Моя история NVIDIA. От транзистора до Nvidia

1. Эпоха чужих компьютеров.

Эта история берет начало еще до возникновения фирмы Nvidia. Шел 1989 год, я, учащийся очень старших классов средней школы Советского союза, увидел в программе «Время» сюжет о появлении где-то на просторах нашей Родины очередного класса информатики. На экране было много гордости и пафоса, а ученики на заднем плане, в то время пока взрослые раздували щеки перед объективами, играли в «Клад» на компьютерах «Электроника БК 0010». Конечно, я в тот момент не имел никакого понятия ни об «Электрониках», ни о «Кладе», но именно тогда я понял чем хочу заниматься в свободное время. Компьютер был очень дорогой вещью, поэтому мне пришлось искать общения с ним вне собственного дома. Так началась эпоха чужих компьютеров.

Это было веселое время, возможности потыкать пальцами в клавиатуру изыскивались везде: в школе, в ПТУ, в институте, на «станции Юных техников», в компьютерных клубах. За это время я перепробовал огромное количество различных платформ: Электроника БК, ДВК, Вектор 06Ц, Радио 86РК (в различных вариациях), Commodore 64, Yamaha MSX и т.п. Конечно, чаще всего на компьютерах я просто играл, но временами мне удавалось позаниматься и программированием. А вы пробовали программировать, не имея в своем распоряжении компьютер? В последнем классе, на уроке информатики, после написания очередной программки, учитель поставил мне «пять» не только за урок, но и за полугодие (первое полугодие, Карл) и за год, и сказал: «Можешь больше не приходить.» Ха, наивный! Там же целый класс «Электроники БК» под управлением ДВК 2М!

Графика в тех играх была проста и незатейлива: черточки - точечки, кружочки - квадратики - треугольнички, человечки - монстрики – все вполне примитивно, но встречались и весьма оригинальные экземпляры. Например, ДВК 2М и Радио 86РК вообще не имели графики. Разрешение их экранов описывалось не количеством выводимых точек, а количеством отображаемых строк и знаков в них. Тем не менее, и на таких машинах существовали игры. Да не только текстовые адвенчуры, но и очень даже динамические аркады. Я до сих пор помню как за мной по экрану гонялась буква Э, притворяясь монстром.
 Под графику в тех компьютерах выделялся особый участок памяти (или несколько участков, в зависимости от архитектуры). Процессор производил расчеты и менял значения в их ячейках. В результате на экранах появлялось изображение. Аппаратно же, содержимое экранной памяти сканировалось из ОЗУ, преобразовывалось в аналоговый сигнал и подавалось на выход подключения к монитору. Вот и вся видеокарта – три микросхемы, да четыре транзистора.

2. Ну здравствуй, Спекки!

Время шло, цены на компьютеры падали, как и благосостояние граждан нашей страны. Так как эти процессы происходили с разной скоростью, у населения появилась возможность покупать сии чудо - машинки. Появились кооперативы, собиравшие на коленке из мотка веревки и двух палочек бытовые компьютеры разной сложности. Стало легче раздобыть радиодетали, чтобы дома самому заняться тем же самым. И вот, в 1993 году (привет, Nvidia!) я присоединился к самой многочисленной, на то время, плеяде. У меня появился Спектрум.
 Графика в играх сделала большой шаг вперед. Люди стали более человеческими, монстры – зверскими. Автомобили и самолеты стали более похожи сами на себя. Графика поделилась на растровую и векторную. В растровой графике изображение строилось из спрайтов - отдельных картинок, на которых были нарисованы объекты или части объектов. Чтобы на экране что-либо двигалось, нужно было менять спрайты, с разными фазами движения, друг за другом. Как в кино, а точнее в мультипликации. Векторная графика – это прообраз современной 3D анимации. Её бабушка. Рисовался каркас предмета и… всё. Хотелось бы написать, что на каркас накладывались текстуры, но компьютеры того времени были очень слабы для такой работы. В лучшем случае поверхность закрашивалась одним цветом. Легендарная Elite использовала именно векторную графику.

В Спектруме было оригинальное устройство видеопамяти. Одним байтом рисовались сразу 8 точек черно-белого изображения, а данные о цвете находились уже в другом участке памяти. Причем цвета задавались квадратиками 8х8 пикселей, в одном квадрате можно было использовать только два цвета. Благодаря такому подходу, игры получали изрядный прирост скорости работы, а программисты головной боли. Чем не ускоритель?

Компьютеры чаще всего подключались к телевизору, а телевизоры тех лет обычно не имели соответствующих входов. Приходилось в них тыкать паяльником. Паяльник тогда вообще творил чудеса не только в электронике, но и в экономике. Но это отдельная грустная тема.

Не все соглашались посягать на святыню – телевизор, поэтому был придуман конвертор. Аналоговый сигнал с выхода компьютера преобразовывался в сигнал высокой частоты, аналогичный тому, что приходит в телевизор из антенны. Более продвинутые модели добавляли в него ещё и звук. Изображение было плохое, с горизонтальными тянучками, а звук хрипел, зато телевизор оставался нетронутым. Хотя аппаратно «видеокарта» не изменилась, у неё появилось дополнительное устройство.

Существовали тогда и более продвинутые компьютеры. Амига - очень дорогая мечта поэта. Вот там за графику и звук отвечали уже отдельные контроллеры. Нечто подобное я и сам хотел осуществить на Спектруме, когда поднаторел в ассемблере и микросхемопаянии, но все работы были свернуты из-за их полной никому не нужности. Мир тогда уже вовсю играл на других компьютерах.

3. Волшебный мир 3D.

В 2002 году мне задешево продали пятнадцатидюймовый монитор в отличном состоянии. Я осознал, что пришло время менять платформу. На радиорынке я отыскал старьевщика, который продал мне комплектующие для моего первого РС. Это был Pentium 166 MMX. За изображение там отвечала S3 Trio32. Про неё можно сказать, что она была. Больше про неё лучше не говорить. UFO, Doom, Carmageddon всё, что я когда-либо играл на чужих РС, было тотчас же опробовано. Вскоре я столкнулся с тем, что даже какая-то Zuma требует видеоускоритель. После краткой консультации с супругой и кошельком, на том же рынке я приобрел 3dfx Voodoo 3 2000 PCI. К тому времени 3dfx уже была куплена Nvidia. Так, пусть и опосредованно, произошла наша первая встреча, а я втянулся в эти гонки по вертикали под названием апгрейд.

Позже у меня появился Pentium II 433 и Riva TNT2, которую я заменил на GeForce 2 MX 200. И Need For Speed Underground, положивший на лопатки всю систему. Первый компьютер из полностью новых комплектующих был собран на базе AMD Athlon XP 2500+. В материнской плате стоял замечательный чипсет nForce2 Ultra 400 с двухканальным режимом работы памяти. За картинку отвечала GeForce FX 5600 XT от Palit Daytona. Именно на этом компьютере я играл во все три столпа 3D шутеров, вышедших в 2004 году: Far Cry, Half Life 2 и Doom 3; а также Crysis, правда видеоакселератор, на тот момент, был уже другой. А FX 5600 отработала каждую копейку, вложенную в неё, и спокойно ушла на покой к другому хозяину за некоторую сумму денег. Уж он-то её играми не мучил, я знаю. Ей на смену пришла Radeon X800 XL AGP. Тут я и познал всю глубину наших глубин. Дело в том, что сама видеокарта была вполне хороша, но драйверы… В довершении всего, Catalyst Control Center требовал NET Framework, довольно тормозной сам по себе, и ворочался в системе как бегемот в салоне «Газели». В конце концов, видеокарта вышла из строя. В системе появилось восемь Radeon-ов, причем ни один из них не был, по мнению Windows, 3D ускорителем. Её я заменил, на что вы думаете? Правильно, на GeForce 6800 GS. Со временем ей на смену пришла Radeon X1950 PRO, которая также не дожила до старости.

В январе 2008 года я полностью сменил платформу на Core 2 Quad. С игрушками у меня справлялась Palit GeForce 8800 GT. Чип G92 получился настолько хорошим, что пережил несколько реинкарнаций, с небольшими изменениями. Всё было настолько хорошо, что даже и писать не о чем. Игры работали «на ура». CUDA не раз мне помогала быстро перекодировать видео. Так вышло, что многие игры, в которых используется PhysX, нравятся мне. Еще один плюс Nvidia. Всё быстро и надежно.

В конце 2012 года я проапгрейдился ещё раз, до Core i5 и Palit GeForce GTX 670. С тех пор и по сей день меня пока всё устраивает. Что бы я хотел? Мне бы хотелось, чтобы соотношение цены и зарплаты вернулось к нормальному уровню. Тогда я смогу опять купить видеокарту из высшего дивизиона, и я знаю, что это, скорее всего, будет GeForce.

P.S. Уважаемые организаторы конкурса, вы и вправду думаете, что видеокартой GeForce GTX 960 можно удивить тех, кто познал истинную мощь Nvidia?

Комментарии:  10
Ваш комментарий

пекабир конкурс окончен вот и трут

сжечь консолоту опять Васькин сосед победил?

реальный претендент на приз (не обязательно первое место)

котики и дети в блоге есть, ещё немного сисьге и 100% победа. а для любителей шансона - музыкальная пауза...

Спойлер

Споконее, фанбойчик. Я не понимаю зачем мне прикручивать вторую видеокарту, если у меня всё и так есть? Я могу играть "из коробки", в то время пока "красные" постоянно ждут обновления на свои вечно кривые драйверы. И да, ты забыл, обычно вы все говорите, что на AMD физикс работает, просто он обрабатывается процессором. Я решил тебе напомнить. Да, GTX 670 - видеокарта высшего дивизиона. На момент выхода, круче её была только GTX 680. Но разница в их цене не соответствовала разнице в производительности. Про двухчиповые извращения я вообще ничего хорошего не думаю и к покупке не рассматриваю. И ещё раз, да. С GTX 670 я познал мощь Nvidia. Настолько, что мне её и сейчас хватает. И последнее. В нашей школе не было компьютерного класса, поэтому мы ходили на уроки в соседнее ПТУ. Кстати, ПТУ сейчас называются лицеями. Адьес, амиго.

а куда прошлый блог делся?

пекабир да хрен его знает-пока тишина

возможности потыкать пальцами в клавиатуру изыскивались везде: в школе, в ПТУ ПТУ-шник ))) Так вышло, что многие игры, в которых используется PhysX, нравятся мне. Еще один плюс Nvidia. Всё быстро и надежно. Прикрути видяху за 2-3 штуки второй к радику и заставь отрабатывать физикс. И о чудо, он работает вкупе с радеоном. Palit GeForce GTX 670 Тогда я смогу опять купить видеокарту из высшего дивизиона Ты считаешь 670-ю видяхой из высшего дивизиона? кто познал истинную мощь Nvidia? Ты её на 670-х познал что-ли? Эх ты, ПТУ-шник.

Интересно кто же все таки получит заветный брелок Nvidia :3

Норм блог. И приз действительно отстой.