на главную
об игре
Mafia 29.08.2002

Легенды не умирают - Mafia: The City of Lost Heaven

«Сколько себя помню, всегда хотел быть гангстером», — сказал Рэй Лиотта в классической ленте про гангстеров, сам не зная, что идеально опишет великую компьютерную игру, которая появится спустя 13 лет после релиза кинофильма. Mafia: The City of Lost Heaven — это не просто игровой «Крёстный отец», «Однажды в Америке» и те же «Славные парни». Это — веха, воплощение всего лучшего, что есть в гангстерских картинах. Это, в конце концов, редчайший по своей сбалансированности синтез кино и игр, без малейшего перекоса в ту или иную сторону. Маленькой, практически неизвестной студии из Чехии не только удалось рассказать монументальную историю об Америке, но и комфортно усидеть на двух стульях. Чему, к слову, так и не научился Хидео Кодзима.

Почему играть?

Америка, схематично начерченный Чикаго, 30-ые. Страна в Депрессии: вокруг кризис, безработица, безнадёга и сухой закон. Томми Анджело — черноволосый парень в шофёрской кепке — крутит баранку и свято верит, что жизнь удалась: «у большинства и машины нет». Машина и станет для Томии билетом в другую жизнь: в конце рабочего дня в неё прыгнет пара взъерошенных итальянцев и прикажет увезти куда-нибудь подальше от парней с пушками. Томми последний раз сядет в такси простым работягой, и закрутится: дон Сальери, консильери Фрэнк, Паули, Сэм, Сара и та, чьё имя лучше не говорить вслух, прогуливаясь по итальянскому кварталу — Омерта.

Легенды не умирают — Mafia: The City of Lost Heaven
Легенды не умирают — Mafia: The City of Lost Heaven

Сюжет про гангстера поневоле — совестливого и в общем-то достойного человека Томми — едва ли назовешь оригинальным: за те 10-12 часов, что продлится Mafia, начинающий сценарист Даниэль Вавра выкинет перед зрителем (зрителем!) практически все клише из методички «как написать кино про бандитов». Мужская дружба навек, строгий, но справедливый босс, осатаневшие конкуренты, «брат, я тебя не брошу умирать здесь!», первая делёжка денег, последняя делёжка денег, мутные схемы в обход начальства.

Даже расплата — неминуемая, как закат Солнца — запустится с чертовски истёртого хода: мягкого сердца внутри жёсткого человека, сжимающего пистолет. Мягкое сердце в итоге всё и погубит — единожды поддавшись на его пульс, Томми будет ему слепо верить, будто слову дона. Вокруг мир разлетится на части, чёрт, ставящий стул спиной к себе, вымахает в дьявола, а в широко распахнутых глазах Томми отразится финальный месседж: просто я хотел жить по своим правилам.

Вавра тоже хотел жить по своим правилам, и поэтому с бандой единомышленников нагородил почти настоящий Чикаго начала XX века. Гигантский город мог сбить с ног, если бы по нему хоть раз провели от начала до конца. Но чехи распорядились ресурсом, как истинные восточные европейцы — пустили на задний фон. Никакой, на самом деле, свободы: Томми всегда был ограничен в движении, его гнали из одной точки в другую. Но это было совершенно опьяняющее чувство: пилотируя продырявленный грузовик с виски, мы знали — за этой улицей есть ещё одна, а также парочка районов, где живут своей жизнью. Это не макет, не голограмма, не обман: представьте себе вид из наблюдательного окна в Цитадели из Mass Effect, который существует на самом деле — вы можете туда рвануть, если захотите.

Иногда невидимые створки существенно расширялись, выпуская на дорожную артерию раскалённую (80 км/ч — это вам не шутки!) тарантайку под аккомпанемент парочки таких же, но с двуцветными люстрами на крыше. Погони в «Мафии» и сейчас остаются на каком-то недосягаемом уровне, наверное, из-за системы повреждений внутри кабины: единожды прилетев в столб, Томми обречённо падал на руль и уже никуда не ехал. Это обстоятельство — каждое ДТП может стать последним — взвинчивало ставки на поднебесный уровень: случайная пуля, попавшая в колесо, выводила бывшего таксиста царём из самой жуткой переделки или, наоборот, отправляла в начало уровня.

Легенды не умирают — Mafia: The City of Lost Heaven
Легенды не умирают — Mafia: The City of Lost Heaven
Легенды не умирают — Mafia: The City of Lost Heaven
Легенды не умирают — Mafia: The City of Lost Heaven

Наконец, Mafia была просто идеально скомпонована. Ни одной лишней сцены, ни одного ненужного слова и звука. Стыки заварены так плотно, что игру — если бы не эта чёртова миссия с гонками — мы бы пролетали за один день, как увлекательную книгу, фильм или новый сезон любимого сериала. И в голове бы остался калейдоскоп образов, живых и неистребимых: джаз в дворце искусства, сигарета в постели Сары, восьмицилиндровый «Форд» с дырками по параболе, самолёт, уходящий в Европу под безразличным американским небом. Чехи, как и их знаменитый соотечественник Милош Форман, выкопали в главной мировой культуре свою землянку, которую уже никогда не покинут. Загляните туда и вы.

 

Как играть сегодня?

Вариантов на самом деле меньше, чем вам кажется. Пару лет назад «Мафию» удалили из Steam — непонятно, кто за это отвечал, но, хочется верить, ему послали рыбу, завёрнутую в пакет. Для GOG игра, видимо, недостаточно пиксельная, следовательно, легально в цифровом виде вы нигде её не купите. Нелегальных вариантов, конечно, полно, но если хочется, чтобы всё по-честному — отметьтесь в вишлисте на том же GOG. Может, что-то и выйдет. Либо просто найдите версию от «1C» — не самую удачную, зато вполне каноничную для нашего региона. Благо она пару раз переиздавалась и до сих пор распространена на прилавках какой-нибудь «Горбушки».

Легенды не умирают — Mafia: The City of Lost Heaven
Легенды не умирают — Mafia: The City of Lost Heaven

Вопреки распространённому мнению, Mafia заглядывала и на консоли — на оригинальную Xbox и вторую PlayStation. Правда, лучше бы не заглядывала: портирование выполнили, спустя рукава, и от лоска PC-версии не осталось и следа. Что интересно: в PSN её нет, хотя для не менее неуспешного покорителя приставок, Max Payne, место нашлось. Недавно зажглись слухи, что PS4 научат читать игры с PS2 — верим и надеемся, надеемся и верим. Но на самом деле нет — лучше на PC.

 

Во что ещё играть?

The Godfather II

Первый игровой «Крёстный отец» был несимметричным ответом чехам: деньги Electronic Arts, лицензия Paramount, музыка Нино Рота. Случилось фиаско — американцы соорудили из собственного же фрагмента культурного кода возмутительную ахинею. Сиквел к «Крёстному отцу» имел такое же отношение, как и оригинал, но в него хотя бы было интересно играть — не каждый день встречается помесь GTA-экшена и вполне себе тактического режима.

 

Grand Theft Auto IV

Почему не Grand Theft Auto V, не San Andreas, не Vice City? Да всё просто. Mafia — она же про серьёзные отношения, а не про разрядить автоматный рожок в толпу зевак (берегитесь, старушки!). В GTA дух бессмысленной и беспощадной свободы всегда превалировал над сюжетом. Исключение — как раз четвёртая часть (точнее, первая треть четвёртой части). Сербский бандит Нико и итальянский гангстер Томми — чертовски похожие люди, пусть и из разных эпох. А их путь наверх — так же усеян трупами и по итогу печален.

 

Mafia II

На сиквел было вылито столько яда, что, пожалуй, не будем лишний раз разжигать. Но стоит признать — проблески в Mafia II были. Особенно первая, зимняя, половина: люди кутаются в шинели, на порывах пьяный воздух изо рта, Вито мёрзнет в своей лёгкой курточке. И на этих же улицах — гангстеры, взрывы, разборки с местными. Жаль, вторая половина портилась просто катастрофически — и чем ближе к финалу, тем быстрее. Ну и ладно, первой более чем достаточно.

Комментарии: 52
Ваш комментарий

Одна из лучших игр в мире.

26

Одна из немногих игр "нытьё" по которой вполне оправдано. Повествование Мафии обскакали лишь немногие (и это спустя 13 лет), шутерная механика и сейчас даст прикурить многим шутерам от третьего лица, с физикой машин и ИИ - та же ситуация. Единственное, что раздражает в нынешние времена - кривая камера, которая врезается в спину. Ну и графика с анимацией уже не айс, что поделать... Но в остальном - полный порядок, даже по нынешним меркам.

18

Gauguin Ну, шутерная механика, скажем честно - была довольно слаба, просто это было мало заметно на фоне хардкорной сложности и большого разнообразия. Хотя во второй еще хуже - столь гавняного клона гирс оф вар (в плане шутерной механики) нужно еще поискать.

1

Kyle_Katarn Ну, шутерная механика, скажем честно - была довольно слаба Лучшая на то время. И дело не только в сложности.

-1

Gauguin "Лучшая на то время. " -??? ахахахах Return to Castle Wolfenstein? Far Cry? Aliens vs. Predator 2? Serious Sam? Max Payne? Unreal Tournament 2003-2004? Half-Life 2? Battlefield 1942? No One Lives Forever? И другие? Да в шутерной механике они уделывают мафию на раз два. Вообще имено шутерная механика в мафии довольно банальна и приземленна, игра брала совсем другими вещами.

1

Kyle_Katarn Не надо перемешивать TPS с FPS, да ещё и приводить в пример игры вышедшие позже. Serious Sam? Max Payne? Не напоминайте мне про это убожество. Вообще имено шутерная механика в мафии довольно банальна и приземленна Как раз таки наоборот. Выстрелы отличные, баллистика хороша, пули летят с дула оружия, гильзы остаются на асфальте...

0

Kyle_Katarn Ты в кучу то все не мешай. Шутеры от первого лица, игры 2004 года и т.д. Из твоего списка только Макс Пейн для сравнения подойдет.

3

Больше чем шедевр, уникальная игра, таких единицы и чем больше развивается геймдев, тем больше игру ценишь, т.к подобное наверное уже никогда не выйдет. Не нужна Мафия 3, 4 или 5, отношение и понимание того, что должно быть в игре и как это грамотно сделать утеряно. Тут лишь ремейк необходим, но с таким аккуратным отношением к оригиналу, чтобы ничего не сломать и не прикрутить ни одной лишней детальки, как работа реставратора, в перчаточках и миллиметровой кисточкой.

18

Ностальгия, помню у меня на трех дисках была)

13

Шедевр. А какая там физика и модель повреждения тачек. За 12 лет единственная, кто хоть чуть чуть к ней попытался приблизиться, это GTA 4, притом, что это было уже 7 лет назад. Современные игры даже не пытаются сделать нормальную физику тачек.

12

Pertrubator "модель повреждения тачек." - а, что? Ганс Христиан, говорите, батенька?

0

раз 10 прошел. и вот совсем недавно снова... только уже пришлось искать ХД пак, чтоб текстурки были получше и в 1080 нормально маштабировался ХУД... а так вещь, которая и сейчас доставляет море удовольствия, но не так сложна, как при первом прохождении

10

Когда сломался компьютер, перепроходил на своем ноутбуке, даже сейчас внимание к мелочам удивляет. Учитывая какие бюджеты вливают в нынешние ААА проекты - дотянуться до этого уровня не получается - мафия игра с душой.

6

Блог хороший, но зря вы так про GTA. Несомненно, четвертая часть стала наиболее серьезной в плане подачи сюжета, но справедливо отметить, что такой эффект так же делается за счет атмосферы. А так, в принципе, практически каждая GTA поднимала какой-то вопрос, который шел на протяжении всей игры, но был он обернут в безумную оболочку. Стоит отметить, что в этот список схожих игр куда лучше бы подошла Vice City Stories, которая, по сути, является самой настоящей драмой, для которой не требуется большого мегаполиса.

5

Аж как ща вспоминаю как первый раз сел играть такой кайф удалось повторить только готики, ну а с того времени как две перечислимые игры меня уже не чего так не цепляло, не это уже не повторить это не просто игра-это шедевр!

1

До сих пор установлена на компе. Это лучшая игра и по сей день.

1

Эх, молодость... Игра на века.

1

Тёплые воспоминания из игрового клуба ....)))

1

Да чё там говорить благодоря ей я не спился(в то время как мои равестники уже во всю бухали) благодоря ей я прогуливал уроки, благодоря ей у меня был первый нервный срыв(привет гонкам) благодоря ей у меня пробудились те чувства которые пробуждаются после просмотра "Титаник" короче столько тёплых воспоминаний

0

Помним, любим. Жаль, что всю серию пустили под откос

0

Боже...Сколько тут восторженных возгласов.

0

Одна из самых великих игр всех времен и народов - солидарен с первым комментом. А тамошняя музыка и музыкальное оформление просто божественно - умели же когда то, музыка просто хватала за душу, вспомнить что первого- второго хитмена, что коммандос 2.

0

Вот её переиздание с улучшенной (современной) графикой и ожидал в виде анонса. Лично я был бы рад возможности выбирать перса за которого играешь во время миссии на парковке, где перевозка напитка из Кентукки (Поли постоянно под огонь попадает).

0

Играть, но только в оригинале Русская лохализация убила всю атмосферу. На инглише мафия - игра на 10 из 10 На русском - ну.. в лучшем случае - на 7.

0

Ей бы римейк с современной графикой. Повторно бы стала игрой года.

0

Kosh13 Если делать ремейк, то геймдев тогдашний убьёт проект в релизе, т.к. игра была диким хардокром местами, где убивают, порой, просто рандомом. Я люблю Мафию, но второй раз испытывать чувства ужаса после смерти и получасовой беготни перед этим, я бы не хотел. А если осовременить и упростить, то выйдет игры часов на 5, что опять же будет выругано. Так что пусть классика остаётся классикой.

1

XBoy360 Первая обитель зла тоже была не самой легкой игрой. Тем не менее её перенесли без потерь. Народ любит первую мафию и я думаю вполне бы мог ли сделать римейк. Другое дело что графика там реально древняя. Все текстуры надо будет переделывать и анимацию.

0

Kosh13 Первая обитель зла тоже была не самой легкой игрой Она не сложнее второй части, да и вообще в трилогии RE всегда убивали в несколько ударов, там не столько скилл важен, сколько просто не тупение. То же самое в МГС. Я в детстве начинал играть в МГС1 и РЕ2 на соньке, убивали и быстро забивал на игру. Сейчас вырос, прошёл в 2006-ом РЕ2 спокойно вообще, ремастер первой далеко не осилил, но пару часов побегал и было норм. Про МГС вообще молчу. Везде свои тонкости, достаточно выйти за дверь и ты в безопасности, и этими условностями тебе не запрещают пользоваться. А в первой не ремастер, а именно ремейк уже пилить надо.

1

XBoy360 В римейке тебе просто текстурки заменят. А все таки игру нужно чуть-чуть осовременить. Иначе персонажи слишком деревянными будут выглядеть. Сопереживать им будет сложнее. А в первой части это было важно.

0

Kosh13 Ремастер это, как раз текстурки, а ремэйк это уже полноценная переделка.

1

Прошел ее только в 2017. Игра мне ровесница) Всегда думал, что ничего лучше второй мафии не найду, но после первой мнение резко изменилось. Мафия 2 - хорошая, даже отличная игра. Но с первой частью ей тягаться, как минимум, не разумно. Как жаль, что я не испытал ощущение этой игры сразу после ее выхода..

0

Лучше скачать репак, т.к там два патча встроены. Для русской версии 1С патчей не было.

-2