жизнь в уже довольно устаревший эмулятор. Этот новый проект, созданный в середине 2009 года, был направлен на исправление оставшихся ошибок и сохранение совместимости с новыми версиями Windows, OS X и Linux.

ePSXe - это самый лучший и успешный эмулятор PlayStation на основе плагинов, который до сих пор улучшается энтузиастами. Выход первой версии ePSXe состоялся 14 октября 2000 года, а последний официальный релиз за номером 2.0.5 датирован 24 июня 2016. ePSXe доступен практически на всех платформах и является "всеядным", т.е. может запускать игры, как с компакт-дисков, так и образов, находящихся на жёстком диске. ePSXe обладает практически полной совместимостью и отличной точностью эмуляции PlayStation One.

Для ePSXe выпущено огромное множество плагинов(отвечающих за изображений, звук, управление итп), так что каждый может настроить эмуль под свою систему и задачи. Что особенно интересно, ePSXe может работать даже без BIOS PlayStation 1, хотя это крайне не рекомендуется. При желании ePSXe запускает игры через HLE, обходя БИОС, но в ущерб совместимость и при ограниченной поддержки карт памяти.

Далее кратко пройдемся по всем остальным эмуляторам PSOne, ибо по ним очень мало данных и в большинстве своем, они умерли очень рано(хотя есть и исключения):

4EverPSX - первая и последняя версия эмулятора вышла в 22 января 2001 года. История не сохранил имени разработчика этой программы, но известно, что 4EverPSX мог запускать только демоверсии игр PSOne.

AdriPSX - очень быстрый и полнофункциональный эмулятор PSOne начала 2000х, но все же проигравший гонку ePSXe AdriPSX был довольно распространен в англоязычной среде интернета и довольно долго превосходил ePSXe. Кроме версии под Windows разработчики выпустили сборку эмулятора под DOS!

FPSE - эмулятор PSOne для Android. Является одним из лучших, быстрых и совместимых эмуляторов PSone для портативных устройств. FPse может запускать в хорошем качестве почти все игры с PSone в высоком разрешении. FPse использует OpenGL, что дает в большинстве случаев превосходное качество графики!

Jackal - это эмулятор Sony PlayStation 1, созданный двумя программистами под никами Expert и FP в феврале 1999 года. Эмулятор не продвинулся дальше ранних этапов жизни и совершенно не способен запускать коммерческие игры.

no$psx - довольно современный эмулятор PlayStation 1, последняя версия 2.0 датирована 12 августа 2017 года. По отзывам на no$psx хорошо работает только несколько десятков игр, в остальных могут наблюдаться те или иные проблемы. Из интересного - BIOS в no$psx эмулируется через BIOS-клон, который бесплатен и работает быстрее, чем оригинальный PSX-BIOS!

PSInex - вышел в свет 24 ноября 2001 года, но далеко продвинуться ему не удалось. По сути, этот эмулятор все еще находится на ранней стадии разработки. PSInex эмулировал все существующие образы BIOS PSOne, запускал множество демоверсий, имел поддержку плагинов и встроенный отладчик. Основной проблемой PSInex был звук, серьезные проблемы с которым так и не были решены.

PSX - этот достаточно редкий эмулятор выходил в 2008-2009 годах. Хоть PSX имеет довольно незамысловатое название - совместимость у него довольно высокая, большинство игр, которые авторы пробовали тестировать, работали достаточно хорошо. Содержит отладчик R3000, который может быть интересен людям, работающим над переводами.

PSXeven - за авторством программиста-энтузиаста Xeven был загружен в интернет 7 сентября 2004 года. Xeven взялся за дело достаточно споро и был исполнен желанием сделать PSXeven самым быстрым и совместимым эмулем PSOne. Но запал угас и PSXeven навсегда ушел в небытие. Этот эмуль был примечателен тем, что использовал плагины стандарта PSEmu Pro и поддерживал только Win9x/Me.

Xebra - японский эмулятор PlayStation(да, и такие есть!) с закрытым исходным кодом, его первая версия увидела свет в 2010 году. По утверждению разработчика эмулятора - он больше всего сфокусирован на точности эмуляции и не гонится за высокими разрешениями, и улучшениями(хотя они тоже присутствуют). Это один из немногих эмуляторов PlayStation, поддерживающий совместимость с PocketStation .

Вот такой получилась статья о 15 эмуляторах PSOne. Предыдущий материал я решала переработать и расширить(потратив весь свободный вечер), после замечаний о неполности обзора эмуляторов и его похожести на одно из видео с ютуба. Теперь можно сказать точно, что такой подборки историй о всех эмуляторах PSOne нет больше нигде в интернете. Надеюсь новая версия вам понравится не меньше старой.

об авторе
Эй, эй, братиша, лайки мне гони? Чё, нет? А ecли найду?
17
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ Анонсирована Hazel Sky - адвенчура о приключениях молодого инженера на острове Опубликован новый трейлер Langrisser I & II, посвящённый выходу демоверсии Wasteland Remastered, Two Point Hospital и Kingdom Hearts III доступны подписчикам Xbox Game Pass
Комментарии (2)
Данная статья значительно расширена и улучшена. Надеюсь она понравится всем)
Для каждый игры свой эмулятор, так сказать, персональный:)
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в обсуждении.