на главную
об игре
Myst 24.09.1993

История квестов. Часть 3

Нам известно множество примеров смешения жанров в играх. Это явление не обошло стороной и квесты, и в конце 1980-ых Sierra выпустила игру под названием Quest for Glory I: So You Want To Be A Hero?. Она положила начало серии игр Quest for Glory, которая всего насчитывала пять частей. Этот сериал практически стер границу между классическим квестом и классической RPG – здесь было и то, и другое, причем эти два жанра были очень грамотно переплетены друг с другом.
Итак, начиная игру, выбираем героя. Вернее, выбираем путь, по которому будем двигаться в игре – путь воина, мага или вора. Разделение далеко не условно – от вашего выбора зависит все – диалоги, реакция персонажей, монстров и порядок действий. Путь воина наиболее прост – он силен, у него есть щит и меч, поэтому прём вперед, ломая и круша все на своем пути. У колдуна методы ведения дел более утонченные, он использует магию и заклинания – в первой части их всего семь, а в пятой будет уже тридцать. Но самым интересным в игре, по моему мнению, является прохождение за вора. Конечно, вор – не самая героическая и честная профессия, но самая увлекательная – надо действовать осторожно, практически под покровом ночи, обхитрить всех и самому остаться в выгодном положении. В общем, задача не из легких. Кстати, можно создать персонажа со смежными способностями, то есть, допустим, у вора или мага прокачать силу, он останется при своих умениях, но будет еще и неплохим воином.
В общем, все достаточно понятно – раз RPG, то прокачиваем героя, раз квест, то решаем задачки и головоломки. Своеобразным ноу-хау в игре стало понятие времени. Раньше смена дня и ночи происходила в определенный момент – выполнил герой несколько нужных действий, и вот все уснули. А здесь все иначе – захотел поспать – лег, вот и утро. Это можно сделать в любой момент. Причем некоторые действия в игре можно выполнить только в определенное время суток, этим Quest for Glory стала больше похожа на реальную жизнь: у вас вечером важная встреча, а заняться ну совсем нечем – легли отдохнуть, чтобы набраться сил и время скоротать.

А часики-то тикают

Куда дальше зашли создатели The Last Express. Как ни странно это говорить, но именно в 1997-ом году игровой мир благодаря ребятам из Smoking Car Productions узнал, что такое действительно нелинейный сюжет. Стоит сказать, что в игре имеется всего 2-3 контрольные точки, которые у всех будут одинаковыми, но как до них добраться – одним разработчикам известно, сколько тут возможных вариантов. Поэтому в этой игре солюшн и подсказки практически бесполезны – все равно где-то, но будет иначе. «В чем же дело?», - спросите вы меня. Дело все в том, что эта игра происходит в реальном времени. В прямом смысле этого слова. На все есть только один шанс и никаких сэйвов. То есть если вы не оказались в нужном месте в нужное время, вы не узнаете какую-нибудь ключевую информацию, и все - поезд ушел (собственно, в прямом и переносном смысле). Вернуться вы уже не сможете – ну нельзя же вернуться назад во времени. Вот так-то…
К слову сказать, The Last Express был уникален во всех отношениях. И хотя эта игра прочно входит в список классических квестов в истории игровой индустрии, в то же время она совершенно не окупила затраты на ее создание. Парадокс? Скорее всего. Кстати, создателем The Last Express является сам Джордан Мехнер – это он принес в наш мир легендарную игру Prince of Persia.


Играть или смотреть? Смотреть или играть?

Внесение в классический квест элементов из других жанров было не единственной попыткой изменить представление о классической адвенчуре. Помимо этого разработчики стали осуществлять попытки создания видео-квестов. Об одной из таких игр мною было написано в первой части – это была Gabriel Knight. Теперь пришла очередь рассказать еще об одном видео-продукте от Sierra – о Phantasmagoria. Первая часть вышла почти сразу за Gabriel Knight – в 1995-ом году, и рассказывает о молодой паре, которая переезжает в большой, но жутковатый особняк. Все действие происходит в этом доме и вокруг него, и главной героине предстоит выяснить, почему тут творятся непонятные мистические вещи, плюс муженек потихоньку звереет и начинает ненавидеть всех и вся.
Сразу скажу – заявка почти на фильм Хичкока. В игре приходится не столько играть и производить какие-либо действия, сколько смотреть. Но в этом-то и фишка – получается, что на экране компьютера фильм, но интерактивный, и у вас есть возможность принять участие в происходящих событиях. Вообще, атмосфера довольно мрачная, причем игра вышла с рейтингом 18+ из-за обилия насилия и крови. Поэтому, если у вас есть свободный вечер, а лучше ночь – приглушите в комнате свет и запускайте Phantasmagoria – куча эмоций гарантирована. Единственное, что может сбить – это постоянная смена дисков. Игра вышла на семи CD, но это объясняется не ее продолжительностью (сама она довольно короткая), а обилием видеороликов, поэтому приготовьтесь то и дело вставлять и вынимать диски из привода.
Годом позже Sierra решила выпустить вторую часть игры и назвали ее Phantasmagoria: A Puzzle of Flesh. Жутковатое название, да и память о первой части, привели поклонников в восторг. Правда, в главной роли выступает совершенно другой персонаж – сотрудник фармацевтической компании Кертис Крейг. У парня были проблемы с психикой, от которых он даже лечился, а теперь они снова дают о себе знать. В общем, эту игру приняли не так тепло, особенно те, кому полюбилась первая часть. Причем даже сам Кен Уильямс сказал о ней следующее (цитирую): «Эта игра более мрачная, чем Phantasmagoria, и в ней затрагиваются более серьезные темы. Я уверен, что есть люди, которым вторая часть понравится больше, чем первая, хотя я сам предпочитаю Phantasmagoria 1 (еще бы, ведь моя жена создала ее!)».


Мистическая история

Раз уж пошла речь о видео-квестах как о шедеврах той поры, то есть смысл упомянуть еще об одном проекте. Честно говоря, у меня есть мнение, что об этой игре нужно либо говорить очень долго, либо не говорить вообще. Но рассказывать об истории квестов и не сказать о Myst – это преступление, на которое я не пойду.
В 1991-ом году разработчики из компании Cyan Worlds задумали нечто совершенно новое, непохожее на существующие игры. Компанию основали два брата – Рэнд и Робин Миллеры. Они решили сделать игру-мир, сюжет которой вертится вокруг человека, тоже создающего миры. Зовут его Атрус. Он обладает необычайным даром – все, что он рисует, волшебным образом превращается в реальность и оживает. Мы случайно открываем одну из его книг с рисунками и попадаем на остров – порождение фантазии Атруса. Так начинается наше путешествие по загадочным мирам. Мы бродим по острову и понимаем, что время разделилось на до Myst и после.
Вышедшая в 1993-ом году Myst не только положила начало целому жанру «имени себя», но и задала новые стандарты компьютерной графики. Миры, созданные разработчиками Cyan, поражали своей красотой, любой кадр из игры можно было помещать на рабочий стол в качестве обоев (правда, Windows 95 тогда еще не было). А уж как было приятно на фоне всей этой красоты ломать голову над загадками. В каждой игре серии головоломки существуют не просто для развлечения игрока, они – неотъемлемая часть сюжета, суть Myst. С одной стороны, они очень логичны; с другой – безумно сложны.
Именно этим Myst отличалась от остальных игр – здесь не надо было ни с кем сражаться, соперничать, в ней не было убийств, крови или набора очков. Весь интерфейс – в виде курсора, изменяющего форму при наведении на объект. На протяжении игры нам предстоит вступать в поединок исключительно с миром мышления и логики, пытаться разгадать раскиданные повсюду загадки, которые, в свою очередь, соответствовали каждому из миров, представленных на острове. Myst выделилась еще и тем, что сразу начала издаваться на CD, чем способствовала продвижению этого носителя в массы.

Популярность игры была настолько высока, что братья Миллеры стали знаменитыми еще в первую неделю продаж. Для них это оказалось настоящим сюрпризом, ведь игра создавалась командой из девяти человек в гараже города Спокан, штат Вашинтон. Но факт остается фактом: продажи превысили шесть миллионов копий, и Myst долгое время был самой продаваемой игрой на PC, породив тем самым массу подражателей, которых фанаты презрительно называли мистоидами.
Чтобы не увлекаться и не пускаться в подробности, скажу лишь, что частей игры вышло пять (последняя появилась не так давно – в 2005-ом году). Все игры были разными, какие-то удались меньше, какие-то больше. Были попытки создания online-вселенной Myst – везде появлялись новости об огромных пространствах, сногсшибательной графике и первом в мире онлайновом проекте с поддержкой голосового общения. Uru: Ages Beyond Myst, вышедшая в 2003-ем году, потеряла приставку “online” в названии буквально перед самым выходом. Громкой сенсации так и случилось, и проект стал лишь одним из продолжений серии.
Myst навсегда занял почетное место в игровой истории и, конечно же, в наших сердцах, поэтому все поклонники этой серии игр будут ждать от Cyan Worlds дальнейших потрясающих творений.

Большая маленькая адвенчура

Нельзя не сказать и о другом знаковом проекте, вышедшем в 1994-ом году – о Little Big Adventure, которая покорила игроков, причем даже тех, кто к адвенчурам относился в принципе равнодушно. Состав коктейля под названием LBA был таков – немного экшена, чуточку аркадных элементов, пара капель RPG и наконец та самая adventure. Именно такое смешение жанров принесло игре настоящий успех. Приключения главного героя по имени Twinsen происходят в трехмерном мире планеты Twinsun. Подробности сюжета раскрывать не буду, но скажу, что добиваться конечной цели наш герой будет всеми возможными и невозможными способами. Будет идти напролом, вступая в бой с врагами с помощью кулаков или используя магию. Будет прятаться или красться, дабы остаться незамеченным. Или будет спокойно прогуливаться, общаясь с окружающими персонажами и исследуя различные объекты. Причем решать, как он будет себя вести, только вам – именно для этого в игре предусмотрены четыре режима поведения главного героя. Что касается линейности – она есть, потому что есть единая линия сюжета и одна конечная цель. Но в процессе игры никто не мешает вам выбирать порядок действий самому, что очень положительно влияет на игровой процесс.

В 1997-ом году разработчики порадовали нас продолжением под названием Little Big Adventure 2: Twinsen's Odyssey. Именно продолжением, причем очень логичным – нельзя сказать, что вторая часть хуже первой (как это частенько бывает, к сожалению), но и что в сто раз лучше – тоже. Просто это действительно логическое продолжение – возвращение в знакомый мир с так полюбившимся героем. Как всегда – вокруг все плохо, куча проблем и нам снова предстоит их решать. В общем, все то же самое – все те же четыре модели поведения, все тот же вид сбоку-сверху. Решать проблемы можно также в любом порядке, причем с помощью явно пополнившегося арсенала оружия. На таком же высоком уровне осталось и музыкальное оформление, что не удивительно – как и для первой LBA, музыку для второй части писал французский композитор Philippe Vachey.
Спустя несколько лет стали появляться слухи о третьей части. В 2001-ом году создатель LBA Фредерик Рейнел даже сообщил подробности нового проекта и пообещал, что к 2003-му году игра появится на прилавках. Увы, но своего обещания он так и не выполнил.

Комментарии: 12
Ваш комментарий

Little Big Adventure 2: Twinsen's Odyssey - нереально крутая игра. Всем, кто не застал, пропустил, не слышал или не знает, но уважает хороший сюжет, выдержанный стиль и приключения - must have.

0

LBA - нестареющая классика...

0

LBA 2 - игра моего раннего детства, никогда не забуду!!! Столь добротная игра, сделана с душой, щас такие не выходят.

0

Ох, помню эту фантасмагорию - так люди становятся дискжокеями) LBA прелесть, прошел пару раз, жаль, что 3 часть не выпустили ..

0

Little Big Adventure, современное говно не идет не в какое сравнение. пожалуй надо будет скачать и перепройти.

0

Как-то мало любителей квестов, тем более классических, на ресурсе playground.ru. ) LBA - замечательная сказка. Quest for Glory или просто Hero Quest же - это такая классика, в которую никогда не надоедает переигрывать. Жалко, что Sierra не переделала вторую часть под VGA , как первую. )

0

ЛБА зачет, тока багов многовато было, застревала часто =) Мист3 - прошел, 4-й конец неасилил. Таких красивых и интересных игр я еще не видел! И как понимаю в скором времени не увижу =((( Мист5 су*а *овном оказался, движок ммммать их.. сменили дятлы.=(((

0

Многие даже старые игры намного интересней современных сделанных на потоке

0

83ewro , на Сони - не единого застревательного места.

0

83ewro Про LBA зря, я ее 2 раза прошел на разных компах и лагов вовсе не было, так что железка тебя подвела или directX третий ) Недавно выкачал на PSP верcию LBA под эмуль PS1, наверное пройду еще разок, и в правду, сейчас таких игр не выходит, все поделилось на экшены и трэш (

0

Отличный цикл статей. Автор продолжай обязательно, очень интересно читать!

0

Мда ,помню помню LBA ,когда проходил мне лет 5 было ,но до сих пор всё помню ,игра афигенская ,больше подобных игр невидел!! По мне так щас игры-шлак!! Всё думают о деньгах!! Вот ещё помню Неверь в худо (Neverhood) тоже афигенная игра ,по мне так самая лучшая из всех!!! Я её 5 раз перепроходил ,и щас ещё могу!! Кароче ,Neverhood ,LBA ,MYST -Рулят!!

0