на главную
об игре
Papers, Please 07.08.2013

Про уродов и людей - Papers, Please и ещё пять остросоциальных игр

Буквально на днях вышла чёрно-белая адвенчура Return of the Obra Dinn, вторая работа Лукаса Поупа (Lucas Pope), автора культовой уже Papers, Please. А ещё в этом году состоится премьера фильма Beholder, снятого по мотивам одноимённой отечественной игры, одним из ориентиров для которой послужила Papers, Please. Всё это даёт нам повод вспомнить эти и другие остросоциальные игры, в которых всегда есть выбор — оставаться уродами или людьми.

Papers, Please

Эта игра изначально может показаться симулятором работника паспортно-визового отдела, но на самом деле перед нами симулятор «маленького человека», винтика в большой государственно-бюрократической машине. Это одновременно и производственный роман в духе «Аэропорта» Артура Хейли, и антибюрократическая сатира, напоминающая о «Замке» Франца Кафки, и, конечно же, игровая версия романа «1984» Джорджа Оруэлла.

Действие разворачивается в вымышленном тоталитарном государстве Арстоцка, которое после войны с соседней Колечией разделило с ней приграничный город Греспин. В роли инспектора паспортно-визового отдела местной «берлинской стены» мы всю игру сидим в своей каморке, роемся в документах, сверяем цифры, фото и данные и лично решаем, кому давать разрешение на въезд в Арстоцку, а кому нет. 

Вроде бы работа важная, от наших решений многое зависит. Но на самом деле герой тут — это Акакий Акакиевич, человек подневольный, не имеющий права даже поставить на рабочем столе фото сына. В атмосфере повального доносительства и охоты на «врагов народа» он работает на огромную бюрократическую машину, которая за любую оплошность сотрёт его в порошок. А работать надо, чтобы кормить семью. Как и в реальной жизни, в Papers, Please куда проще жить и поступать по принципу «моя хата с краю», регулярно сдавая отчёты, получая зарплату, закрывая глаза на мольбы матери, которая просит пропустить её по ту сторону стены, чтобы увидеться с больным сыном, и так далее. 

Но можно пытаться и не быть уродом — помогать, нарушать инструкции, проявлять сострадание, рискуя безопасностью своей семьи, и даже встать на сторону местных революционеров. Все эти решения открывают один из 20 возможных вариантов концовки. Чаще всего попытки сделать что-то не по правилам ведут к «геймоверу», но тут важно, что игра в принципе даёт этот выбор и позволяет каждому задать самому себе вопрос: тварь ты дрожащая, готовая ради выживания своей семьи тихо брать откаты от конвоиров за каждого арестованного по твоей вине, или право имеешь?

Про уродов и людей — Papers, Please и ещё пять остросоциальных игр
Про уродов и людей — Papers, Please и ещё пять остросоциальных игр

Сверяя паспортные данные, нужно обращать внимание даже на вес, чтобы обнаружить контрабанду или припрятанное оружие.

Do Not Feed the Monkeys

При чём тут обезьяны и почему их нельзя кормить, спрашиваете? На самом деле, обезьяны действительно в этой игре ни при чём — так тут называют людей, за которыми должен следить игрок. Ведь Do Not Feed the Monkeys — это уникальный в своём роде симулятор «вуайериста». Но это не то, о чём вы сейчас подумали, всё куда сложнее. 

Авторы тут рисуют неуютное общество, где царит экономический кризис, на телевидении в прайм-тайм за вознаграждение показывают домашнее насилие и секс, а работники после вычета всех сборов и процентов остаются ещё и должны. Мы играем за новичка «Клуба изучения приматов» — тайной организации, члены которой, стремясь уйти от рутины такой вот обыденной жизни и её экзистенциальной тоски, развлекаются тем, что сутками напролёт через объективы скрытых камер подглядывают за незнакомыми людьми.

А кормить «обезьянок» нельзя потому, что членам клуба запрещено контактировать со своими жертвами. Сама такая возможность тут есть, но нас несколько раз предупреждают, что в этом случае начнётся «лютая жесть». Чем, естественно, делают этот запретный плод только слаще — рейтинг-то у игры аж 18+. В итоге опять же предстоит непростой выбор: подставлять, помогать, разрушать чужие жизни или же, наоборот, спасать их от чего-то ужасного?

Впрочем, перед этим предстоит многое сделать. Приходится регулярно кормить своего «вуайериста», ходить на работу (деньги нужны на покупку новых камер, иначе выгонят из клуба), уделять время на сон и даже проводить расследования, выясняя личность и сферу интересов своей «обезьянки». Для этого нужно находить ключевые слова, а потом вбивать их (или комбинации из двух слов) в местном Интернете. При этом у авторов всё в порядке с чувством юмора и иронией — первым делом предстоит следить за тем, кто следит за другими…

Про уродов и людей — Papers, Please и ещё пять остросоциальных игр
Про уродов и людей — Papers, Please и ещё пять остросоциальных игр

Ещё до выхода Do Not Feed the Monkeys собрала множество наград на фестивалях и выставках независимых игр.

Beholder

Beholder во многом похожа на Do Not Feed the Monkeys, да и издатель у обоих проектов один и тот же — отечественная компания Alawar Premium. Мы играем за управдома, который тайно устанавливает видеокамеры и «жучки», чтобы следить за жильцами. А потом ещё обыскивает их квартиры (опять же тайно, естественно) и собирает компромат. Всё это — для того, чтобы выявить неблагонадёжных граждан и пресечь их незаконную деятельность. Ведь действие Beholder происходит в мрачном тоталитарном будущем — репрессивные законы, тотальная слежка и всё в таком духе.

То есть наш управдом вынужден следить и стучать не по своей воле — он обязан докладывать обо всех нарушениях, чтобы в следующий раз самому не стать грустным пассажиром «чёрного воронка». Да ещё и семью кормить надо, покупать дочке дорогие лекарства, оплачивать сыну учёбу. А откуда взять на это деньги? 

Впрочем, игра даёт право выбора — превращаться в бездушное орудие в руках тоталитарной машины или оставаться человеком. Вы сами решаете в каждой ситуации, как поступить — донести, например, на главу семейства и разрушить семью, позволить ему исправиться или шантажировать, чтобы заработать деньги на лекарства. Можно даже при желании помогать революционерам. Из таких вот решений и складывается финал истории.

Игра получилась интересной, необычной и эмоциональной, по ней даже одноимённый фильм сняли с Евгением Стычкиным в главной роли. А вскоре должно выйти и продолжение, Beholder 2, — там мы будем играть за молодого сотрудника главного министерства страны, решая, как строить свою карьеру.

Про уродов и людей — Papers, Please и ещё пять остросоциальных игр
Про уродов и людей — Papers, Please и ещё пять остросоциальных игр

Атмосфера в Beholder очень тяжёлая.

Headliner NoviNews

Ещё один остросоциальный симулятор, на этот раз — редактора новостей. Действие Headliner NoviNews разворачивается в мире будущего, где людей ещё до рождения генетически корректируют и модифицируют. Впрочем, это не избавило общество от типичных современных проблем. Главными из них авторы Headliner NoviNews, судя по всему, считают всё, что связано с глобализацией, иммигрантами и ксенофобией — в общем, типичный набор фетишей для любого современного западного СМИ.

Мы играем за редактора газеты, который сам решает, какие новости пропускать и одобрять, а какие нет. И всё это имеет свои последствия. Понятно ведь, что если пропустить заметку о преступлении, в котором подозревается иммигрант, то это ещё больше взвинтит «правые» настроения в обществе. Ситуация усугубляется тем, что мы регулярно общаемся с коллегой-иммигранткой и продавцом-иммигрантом в магазине, куда ходим за покупками. 

Впрочем, Headliner NoviNews позволяет поступать и говорить по-разному, не запирая в заранее определённых рамках. Да и вопросы поднимает разные. Должна ли пресса сохранять независимость от властей? Нужен ли обществу сильный лидер? Плюс типичные киберпанковские темы — стоит ли регулярно постить заметки о масштабах эпидемии, вызванной массовыми генетическими модификациями, писать или нет о том, какой хороший заменитель алкоголя вывели на рынок (а на самом деле это наркотик). А потом, общаясь с приятелем, участником комедийных шоу, мы можем или поддержать его пристрастие к этому «псевдоалкоголю» или просить, чтобы он «не увлекался».

И всё это — в атмосфере стильного неонового киберпанка с шикарной электронной музыкой, возможностью флиртовать с коллегами и завести себе милого пёсика, генетически модифицированного так, чтобы он сразу был приучен к лотку и питался только шоколадками…

Про уродов и людей — Papers, Please и ещё пять остросоциальных игр
Про уродов и людей — Papers, Please и ещё пять остросоциальных игр

Кажется, назревает ещё одна типичная для киберпанка тема.

Orwell: Keeping an Eye On You

Вся игра, как уже следует из названия, пропитана духом романа «1984». Здесь мы выступаем в роли оператора новейшей правительственной программы по контролю граждан — она, конечно, так и называется, Orwell. Наша задача — выявить тех, кто устроит террористическую атаку на столицу Нации. 

Для этого можно не просто вторгаться в частную жизнь, а фактически переживать её — разрешено взламывать электронную почту и даже компьютер любого горожанина, просматривать его профили на разных сайтах, блоги, чат, комментарии в социальных сетях и даже медицинскую карту. 

Но вот что делать с полученной информацией, вы уже решаете сами. На чём-то можно заострить внимание, что-то — проигнорировать. Действительно ли эти люди являются террористами? А как поступить, если вы узнаете о человеке то, что он скрывает даже от самых близких и любимых? Именно от решений игрока в Orwell: Keeping an Eye On You зависят судьбы людей, в частную жизнь которых он вторгся. И, конечно, рано или поздно придёт время сбросить покровы, чтобы узнать реальную цену той безопасности, о которой радеет Нация.

Во втором сезоне, Orwell: Ignorance is Strength, происходящее чем-то напоминает вышеупомянутую Headliner. Пытаясь найти причины и виновников масштабного политического кризиса, мы в роли агента секретной правительственной службы Orwell не просто собираем информацию, выявляя, где правда, а где ложь, — мы ещё и сами решаем, как этой информацией манипулировать и какую версию правды создавать, чтобы получить больше влияния, контроля и власти.

Про уродов и людей — Papers, Please и ещё пять остросоциальных игр
Про уродов и людей — Papers, Please и ещё пять остросоциальных игр

Большой Брат следит за всеми!

The Westport Independent

Ещё одна игра про журналистику, но в The Westport Independent мы выступаем в роли редактора независимой газеты в вымышленном послевоенном городе. Он хочет не манипулировать и лгать, а просто выжить, лавируя меж двух огней — правительства лоялистов и оппозиции.

Каждая из сторон так или иначе давит, и игроку нужно редактировать статьи таким образом, чтобы нащупать хрупкий компромисс между интересами разных групп и при этом поднять популярность газеты. Ситуация почти патовая — и лгать нельзя, и говорить всю правду опасно. Приходится всячески выкручиваться и проявлять чудеса журналистской эквилибристики. Все ваши действия влияют на отношения с сотрудниками, которые обсуждают происходящее как с редактором, так и за его спиной. 

Самое интересное: решения отражаются на общественном мнении — оно влияет на происходящее в городе, а это, в свою очередь, формирует то, какие истории будут в нём разворачиваться и какие статьи мы в итоге получим на редактуру. Вот такой вот круговорот правды и лжи (а также полуправды и полулжи) в природе!

Про уродов и людей — Papers, Please и ещё пять остросоциальных игр
Про уродов и людей — Papers, Please и ещё пять остросоциальных игр

Цензор за работой.

Комментарии: 1
Ваш комментарий

ай яй яй !!!! бессовестный человек! СПЁР статью с ДРУГОГО РЕСУРСА! и ПРИСВОИЛ авторство себе (иначе бы написал с какого ресурса взят материал!!!!)

-3