Почему DDR5 стоит так дорого и когда эта технология станет повсеместной? Интервью с менеджером Kingston Technology

DDR5 – это новейший стандарт технологий оперативной памяти. Первыми процессорами потребительского уровня, которые поддерживают этот стандарт, стало 12-ое поколение Alder Lake от Intel. Позже в 2022 году AMD представит свои процессоры с архитектурой Zen 4. Репортеры PC Gamer пообщались с бизнес-менеджером Kingston Technology Ивоной Залевской и задали ей несколько вопросов относительно производительности, стоимости и доступности DDR5.

Память DDR5 обладает какими-то преимуществами для геймеров?

DDR5 обеспечивает заметное улучшение в плане производительности и целостности данных по сравнению с DDR4. Увеличение скорости (пропускной способности) может помочь увеличить FPS в определенных играх. Разумеется, прирост производительности будет варьироваться в зависимости от того, о какой именно игре идет речь. Некоторые игры в большей степени зависят от процессора, нежели от видеокарты, и именно в таких случаях более быстрая память может улучшить пользовательский опыт.

Будут ли уменьшены задержки в работе памяти?

В момент запуска у DDR5 будут стандартные для JEDEC скорость, тайминги и напряжение: 4800 MT/s, CL40, рабочее напряжение питания 1,1 В. Правила установки RAM в некоторых системах могут заставить память снизить скорость работы в том случае, если на один канал установлено несколько модулей. Тут нужно сверяться с документацией материнской платы или руководством от производителя вашей системы и выяснять, поддерживается ли у вас переключение скоростей памяти.

Позже в 2022 году будет запущен следующий стандарт DDR5: пропускная способность 5200 MT/s, тайминг CL42. Компания Kingston запустила два типа памяти FURY для разгона:

  • KF548C38BB-16 - DDR5-4800 - CL 38-38-38 @1.1V
  • KF552C40BB-16 - DDR5-5200 - CL 40-40-40 @1.25V

Там два класса скорости и более низкая задержка, что позволяет улучшить производительность. Дополнительные скорости работы и еще более заниженные задержки будут анонсированы в предстоящие месяцы.

Предполагается, что DDR5 будет использовать меньше энергии, чем предшественница. Это так?

DDR5 использует меньше энергии по сравнению с DDR4 (рабочее напряжение 1,1 В против 1,2 В) при работе на установленной JEDEC стандартной скорости; для работы на разогнанных частотах (XMP-профили) потребуется дополнительное энергопотребление. Экономия электроэнергии в DDR5 будет наиболее ощутима в ноутбуках и дата-центрах.

Будут ли планки с большими объемами памяти, чем уже существующие?

Для ПК будут выпускаться планки объемом в 8 ГБ, 16 ГБ и 32 ГБ (плотность 16 ГБит). Для форм-фактора SODIMM будут такие же объемы памяти, и они будут запущены в продажу в 2022 году.

Двухсторонняя и односторонняя память – есть ли у одного из этих форматов ощутимое преимущество?

Двусторонние модули обычно обходят односторонние по части производительности благодаря возможности чередовать ряды. Но стоит учитывать, что некоторые материнские платы могут ограничивать производительность двухсторонних модулей либо же модулей, установленных по принципу "два модуля на один канал".

DDR5 "отберет" у DDR4 премиальные цены на память? Когда случится переломный момент?

Как и всегда при введении новой технологии памяти, мы ожидаем, что на новую память будет установлена премиальная цена. DDR4 на запуске стоила примерно на 30–40% дороже DDR3. Что касается DDR5, то она выходит в эпоху дефицита чипов, который повлиял на все аспекты индустрии полупроводников. К тому же эта технология использует большее количество компонентов в каждом модуле, что дополнительно повышает стоимость. Таким образом, к сожалению, разница в стоимости между рыночными ценами на DDR5 и DDR4 будет выше, чем разница в предыдущих запусках новых типов памяти.

Как вы думаете, когда DDR5 станет важной технологией для игровых ПК?

На переход с одного вида технологии на другой влияет множество факторов. Первый – это то, насколько охотно архитекторы чипсетов берут на вооружение новую технологию – в плане того, чтобы требовать, чтобы ее использовали с их процессорами.

Второй фактор – это предложение и спрос, а также то, насколько эффективно поставщики полупроводников DRAM и DDR5 могут поддерживать существующий на рынке спрос по приемлемой цене. Исторически на переходы уходило 2–3 года после введения новой технологии памяти. Либо же можно сказать, что переход случался в тот момент, когда новая технология адаптирована 30% рынка.

Также важными факторами будут равенство цен и доступность старых типов памяти. Сейчас на рынке стало меньше поставщиков DRAM, и вместе с этим возможности по поддержке старых технологий памяти снизились по сравнению с тем, что было 10 лет назад. Может получиться так, что старая память исчезнет с прилавков, и тогда потребителям придется использовать новый тип памяти вне зависимости от того, насколько высокая на него будет установлена цена.

JEDEC сейчас осторожничает с техническими спецификациями. Это значит, что геймерам нужно будет использовать XMP-профили (разгон) для того, чтобы выжать из новейших планок памяти максимум. Здесь есть какое-то наилучшее решение?

В состав JEDEC входят все поставщики памяти и связанных с нею продуктов. В случае с DDR5 Комитет обеспечил даже лучшие технические спецификации, нежели ожидалось. В новой технологии есть значительный скачок в плане пропускной способности – DDR4 начинала с 3200 MT/s. Также здесь в два раза увеличены банки памяти (с 16 до 32) и burst lenght (с 8 до 16). Существует разделение адресуемых битов на два подканала по 32 бита, используются интегральные схемы управления питанием. Технология DDR5 будет радикально улучшать производительность многоядерных систем в течение ближайших 5–10 лет.

При этом оверклокинг остается приоритетом для Intel, которая обновила свою XMP-спецификацию до 3.0 – там теперь больше профилей и больше новых возможностей. Без спецификации и системы сдержек и противовесов оверклокинг является настоящим "Диким Западом", где не работают никакие законы. Если речь идет о безопасной, надежной и проверенной возможности разгона, то XMP-профили являются наилучшим решением для большинства геймеров. А для тех, кто предпочитает жить "на дикой стороне", в XMP 3.0 теперь есть два программируемых профиля – их могут использовать те игроки, которые предпочитают самостоятельно задавать настройки разгона.

Мы уже видим, что иные модели можно разогнать до 6400 MT/s. Возможность оверклокинга – это один из основных факторов, которые должны привлекать покупателей в DDR5?

Обычно именно улучшение производительности является той причиной, по которой ПК-энтузиасты и геймеры стремятся приобрести себе новейшую технологию. Акцент Intel на DDR5 свидетельствует о том, что компания нацеливается на ПК-энтузиастов и геймеров, ну а оверклокинг здесь – это уже естественное предположение. У Kingston в центре внимания при запуске DDR5 находится линейка FURY Beast. В DDR5 используются новые компоненты, поэтому потребуется время на то, чтобы разобраться, насколько далеко можно будет пойти в развитии этой технологии.

Насколько важна поддержка ECC на кристалле? Какую роль она играет?

Обычные модули ECC и модули ECC на кристалле – это разные вещи. В компонентах DDR5 будут ECC на кристалле, что позволит корректировать ошибки в чипе, но эта технология не может исправлять ошибки вне чипа либо же те ошибки, которые возникают на шине между модулем и контроллером памяти на процессоре. При этом процессоры с поддержкой ECC, такие как Intel Xeon, используют ЕСС-алгоритм, который может корректировать одиночные или мультибитовые ошибки на лету. Но для этой коррекции необходимы дополнительные биты DRAM.

В случае с DDR4 модуль памяти передает данные со скоростью 64 бита за раз. В поддерживаемых ЕСС-модулях DDR4 есть дополнительные 8 бит на каждые 64 бита – это обозначается как 72-бита или x72. А память DDR5 для повышения эффективности разделяет модуль памяти на два 32-битных адресуемых подканала. Для того, чтобы сделать ЕСС возможной, каждый 32-битный подканал добавляет дополнительный 8-битный компонент и тем самым фактически становится 4-битным. Таким образом, количество битов на ранг повышается с 72 до 80.

Потребители с ПК и ноутбуками благодаря ЕСС на кристалле в итоге получат улучшенную целостность данных, ведь потенциал для повреждений растет пропорционально сжатию литографии, а также увеличению объемов и скоростей. Что касается рабочих станций и серверов, то здесь модули с ECC всегда будут строгим требованием. Увеличение количества DRAM, необходимого для создания DDR5 ECC, также приведет к увеличению стоимости памяти по сравнению с DDR4.

Что сейчас главным образом сдерживает развитие памяти?

Количество данных каждые два года вырастает в два раза, также выросло количество ядер в процессорах. А вот эффективная пропускная способность памяти на ядро не изменялась соответствующим образом. DDR5 "открывает шлюзы" для работы в этом направлении. Пропускная способность на ядро может быть увеличена за счет скорости передачи данных, за счет увеличения банков (сделать так, чтобы за доступ можно было захватить большее количество данных), за счет разделения модуля на два независимых подканала. Благодаря этому открываются отличные возможности по эффективному обращению с данными, что, в свою очередь, позволяет обеспечить нужную процессорным ядрам производительность тогда, когда это нужно.

Если кто-то покупает новый ПК, то сколько ему нужно памяти?

Нижний порог – это 4 ГБ, и то не рассчитывайте, что сможете одновременно запустить несколько приложений так, что это не скажется на производительности системы. Большинство из новых ПК поставляются минимум с 8 ГБ памяти. Конфигурация средней ценовой категории обычно удваивает это количество, а в передовых игровых системах и рабочих станциях нужно уже 32 ГБ или больше. При оценке своих требований к памяти принимайте во внимание следующее: оптимальная конфигурация памяти для вашей системы, тип использования памяти, а также ваше железо. Также не помешает проверить требования отдельных программ, дабы быть точно уверенным, что они будут у вас работать.

Комментарии: 9
Ваш комментарий

Ну, в плане объема памяти ничего не меняется, минимум, "чтобы хоть как-то работало" - 4 ГБ, комфортный минимум - 8, оптимально - 16, для тяжелых задач - чем больше, тем лучше, зависит от задач. Хоть в чем-то стабильность.

2

8 уже давно не оптимально. Большинство современных игр потребляют по 10+ гб оперы.

8

Так я и написал:

оптимально - 16
5

8 гб уже может быть мало не для игор. 4гб это уже какая то печатная машинка в основном.

4

С файлом подкачки на ссд и на 8 гигах попрёт спокойно.

0

игра старая под прошлое поколение потому что. и то как бы пекари жаловались на утечку памяти под 20гб (не знаю утечка памяти то или игра так работала просто)

0