на главную
об игре
Daemonica 15.08.2005

Daemonica. Взрослые игры

Скажем сразу – неожиданное появление не шибко раскрученной игры из Чехии, в которой и сюжет, и сам стержень геймплея выстроены вокруг «уникальной» способности главного героя разговаривать с мертвыми, поначалу вызывает лишь пренебрежительное зевание в ожидании очередного демонического цирка с готическим уклоном. Однако в данном случае известная аксиома – «Встречают по одежке, провожают по всему остальному» – справедлива как никогда.

Очаровательный Франкенштейн

Заметим, что перед нами никакой не action, как издатель – «Акелла» – заявляет на коробке, и не ролевая игра, о чем можно подумать, глядя на скриншоты и читая превью в некоторых игровых СМИ, а самый что ни на есть квест/adventure (правда, как это нынче модно, «с элементами»). Как известно, качественной и атмосферной адвенчуры просто физически не бывает без качественного же сюжета и интересной истории. Оговоримся сразу – создатели Daemonica не приготовили для нас в этом плане ничего из ряда вон выходящего: сюжет представляет собой этакий сборник из всевозможных литературных и игровых штампов.
Главный герой, Николас Ферпойнт, рожденный во грехе, отвергнутый обществом человек, работающий на загадочный орден Звероловов – охотников на нечисть, маньяков и прочий преступный сброд (привет Анджею Сапковскому, польским коллегам из CD Project и персонально ведьмаку Геральту) – должен расследовать серию загадочных убийств в небольшом городке Каворне. В ходе данного процесса он, естественно, сначала сталкивается с Загадочными Древними Артефактами, а затем и с Большим Древним Демоном, который очень хочет Завладеть Всем Миром, для чего активно перепрыгивает на скорость из одного человеческого тела в другое (привет Д. Камерону). Ну и все это, естественно, происходит в мрачном альтернативном мире средневековья (Сапковскому с Геральтом сейчас, наверное, сильно икается).

Но при этом у RA Images получилось сделать из такого винегрета очень съедобное и где-то даже изысканное блюдо, которое не опускается на уровень третьесортного готического трэша. Слагаемые успеха – грамотно и очень тонко подаваемая интрига, которая хватает игрока за шиворот и не отпускает от «голубого экрана» с самого начала, слегка ослабляя хватку лишь ближе к финалу. А еще – столь же тонко, практически «вручную» выстроенные атмосфера и стиль.
Прежде всего, на атмосферность работает безупречное, ошеломительное для подобных проектов литературное качество текстов. Неприметная, и в иных играх практически бесполезная закладка «история», скромно расположившаяся в меню, в данном случае способна на достаточно длительное время отложить собственно запуск «новой игры»: глаза через несколько секунд сами цепляются за текст, заставляя вчитываться и где-то даже смаковать отдельные моменты. То же самое относится и к внутриигровым текстам, к диалогам и записям в дневнике.
Тексты хочется не только читать, но и слушать. То, что сделали с озвучкой в «Акелле», заслуживает самых бурных оваций. Актеры подобраны идеально, читают эмоционально, сочно, но без театральной показухи, очень «в такт» игровому ритму.
Со вкусом подобраны и прочие звуковые эффекты (особенно во время посещения Николасом храма жертвоприношений), которые максимально способствуют созданию тяжелой, давящей и в тоже время внимательной к мелочам, достаточно реалистичной атмосферы надвигающейся катастрофы, окутывающей Каворн. И все это на фоне великолепно подобранной музыки, грустной и напряженной.
Подстать и графика игры. Здесь нам, конечно, не Doom 3 – особых «наворотов» даже в сравнении с грядущим The Witcher от упомянутой студии CD Project замечено не было. Но картинка в Daemonica на удивление самодостаточна и, кажется, идеально подходит именно для такой игры: правильные тени и освещение, неплохой уровень детализации окружающих Николаса локаций и интерьеров, очевидное и логичное преобладание мрачно-серых, темных тонов – все это позволяет игроку, что называется, «на собственной шкуре» ощутить давящую, гнетущую и при этом достаточно тонкую атмосферу игры. Ну и, в конце концов, она элементарно хороша.

Рейтинг для харизмы

Харизматичные персонажи – не менее важная часть любой качественной адвенчуры. И, слава богу, с этим у творения чешских разработчиков все в порядке. Персонажи игры проработаны достаточно для того, чтобы к каждому из них у вас сформировалось особое, весьма эмоциональное отношение. Равнодушным к кому-либо вы вряд ли останетесь: кого-то практически сразу же хочется познакомить с мечом Николаса, кого-то просто по-человечески жаль.
А из Николаса Ферпойнта харизма просто вываливается на бегу. Образ его складывается из нескольких элементов: серый капюшон, скрывающий почти половину лица, живописные татуировки, красноречивый меч за спиной, удивительное, порой чрезмерное спокойствие (сказывается активное потребление звероловами местных транквилизаторов), мудрость рассуждений и выводов, при этом – всполохи настоящих, сильных чувств, которые не способны вытравить никакие, даже самые сильные зелья. Согласитесь, вместе все это гарантирует определенное очарование, пусть даже порой, скажем так, и несколько специфическое...

Харизматична и сама игра, но харизма у Daemonica из серии «Mature»: «взрослая», жесткая, порой даже жестокая. При этом тут нет той показухи и намеренной преувеличенной брутальности. В игре все куда естественнее, и от того – эмоциональнее, страшнее. За то относительно небольшое время, что длится наше расследование в Каворне, на глазах главгероя происходит несколько самоубийств, кроме того, мы становимся свидетелями линчевания выведенного на чистую воду Николасом человека, а затем вынуждены регулярно лицезреть его повешенное тело рядом со своим домом. История же взаимоотношений служанки Эммы и рыбака Саймона, уверен, способна доставить среднестатистическому игроку одно из самых сильных потрясений за весь его геймерский опыт.

Ролевой элементаль

Несмотря на то, что Daemonica – это прежде всего квест/adventure, непосредственно сам игровой процесс не представляет игроку особых сложностей и в первую очередь ориентирован на то, чтобы он – игрок – получил максимальное удовольствие от постепенно раскрывающейся интересной истории, как от чтения обладающей схожими качествами книги.
В основном мы разговариваем с жителями Каворна (диалоги в меру разветвленные и лишь в самом конце более-менее нелинейные), периодически решая нехитрые задачки, основанные на сборе и адекватном применении предметов. К слову, процесс смешивания последних в инвентаре отсутствует как явление. Зато всю игру мы занимаемся смешиванием различных трав для получения нескольких обязательных к употреблению (иначе сюжет просто «запнется») зелий.
Столь же активно собираем информацию обо всех встреченных персонажах на случай, если придется через какое-то время общаться с ними в загробном мире на самом древнем языке «даэмоника» (и ведь, что самое обидное, действительно почти всегда приходится). Сам процесс перехода в храм жертвоприношений и последующего вызова на беседу души умерщвленного недавно человека представляет собой квест, в ходе которого нужно ответить на ряд вопросов (любой неправильный ответ приведет к гибели зверолова).
Впрочем, ничего сложного и тут нет. Другой вопрос, что процесс «пиксель-хантинга», особенно при сборе ингредиентов для зелий, по традиции не очень удобен и в некоторых моментах способствует активному отмиранию большого количества нервных клеток у впечатлительного игрока.
В остальном же особых претензий к интерфейсу и управлению нет: здесь у нас все достаточно традиционно. Лучше всего в Daemonica удались ролевые элементы. Речь идет о возможности и необходимости делать определенный морально-этический выбор в некоторых моментах игры. Причем не только непосредственно в самом конце, что влияет на получение одного из трех финалов, но и в ходе игры, а это куда более важно и «по ролевому». В Daemonica не действуют привычные crpg-стандарты и клише, приучившие нас ждать за те или иные свои поступки тот или иной обязательный «пряник» в виде «экспы» либо очков светлой/темной стороны. Здесь наш выбор, как правило, приводит к одним неудобствам, дополнительной головной боли, и в лучшем случае – лишь к моральному удовлетворению/неудовлетворению. Последнее особенно сильно переживается в ходе просмотра финального ролика, когда мы узнаем о том, как сложилась судьба жителей Каворна, испытавших на себе результат наших действий и душевных терзаний. Этот сугубо «фоллаутовский» прием делает Daemonica куда более ролевой по духу игрой, чем иные чистокровные представители жанра.

Деготь обязательный

Вязкая давящая атмосфера, плотной дымкой окутывающая скелет игры, умело скрывает основные ее недостатки. Но внимательный игрок без труда их заметит. И все они в основном связаны с низко, вернее, скажем так – недостаточной «бюджетностью» игры по сравнению с иными представителями жанра. Как результат – движок, не способный, по крайней мере в данной игре, ни на более-менее внятную физическую модель, ни на интерактивность окружения. Все действие происходит практически на двух локациях. Отсюда понятно, что общаемся всю игру мы с до обидного ограниченным количеством персонажей.

Очевидна недоделанность и какая-то потерянность action-элементов игры. Они требует не усиления даже, а элементарного доведения до логически завершенного состояния.
Простота игры, порой даже излишняя, в том числе и в финале, также вряд ли понравится заядлым ценителям жанра adventure, пусть даже и «с элементам». С другой стороны, ограниченность пространства и персонажей, с которыми мы постоянно общаемся, максимально концентрируют действие, выжимая куда более сильный, насыщенный «саспенс», чем если бы внимание игрока было рассредоточено по десяткам однообразных «неписей» и похожим друга на друга, как похожи коробки, поселкам.

***

По моему мнению, пропустить Daemonica было бы большой потерей для геймера, ценящего проекты подобной направленности, да и вообще – просто хорошие, настоящие игры.
Ведь тенденции «текущего политического момента» таковы, что сегодня, похоже, только именно в сегменте «скромнобюджетных» и малоприметных с виду игр возможно появление если не всегда шедевров, то, по крайней мере, нестандартных и где-то даже экспериментальных проектов, в которые порой интереснее играть, чем в выхолощенные и пустые, поглощающие бюджеты, подобно черным дырам. Мне все-таки верится, что есть еще игроки, которым больше по душе неспеша прочитать килобайты текста, чем судорожно следить за мельканием спецэффектов в очередном ролике. Надеюсь, что вы в их числе…


Рейтинги:

Геймплей: 7.5
Графика: 7.5
Звук и музыка: 9.0
Интерфейс и управление: 7.0
Оценка автора: 8.0

Общий рейтинг: 8.0

Комментарии: 3
Ваш комментарий

Н-да хочу это увидеть своими глазами... А не со слов.

0

да интереснно посмотреть, хоть и с «с элементами» :)

0

Если и вправду похожа на Fallout, стоит поиграть. И системные требования скромные: мое старенькое ведро как раз потянет. Игра в яблочко!

0