Игры- Искусство игры- ремесло

Переигрывая в свою любимую библиотеку игр, волей неволей даешь им оценку, относительно критериев качества, таких как геймплей, арт, звук, сюжет, геймдизайн и т.д. По совокупности получается некоторое число 8/10 или 92/100, а может и просто отлично, хорошо или удовлетворительно. И что примечательно, некоторым играм совсем не хочется ставить оценку, а просто воскликнуть: «Эта игра настоящее искусство, шедевр!» То есть настолько игра хороша, что даже высшего балла не хватает для выражения восторга. Так вот, я для себя выработал следующие «категории игр» по «личным критериям их оценки». Так предлагаю и вам, воспользоваться этим подходом, а именно: разделив свою библиотеку игр на две категории «Игры- Искусство» и «Игры- ремесло». В рамках этой статьи не будем заниматься глубоким соотношением этих широких понятий, но стоит сказать, что искусство не мыслимо без ремесла, а ремесло лишь часть искусства.
В категорию «Игры- Искусство» входят те игры, которые в принципе для вас бесценны и не поддаются оценки, даже такой как 10/10. Это момент, когда что называется «совпали все звезды» и от игрового шедевра у вас возникает глубокое чувство восхищения, которое сопровождается стойкой и продолжительной рефлексией.
В «Игры- ремесло» отправляются все остальные игры с оценкой вплоть до самой высшей. Я нисколько не умоляю достоинство игр в категории ремесло, просто очень хочется выделить Игры - Искусство, тем самым обозначив стремление именно к этим образчикам и источникам вдохновения для игр будущего.

Например, мне бы очень хотелось, чтобы за основу подачи игрового сюжета, графики, звукового окружения и геймплея в шутерах был использован опыт Battlefield 3, не копия этой игры, а как ориентир, пример творческой плодотворной работы и новаторства. Для меня BF3 на момент выхода просто открыла заново жанр экшен-шутера и, безусловно, она у меня в категории Игры - Искусство.

Той же серии Dark Souls явно десять балов недостаточно. Вклад в игровую индустрию соулс игр настолько огромен, что львиную долю геймплейных механик мы бы так и не увидели во множестве проектах различных игровых студий, не будь этой франшизы. Что уж говорить, сами разработчики консоли PS4 вдохновлялись играми Dark Souls. И ничего удивительного здесь нет, ведь настоящее Искусство очень сильно мотивирует и вдохновляет.

Возьмем инди проект Machinarium, камерность и художественно-анимационный стиль, которого в купе с восхитительным саунд дизайном поражает сознание и вызывает дикий восторг. У неё не может быть оценки. Эта игра шедевр, настоящее произведение Искусства, та самая путеводная звезда для инди- разработчиков и настоящий клад для ценителей видеоигр.
Теперь что касается «личных критериев оценки игр», собственно по которым и происходит отбор в категории. Эти оценочные критерии у всех разные, кто-то ценит в играх только арт и звук, кто-то просто наличие кооперативной игры или мультиплеера, а графика и прочее не важны. А кому-то важен и арт, геймплей, звук, свет, графика, стабильный FPS, сюжет, да ещё чтобы аниме героиня была в клетчатой юбке, при этом стеснялась розовыми щечками, и плюс ко всему в этот день была зарплата. Человек может сказать, что шутер CS GO или FIFA у него в Играх- Искусство, лишь по той причине, что столько лет «стричь тоннами зелень» с игроков и поддерживать высокий онлайн - чем не искусство для бизнесмена, а по мне так это чистое ремесло. В общем, каждый из вас сам решает для себя по каким личным оценочным критериям определять игры в ту или иную категорию. То есть эти категории очень субъективны и лишены критики. Одна и та же игра у людей может вызывать полярные отношения к ней. На самом деле, я взял только малую часть этих широких понятий. Интересно в этом определении для себя то, что именно оделяет искусство от ремесла, где та грань? Почему игра на 10/10 ещё не Искусство?! Поэтому я прошу вас в комментариях написать ваш личный пример одной «Игры- Искусство» и «Игры- ремесло» на 10/10. Да, такой вот своеобразный челендж. Это как если бы вас попросили выбрать одну из двух самых любимых игр.
Мой пример:
ИИ (игры искусство)- Machinarium
ИР 10/10(игры - ремесло)- GTA 5
Очень не простой выбор. Обе игры топовые, но как видите, выбор сделан.
И напоследок отмечу ещё раз то, что игры- Искусство это не обязательно что-то художественное или музыкальное в привычном понимании- это то, что лично для вас не поддается оценки. Удачи!
P.S. Вход в статью свободный, выход через комментарий.

Комментарии:  11
Ваш комментарий

На месте встроенного видео должны быть GIF анимации, но так как на Плейграунде ограничения по объему в 3мб оформить их не получилось, а урезать качество не хочется, жаль.

Молодец! Спасибо за авторский блог

Автор так и не смог доказать, почему бф3 у него искусство, а гта 5 - игра ремесло, ему так хочется, все. И подозреваю, что не сможет. Поэтому, подобные рассуждения полностью бессмысленны.

S l a s h Автор никому и ничего не доказывает, а делиться подходом к оценке игр. Может вы хотели в качестве примера предложить свой вариант игр?

Dobrich Из моих слов можно догадаться, что такая оценка невозможна, поэтому и полотно в блоге бессмысленно.

Машинариум шикарен, это бесспорно. ГТА при всей крутости, пусть она и расширяет возможности открытого мира, но нельзя сказать, что это искусство. Это просто очень крутая игра.

Олег Дудин написал: но нельзя сказать, что это искусство.

Почему же? Вот я пишу: гта 5 - искусство, как и мушинариум.

ИИ то как раз и не осталось. Куда ни глянь сплошные шаблоны.

Есть штучный товар, чуть ли не единственный в своём роде...и есть фабричная штамповка. Штамповка может быть сколь угодно крутой, но ценности ей это не добавляет. По предложенной автором классификации, ИИ это будет Аркатера, старый, странный, зубодробительно сложный и почти неиграбельный для широких масс продукт. Редчайший случай, игра мечты, дошедшая до релиза, другой такой просто нет, по совокупности параметров и концентрации души. Этот грязный город норовит выплеснуться из монитора:) ИР ремеслом будет третий Ведьмак. Игроки любят эротику? Получите. Мат? Пожалуйста? Халяву? Не вопрос, под каждым кустом. Сложные моральные выборы? И это можно. Песню? Окей, где там эта чувиха с балладой про крыжовник? Открытый мир? Легко. Надо привлечь пацанов из ММО, возьмём оттуда механику урона! Но можно ли сказать, что эта игра стала чем-то прорывным? Нет. Всё это мы уже видели в других проектах, а если вы не видели - ваши проблемы. Например, песни пели ещё барды в Даркстоуне, мир Ультимы никто так и не переплюнул по интерактивности, боёвка BoD на голову выше, открытых миров как грязи, квесты в Фоллачах 1-2 и Аркануме не хуже, жёстко сгенерённый герой...кто сказал Готика?) То есть вся заслуга это засунуть всё, что продаётся, в одну игру и вуаля, шидевар 10из10, игра тЫсЯчИлЕтИя.

Если смотреть на игры под микроскопом и детально разбирать каждую составную часть-то искусство можно найти в работе разработчиков. Левел-дизаин, сценарий, саундтрек - все это по отдельности можно считать искусством. Да даже код и движок. Когда это соединяется вместе фокус на чем-то одном теряется и игры начинают судить не по работе мастера, а по жанру, что на мой взгляд логично, но неправильно. Можно хвалить Дизоноред, но нельзя ругать CS GO - если подумать в этой игре тоже есть вещи, делающие игру по настоящему уникальной, и следовательно подходящей под критерий искусства - дизайн карт, проработка оружия, попытки создать сюжет, наличие юмора (курицы и фразы персонажей), глубокий геймплей и тд.

NightGameMassacre Не нужно ничего разбирать на составные части, смотреть нужно в контексте игр. У вас есть игра, которую вы для себя вы можете определить как Искусство? И вот к этой игре подберите игру на 10/10. Приведу свой пример: ИИ- Dead Space ИР- Ведьмак 3