Как изменился сюжет в играх за 20 лет

Когда-то сюжет в играх был «кино между уровнями», а сегодня — это часть самого игрового процесса. Рассказываю, что поменялось и зачем.

Как это было раньше (2000-е)

Если ты играл в старые игры, то точно помнишь:

бежишь-бежишь, стреляешь — потом тебе показывают ролик, где всё объясняют.

Примеры:

  • В Max Payne между миссиями показывали комиксы.
  • В Half-Life 2 всё происходило прямо на глазах, но ты не мог ничего изменить.
  • Metal Gear Solid — там катсцены шли по 10 минут, но зато было как кино.

Раньше сюжет был отдельно от геймплея. Ты играл — потом смотрел, что происходит. Зато истории были крутые и запоминающиеся.

Как стало позже (2010-е)

Где-то в 2010-х всё начало меняться. Игры стали похожи на фильмы — с крутой камерой, озвучкой, лицами героев.

Примеры:

  • The Last of Us — там и пострелять есть, и попереживать.
  • Bioshock Infinite — ты сам идёшь, сам видишь, что происходит, но всё очень красиво и по сюжету.
  • Red Dead Redemption 2 — ощущение, что смотришь сериал про ковбоев, но ты в главной роли.

Истории стали серьёзнее и эмоциональнее. Уже не просто «спаси принцессу», а прям настоящее кино.

А как сейчас (2020-е)

Теперь всё чаще сюжет — это то, что ты сам делаешь.

Нет катсцен, нет «подсказок» — ты играешь и сам открываешь, что происходит.

Примеры:

  • Outer Wilds — никто ничего не объясняет, ты сам исследуешь мир и всё узнаёшь.
  • Disco Elysium — ты общаешься со своим подсознанием, и оно влияет на то, каким будет герой.
  • SOMA — игра про сознание и страх, где ты сам решаешь, что делать. И это жутко.

Получается, история не рассказывается — она рождается по ходу игры. Это круто, но иногда и запутанно.

Что поменялось — если коротко

А что будет дальше?

  • Сюжет будет ещё больше реагировать на игрока.
  • Появится ИИ, который будет подстраивать историю под тебя.
  • Может быть, не будет вообще “сюжета” — ты сам его придумаешь.

А ты что больше любишь: когда сюжет показывают, или когда ты сам до всего доходишь? Пиши в комментах — обсудим!

8
1
Комментарии: 1
Ваш комментарий
Что поменялось — если коротко

Ничего не поменялось, если коротко. Похоже твой игровой опыт слишком узкий, чтобы всерьёз анализировать такие серьёзные вещи. Весь твой текст от начала до конца бессмысленная нелепость, не имеющая почти ничего общего с реальным положением дел. Скажу просто. Игры, в которые играю я все последние 20 лет, не потеряли абсолютно ничего и приобрели очень много нового в плане повышения качества продукции. Это в основном японские ролевые игры. Яркие кат-сцены, сильные авторские образы, линейная ясная структура с примесью свободы повествования и некоторой возможностью влиять на историю, многослойная вариативность и при этом наличие линейной структуры одновременно... всё это ВМЕСТЕ сегодня есть почти во всех более менее известных японских и азиатских играх в целом. Так было 20 лет назад, так осталось это сегодня. Поэтому абсолютно всё тобою здесь сказанное априори НЕ применимо к азиатскому игрострою. С большой натяжкой, да и то сомнительно, твою "аналитику" в кавычках можно прицепить разве что к западным играм.

На западе подача сюжета реально поменялась. Западный игрострой не стабилен. Но западные сюжеты поменялись исключительно под влиянием радужной повестки извращенцев. Из-за всех этих неадекватных активистов сюжеты стали делать стерильными, боясь трогать острые темы. Из-за этого почти все западные сюжеты стали скучными, не интересными. Других изменений в западных сюжетах почти нет.

А ты что больше любишь: когда сюжет показывают, или когда ты сам до всего доходишь?

Я люблю, когда в играх есть одновременно ВСЁ это вместе разом. Хорошая игра обязана одновременно сюжет показывать и давать игроку до многого доходить самостоятельно. Хорошая игра - это сбалансированная смесь всех способов повествования одновременно. Так было 20 лет назад, так есть и сегодня в 2025 году.

Если ты играл в старые игры, то точно помнишь: бежишь-бежишь, стреляешь — потом тебе показывают ролик, где всё объясняют.

Я играю с 90-ых и не помню, чтобы мои любимые японские игры страдали такой фигнёй на постоянке. А вот западные игры сегодня в 2025 году любят держать игрока за руку и жёстко разделять игры на части: беготня со стрельбой отдельно, подача сюжета отдельно, объяснения отдельно - типичный пример серия все части Far Cry, начиная с тройки и далее...

Где-то в 2010-х всё начало меняться. Игры стали похожи на фильмы — с крутой камерой, озвучкой, лицами героев.

На западе может оно так... но азиатские игры стали похожими на кино лет на 10-15 раньше. Взять тот же Resident Evil ещё со времён фиксированной камеры. Ну или легендарный Dino Crisis аж 1999 года выпуска, кинематографичность которой зашкаливает даже по сей день. Вся игра од и до ощущается как шикарное кино не только в отрендеренных кат-сценах, но даже в геймплее. В игре нет деления на части, типа ролики отдельно, а пострелять побегать тоже отдельно. В этой игре всё это объединено в единое целое.

Истории стали серьёзнее и эмоциональнее. Уже не просто «спаси принцессу», а прям настоящее кино.

В японских играх такое началось аж в 90-ых.... а вот на западе только в районе 2010 года. Западная игровая индустрия даже в 2025 году очень сильно отстаёт от японцев в плане подачи сюжета. То что в Японии стало нормой 30 лет назад, запад только сегодня пытается начинать добавлять в игры (например Kingdom Come 2 и Экспедиция 33, и Ведьмак 3, RDR2).

А как сейчас (2020-е)
Теперь всё чаще сюжет — это то, что ты сам делаешь.
Нет катсцен, нет «подсказок» — ты играешь и сам открываешь, что происходит.

Всё перечисленное типичные болячки западных недоигр. Когда не умеешь в кат-сцены, ты делаешь говорящие головы как в Скайриме. Когда не умеешь в повествование, ты это оправдываешь тем, мол типа игрок якобы всё сам должен открывать и узнавать... Это плохие игры, если в их основе только это и ничего более.