Инженер Noctua рассказал о пределах развития вентиляторов и будущих технологиях

В недавнем техническом интервью с порталом Gamers Nexus ведущий инженер Noctua Якоб Деллингер подробно рассказал, почему дальнейшее развитие индустрии упирается в материалы, и какие факторы определяют конструкцию современного вентилятора.

По словам Деллингера, одним из ключевых аспектов является баланс между углом атаки и углом установки лопасти. Часто эти понятия путают, но они имеют разное значение. Угол установки — это чисто геометрическая характеристика, угол между плоскостью вращения и хордой лопасти. В то же время угол атаки — это аэродинамический параметр, угол между набегающим потоком воздуха и лопастью. Именно правильный подбор этих углов на всей длине лопасти позволяет оптимизировать воздушный поток и давление, избегая срыва потока и лишнего шума.

Инженер в шутку отметил, что с точки зрения вентилятора, идеальным был бы радиатор без ребер, так как он не создает никакого сопротивления. Это иллюстрирует основной конфликт в проектировании систем охлаждения: радиатору для эффективности нужна максимальная площадь поверхности, то есть много ребер, а вентилятору — минимальное сопротивление. Задача инженеров — найти оптимальный баланс между этими противоречиями.

Другой важный компромисс — количество лопастей. С точки зрения акустики, чем меньше лопастей, тем лучше. Это связано с так называемой частотой прохождения лопастей (Blade Passing Frequency), которая напрямую зависит от их количества и скорости вращения. Более низкая частота, как правило, воспринимается человеческим ухом как менее раздражающая. Однако для создания высокого статического давления и мощного воздушного потока требуется большая суммарная площадь лопастей, что ведет к их увеличению или добавлению новых. Например, в 120-мм вентиляторах для ПК, по мнению Noctua, оптимальным является количество в девять лопастей.

Главной же преградой для следующего скачка в производительности Якоб Деллингер назвал именно материалы. Он подчеркнул, что переход на жидкокристаллический полимер (LCP), который Noctua использует под торговой маркой Sterrox, уже стал революционным шагом. Благодаря его исключительной жесткости и низкому коэффициенту расширения, компания смогла реализовать более сложные аэродинамические конструкции и значительно уменьшить зазор между кончиками лопастей и рамкой — с 1-1.5 мм до 0.5 мм. Этот зазор критически важен, так как через него перетекает воздух, снижая статическое давление. LCP позволил минимизировать этот эффект, а также избежать деформации и вибраций лопастей на высоких оборотах.

Однако, по словам инженера, возможности современных пластиков, даже таких продвинутых как LCP, уже практически исчерпаны для текущих задач. Хотя существуют и более прочные материалы, например металл, они не подходят для тихих компьютерных вентиляторов из-за своих акустических свойств. Поэтому следующий значительный прорыв в эффективности воздушного охлаждения, скорее всего, станет возможен только с появлением новых композитов или принципиально иных подходов к конструкции.

30
41
Комментарии:  41
Ваш комментарий

Спорим и тут отметится ыксперт с боксовым кулером на ой7 2600?)

не отметится он наверное уже таблеточки принял выремя то вечернее

Серега чет приуныл, но надежда его появления здесь есть, да. Расскажет, как руководил разработкой вертушек ноктуа.

ноктуа, кстати, отличные вертушки. в свой корпус только их поставил..

между тем мне пациент доказывал что у меня в открытом контуре температура проца 75C - это плохо.
а на его боксовом кулере 72С ЭТО ХОРОШО

но пациент как обычно оперировал частичными данными не зная всех вводных..

и в очередной раз попал в просак

стало быть этот инжир знает только про лопасти? а будет ли статья от имени другого инжира про подшипник? и третьего про двигатель? было бы интересно почитать

А как это влияет , прошу прощения ,на передвижение в динамике у такелажников Заполярного круга ? И производительность их труда в целом ? Просто не курсе ... Три силы действуют в качении , но ламинарный поток воздуха он поинтереснее будя . У " Pagani Zonda " , например , есть человек который занимается , именно и только , потоком воздуха в " выхлопухе ", что бы звучало и рычало как надо .Углы там всякие , радиуса ... Он музыкант между прочим , композитор будь оно не ладно ... Такие вот штрифантулечки на колёсиках , в динамике...

Для справки : "Pagani Zonda" HP Barchetta - 17 910 000 $ , ну и какая нибудь стандартная Pagani Huayra Roadster всего то 2 480 000 $ . Есть куда потоки воздуха направлять ... Интересно , хм , а какие там подшипники ? Скорее всего Бразильеррррро Мучачооооос амигос , или Поднебесное чудо динамических сил и трения коня в вакууме ...

радиатору для эффективности нужна максимальная площадь поверхности, то есть много ребер,

Логика железная у чела. Максимальная площадь поверхности это много ребер. А про форму ребер и влияние ее как на максимальную площадь так и на эффективность видимо он незнает.

Дальше читать не стал...

Noctua сожалеют что такой специалист как ты у их не работает. Может поэтому их вертушки среди лучших.

Мне льстит, что на мою скромную персону обратила внимание такая компания как Noctua в вашем лице. Мне очень печально слышать, что компания лишь среди лучших в своём сегменте рынка. Вполне возможно повышение качества как управленческого, так и инженерного состава. А необходимость в этом видна, позволила бы компании изменить своё текущей положение на рынке в лучшую сторону.)))

Дык давно ясно что и в сплавах и прочих вещах текущий технологический уклад подбирается к тупику. Надо что то новое прорывное(

Лучше бороться с ценой.. чтобы было дешевле. ))

эфективность вертушек ноктура при одинаковом шуме +20%, а цена в 2-3 раза выше