Culpa Innata

8.1
()

Culpa Innata. Событие года

©

Вступление, которое одни читатели найдут полезным, другие – лишним

Давайте уже поговорим о жанре адвенчур искренне. Он живет, стоит, существует благодаря редким играм, продлевающим его жизнь. Инъекции случаются нечасто, именно поэтому жанр временами напоминает мумию, временами – самое прекрасное, во что можно сыграть на компьютере. Вехи сейчас очень редки, последняя датируется 1999-ым годом, появлением The Longest Journey, эпика сокрушительной силы, огромного масштаба, смело охватывающегося две вселенные. Название – да, название не обманывало, путешествие до сих пор не закончилось: FunCom недавно «уронила» в Интернет шараду о Dreamfall Chapters, добавив, что, в общем, пока еще рановато. Издевательство.

2047

Сейчас у нас новый эпик, с не менее проработанной предысторией, но лишенный столь насыщенного основного действия. Неудивительно: изначально это детектив.
2047-ой год, Всемирный Союз, город Адрианополис на границе с Россией. Куда дели Европу, спрашиваете? Авторы придумали свой вариант развития событий в будущем, предусматривающий перекройку современной геополитической карты.
Массовые беспорядки, войны, природные катаклизмы, глобальный экономический кризис. Здесь и новая Великая Депрессия, только с приставкой гипер-, и всеобщий хаос, и восстания – множество событий, дат придумано для придания достоверности течению истории середины двадцать первого века. До красных кнопок дело, к счастью, не дошло, постапокалипсиса не предусмотрено, по крайней мере, на территории того самого Всемирного Союза, первоначально свободной торговой зоны на территории Европы и Америки (Северной и Южной), которую предварительно навестили миротворцы для наведения порядка. Границы укреплены, создана непобедимая армия, наука и технологии улетели высоко за облака, Greenpeas стал писаться именно так и получил статус министерства по контролю за окружающей средой. О его заслугах следует сказать отдельно: вырубка деревьев прекращена, началось восстановление лесов, полностью запрещено использование ядерной энергии, жители Союза не курят и не едят мясо. Стопроцентно здоровый образ жизни. Преступников не сажают в тюрьмы, а направляют на принудительно-добровольное лечение, после чего они забывают о своих злодеяниях. Утопия, одним словом.

Главным является материальное благополучие. Общество максимально цинично и эгоистично, жадность – одно из главных качеств, альтруизм – психологическое заболевание. Дети не знают своих родителей и воспитываются в специальных учебных заведениях, институт брака запрещен. Человек сконцентрирован только на одном, улучшении своего коэффициента развития и звания: от ученика до призванного, чей ранг подчеркивает специальная татуировка на лбу (есть еще самая верхушка, но мы их ни разу не встретим).
Все жилые дома выходят окнами на пирамиду: целый торговый район, состоящий из магазинов, ресторанов и ночных клубов. Антиутопия, одним словом.
Так к какому полюсу склоняется это государственное образование? Идеалистическая мечта или мрачный технократический гротеск? Все без исключения граждане склоняются к первому варианту, ведь они «абсолютно счастливы». Поэтому влиться в общество хотят жители других стран, которых именуют изгоями (rogue-states, в их числе Китай, Индия и Россия), для чего им необходимо пройти курс обучения в академии и выдержать итоговое собеседование. Академия является частью центра мира и безопасности Адрианополиса, где работает главная героиня игры, старший сержант Феникс Уоллес.

Сила диалога

Феникс – обычный житель города, беспрекословно выполняющий свои обязанности, уверенный в совершенстве построенной системы и всеми силами служащий ей. Призвание определяется еще педагогами в детских центрах, ошибки не может быть даже в выборе профессии, поэтому девушка уверенно продвигается по службе, к тому же ей доверяют возглавить расследование нового, сложного и таинственного дела. Убит гражданин Союза, бывший иммигрант Василий Богданов, на территории России (пусть там находится Одесса), но от этого легче не становится: об убийствах в Союзе не слышали уже 15 лет. Происшествие чрезвычайное, и офицер немедленно за него принимается, Начинается, как и было сказано, детектив.
На место преступления выезжать бесполезно, в нашем распоряжении только знакомые и люди, хотя бы несколько раз видевшие Богданова. Самого разнообразного характера, внешности, отношения к жизни, образования и социального статуса, персонажи – одна из важнейших и интереснейших сторон игры. Текста столько, сколько может себе позволить не каждая ролевая игра. Собеседников более пятидесяти: по работе вы вынуждены знакомиться с новыми. Диалоги насыщенны, содержательны и строятся исключительно игроком. Можно с удовольствием прослушать все реплики, выбрать все варианты, можно отметить только ключевые и попрощаться, можно вообще все пропустить (нужные записи останутся в дневнике). Последнее очень маловероятно, особенно если учесть отличную озвучку и постоянно меняющиеся ракурсы камеры во время разговоров. Кроме того, героине поручено проводить упомянутые собеседования с иммигрантами. Они прекрасно разряжают иногда слишком напряженную обстановку. Я, признаться, одного потенциального злоумышленника все же проморгал, зато у остальных обмануть меня не вышло.
Самое сильное впечатление – появление главнокомандующего, одного из призванных. Абсолютно неэмоциональное выражение лица, равнодушный, но четкий, повелевающий голос, от которого бросает в дрожь. Он отлично бы подошел на роль доктора Брина из Half-Life 2. Появление этого персонажа обусловлено и мощным сюжетным ответвлением, что только усиливает его важность и напряженность ситуации.
Следствие с переменной скоростью продвигается вперед, открываются необычные подробности, соприкасающиеся с основным происшествием. Завершается игра также детективом, но главная часть повествования – именно в необязательном сюжетном ответвлении, которое можно вообще пропустить. Правда, сложно представить, что вас не одолеет любопытство и вы лишите себя удовольствия раскрыть причину сбоев в системе и странных посланий. Параллельное расследование подано очень тонко и искусно, неподдельно интригуя, но ни к чему словно бы не обязывая.

Инкрустация

Игровой мир проработан с большой тщательностью. С первых минут вы начинаете привыкать к необычному окружению, изучать законы Союза, исследовать город - осваиваться, иначе говоря. Может показаться, что слишком много внимания уделено предыстории, это так, но упомянуто далеко не все. Пробегитесь по академии, посмотрите исторические плакаты с хрониками событий двух последних веков, стенды организации NGO позволяют узнать о проблемах в странах-изгоях, решенных в Союзе. Конституция, геополитическая карта, даже устав расскажут немало занимательного о государстве и его жизни. Без столь подробной – назовем ее так – экспозиции, своеобразной игры в игре, сюжет не был бы полностью раскрыт, мы бы не увидели динамики развития характера Феникс, успешно (для себя) пытающейся ее замаскировать. Наблюдателю, безусловно, виднее, и тем ценнее изменение внутреннего мира героини. Решающую роль играет в нем та самая необязательная сюжетная составляющая, к которой мы уже не в первый раз возвращаемся. В самом деле, сложно назвать её необязательной, равно как и сны, которые появляются отнюдь не просто так.
Чрезмерная серьезность в нужные моменты разбавляется юмором. Продавец обуви Эл – копия своего тезки из сериала “Married… with Children”, а лучшая подруга прерывает очень важный и напряженный разговор по не менее важной причине – купить платье на распродаже, что, безусловно, должно лучшим образом отразиться на экономике Союза.

Архитектура

Построено приключение нелинейно. Вы выбираете, каких знакомых убитого навестить в первую очередь, какие места посетить, причем список адресов регулярно обновляется. Закончили допрашивать одного свидетеля – на очереди следующий. Днем удастся навестить всего нескольких, ведь ночью есть тоже места, которые необходимо посетить. Работа продолжается целый день. Не все собеседники хотят общаться с органами правопорядка, зачастую приходится выбирать нужные интонации и темп ведения разговора. С кем-то можно спокойно, останавливаясь на любимых телепередачах и магазинах, поговорить и мирно разойтись, к другому следует обращаться согласно официальному этикету, третьему надо пригрозить наказанием за отказ от содействия закону.
Даже в расследовании могут быть неправильные версии, а частые ошибки и необоснованные требования ордеров на арест приведут к «неправильной» концовке. Финал в любом случае оставляет игрока с вопросом «И это все?». Мы ведь ждали еще столько же, как вы смеете нас прерывать? Очень просто, Culpa Innata и без того длится несколько десятков часов. Силы у авторов отнюдь не безграничны, они и так сделали слишком много по меркам современной адвенчуры, так сейчас никто не работает. Уверяю вас, даже Сокаль так не работал.

Мастерство

Испортить роскошное приключение под силу только невменяемым Myst-style пазлам. Как же замечательно, что в «Презумпции виновности» их нет. Все головоломки логичны, доступны и, главное, уместны. О Cyan напоминает только какая-то ерунда с механизмами в магазине Ultimate Faithful, но это единственный пример, к тому же предложенное кручение-верчение вентилей и шестеренок сложным назвать нельзя. Возмущает лишь их вероломное появление.
Три различных варианта мозаики мы решаем при помощи специального оборудования и замечательного компьютера, который умеет сравнивать, воспроизводить изображение, текст, восстанавливать трехмерную графику и многое другое. Любопытными оказались даже задачки с электросхемами; безвыходные ситуации, когда ты уверен, что точно не доберешься до решения (привет, Revelation), не замечены. Нет и возни с инвентарем и применения предметов самым неочевидным способом: их даже комбинировать нельзя (привет, Broken Sword, особенно четвертый).

Обложка

Визуально адвенчура, безусловно, должна выглядеть презентабельно. Увы, это главная проблема Culpa Innata, с которой нельзя ничего поделать. Выглядит игра страшно, очень страшно. Традиционные оправдания вроде выдержанного стиля и дизайна не спасают: надо просто привыкнуть. Да, статичные задники рисовать проще, а здесь полное 3D, но почему тогда всего два разрешения – непонятно. Приятное впечатление, если его можно назвать таковым, оставляют живые модели персонажей во время диалогов: мимика и жесты выполнены действительно здорово, пусть и совсем не технологично (Fahrenheit недостижим).
Случаются неприятности с поведением камеры и pathfinding’ом. Стандартная point-and-click навигация осложнена переходами между локациями, встречаются ошибки с анимацией героини, когда она просто замирает и не реагирует на наши действия. Последние патчи устранили эту ошибку.
В целом же управление вполне обычное, на правой кнопке мыши закреплен специальный PA (personal assistant), содержащий карту для быстрого перемещения, инвентарь, телефон и дневник. Заглядывайте в него чаще, не исключено, что, завязнув где-нибудь в сюжете, вы сразу же найдете там ответ.

***

Из «Итогов 2007» вы знаете, что Culpa Innata – лучшая адвенчура года по нашему мнению. Позволим себе уточнить: лучшая адвенчура со времен The Longest Journey. За восемь лет, но соперничать с красавицей FunCom она не может, ведь сейчас создание приключений – дело затратное и малоприбыльное. Momentum очень долго не могли найти издателя, за это время игра постарела еще больше; что отразилось только на ее внешности, внутренне квесты, как известно, не стареют.
Неизвестная турецкая (именно так) команда создала невероятное – новый эталон жанра. До сих пор непонятно, почему «Презумпция виновности» вышла не в 1994-jм.

P.S. Уже за один факт официального выхода Culpa Innata в России стоит поблагодарить «Акеллу», с остальным сложнее, потому что переведены только тексты. Заметна спешка во время работы над локализацией: иногда появляются совсем элементарные ошибки, некоторые реплики вообще пропускаются, но совсем грубых изъянов, мешающих собственно игре, замечено не было.


Рейтинги:

Геймплей: 10
Графика: 4.0
Звук и музыка: 9.5
Интерфейс и управление: 7.5
Оценка автора: 10

Общий рейтинг: 9.3

об авторе
Пользователь пока ничего не написал о себе.
12
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ Culpa Innata. Золотое издание "Ролик" Culpa Innata на золоте
Комментарии (31)
Первый. Год стартовал отменно, видимо.
Темная лошадка котрую никто не ждал получет оценку как обливион.
Интересно, как расчитывается общий рейтинг? Ср. арифметическое 8.2. А как 9.3?
надо будет в нее поиграть :)
Нифига подобного максимум для этой игры 7.5
Впервые слышу об этой игре.
За графику 4, а за геймплей то все 10!!!, видать игруха стоящая
Игра вышла в прошлом году. И для жанра квестов - это действительно событие, оценка вполне оправдана. Я вот сам где только можно пиарю игру как лучшую в прошлом году. Другой вопрос, что на счет лучшей за 8 лет я бы все же поспорил. Как минимум, забыли про Фаренгейт - там и нелинейность была тоже, и графа лучше, и разнообразия за счет мини-игр больше. Как минимум, не хуже.
Тем более, что игра стала лучшей адвенчурой по мнению редакции за прошлый год
а вообще по духу и даже по механике где-то игра сильно на Блэйд раннер смахивает от вествуд. вот там был действительно лучший квест
demigot
Ты прав на счет фаренгейта по любому ему проигрывает и longest journey и culpa innata, видать автор за был про него
О Мистах 3 и 4 тоже, очевидно, забыли. И о Runaway. И о многих других. А для автора, похоже, "невменяемый" Myst является "ерундой с механизмами". Нет чтобы признать, что ума не хватило пройти до конца. В квестах вообще упор сделан на мозги, а не на клацанье.
на счет мистов автор врятли мог забыть серия известная правда оказалась некому не нужная и канула в небытие
Статья на самом деле совсем не пиаристая - из нее следует, что игра слишком неровная, равная и с невнятным финалом. Думаю, на самом деле все обстоит лучше. Из статьи совершенно не понял, что в этой игре хорошего и почему 10. Десятку ставят Великим Прародителям, а не клонам. Но все равно поиграю - просто потому, что люблю адвенчуры. Если окажется хотя бы настолько хорошей, как Ni.Bi.Ru, то буду удовлетворен.
"В квестах вообще упор сделан на мозги, а не на клацанье."
Квесты бывают разные. Какое может быть приключение без общения с окружающими, без исследования мира. Это тогда не adventure, а чистый паззл. И он по другим раздеоам проходит. Самие лучшие квесты это те, которые грамотно совмещают и болтание, и головоломки. В Кулпе, кстати, так и есть.
Что касается Runaway, то там обе игры слишком линейны, слишком несерьезны по духу, там слишком прост мир и его проработка, чтобы тягаться с фаренгейтом или кулпой. это все равно что милую аккуратную песочницу сравнить с котлаваном
Каждому свое. Я поставлю по десятке именно Runaway 2 за свежие и светлые впечатления, по силе не уступающие детским, и первому Myst. Ибо первоисточник всего.
Но просто удивительно, что автор не обнаружил для себя ни одного качественного квеста с 1999 года.
А это и не моя статья, я тут ничего не пиарил. Что касается "чего тут хорошего", то вроде в тексте автор написал же про нелинейность и ветвистые диалоги. вот это и есть главное достижение игры-такого уровня нелинейности, совмещенной при том с очень увлекательным сюжетом и удивительно проработанным миром действительно не было давно. нибуру и рядом не лежал
2add05
Интересно, как расчитывается общий рейтинг? Ср. арифметическое 8.2. А как 9.3?
Здесь исключение6 в оценка две десятки, такие игры нельзя отпускать с восьмеркой. К тому же для адвенчур графика не столь критична для успешного общения с ними =)

2Russel
О Мистах 3 и 4 тоже, очевидно, забыли. И о Runaway. И о многих других. А для автора, похоже, "невменяемый" Myst является "ерундой с механизмами".
Не забыли, но они уже продолжения одной игры; третий - игра отличная, четвертый - хорошая, и то из-за графики. Внедрив подсказки, Ubisoft избавила себя от необходимости сделать пазлы логичными, что неправильно.
Нет чтобы признать, что ума не хватило пройти до конца. В квестах вообще упор сделан на мозги, а не на клацанье.
Хватило, а квесты, да, разные бывают. Главное в любой адвенчуре - сюжет, жанр так и называется - приключение.
Runaway - никак не веха, потому что есть Broken Sword, а до него - еще куча от Lukas Arts.

из нее следует, что игра слишком неровная
Я такого не писал, наоборот, захватывает сильнее с каждым часом, финал - да, но это признак превосходного сюжета, когда хочется продолжения немедленно. Я объяснил: игра и так очень большая, а силы у маленькой команды не безграничны.
Из статьи совершенно не понял, что в этой игре хорошего и почему 10
Надо ее прочитать внимательно: предыстория, сюжет, диалоги, персонажи, задачки. Все это более чем великолепно, и последний раз такое разнообразие и в такой пропорции было в The Longest Journey.

Десятку ставят Великим Прародителям, а не клонам
А это ни разу не клон. Великих прародителей у адвенчур сейчас нет. Все уже изобрели, эксперименты есть, но они очень, хм, "малобюджетны" (Penumbra, например).
Ибо первоисточник всего.
Всего - это только о пазл-адвенчурах. Сюжетные были до него, уже лет пять, даже больше.

Но просто удивительно, что автор не обнаружил для себя ни одного качественного квеста с 1999 года.
И такого я нигде не писал. Речь шла о столпах, эталонах.



Russell
Блин чо ты придрался к MOAA как банный лист? Поставь игру для начала
demigot
Как минимум, забыли про Фаренгейт - там и нелинейность была тоже
Ну я отношу Фаренгейт к жанру "Интерактивное кино", где где, а тут ему равных нет :)
2 Russell:
"Каждому свое. Я поставлю по десятке именно Runaway 2 за свежие и светлые впечатления, по силе не уступающие детским, и первому Myst. Ибо первоисточник всего."
Я только за экран "To Be Continued" поставил бы Runaway 2 не больше семи балов.
да ну нафиг графа отстой
Это я просто расстроился, что Myst, как показалось, опустили немного.
Теперь сел за The Longest Journey и снова радуюсь жизни. :-)
Великий прародитель квестов - Full Throttle!! :))
А главное как его перевели, эх были времена, игрушки профессиональные актеры озвучивали, а сейчас что, текст да и только :((
Сюжет понравился, но графика - пц! Мир взаимодействующий с персонажем, но с такой визуализацией просто режит глаз. Вообще непонятно зачем так сделано, ведь 2008 год на дворе.
2 KoRnEr
ну ваще... убейся плиз, или по крайне мере не пиши ничего и нигде..
ИМХО людям которые делают упор на графику нельзя давать слово на игровых форумах. Идите телевизор посмотрите, а ещё лучше на улицу выйдите, там уж точно графа на 11 баллов по 10-ти бальной шкале.
графику конечно нормальной делать надо но по ней судить нельзя
Игра замечательна от и до. Конечно, с такой графикой появляться сейчас довольно стыдно, но молодая команда разработчиков слишком переоценила свои амбиции, отчего в некоторых местах игра выглядит крайне не ровно, и, к тому же, позволяет себе тормозить (!). Но это лишь малые огрехи. К счастью, они не портят впечатления от потрясающего сюжета и колоритнейших персонажей.
Поиграйте в неё. Только не забросьте в самом начале. А то оно довольно затянуто ;)
Автор, слишком затянуто.
PTZ-M, такие игры делаются для адекватных людей, которые ценят в играх не ее графическое оформление, а то, что находится внутри.
Ну и статья. Нет конечно автор молодец, единственный, кто смог! написать столько про такую игру. Полная альтернатива Российской игрокузне. Есть все! Кроме графики :)))) Игра хороша, но никогда не сравнится ни с Фаренгейтом, ни с Бесконечным Путешествием 1.
Можно было, на самом деле, еще больше написать :)
в игре больше плюсов чем минусов!
Ещё бала Сибирь и Сибирь 2
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в обсуждении.