Mafia 3 – это то, что при большом желании можно описать двумя словами, и не ошибиться в точности сказанного ни на йоту. И, одновременно, это то, о чем можно говорить очень и очень долго. Проще всего над ней получается шутить. Чуть сложнее – конструктивно критиковать. И еще сложнее дается ее хвалить. Фактически, это не дается почти никогда.
Сюжет игры, забрасывающий нас в Новый Орлеан (давайте обойдемся без условностей) 1968 года, целиком и полностью заключается в том, что подопечный нам главный герой мстит. Мстит всем подряд: мафиозным боссам, их подручным, «шестеркам», копам, прохожим на улицах, всем. С неизменно каменно-серьезным выражением лица. И совершенно банальную, ни разу не интригующую историю мести из разряда «вы отняли у меня все – теперь тоже самое сделаю я с вами», отчасти вытягивают только сюжетные кинематографические ролики за авторством 2K Czech, прежних разработчиков серии. Они действительно хороши: отлично поставленные, они вселяют в безликие в «опен-ворлде» характеры персонажей хоть какую-то крупицу характера и харизмы. Проблема лишь в том, что спустя первые два (2) часа от начала игры – крайне насыщенные в плане сюжетного повествования, - их количество стремительно уменьшается. И сюжет нам все чаще начинают подавать в виде катсцен со статичным ракурсом камеры, в которой пара персонажей вяло толкуют о делах текущих.
Будь это обычным клоном одной популярной игры в открытом мире с видом от третьего лица про ограбления и угон автомобилей, я бы, наверное, не придирался к сюжетной составляющей игры. Чего уж там – я бы про нее сейчас не писал. Проблема здесь в том, что выбранный разработчиками из Hangar 13 пресловутый «сеттинг» игры, отсылающий нас в шестидесятые года прошлого века, ко многому обязывает. И я, как горячий поклонник истории и культуры того времени: музыки и литературы, Кена Кизи и Джека Керуака, Jefferson Airplane и Боба Дилана, Энди Уорхолла и Хантера Томпсона, Карибского кризиса, «нама» и «психоделической революции» - да бог знает, чего еще, готов задать один риторический вопрос создателям игры. Один лишь вопрос: какого, простите, хрена, вы, выбрав такую богатую, яркую и насыщенную эпоху, соорудили банальнейшую сюжетную линию про месть чернокожего парня, вернувшегося из Вьетнама? И серьезно в игре затрагивается лишь тема расовой сегрегации. Конец расовой сегрегации, деятельность Доктора Кинга, радикальных «Черных пантер» и Кеннеди для преодоления её – это, безусловно, неотъемлемая часть тех времен, но лишь одна, одна из многих частей. Таких же важных, как и сексуальная революция, расцвет байкерского (а в игре вообще нет мотоциклов, к слову) и хиппи движений, массовая коммунистическая паранойя, «кислота» и огромные музыкальные фестивали. И перечислять можно долго. Вместо этого мы мстим. Окей. А перечисленные выше темы если и затрагивают, то настолько поверхностно, насколько это вообще возможно. У меня нет совершенно никаких проблем с цветом кожи главного героя – заострять внимание на таком было бы просто глупо. Но только подумайте, насколько бы выиграла игра, будь ее главный герой, к примеру, каким-нибудь мулатом-джазмэном во фраке с искрой, выхватывающим «томми-ган» из виолончели во время концерта в новоорлеанском кабаре и расстреливающего мафиози на первом ряду зрительного зала. Впрочем, это уже мои фантазии.
Вернемся же к нашим баранам. Оставляя сюжет, обратимся к геймдизайну. Механике того, как и чем мы будем занимать себя в Mafia 3. А занимать себя мы будем огромным числом однотипных заданий, большей частью построенных на отстреле бесконечных противников. И от них решительно невозможно никуда деться, поскольку они являются обязательными для открытия сюжетных миссий. Подавляющее большинство из них вообще слабо будут влиять на персонажей и сюжет как таковые, поскольку однотипны до крайности, вплоть до дизайна уровней. В случае с заданиями по захвату некоего предприятия, поблизости от места действия обязательно окажется проход для скрытного проникновения и снайперская позиция. Сами эти задания всегда строятся по одним и тем же принципам. Вам необходимо добраться на некую точку, перебить там всех – в зависимости от важности места, число противников увеличивается пропорционально; затем, добраться до мужика в кабинете (это всегда будет мужик в кабинете, смиритесь) с полоской здоровья приблизительно в три раза большей, чем у рядовых противников (что, в свою очередь, отсылает нас к Борису «Бритве» из «Большого куша»), вы выпускаете в него в три раза больше патронов и встаете перед выбором – убить или пощадить его, заставив работать на себя. И таким вот вы будете заниматься не то, что часто – постоянно. Завершить, повторить. Завершить, повторить. От района к району, до конца игры.
По похожему принципу строятся и задания, требующие от вас уничтожить N коробок/бочек/стеллажей с неким ресурсом, который, сволочь, очень важен для ваших конкурентов. Вы заходите на некий склад, кладете противника (принцип см. выше), после чего подходите к некоторому количеству ящиков с чем бы то ни было, и уничтожаете их, поджигая или разламывая, долгим нажатием клавиши Е. Подошли к одному - нажали, подождали, проигралась анимация. Подошли к другому. Повторить, пока ящики не закончатся. Пущего сюрреализма нагнала на меня такая сцена: Линкольн, на складе, под композицию White Rabbit группы Jefferson Airplane, играющую по радио, ломает ящики с г#роином. Молотком. Один за одним. Молотком. Ящики с г#роином. И делать так нужно до тех пор, пока некий метафорический «индикатор ущерба» опустошится и вам не дадут возможность пристрелить главного босса района. Происходит это в точности так же, как и захваты предприятий – разве что, масштаб побольше, и нас под конец одаривают еще одним кинематографичным роликом.
Вся шумиха о ваших мафиозных партнерах, обладающих уникальными возможностями, оказалсь банальной возможностью вызвать себе из меню-"колеса" автомобиль или нескольких громил на подмогу. А еще к ним привязана ваша "прокачка" - ну, если пришитые белыми нитками разблокируемые способности иметь больше здоровья и покупать более мощные пушки вообще можно так назвать. Хоть сколько-нибудь существенного влияния на распределение вами отвоеванных территорий между партнерами в самой игре не проявляется, за исключением очевидных сюжетных поворотов с очередными предательствами и разборками. Будто бы в игре их и без этого мало. Итальянец, ирландец и гаитянка вяло переругиваются, на что нам, откровенно говоря, наплевать, так как яркой харизмой никто из них не обладает, что в принципе влияет на отсутствие симпатий к кому-то одному.
Игра в открытом мире столь же поразительно однообразна. Для того, чтобы открыть на глобальной карте коллекционные предметы – пластинки и журналы, да и прочие полезные точки, будьте любезны - установите жучок в один из телефонных узлов (читай - открой вышку). Для этого требуется найти микросхемы, заботливо разбросанные по округе. «Собирательство – это весело!», решили разработчики, искусственно растянув игру раз так в десять. Для открытия ящика с узлом сыграйте в потрясающе динамичную мини-игру "взлом замка". Три попытки - Линкольн сам ломает замок, что, как бы, полностью лишает игру смысла. Но это ничего страшного, потому что игра запускается для каждого замка. Каждого. Замка. И продвигаясь по какому-нибудь особняку, или же просто исследуя окрестности, собирая деньги/предметы, будьте уверены - каждая дверь будет закрыта. И вы каждый раз будете играть в мини-игру. Спасибо хоть, не QTE.
Игра настолько репитативна, что происходящее невольно начинает напоминать что-то среднее между первым Watch Dogs и недавним Mad Max. Сугубо структурно. Поездка на автомобиле (в режиме "симуляция", кстати, интересная – первые несколько часов), затем перестрелка (причем, по стелсу проходить практически сразу становится очень скучно и лично я эту затею сразу оставил), после чего сбор всего что ни попадя в округе, с многократной мини-игрой "взломай замок", ну и поездка на другую точку. Взболтать и повторить вышеперечисленное несколько десятков раз. Развлечь себя помимо этой рутины решительно нечем, поскольку в третьей части серии отсутствует вообще хоть сколько-нибудь проработанный открытый мир, который вчистую проигрывает своей предшественнице, явно не отличавшейся разнообразием.
Говоря о механике боя... Я бы сказал, что добивания хорошо анимированы, противники весело умирают, проигрывая эдакую кровожадную анимацию предсмертной агонии, но приедается это уже через несколько часов. Потому как разнообразия в этих действиях, вот сюрприз – никакого (конечно, если не нарветесь на очередной забавный «глитч»). Шутерная составляющая, с укрытиями и перекатами, здесь идет по тому же пути, что и любой другой типичный шутер от третьего лица последних лет. Правда, искусственный интеллект противников не то, чтобы отличался «умом и сообразительностью». В сущности, во время боя вполне можно застать ваших заклятых врагов за влюбленным разглядыванием персоны вашего протагониста, вместо, собственно, атаки на него. В пресловутом режиме стелса вообще творится какой-то театр абсурда имени «очень легкого» уровня сложности Metal Gear Solid V: практически никогда противник не в состоянии заметить брутальную смерть своего напарника, стоящего в трех метрах от него, от ножа перекаченного двухметрового чернокожего в солдатской форме. И воевать с такими болванчиками приедается.
Казалось бы, на этом можно и заканчивать. Но у нас тут еще техническая и графическая сторона игры, помните? Ее темная сторона. Если быть точнее – темно-коричневая.
С нею разработчики и правда что-то намудрили. Прежде всего, проблема, конечно, не с «локом» на 30-ти кадрах, в чем лично мне видится наименьшая из бед, а в том, что с освещением постоянно происходит что-то странное. Реально странное. Дерьмо какое-то, короче, с освещением происходит. Если в помещениях игра умудряется выдавать приятную картинку, то вот на улице… То ли дело в слишком уж активном цикле день-ночь, то ли в странно реализованных погодных эффектах (таких облаков, как в игре, наверное, нет даже в Норильске), то ли вообще в негодности для этих целей проприетарного движка второй части, или еще в чем - как бы то ни было, суть такова, что утром, днем и вечером, если на небе присутствует солнце, вся картинка неизменно будет «заливаться» эдакой коричневой патокой, которая прямо-таки передает привет первым играм на Unreal Engine 3 прошлого поколения консолей. И в этом плане игра выглядит как какой-нибудь стартовый проект с PlayStation 3, что, по современным меркам… Ну, вы и сами понимаете.
Ну а уж если, упаси господь, вы движетесь, аки неуловимый мститель, навстречу солнцу, то приготовьтесь к такому желто-золотому насилию над глазами, что одновременный просмотр всех пафосных гэнста-рэп клипов разом – и тот меркнет перед столь феерично сияющим зрелищем, словно постановка провинциального драмкружка. Тоже самое можно и сказать про апокалиптичное облачное небо на закате, которое иначе как «Последним днем Помпеи» не назовешь.
Ночью же, особенно в локациях вдали от огней большого города, где разработчики еще хоть как-то могли поработать с освещением, вылезают все изъяны движка, активно замыленного хроматическими аберрациями и сдобленного пост-эффектами, поскольку большая их часть просто исчезает. И, к примеру, на ту же воду в реках и озерах становится просто физически больно смотреть.
Физика, отвечающая за разрушаемость объектов, в целом, справляется со своей работой, но, порой, выдает знатные «кренделя» - особенно, во время столкновений автомобилей с другими автомобилями, со стенами, с пригорками (да, с пригорками тоже столкновения), с жителями и вообще бог знает с чем еще. С ней же связана добрая половина «глитчей» игры на данный момент.
Вообще, по части контроля качества игра никакой критики не выдерживает. Она, бывает, «крашится», объекты мира и персонажи застревают друг в друге, пресловутая проблема с производительностью характерна, по отзывам игроков, и для консольных версий – особенно не повезло игрокам на Xbox One. И даже Day-One патч не в силах здесь помочь. С широкоформатными и сверхвысокими разрешениями игра тоже дружит плохо. В общем, полная погибель.
Некоторые, возможно, скажут, что баги поправят патчами, а графика – это не главное, но, позвольте заметить одну вещь. В шутере от третьего лица с открытым миром и автомобилями, который, в добавок, эксплуатирует (пытается, вернее, и довольно лениво пытается) тематику одной из ярких эпох, графика по определению не может не быть чрезвычайно важным фактором для восприятия игры.
И все вышеперечисленное, несомненно, ставит крест на Mafia 3. Для не знакомого с серией игрока. Для фаната же продолжительное пребывание в пресловутом Нью-Бордо за авторством Hangar 13 может обернуться мигренью и потерей сна. А, ну и болью в глазах, конечно же. При этом крайне обидно за то, что тот же самый звук в игре, в общем-то, весьма хорош (за исключением некоторых автомобилей и их столкновений друг с другом, напоминающих удар на скорости двух пустых мусорных баков) – и озвучка персонажей, и звуки выстрелов (если осбо не предираться), и, конечно же, саундтрек. Саундтрек, наряду с поставленными роликами, наверное, лучшее, что вообще в игре есть, хоть и на мой вкус уж больно эклектичен и подборка напоминает подход «а давайте возьмем несколько десятков известных композиций тех лет и смешаем их в одну кучу». Отметить еще можно хорошо проработанные локации, многие из которых действительно сделаны интересно и весьма талантливо: чего только стоит заброшенный парк аттракционов из начала игры. Но это – все. Все, что есть в Mafia 3 хорошего, легко перечислить по пальцам одной руки. Не составит труда это сделать и человеку, которому два пальца на этой самой руке оторвало.
Игра, конечно, многократно лучше какого-нибудь Ride to Hell: Retribution из той же эпохи (помните такой ад? Я вот помню), но это, в принципе, довольно слабый комплимент. И большинство игроков, на мой взгляд, попросту не выдержат полного прохождения всего этого многочасовго действа. Не выдержал его и я.
ОЦЕНКА ИГРЫ: 5/10
ДЖО МЕРТВ.
Аномел Суна ДЖО R.I.P. , КАК И САМА МАФИЯ. АМИНЬ.
Twisted Tesla Gigafactory Зато получился отличный ответ Saints Row от Volition: Захват территорий есть Лейтенанты есть Странный главный герой присутствует. Я сегодня как раз играл в Saints Row 2. Там тоже нет графона и оптимизации. ФПС правда не залочен на 30 кадрах... он просто выше не поднимается даже на минималках
Аномел Суна это что жеу тебя с компом если фпс больше 30 не поднимается.Я на сколько помню в SR 2 всегда фпс был больше 100 и всё происходило слишком быстро
Нормальный обзор.А не то, что сейчас школьники делают. Обзор на мафию 3 Графика гавно.. Серия скатилась Фу. Вернул деньги.
Нормальные игроки играют , а пекаюродивые выискивают в играх самые неудачные кадры и постят
пекабир Норм. Правда Готика первая в плане текстурок на PC получше выглядит
Не говоря уже об актуальных уровне графики, движках, прочего.
пекабир
Basse
Mortaliss слил пацана.
Paiper999 Эпик
Paiper999 чё за гомосятина
Игра нормальная,поиграть можно,но покупки не стоит,тем более за 2000.Благо есть пиратки.
частично согласен с автором данного блога оценка 8 из 10
KOsMILE_UA
KOsMILE_UA Отборная шлачина вышла)