Трепещите ПК!!! CELL-идёт!!!

Похоже AMD & Intel пора проважать на свалку...
Внимательно читайте и всё поймёте...
З.Ы: Приставки-must die...



Общие сведения о процессоре Cell

Разобравшись с архитектурой Cell, поговорим о его характеристиках. Продемонстрированный на ISSCC 2005 прототип процессора был изготовлен по 0,09 мкм тех. процессу (8-слоёв медных соединений) с использованием "кремния-на-изоляторе" (SOI, Silicon-on-Insulator). Количество транзисторов в чипе составляет 234 миллиона, площадь кристалла - 221 мм2 (приблизительно таким же был прототип Emotion Engine).

Каждый SPE в Cell состоит из 21 млн. транзисторов, из которых 14 млн. отводится на локальную память, а 7 млн. - на логику. При этом его размеры составляют 5,81 мм * 2,8 мм (0,09 мкм тех. процесс с применением SOI).

Кристалл Cell размещён внутри BGA-корпуса с размерами 42,5 * 42,5 мм. Из 1236 контактов процессора 506 являются сигнальными, а остальные предназначены для питания и "земли".

На ISSCC 2005 был продемонстрирован прототип, работающий на частоте 4 ГГц. При этом пиковая производительность восьми SPE, по заявлениям инженеров STI, составляет 250 Гигафлоп/с, или 250 миллиардов операций с числами с плавающей запятой (сравните это число с 851 Гигафлоп/с наименее быстрого суперкомпьютера из списка Top500). В лабораториях же STI "трудятся" Cell'ы с частотами от 3,2 до 5,3 ГГц (напряжение питания от 0,09В до 1,3В). Энергопотребление 5,3 ГГц чипа составляет около 180 Вт, 4 ГГц чипа - 80 Вт. При этом стоит учитывать, что эти процессоры - тестовые экземпляры, и изготовлены по "старой" технологии, которая при массовом производстве использоваться не будет.

Так, SCEI заявила, что процессор Cell, изготовленный по тех. процессу 0,065 мкм с использованием технологий SOI и "напряжённого кремния" (strained silicon) будет потреблять 30-40 Вт при частоте 4,6 ГГц. К тому же в Cell встроены один линейный и десять цифровых датчиков тепла, а также интеллектуальная система динамического понижения частоты процессора с пятью ступенями, позволяющая ещё более уменьшить тепловыделение и потребляемую мощность.

Начало массового производства Cell должно начаться в третьем квартале этого года. К тому времени завод IBM в Ист-Фишкилле (штат Нью-Йорк), построенный во времена 0,13 мкм тех. процесса, сможет производить 0,065 мкм пластины с кристаллами Cell. Завод же Sony в г. Нагасаки был изначально построен для Cell. Кроме того, IBM и Sony объявили о готовности вложить 2,5 млрд. долл в завод компании Infineon, строительство которого будет начато во второй половине этого года. Он поможет разгрузить производственные мощности партнёров и увеличить суммарный объём производства. IBM и Sony планируют выпускать вначале по 15 тыс. 30-мм пластин ежемесячно, постепенно увеличивая цифру.

Благодаря большим объёмам производства (десятки и сотни миллионов чипов в год) цена на процессоры Cell должна быть на приемлемом уровне. Желание STI конкурировать с Intel/AMD означает, прежде всего, ценовую войну. Даже после запуска в производство первых чипов Cell разработка архитектуры будет продолжаться. К 2010 году частоту процессоров, благодаря использованию всё более совершенного тех. процесса, а также оптических соединений между транзисторами, планируется поднять до 10 ГГц.
Cell в каждый дом!

Для какой же техники предназначен Cell?

Ещё 29 ноября прошлого года IBM, Sony Corporation и SCEI объявили о создании первой рабочей станции на базе прототипов процессора. Через некоторое время такие станции начали поставлять разработчикам "стартовых" игр для консоли PlayStation 3.

"Рабочая станция на базе Cell полностью изменит среду создания цифрового контента", - заявил Масаюки Чатани (Masayuki Chatani), технический директор (CTO) SCEI, - "Её невероятная мощь будет проявлять себя в разработке всех видов цифрового контента, начиная с фильмов и програм широковещательного ТВ, и заканчивая играми нового поколения для PlayStation".

"Одноклеточный организм среди своих собратьев"

Именно так. Рабочие станции на базе Cell предназначены не только для создания консольных игр. Они должны найти применение во всех областях, требующих больших вычислительных возможностей, таких как: видеомонтаж, создание компьютерных спецэффектов, научные расчёты и моделирование, большие базы данных, CAD-системы. Но не рабочие станции являются основным применением Cell. Главный продукт, для которого он разработан - PlayStation 3.

Прибыль, получаемая SCEI от PlayStation 2, составляет до 60% от общего дохода Sony (10% дохода компании, 3,59 мрд. долл. уходит на полупроводниковый бизнес ежегодно), так что компания старается из всех сил, чтобы консоль нового поколения получилась революционной. Судя по имеющейся информации, SCEI движется в правильном направлении. Судите сами: PlayStation 3 будет оснащена четырьмя чипами Cell с частотой 4,6 ГГц (пиковая производительность 32 SPE - 1 Терафлоп! И это не считая четырёх PPE и их блоков VMX!). Благодаря использованию четырёх процессоров пропускная способность подсистемы памяти составит 100 Гбайт/с. Правда, по имеющимся данным, объём XDR RAM составит "всего" 256 Мбайт, но будем надеяться, что компании, создающие игры, будут использовать эту память "с умом" (вспомним о 32 Мбайтах RAM, установленных в PlayStation 2, и о качестве игр для неё). Каждая консоль будет обладать портом интерфейса Flex I/O, благодаря чему подключать к ней аналогичные PlayStation 3 и другие устройства, оснащённые Cell, не составит особого труда.

"Вполне возможно, что архитектура PlayStation 3 будет выглядеть именно так"

Как уже сообщалось на 3Dnews, SCEI намерена продемонстрировать рабочий прототип PlayStation 3 до начала выставки E3 2005, что говорит о желании компании не отставать от Microsoft с её Xbox 2.

Уже упоминавшаяся ориентация Cell не только на консоли, но и на сервера "на руку" IBM. "Голубой гигант" уже неоднократно заявлял, что "клетки" могут применяться в различных компьютерах: от ПК и рабочих станций до серверов и суперкомпьютеров. Не будем забывать и о словах IBM, согласно которым стандартная стойка двухпроцессорных серверов на базе Cell обеспечит производительность в 16 Терафлоп.

Но сервера - не единственное применение Cell в качестве "серьёзного" чипа. Благодаря высокой производительности, малому энергопотреблению и изначальной ориентированности на распределённые вычисления, новый процессор может найти применение и в суперкомпьютерах. Вспомним "клеточную архитектуру" IBM 2000 года. На её основе был создан суперкомпьютер Blue Gene/L, с 16 сентября 2004 года и до недавнего времени (до появления SGI Columbia supercomputer) занимавший первую позицию в списке Top500. 36 Терафлоп его производительности обеспечивают 32 тысячи основанных на базе улучшенного 32-разрядного ядра PowerPC 440 SoC-микропроцессоров с частотой 700 МГц. Посредством высокоскоростных шин чипы соединены с другими, образуя символический "гиперкуб". Теперь подсчитайте, какая производительность была бы достигнута, замени IBM старые процессоры Blue Gene/L на Cell?

Применение Cell в суперкомпьютерах позволит, по словам Кена Кутараги, поднять их производительность до 1 Петафлопа/с, тем самым, дав зелёный свет для появления настоящего ИИ (искусственного интеллекта).

Следующая область применения Cell - компьютеры Macintosh. Несмотря на конкуренцию между Apple и Sony, на выставке MacWorld 2005 на сцене со Стивом Джобсом (Steve Jobs) присутствовал сам президент японской корпорации Кунитаке Ано (Kunitake Ando). Джобс собирался: "поговорить о сотрудничестве между Apple и Sony для создания в этом году видео высокой чёткости", на что Андо ответил: "стратегически для Sony очень важна возможность работы с Apple, компанией, выпускающей отличные приложения, работающие со всеми продуктами Sony. И новое ПО, которое вы только что представили - просто сделайте это. На Mac-платформе".

Трудности IBM с выпуском мобильных процессоров PowerPC 970FX заставляют Apple, планирующую выпустить PowerBook G5 уже второй год, искать выход из сложившейся ситуации. И, вполне возможно, Cell, являясь, по сути, PowerPC-процессором с DSP-чипами в придачу, призван её разрешить. Присутствие же в PPE блока VMX при наличии восьми самостоятельных векторных процессоров SPE наводит на мысль о том, что STI хотела бы, чтобы Cell работал со "старым" ПО. А большая часть программ в мире, использующих VMX, являются MacOS-программами.

Кроме того, сама Apple разрабатывает технологии Core Image и Core Video (MacOS X Tiger), направленные на использование не AltiVec (VMX), а графического процессора видеокарты, что может говорить о желании компании оставить VMX в покое.

Существует три варианта развития событий. Первый - Apple будет продолжать использовать процессоры PowerPC 970FX/970MP. Второй - Cell будет применён в ноутбуках компании, тогда как PowerPC 970FX/970MP - в остальных продуктах. И, наконец, третий - Apple полностью перейдёт на Cell, используя его во всех своих компьютерах.

Правильный ответ даст нам конференция WWDC 2005 летом или MacWorld 2006 следующей зимой. Кроме Apple представители STI заявляют, что Cell будет поставляться всем производителям, желающим использовать его в своей продукции. Трио гигантов индустрии (STI) и "процессор нового поколения" заставляют задуматься многих. Например, известно, что компания Genesi, производящая материнские платы Pegasos, всерьёз задумывается об использовании Cell в своих будущих продуктах.

Но не только в полноценных компьютерах может использоваться "клетка". Многие говорят о возможности выпуска PCI/PCI-E-карт с установленным на них Cell. Работая параллельно с основным процессором под различными ОС (той же WindowsXP), он будет выполнять роль ускорителя (попросту - "числодробилки"). Правда, есть и те, кто предсказывает возможное игнорирование Microsoft нового процессора. Опасения их не беспочвенны, так как множество высокопроизводительных чипов, созданных небольшими компаниями и предназначенных в качестве "сопроцессора" к основному CPU, канули в свет именно из-за недостаточной программной поддержки. Но надежда, причём весьма большая, есть: благодаря намного большей распространённости Cell в мире написание необходимого ПО не должно заставить себя долго ждать.

Большой объём статьи не позволяет описать все устройства, где может применяться Cell. Но Вы можете сделать это самостоятельно: представьте себе технику начала XXI века, которой необходим сверхбыстрый, экономичный и дешёвый процессор. Cell как раз для неё.

"Размеры 0,09 мкм кристалла Cell"
Свет в конце туннеля

На сегодняшний день продажи PlayStation 2 составляют свыше 80 миллионов штук, что, само собой разумеется, означает продажу такого же количества Emotion Engine. Вследствие дальнейшего развития архитектуры Cell, цифра продаж PlayStation 3 может быть ещё выше. Для создания Sony и Toshiba десятков миллионов HDTV-телевизоров, Blu-Ray-рекордеров и прочей цифровой техники потребуется такое же количество Cell. Ориентация новой архитектуры на серверы и суперкомпьютеры подразумевает необходимость в большом количестве Cell для их создания/производства (вспомним про 32 тысячи процессоров в Blue Gene/L).

Если догадки экспертов окажутся верны, при использовании нового чипа Apple количество Cell в мире может достигнуть сотен миллионов штук. При этом "за кадром" осталась возможность "поштучной" продажи Cell на манер Pentium/Athlon, использование процессора в качестве DSP-чипа и т.д. В итоге можно сделать вывод: Cell будет намного более распространённым процессором, чем Emotion Engine. Пусть не в персональных компьютерах и серверах (побудем скептиками), но количество - есть количество.

И если в далёком 2000 году Кен Кутараги, как ребёнок, кричал, что выступит один против непобедимой на протяжении уже второго десятка лет Intel, то сегодня SCEI - уже не та "самонадеянная девчонка", затеявшая "дразниться со взрослыми". Теперь за её плечами не только Toshiba и IBM, но и другие компании. Расклад изменился. Осталось лишь дождаться и посмотреть, что же произойдёт при "вскрытии карт"?
Послесловие, или P.S

Для того чтобы статья не казалась чересчур радужной, позаимствуем для неё пару "чёрных пятен" с Солнца. Некоторые обозреватели опасаются того, что Cell, как и Emotion Engine, будет очень тяжело программировать. Обеспечение одновременной работы, по сути, девяти процессоров сведёт на "нет" все технические достоинства нового чипа. Однако IBM довольно долгое время работает над средствами разработки программ для Cell. На данный момент SDK представляет собой широко распространенный компилятор GCC, обогащённый макросами для копирования информации между SPE и памятью (как локальной самого SPE, так и оперативной). Кроме того, в состав пакета будут входить специальные алгоритмы, распределяющие задачи между SPE, и облегчающие тем самым перенос приложений из других архитектур/операционных систем. Разработка SDK продолжается, и к моменту выхода Cell должна быть полностью завершена.

Слышатся крики по поводу поддержки Cell рынком программного обеспечения и, в первую очередь, операционными системами. Скажем следующее: недавно IBM продала свой бизнес по производству ПК китайской компании Lenovo, сосредоточив все усилия на разработке Linux, и именно IBM занимается переносом этой ОС на Cell. Мягко говоря, довольно распространённая система, особенно среди программистов, да и новые программы к ней появляются, "как грибы после дождя". Перенос их на Cell не составит особых проблем (оптимизация под SPE потребует некоторых усилий, но это уже другой вопрос).

У Apple есть MacOS X, самая приветливая и лёгкая в использовании операционная система, которую, по словам самого Стива Джобса, с недавних пор производители ПК первого эшелона хотят видеть на своих компьютерах. Если Cell будет использован в продукции Apple, MacOS X (а вместе с ней и ПО ведущих компаний-разработчиков) будет перенесена на этот процессор .

В конце концов, даже сама Microsoft перенесла WindowsXP (или её родственницу) на PowerPC, чтобы использовать в своей Xbox 2. Авось "умелые руки" заставят её работать с "клеткой"?

Так что не всё так плохо, как сперва кажется. Перевернём страницу прошлого и, с надеждой на светлое будущее, будем смотреть вперёд, где Cell светит яркой звёздочкой.

Комментарии:  46
Ваш комментарий

Дааа, блин... Мой компьютер такой ацтой!

"Процессор целл, процессор целл" .. появится он только не скоро, железо под него и т.д.

Смотреля рассказ про этот "Целл". Я в ах*е! 7 вспомогательных ядер! А какой графческий чип стоит на Playstation 3... На движке любой игры для третьей соньки запросто можно снимать высокобюджетные боевички, типа матрицы :) Никто и не узнает, что это графика.

Кароче нужно компьютер новый покупать....

поспешайте не торопясь. для ПК проц выйдет только в конце 2006 года. Это из журнала одного

И сока же, интересно чудо-Целл будет стоить? Ведь, наверняка под него и материну менять надо будет... а там и оперативку, и видюху чёрт дёрнет поменять... :((

на сто процентов уверен что он будет не таким мощьным как говорят, а PS3 не будет мощьнее ПК, на мониторе игра с разрешением 640 на 480 гавнево смотрится, а на телике с его разрешением 300 на 500(примерно) такая игра будет просто сказачно красивой, так что там не нужна будет супер производительность что бы красиые игры делать

Пока выйдет "клетка" (cell) десять раз выйдут двухядерные атлоны и пни. Прирост пройзводительности обещают до 90%. А ведь двухядерность - не предел. Тех процесс позволяетделать и 4х ядерные процессоры. Вот так-то!

2Swelf
Вообще-то PS3 расчитана на использование с HDTV,у которого разрешение 1280x768.
2Вектор
Двуядерность принесет ощутимый прирост производительности в играх только когда
разработчики будут оптимизировать свою продукцию под такие процы,а это случится
еще не скоро,т.к. требуются дополнительные капиталовложения со стороны девелоперов,
в чем они не очень заинтересованы.

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ
Новое на форуме