Так уж получилось, многие современные геймеры(да и не только они) не совсем понимают что такое киберпанк. Тому есть целая гора причин, но главная из них - мы знакомы с киберпанком в большей степени через его производные, нежели через оригинальные произведения жанра. Практически все, что мы читаем, слушаем и смотрим, практически все во что мы играем это так называемый пост-киберпанк, жанр, возникший на костях оригинального жанра. И помимо его, мы часто встречаем произведения, активно маскирующиеся под киберпанк, но им не являющиеся.
Киберпанк это...
Если вам интересно, вы можете прочитать статью одного из отцов жанра Брюса Стерлинга “Киберпанк в 90-х годах”, которую он написал для журнала "Intezone”, в которой кратко описано становление, развитие и будущее жанра, а также кратко описана его суть.
Так что же такое киберпанк? Это литературный жанр, появившийся в 80е и описывающий недалекое ужасное будущее, в котором технологии достигли невероятных высот и стали повсеместным явлением, а вот уровень жизни скатился до невероятно низкого. Слова “гуманизм”, “мораль” и “нравственность” в этом мире перестали что-то значить, стали атавизмами и полностью забыты. Все продается и покупается и руководят этим крупные мега-корпорации, отжать часть пирога которых пытаются бандиты всех мастей. При этом - никто ничего не пытаются изменить - люди живут, а точнее выживают в этом огромном цифровом гетто. Они соответствуют этому миру. Тотальный копирайт, уничтожение инакомыслия и грязный, но легальный бизнес это обычное дело в киберпанке. Про “high tech, low life” и антиутопию даже говорить не хочется.
Да, в киберпанке есть место полетам в кибер-пространстве, кровавым заварухам с роботами и полным кредитов жестким дискам. Но суть его не в том чтобы показать все это. Киберпанк это прежде всего идеи о ужасном будущем, невероятных технологиях, на контрасте с которыми человек теряет свой моральный облик и становиться чудовищем. Чудовищем, которое живет жизнью обычного человека.
По сути жанр киберпанка был создан тусовкой молодых авторов, которые хотели быть лучше и интереснее обычных писателей фантастики, многие из которых засветились в листовке Cheap Truth и не боялись фантазировать о том, что видели лишь мимолетом или не видели вообще - то есть о компах и новых технологиях. Тогда это казалось чем-то потенциально ужасным и хорошо помогало создавать мрачные, циничные истории. Были и другие авторы, но можно смело утверждать что киберпанк это “бренд” тусовки авторов Cheap Truth. Поэтому утверждать что киберпанк появился раньше, приписывая к нему нуар и сай-фай не имеет никакого-смысла. Однако, киберпанк все таки отражал реальность и не фокусировался исключительно на будущем, Уильям Гибсон вообще говорил что пишет о настоящем.
Если вы хотите почитать произведения классического киберпанка, обратите внимание на эти книги:
- Sprawl trilogy Уильяма Гибсона - “Нейромант”, “Граф Ноль” и “Мона Лиза Овердрайв”
- “Вакуумные цветы” Майкла Суэнвика
- “Схизматрица” Брюса Стерлинга
- “The Ware Tetralogy” Руди Рюкера - “Software”, “Wetware”, “Freeware”, “Realware”.
- “Фронтера” и другие произведения Льюиса Шайнера
- “The Eclipse Trilogy “ Джона Ширли - “Eclipse”, “Eclipse Penumbra”, “Eclipse Corona “. Кстати, это автор романов Watch Dogs //n/Dark Clouds и Halo: Broken Circle
- Полезно будет почитать антологию “Mirrorshades: The Cyberpunk Anthology”
- Если владеете английским, можно почитать и саму газету Cheap Truth. В виде блога.
- “Моя цель — звёзды” Альфреда Бестера многими рассматривается как ранее подвижки в сторону киберпанка из обычной научной фантастики. Книга вышла в 1956 и была чем-то вроде пародии на “Графа Монте-Кристо” Дюма.
- “У меня нет рта, но я должен кричать” Харлана Эллисона. Не киберпанк и написан аж в 1966, но зато есть суперкомпьютер и уничтоженное человечество. А в сам автор спрятал в рассказе послания с помощью телеграфной азбуки.
- Ну и конечно, Филип К. Дик - от “Мечтают ли андроиды об электроовцах?” до “Убик”. Это писатель оказал огромное влияние как на научную фантастику, так и на будущий жанр киберпанк. По крайней мере, без него не было бы “Бегущего по лезвию”, который будучи голливудской фантастикой все равно прочно ассоциируется с киберпанком и даже подарил ему визуализацию
Игры:
- Hard Reset. Забавно, но многие обзоры уверяют что в игре плохой сюжет. Но именно сюжет, написанный будто в 80е и делает игру чистокровным киберпанком, визуал же в духе “Бегущего по лезвию” является лишь приятным дополнением. У героя игры нет выбора - его работа невероятно тяжела, но начальству пофиг и оно отправляет его на срочный вызов сразу после конца смены. Потом ученый использует его в своих целях. Совершенно непонятно что ждет его впереди, а мир игры настолько сер и уныл, что кажется будто все уровни одинаковы, но это не так.
- Стратегия Syndicate (93 года) и её духовный наследник Satellite Reign. Вне всякого сомнения, Bullfrog Productions создали одну из важнейших киберпанк игр в истории. дальше была неоднозначная Syndicate Wars, а позже EA запилили одноименный шутер. Неравнодушными через Кикстартер была создана Satellite Reign, споры о которой идут до сих пор. Любят Syndicate за интересный и умный геймплей, показывающий во всей красе войны будущего со взломами, подменой реальности и прочим Higt tech.
- Syndicate 2012. Шутер о наемнике одной из корпораций. Сюжетом не грузит, а просто показывает как высокотехнологичные девайсы работают в бою. По непонятным причинам провалилась в продаже.
- ReVOLUTION(2002) Неплохой киберпанк шутер для ценителей старых игр
- Серия Shadowrun - RPG по мотивам настолки, интересная тем, что совмещает магию и киберпанк
- Серия System Shock . Вторая часть идеально сочетает в себе киберпанк и космический хоррор, а также продолжает влиять на современные игры, также как и Deus Ex
- Observer - весьма мрачный детектив, показывающий киберпанк с той стороны, о которой многие предпочитают не вспоминать
- Теперь уже бесплтный Beneath a Steel Sky - культовый киберпанк квест о выжившем в авиакатастрофе подростке, примкнувшим к племени аборигенов и умеющем собирать роботов без всяких гайдов и руководств. Однажды в деревню за ним приходят злые солдаты...Продолжение в виде игры Beyond a Steel Sky уже вышло
- E.Y.E: Divine Cybermancy - очень своеобразный проект, который как был сырым, так и остался. Игра совершенно не желает, чтобы в нее играли, но именно этим цепляет фанатов. В год выхода поражала воображение своим необычным миром
- Старая RPG Bloodnet
- Стратегия Frozen Synapse
- Deus Ex - вероятно лучшая киберпанк игра за всю историю и однозначно, лучшая во всей серии. Крутая боевка, крутой сюжет, настоящий мир, в который веришь и безграничное влияние на игры будущего. Даже сейчас игры ориентируется на идеи, которые Уоррен Спектор и команда вложила в игру в конце 90х. Игра до сих пор производит хорошее впечатление а благодаря огромному числу модов живет и уходить в музей не думает. Можно выделить мод Revision, который в разы улучшает игру да еще и содержит ачивки
- Exapunks - альтернативный 1997 на дворе, вы больны страшной болезнью и ради лекарства вам придется делать грязный хак. Крутая головоломка о программировании от автора SpaceChem.
- Uplink - реалистичный симулятор хакера будущего
- Культовый Flashback
- Ну и наконец, долгожданный Cyberpunk 2077. Тут я хочу отметить что совершил ошибку и отнес еще не вышедшую игру в раздел пост-киберпанка. Но как правильно отметил пользователь Maxinick в комментариях, Cyberpunk 2077 показывает жуткую картинку будущего, прямо как в классических романах отцов жанра. Меня в заблуждение ввела яркая голливудская картинка, но как я сам пишу далее - визуал не должен вводить вас в заблуждение. Cyberpunk 2077 вероятно станет самой высокобюджетной киберпанк игрой в истории и во всех красках покажет, как низко пал людской род, находясь на технологическом троне.
Пост-киберпанк это...
Если вам интересно, вы можете прочитать статью “Примечания в сторону манифеста пост-киберпанка” Лоуренса Персона для журнала “Nova Express” из которого этот термин и пошел.
После того как киберпанк стал заметным явлением и стал приносить деньги, многие авторы стали писать типа-киберпанк произведения, которые отцы жанра называли откровенно дурацкими. Проблема сохранилась до сих пор и многочисленный треш, который использует обертку киберпанка, но по сути им не являеться выходит регулярно. И в пору его бы выделить в отдельный поджанр, но проблема в том что вся эта графомания сливается воедино с другой производной оригинального киберпанка - пост-киберпанком.
Появился он в ходе экспериментов над жанром и проводили их похоже все те же лица, что создавали киберпанк - “Острова в сети” Стерлинга например считается эталоном пост-киберпанка. Писатели решили что мрачная антиутопия это не обязательный сценарий для будущего мира высоких технологий и сделали мир более “добрым”, героев - обычными людьми, в основном среднего класса, а все остальное в общем-то не трогали, просто сместив акценты.
Так появился пост-киберпанк, жанр, взявший самые узнаваемые черты киберпанка, но сделавший его более понятным широким массам, во многом за счет ухода от маргинальщины и упора на социальщину. “Панк” стал “поп-панком”. Было это закономерное развитие жанра или бурный рост новых технологий в 90е годы повлиял - неизвестно, но факт есть факт: пост-киберпанк ушел в тираж.
В отличии от киберпанка, пост-киберпанк не особо старался пугать читателя жутким миром будущего, тотального цифрового ада и гнетом корпораций. Скорее он превратил все это в элементы и инструменты, с помощью которых авторы строили сюжет. Герой же произведения и вовсе становился чуть ли не спасителем мира. Типичный пример - "Матрица" и “Первому игроку приготовиться”.
Впрочем, пост-киберпанк не обязательно такой эпичный и масштабный. Он вполне может быть просто сатирическим и злобно высмеивающим что-либо. В конце концов, его основная цель - развлечь читателя, а не отражать новинки технического прогресса и смелые представления о нем, как это было в 80х с киберпанком. Это прежде всего истории о людях, их вере в жизнь и светлое будущее, как бы странно это не звучало.
Книг много, но я выделил лишь несколько:
- “Острова в Сети” Брюса Стерлинга
- “Алмазный век” и “Лавина” Нила Стивенсона
- “Некровилль” Яна Макдональса
- “Каменный канал” Кена Маклеода
- “Королева ангелов” Грега Бира
- “Удачное падение” Рафаэля Картера
- “Диаспора” Грега Идена
- “A.I. Rebellion” Эдвина Старка
- Сборники и романы Пола Ди Филиппо
- Сборник “Rewired: Антология пост-киберпанка”
- Из новых книг вне всяких сомнений внимания заслуживает “Первому игроку приготовиться”
Пост-киберпанк игры могут позволить себе быть более яркими и разнообразными, поэтому таких игр заметно больше. Я сделал пеструю выборку, включив в том числе не вышедшие проекты.
- Серия игр по вселенной The Matrix
- Remember Me - пост-киберпанк из палаты мер и весов. Красивая, но утомляющая драками и затянутым сюжетом игра, в которой есть интересная механика изменения воспоминаний.
- Neo Cab - такси будущего в сюжетной истории
- Deus Ex: Human Revolution и Mankind divided. Разработчики из Eidos Montreal запилили свой собственный киберпанк с “золотым” светофильтром, вычурными костюмами, харизматичными персонажами и большим упором на тему неприятия в обществе людей с аугментациями. Получилось это у них хорошо, и Deus Ex: Human Revolution стал считаться чуть ли не главной киберпанк игрой современности. Однако после входа долгожданного Mankind divided стало очевидно, что выбранная формула второй раз не сработает и такой большой игре как Deus Ex попросту тесно в выбранной теме, пусть даже подкрепленной мировым заговором. Нехватка разнообразных тем, новых персонажей, разнообразных по визуалу локаций и приземленность вселенной игры, мало чем отличающейся от мира современного в конечном итоге привела к не особо теплому приему игры, хотя верные фанаты игру все равно любят и верят в завершении трилогии.
- Dex - у этой 2D игры могло бы быть большое будущее, но разработчики банально не дотянули. Поиграть тем не менее стоит, все таки мало кто пытался воссоздать оригинальный Deus Ex в 2D.
- VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action - атмосферная и невероятно цепляющая паб- история, созданная разработчиками из Венесуэлы. Одни считают игру переоцененным симулятором нытья, прячущимся под одеянием киберпанк- истории, другие видят в ней достоверный и искренний экскурс в жизнь людей эпохи High tech. У игры хватает минусов, но на фоне той же The Red Strings Club она выглядит потрясающе.
- Superhot - вроде как тоже пост-киберпанк про игру, в которой враги не двигаются пока не двигаетесь вы.
- Ultratron и Droid Assault - две пиксельных аркады о мире, в котором власть захватили корпорации роботов. В первой вам предстоит спасти расу людей, а во второй бегать маленьким дроном и взламывать других. Апгрейты, боссы, неон и много стильных пикселей.
- Ruiner - киберпанк-боевик в стиле Hotline Miami. Глубина есть, но по сути это очередной боевик о мире будущего
- Tokyo 42
- There Came an Echo - стратегия в реальном времени, в которой команды отряду нужно давать голосом. Увы, работает только с хорошим английским.
- NeoTokyo - мультиплеерный шутер, мод для Half life 2
- 2064: Read Only Memories
- Серия визуальных новелл PSYCHO-PASS
- Detroit: Become Human - интерактивное кино о сложной жизни андроидов
- Cloudpunk - история о курьерше в городе будущего.
- Else Heart.Break() - очень странная игра про взлом всего на свете от музыкантов, засветившихся в саундтреке Hotline Miami
- Серия игр Ghost in the Shell
- Æon Flux
- Maiden City: The Last Collateral Damage - весьма перспективная визуальная новелла про трех героев, спасающих Maiden City
- ANNO: Mutationem - будущий проект, пропитанный эстетикой японского киберпанка
Игр очень много, но решил не превращать блог в список игр, поэтому включил только эти. Как видите разброс впечатляет - от простых аркад и визуальных новелл до полноценных экшенов и RPG.
“Сейчаспанк”
Оглянитесь - в реальном мире киберпанка больше, чем в любой книге. Тотальный копирайт, хакерские атаки, системы слежения, 3D принтеры, смартфоны и прочие вещи, которые в 80х казались невероятными уже здесь. Истории о том, как бабушка получила штраф, якобы скачав пиратскую копию игры, или о том, как игроки взбунтовались против шпионского ПО в играх гораздо интереснее и необычнее, чем сказки о том, как хакеры бьються в киберпространстве на световых кибер мечах. Для всего этого даже есть название - “Nowpunk”. Это производный от киберпанка жанр и самым ярким его представителем я бы назвал даже не книгу, а сериал “Person of Interest”, на который у меня есть обзор(осторожно, графомания).
Википедия же сообщает, что родоначальником этого жанра являются писатель Брюс Стерлинг со своим романом “Зенитный угол” 2004 года. В чем же суть “Nowpunk”? По сути это описание современного мира после трагедии 11 сентября, в котором тотальная слежка вышла за допустимые рамки и тем самым усложнила/упростила жизнь хакерам. Это Big Data, нейросети, системы личного рейтинга и прочие вполне реальные и достаточно страшные в случае неправильного использования вещи. Естественно, в 2004, когда Стерлинг писал свой роман многих этих штук попросту не было на горизонте, а обсуждалась в основном кибербезопасность. Зато сериал “Person of Interest” показал это во всей красе, а заодно свою версию перехода власти от государства к корпорациям нарисовал в ярких красках.
У наупанка одна проблема - у него нет узнаваемых образов. Тем не менее, то один из самых интересных и многообещающих поджанров и я надеюсь что он себя еще покажет. Вообще, странно что истории всех этих группировок Anonymous и LulzSec не породили никаких убойных романов или фильмов. Хотя создатель сериала “Мистер Робот” Сэм Эсмаил был вдохновлен деятельностью Anonymous. Не он один впрочем.
Лично я же позволю себе вольность и скажу что есть один очень неплохой фильм, в который критики “не смогли” и он вполне подпадает под категорию наупанка - это криминальная драма 2019 года “Крипто”. В нем нет чего-то необычного, это очень размеренное и неторопливое кино. Офисы, документы, криптовалюта...Его можно было бы даже назвать спокойным, если бы не нагнетающий напряжение саундтрек и несколько жестких сцен. А еще там есть клюква, много клюквы. Суть “Крипто” не в стычках с мафией и не в обнажении подноготной крупных финансовых организаций. Фильм всего лишь рассказывает о том, как трудно даже в мире тотальной слежки быть честным и добросовестно выполнять свою работу.
Ну а игры...я могу выделить только эти, хотя веротно чуть позже их будет больше:
- Watch dogs 1-2
- Payday 2
- Серия Hacker Evolution
- Hacknet
- NITE Team 4 - Military Hacking Division
Можно ли сейчас писать настоящий киберпанк?
Вопреки мнению о том, что настоящий киберпанк это лишь то, что писали классики жанра, никто не мешает писать киберпанк произведения сегодня. Достаточно лишь следовать принципам, которые когда-то исповедовали авторы газеты “Cheaр Truth”, считавшейся печатным органом киберпанка и не бояться мечтать о новых технологиях, нагнетать побольше осмысленной жути и не бояться отражать в этом всем реалии современного мира.
Проще говоря, если вы пишите о том, что SSD лучше HDD, а ваш герой - бравый киборг-хакер, мочащий преступников по всему свету - вы не уловили суть. Если же вы горите желанием написать о том что эти ваши SSD и HDD хлам, и в будущем их заменит более надежная и быстрая технология, а ваш герой это бездомный, промышлявший кражей и продажей б/у аугментаций, мозги которого решили выжечь постоянные клиенты, заметающие следы...возможно вы на правильном пути. Хотя, это лишь мое видение и для более полной картины читайте, что говорили о жанре сами авторы - благо писали и говорили они достаточно.
А что не киберпанк?
Очень часто в киберпанк записывают все, что связано с компьютерами и киборгами, виртуальной реальностью и будущим. Но это не так. Ярчайший пример - игра Far Cry 3: Blood Dragon, которая является пародией на боевики 80х. От киберпанка там разве что некоторые технологии и отсылки к “Робокопу” но в остальном это просто шутер, пародирующий штампы боевиков. Но в той же Википедии он присутствует в списке Cyberpunk video games.
При этом в этом списке нет игр Saints Row 3-4, хотя это тоже пародия и киберпанка там в разы больше - например в 3 части есть целая хакерская группировка Декеры и их лидер и вовсе считает себя властелином виртуальной реальности. А в 4 части так и вовсе идет взлом симуляции, созданной пришельцами для землян. Но этой игры в списке нет, несмотря на многочисленные отсылки и кучу мини-игр в виртуальной реальности.
Или вот например Borderlands 2 - умело совмещает самые разные фантастические жанры. Есть и корпорации и низкий уровень жизни, города для элиты, невероятные технологии, искуственный интелект...Но все равно не киберпанк(
Музыка и киберпанк
Интересно выглядят попытки приписать жанру разнообразную электронную музыку. Если зайти на Ютуб, и вбить там что-нибудь в духе “киберпанк музыка” вы получите массу подборок из синтипопа, индастриала, дабстепа и прочих “футуристичных” жанров. Такая музыка якобы передает настроение киберпанка. Но так ли это на самом деле?
Если честно, я никогда не понимал, как мир тотального упадка может вообще ассоциироваться со сложной музыкой. В киберпанк мире скорее всего музыка станет либо рудиментом, либо инструментом в руках корпораций и повторится ситуация из The Lego Movie - одна единственная песня будет всегда занимать первые места всех хит парадов постоянно, превратившись в корпоративный гимн человечества. Либо на музыку и все что с ней связано наложат жесткий копирайт и все, начиная от звучания инструментов до нот будет принадлежать корпорациям.
Обычным же людям только и останется что создавать свои, андеграундные жанры музыки - по типу особого пения без инструментов, нойза, стучанию ржавыми палками по бочкам и синтезировать сплошной, выкрученный на максимум бас на старых синтезаторах и смартфонах.
А вот в мире пост-киберпанка музыка может хорошо так развиться, за счет продвинутых достижений науки и техники. Суровый копирайт и попытки прибрать к рукам все, что кто-то слушает никуда не денутся и попытки присвоить себе звучания инструментов или ноты вполне смогут иметь место. Вот только препятствовать им будут различные “свободные” организации и независимые музыканты.
Тем не менее, нам, как свидетелям историй, что протекают в киберпанк произведениях, нужен звуковой ряд, выполненный в привычных для нас жанров, которые могут вызывать нужную атмосферу и эмоции. Отсюда и весь этот синтипоп и индастриал. Впрочем, зачем вообще какие-то истории? Может быть если музыка и её подача пропитаны настроением киберпанка её тоже можно считать киберпанк музыкой? Я думаю что можно и составил подборку альбомов и групп, которым эта эстетика не чужда.
Кстати, если вам интересна киберпанк музыка, не забудьте почитать про субкультуру киберготов и о том, что они слушают.
Группы и исполнители:
- SMP (Sounds Of Mass Production)
- Clock DVA
- Haujobb
- Headphone killazz
- Front Line Assembly
- Группа Ayria и многие другие electro-industrial-pop/EDM музыканты
- Две разные группы - синтипоп Covenant и металисты The Kovenant играют по сути похожую по эстетике музыку - только у первых она очень мягкая и спокойная а вторые заряжают метал на полную. Альбом S.E.T.I. на мой взгляд классика киберпанк-музыки.
Альбомы:
- Альбом Demanufacture группы Fear Factory
- Альбом 2004 российской группы IFK. Сами музыканты на сайте песни описывали весьма просто и с юмором, но когда слушаешь все эти истории про чувака, ликвидирующего двойника, поп-звезду, поющую для роботов, и кибер-наемников, просто невозможно поверить, что это не киберпанк
- Альбом Year Zero группы Nine Inch Nails. Один из самых известных альбомов группы, посвященных будущему
- Альбом Outside исполнителя David Bowie
- Альбом Transverse City исполнителя Warren Zevon
- Альбом Cyberpunk исполнителя Billy Idol
- Это далеко не все, но дальше копать мне было лень
Как выглядит киберпанк?
Наконец, мы дошли до самой сложной темы, которая связана с киберпанком - его визуальной составляющей. Можно ли как то отличить киберпанк от пост-киберпанка? В общем-то нет, ведь это противоречит самой идеи киберпанка - суть, а не оболочка. Так уж получилось, что у киберпанка не было своей визуализации, кроме тех описаний что делали сами авторы в произведениях. Поэтому её заменила голливудская фантастика - фильмы “Трон” и “Бегущий по лезвию”, которые по сути киберпанком не были. Образы, который создали эти фильмы так прочно вошли в киберпанк культуру, что мы видим их отголоски повсеместно.
Однако, это не единственный источник, рисующий картину под названием “киберпанк”. У некоторых писателей были вполне конкретные ориентиры для созданиях своих городов будущего. Уильям Гибсон например называл город Токио надежным поставщиком реквизита.
Сегодня мы видим как культура ретровейва срастается с киберпанком и ностальгические пейзажи фиолетово-синих тонов с обилием розового сегодня все чаще ассоциируется даже не с 80ми(которых никогда не было) а с далеким будущем.
Какой вывод из этого можно сделать? Визуал может быть разным, в пору моде и времени. Однако, он не должен вводить вас в заблуждение. Некоторые игры и фильмы подобно романам, надевают на себя одежды киберпанка, но им не является. Я вижу такие игры постоянно и похоже, в будущем подобных игр будет очень много, а наборы ассетов в духе “Киберпанковский город будущего” станут хитами в магазинах игровых движков.
И все?
Вовсе нет. Поджанров киберпанка очень много. Есть например биопанк, посвященный генной инженерии будущего и биологическому оружию, злоупотреблению ими и использовании их как способы контроля и управления. И вы скорее всего с ним знакомы по играм Killing Floor, Resident Evil, Prototype, Quake 4 и BioShock. А я бы отметил также менее известную серию игр Tagap, правда там не людей изменяют, а пингвинов. Есть также нанопанк про нанотехнологии (но кроме шикарного фильма “Версия 1.0” я о нем ничего не знаю). И много других -панков. Про них лучше почитать отдельно на той же Википедии или профильных ресурсах.
Различных -панков много, но хорошая история - это хорошая история и нет никакой разницы, в каком жанре/поджанре она написана.
На этом все. За бортом это блога остались фильмы, аниме, комиксы и настольные игры, но это уж как нибудь в другой раз.
Спасибо, прочитал с интересом.
вау, это что, качественный блог на пг лике
Афигеть! Первый качественный блог на PG за весь 2020 год! Я в шоке! И главное текст реально круто написан. Читать одно удовольствие. Автор молодец! Вот бы все блоги были такими.
Тут я категорически не согласен. Deus Ex не лучший киберпанк, он лишь первый, кто попытался показать киберпанк правильно в мире видеоигр. Не более того. Лучший киберпанк в истории делают CD Project Red - всё что было до них, нынче выглядит как пародия на киберпанк. Игра конечно ещё не вышла, но геймплея было продемонстрировано на несколько часов в общей сумме за последние 2 года, так что вывод уже сейчас можно сделать однозначный - лучший в истории киберпанк будет от СD Project Red.
Janekste Чертовы фанатики, когда вы уже изведётесь. CDPR понадобилось 3 попытки, чтобы сделать игру с заранее прописанным персонажем, миром и историей, в которой всё кроме персонажей мира и историй максимально халтурно, начиная с унылейшей боевой системы, заканчивая провальными рпг элементами, устаревшими на момент выхода игры лет на 10 и дурной привязкой к уровням. Тут они берутся за шутер с нуля не имея никакой единой стилистики, внятного сюжета, даже ГГ отсутствует адекватный, аудиторию кормят обещаниями и катсценами, а хомячки уже ссутся в экстазе, обмазываясь 12/10, Игра вечности, и т.д, и т.п.
классно вкидываешь (нет).
Так продолжение уже вышло ведь.
OkGo Когда писал еще не вышло) Исправлю.
А можно подобный пост но, например, про Sci-fi?
SimplyTheCat Можно, но я не уверен что смогу про все сразу. Проще писать про отдельные жанры.
Вау, просто аплодисменты автору!)) Присоединюсь к словам, лучший блог с начала этого года на ПГ. А как насчет написать про еще два производных\поджанра киберпанка, нанопанк и биопанк? И еще есть космопанк (иногда пишут спейспанк), это смесь киберпанка с космооперой, хороший пример жанра книга "Геном" Лукьяненко. Еще киберпреп - поджанр посткибера, про светлое будущее с утопичным взглядом на мир. В общем, у киберпанка есть еще масса поджанров. Ну и про все другие *-панки, стимпанк, клокпанк, дизельпанк, атомпанк (иногда ньюкапанк) с их поджанрами (теслапанк, декопанк, транзисторпанк и тп).
Как бы не так, именно System Shock сделала революцию в жанре, за что Спектору СПАСИБО! Игра вышла в 1994 году, когда Вашего Deus Exа в проекте не было. У нее даже оценка выше.
Вот уж никогда не думал, что Dex - попытка воссоздать Deus Ex в 2D. Всего лишь делалась как небольшая самостоятельная игра, и на большее не претендовала. Ghost Runner 2077 А ничего, что ДеусЭкс - это развитие идей СистемШока всё тем же самым Уореном Спектором? =)
Есть еще Frostpunk
GamesKnight Сударь это яркий представитель стимпанка. Не путайте.
Статья заслуживает уважения на самом деле..Видно, что ты разбираешься в этой теме P.s. На мою двухдневную писанину это конечно не похоже:)
Cобственно, все эти подпанки - это субкультурные адаптации тру-панка, для девочек-анимешниц, девочек-лесбиянок, девочек-нитакихкаквсе, короче для любых шизиков с разной степенью расшкваренности мозгов, либо без мозгов вовсе.