Make games, not war! Пять антивоенных игр

День Победы не просто так считается праздником со слезам на глазах, ведь война — это самый настоящий ад. Рассказываем о пяти играх, в которых это продемонстрировано лучше всего.

9 мая 1945 года закончилась самая кровопролитная война в известной человеческой истории. Ветераны с неохотой рассказывают о том времени. Травмы и горе, которые принесла война в дома миллионов жителей России и стран бывшего СНГ, невозможно забыть и больно вспоминать. Вторая Мировая война, как и Великая Отечественная, стали уроками для всего человечества, и эти уроки запечатлены в искусстве в виде картин, литературы, музыки, игр и кино.

С развитием технологий у разработчиков игр появилось больше возможностей донести свои идеи до широких масс. Игры стали технологичными, геймплей увлекательным, звуковое сопровождение погружает на поле реального боя. Но главным во все времена оставалась и остаётся идея. Игр в военной тематике предостаточно в игровой индустрии, но большинство из них сконцентрированы на геймплее. Разработчики делают всё, чтобы нам было весело играть.

Но существуют проекты, которые дают возможность не только пострелять, но и крепко задуматься над феноменом войны. Война – это не стрельба по мишеням, какой она выглядит в играх. Настоящая война – это потери близких людей, тяжелый моральный выбор, руки в крови и психологические травмы на всю жизнь. Эту часть войны затрагивают единицы. О таких антивоенных играх и пойдёт речь.

Spec Ops: The Line

Шутер от третьего лица, действие которого происходит в Дубае, на первый взгляд кажется среднестатистическим проектом. Симпатичная для своего времени графика, необычные декорации, безусловно, добавляли эффект новизны, но не делали из игры шедевр. А вот сюжет сделал.

История противостояния капитана Мартина Уокера и полковника Джона Конрада иллюстрирует насколько далеко человек может зайти, когда им овладевает безумие войны, и на что готово пойти эго, чтобы защитить самого себя от страшной правды.

Игра отличается наличием тяжелых моральных выборов, неожиданными сюжетными поворотами и несколькими концовками, после которых ты оставался сидеть на кресле и молча смотреть в пустоту. Spec Ops: The Line раскрыла обратную сторону войны – безумную и с чувством вины.

This War of Mine

Хуже мировой войны может быть только гражданская. Это пик безумия и заблуждения, когда люди уничтожают своих же сограждан. Этот печальный феномен имел место быть в истории многих стран, и, к сожалению, присутствует и сегодня.

Разработчики игры взяли за основу реальные события – осаду Сараева – с целью показать, что война – это, на самом деле, воплощение ада на Земле. Вы управляете группой мирных жителей, задача которых выжить в городе, который охвачен гражданской войной.

Игра показывает все ужасы жизни в осаждённом городе: нехватка провизии и лекарств, мародёрство, неблагоприятные погодные условия. После прохождения остаётся только одна мысль – ни в коем случае не допустить повторения подобного в реальной жизни.

Battlefield 1 / V

Вот уж от кого не ожидаешь антивоенного посыла, так это от игры, акцент в которой сделан именно на сражениях. Отношение к ней в корне меняется после прохождения сюжетных мини-кампаний.

В игровых роликах разработчики напрямую говорят устами персонажей о том, что в войне нет ничего святого. Это не весёлые игры в танчики с ребятнёй во дворе. Война – это мясорубка, в которой остаются молодые, которым ещё предстояло жить и стать кем-то. Мысли авторов пробирают своей глубиной и правдивостью, как и сыгранные персонажами роли.

В Battlefield мы сражаемся для того, чтобы войны не было, а за каждым прицелом стоит, в первую очередь, человек. Об этом в игре говорят постоянно. Для класса AAA-проектов про Первую и Вторую Мировую войны это огромный шаг вперёд.

Metro Exodus

Жанр постапокалипсиса в принципе о том, что может быть, если не урегулировать взаимоотношения мирным путём, а также о пагубной страсти нажимать красные кнопки. Но одно дело, когда в труху разносят чужие государства, как в серии Fallout. Другое же, когда дело касается родной земли. Эффект совершенно другой.

Действие первых двух частей Metro разворачивалось в подземке с периодическими вылазками на поверхность, что не давало в полной мере увидеть масштаб катастрофы. Metro Exodus показал реальное положение вещей.

Антивоенный посыл игры начинается с вступительного ролика и красной нитью проходит через всю игру. Разработчики показывают нам постапокалиптическую Россию – образ-предупреждение, к которому стоит присмотреться, прислушаться и никогда не повторять.

The Witcher 3: Wild Hunt

Третья часть серии не только великолепно жонглирует отсылками на современные реалии, но и несёт в себе мощный антивоенный посыл. Политические противостояния, военное положение, мародёрство, гонения, неуверенность в завтрашнем дне, маниакальная паранойя, - всё это атрибуты военного времени.

Персонажи говорят о том, как хорошо было раньше и противятся новому порядку. Одни зарабатывают за счёт войны, другие разоряются. Умирают невинные, а злодеи бесчинствуют. После путешествия по миру «Ведьмака» начинаешь больше ценить мирное время, когда не нужно сражаться за кусок хлеба и есть хотя бы небольшая, но стабильность.

***

Многие игры боевой тематики содержат антивоенный посыл, но не каждый разработчик делает на нём акцент. Например, создатели Call of Duty: WWII сказали, что их проект об этом, но они не ходят с плакатами «Антивоенная игра», а сконцентрированы на геймплейной части. И это ключевой аспект.

Мы играем в игры, в первую очередь, ради развлечения. Любой думающий человек понимает, что война – это плохо. Избранные игры дают нам возможность убедиться в этом на виртуальной практике. Такие истории врезаются в память. Но если бы все игры громко кричали о антивоенном посыле и говорили о тяжелых вещах прямым текстом, мы бы погрязли в депрессии. Порой от игры ждёшь, как ни странно, просто хорошей игры.

Антивоенных игр немного, но каждая из них – это предупреждение современному поколению игроков и манифест миру во всём мире. Нам необходимо помнить, что за каждым прицелом стоит человек, а в играх этот человек - мы.

13
11
Комментарии:  11
Ваш комментарий
9 мая 1945 года закончилась самая кровопролитная война в известной человеческой истории.

Поправлю 9 мая 1945 года закончилась лишь Великая Отечественная Война. Вторая Мировая закончилась 2 сентября 1945 года после капитуляции последнего союзника фашисткой Германии, а именно Японии. И много еще граждан СССР погибло во время Маньчжурской операции как у нас она называется в историографии. Дабы принудить Японию капитулировать и закончить наконец самую кровавую войну 20 века.(

9 мая 1945 года закончилась самая кровопролитная война в известной человеческой истории.

Вы когда блоги скатываете, хоть смотрите какой бред вы публикуете.

Для меня всегда самой "антивоенной" игрой был первый Fallout. Это пускай и гротескная, но убедительная иллюстрация мира после глобальной войны и того, куда человечество может прийти придерживаясь текущего курса. И то иллюстрация ещё оптимистичная.

В Метро, кроме того, за убийства не бандосов копилась плохая карма, выливающаяся в печальную концовку

В Ведьмаке так-то войны вообще нет по факту.

да, стремный список, тут тебе ни Homefront, ни Вульфирштейна, пичаль

Maddesto Согласен Вульфинштейн самая жесткая игра показывающая плохой исход ВОВ.

серия fallout самая антивоенная - после такого вряд ли кому то захочется воевать

Кампании в описанных Батлах это скорее три шага назад, чем написанный там шаг вперед

Battlefield 3 тоже имеет антивоенный сюжет.