на главную
об игре
The Whispered World 28.08.2009

The Whispered World. Унесенные шепотом

Дилемма. Не верится, что нам с ней пришлось столкнуться. Через десять лет после официального заката жанра вышел квест, на сто процентов выдержанный в стиле «старой школы», в стиле лучших адвенчур 90-х. Относиться к нему с позиций прошлого или настоящего – ответить на такой вопрос сложно по причине немедленного возникновения другой дилеммы. Сегодняшние приключенческие игры никаких, даже приблизительных, стандартов, характерных особенностей не имеют. Интерактивный фильм появляется одновременно с «гаражным» ужастиком и старомодной адвенчурой, которой нет дела до цифр в календаре. Случилось так, что одна из них оказалась увлекательнее всех остальных игр 2009-го года. А также 2008-го, а также две тысячи... Стоп. Хватит раздавать ярлыки, в том числе и разделяющие игроков (нет – искателей приключений!) на «новичков» и «ветеранов».

Адвенчура называется The Whispered World. Нарисовала её небольшая ностальгирующая немецкая студия. Вы же знаете немцев, они ведь настоящие…

Сказочники

С первых секунд рассказчик говорит, что сегодня счастливой сказки не получится. Настроение не то, да и надоели они ему, наверное. Поэтому хэппи-энда в нашей истории не ждите.

Грустный клоун Сэдвик не очень любит свою жизнь. Он работает в бродячем цирке вместе со старшим братом, постоянно упрекающим его в несобранности и легкомысленности, и дедушкой, который путает братьев, частенько заговаривается и любит готовить несъедобные похлебки. Самая последняя называется «керосиновый суп». Единственный друг – зеленая гусеница по кличке Спот, всегда сопровождающая нашего героя. Но к нему мы вернемся чуть позже.

Даже милый питомец не спасает Сэдвика от постоянной тоски. Виной тому ещё и странные кошмары. Появляется большая синяя голова с одним лишь ртом и предсказывает, что Сэдвик разрушит мир. Так начинается путешествие в Корону, столицу, куда мы должны доставить шепчущий камень.

Daedelic придумали очень самобытную сказочную вселенную. В ней нашлось место необычным животным, волшебным существам, парящим в облаках замкам и безобразным чудовищам. Не хватает только отважного героя, вместо него Сэдвик, сначала постоянно жалующийся и разочарованный в своей судьбе, с течением сюжета он становится храбрее и смелее. Слишком многое требуют от простого мальчишки, никогда не задумывавшегося о встрече с его величеством.

Путешествие к королю разбито на четыре главы, каждая отличается не только сменой пейзажа, но и новыми персонажами, знакомиться и общаться с которыми хочется постоянно. Необычные, запоминающиеся, неповторимые, они будут нас забавлять, развлекать, заставлять грустить и размышлять. Камни-близнецы вынашивают планы по порабощению мира. Начальник железнодорожной станции очень напоминает Сумасшедшего Шляпочника. Отдельного же рассказа заслуживают герои второй главы.

Скаредный Рубен превратил остров в отдельное государство, лишив его всяких сообщений с материком. Жизнь – тоска, пустое прозябание – доставляет ему меркантильное удовольствие, думать про остальных он начинает, только когда они нарушают его покой. Страдает бедный трудяга Бандо, готовый работать день и ночь, без разницы где и кем (дать хоть оперным певцом – с таким-то голосом!), но Рубен запрещает. Противостоит мелочному диктатору затворник Малахай, уединившийся на второй половине острова и постоянно раздумывающий над смыслом существования. И даже он боится разбудить Калиду, поэтому зажигает свечи на острове, чтобы крохотные Яки никогда не встретили друг друга. Эта небольшая история не так глубока, как подобная ей в Tale of a Hero, однако само устройство прошептанного мира окажется в итоге совершенно иным.

Уникальная атмосфера обреченности, угнетающая, усиленная чувством нашей беспомощности, в The Whispered World создана безупречно. Вспомните «Бесконечную историю»: ощущение наступающего конца передано Daedelic столь же точно. Формирует общее настроение в немалой степени озвучка. Давно не приходилось слышать столь безукоризненно подобранных голосов. Про каждого персонажа хочется говорить отдельно: интонация, тембр, темп, тон – не знаю, на какие составляющие расписать эту прекрасную немецкую речь. «Пусто. Как и все, что со мной связано (Leer. Wie alles, was mir gehört),» – говорит Сэдвик, открывая ящик стола. В этих словах столько тоски и отчаяния, что становится сразу, с первых минут, жаль героя. Кому-то он покажется слишком слезливым и даже ноющим, но в конце игры его поведение будет совершенно иным. Маленький клоун станет мужественным и бесстрашным. Описание сюжета можно продолжать очень долго, к моментам, с ним напрямую связанным, мы еще вернемся. Пока же придется отметить элементы адвенчуры, которые стоило бы выполнить лучше.

Математики

Представление о квесте «старой школы» неразрывно связано со странными, подчас абсурдными манипуляциями с предметами. Подчеркиваем в очередной раз, что такой подход к дизайну нормальным не является и никогда являться не будет. К сожалению, это необъяснимые издержки производства игр жанра и, к сожалению, не обошли они стороной и The Whispered World. На протяжении всей адвенчуры мы периодически задаемся вопросом «Почему?» Смолу можно набрать только в одну единственную тарелку, прилепленную к древнему тотему, когда на кухне дедушки полно кухонной утвари Решение важнейшей головоломки откладывается из-за поиска воронки, которой в силу чрезвычайных обстоятельств нет в находящейся рядом химической лаборатории. Сюда же записываем все алогизмы, вроде использования крысы в качестве крюка. И не забывайте закрывать за собой двери: вдруг отыщете за ними что-нибудь полезное. Пиксельхантинг сюда записался мимоходом, но больших проблем с поиском «горячих точек» и нагромождениями в инвентаре нет. (В отличие от сами знаете кого. Триквел, кстати, выходит в конце ноября). В крайнем случае, нажатием на «пробел» подсвечиваются все доступные объекты.

Количество раздражающих задачек в действительности значительно меньше удавшихся. Отрицательное всегда запоминается лучше и старается вытеснить положительное, так что полоумных решений, заставляющих удалить игру, в The Whsipered World, к счастью, вы не найдете. Немногочисленные пазлы, за исключением двойных «пятнашек», просты и уместны. Решение самой интересной головоломки подпорчено управлением. Достаточно было вынести её на отдельный экран, а не заставлять нас высчитывать мышкой миллиметры экрана.

Необходимо, что случайность отдельных решений подразумевается изначально. Игра выделяется высоким уровнем интерактивности. Самые безумные действия Сэдвик снабжает своим собственным комментарием. Поэтому машинальный перебор предметов инвентаря – лишняя возможность услышать что-нибудь новое и забавное от главного героя. Черта, также свойственная старым адвенчурам, а сейчас (справедливо) забытая. Интересных и логичных задачек авторы придумали немало. Верный спутник Спот – не просто немой собеседник. Он претерпит четыре стадии трансформации, а его помощь окажется незаменимой во многих ситуациях. Целый эпизод в начале четвертой главы построен вокруг управления только им. Получилось блестяще.

Столь же высокой оценки заслуживают встроенные в диалоги небольшие головоломки. Общий принцип отчасти напоминает словесные дуэли из Monkey Island, самая шикарная дискуссия развернулась с упомянутым смотрителем железнодорожной станции. В редкой адвенчуре великолепные тексты совмещаются с такими замечательными находками.

Художники

Самое главное средство борьбы с возникающими фрустрациями – отвлечься, побродить по разным местам, посмотреть, насколько роскошно игра выглядит. Марко Хюллен потратил несколько лет на то, чтобы нарисовать красивейшие пейзажи, интерьеры и экстерьеры. Графические квесты всегда поражают тщательностью проработки экранов и вниманием к деталям. После секундного взгляда на картинку The Whispered World в первую очередь замечаешь знакомый стиль. Сходство с мультипликацией Хаяо Миядзаки отнюдь не случайно: в ранних версиях игры вместо музыки был саундтрек из «Унесенных призраками». Сейчас звучат собственные композиции от Periscope Studio Hamburg, сочиненные на фортепиано, фаготе и флейте.

Философы

Иногда играм удается вырваться из обычных границы сюжета и поговорить о чем-нибудь постороннем, не обязательном. Daedelic в финале четвертой главы продемонстрировала необычное противопоставление. Добро и зло в «Прошептанном мире» , кажется, открыто присутствуют. Сэдвик должен спасти короля, отвратительные Азгиль хотят его уничтожить. Неожиданно перед нами появляется выбор между сохранением мира и чем-то другим. Чем именно – уточнять все-таки не стану. С точки зрения этой перспективы можно взглянуть на всех персонажей по-новому. Так, а еще немалой степени благодаря титрам, появляется желание (достаточно редкое после прохождения адвенчуры) запустить игру с начала. Уже без непроходимых головоломок и только наблюдая за меняющимися персонажами и сюжетом.

Ein kleines Meisterwerk

Назвать The Whispered World лучшей адвенчурой года нельзя, поскольку неизвестно, успеет ли «Руссобит-М» выпустить её в ноябре-декабре. Международный релиз перенесен на двенадцатое февраля будущего года. Поэтому вероятно, что игра в наших «Итогах года» представлена не будет.

Хватит, впрочем, о третьестепенном.

Настоящая сказка, настоящее приключение, каким и должна быть любая подлинная адвенчура. Не нужно обращать внимания на неровности механики. Путешествуйте по прекрасному миру, наслаждайтесь общением с его обитателями, дайте волю своему воображению. Современные квесты с такой легкостью разлагаются на составляющие, что мы уже привыкли разбирать их по частям и говорить потом: «Не работает».

The Whispered World возвращает игрока в середину девяностых не только из-за того, что она рисованная или отсылает к адвенчурам тех лет (например, к Torin's Passage). Она показывает, какими были квесты во время расцвета жанра и какими они должны быть сейчас.

Нет никакой дилеммы. Играйте в свое удовольствие, дорогие искатели приключений.


Рейтинги:

Геймплей: 9.0
Графика: 9.5
Звук и музыка: 10
Интерфейс и управление: 8.5
Оценка автора: 9.0

Общий рейтинг: 9.2

Комментарии: 19
Ваш комментарий

А игра прикольная - ну не пожалел, скажем так, я времени на неё потраченного

1

Игра не добавлена ни в любимые, не имеет ни одной оценки пользователей...

0

Мда, впервые о игре слышу... А учитывая когда у нас выйдет еще долго и не узнаю

0

Никогда не любил адвенчуры. Ни в 90х, ни в новом тысячелетии. Вся эта статичность, всевдо-реальность, "несвобода" не позволяет нормально поиграть, окунуться в другой мир. А пиксель-хантинг? Что может быть хуже? (только задания "убей 10 волков"). Для меня это мертвый жанр, напрочь убитый великолепным троюродным(?) братом - РПГ - при первом же моем знакомстве с ним. А статья понравилась, хорошая статья, добро-печальная... Под Lacrimosa "Elodia" прочитал с удовольствием. десятка. Спасибо, moaa.

0

Странно встретить на ПГ человека, который слушает Лакримозу - Вор-маг, надеюсь она не тебе посвящена? ;]

0

вот уж ниоткуда игрушка, и сразу "в князи" записали!!!

0

Есть вообще те, кроме автора, кто знал про игру до видеообзора?

0

об игре ничего не знал. ознакомлюсь...

0

Млин, наверно офигенная получилась игрушка. Автор прямо таким грустным и задумчивым стилем все описал, что начинаешь верить: эта адвенчура действительно заставляет людей, как и автора статьи, входить в транс от увиденного в ней...... )))

0

Немецкий квест, да ещё и чуть ли не лучший в жанре? Дас ист фантастиш!

0

Написано "приятно" +10 А игра так... - для меня квесты замена мно презираемых флэшек... ну типа устал, решил выпить кофе... сел на кресло с ноутом... врубил квестик и отдыхаешь, заценивая какую-нить (ну допустим интересную)историю...

0

я слушаю лакримозу )))) значит понравилась рецензия)

0

я слушаю лакримозу )))) значит понравилась рецензия)

0

Обалденная игра, уже полгода жду, никак не дождусь Оригинальность - её конёк=))

0

[spoiler]Рецензия оплачена. Очевидно же.[/spoiler]

0

Не гони. Если бы она была купленой, она была бы лучше и не была переполнена фигнёй вроде "Игра потрясающая :) Только её хотелось снести :( Но не снёс же :) Управление ужасное :( Но паззлы прикольные :) Всё так плохо :( Что даже хорошо :)"

0

Это действительно крутая игрушка. Серьезно. Такие истории нечасто встретишь. Даже слезу пробивает.

0

Вор-маг рпг куда более примитивный жанр. По теме- Умирающий жанр...Да квестов вызодит неприлично много для умирающего жанра! правда хороших мало.

0