Так уж получилось, многие современные геймеры(да и не только они) не совсем понимают что такое киберпанк. Тому есть целая гора причин, но главная из них - мы знакомы с киберпанком в большей степени через его производные, нежели через оригинальные произведения жанра. Практически все, что мы читаем, слушаем и смотрим, практически все во что мы играем это так называемый пост-киберпанк, жанр, возникший на костях оригинального жанра. И помимо его, мы часто встречаем произведения, активно маскирующиеся под киберпанк, но им не являющиеся.
Киберпанк это...
Если вам интересно, вы можете прочитать статью одного из отцов жанра Брюса Стерлинга “Киберпанк в 90-х годах”, которую он написал для журнала "Intezone”, в которой кратко описано становление, развитие и будущее жанра, а также кратко описана его суть.
Так что же такое киберпанк? Это литературный жанр, появившийся в 80е и описывающий недалекое ужасное будущее, в котором технологии достигли невероятных высот и стали повсеместным явлением, а вот уровень жизни скатился до невероятно низкого. Слова “гуманизм”, “мораль” и “нравственность” в этом мире перестали что-то значить, стали атавизмами и полностью забыты. Все продается и покупается и руководят этим крупные мега-корпорации, отжать часть пирога которых пытаются бандиты всех мастей. При этом - никто ничего не пытаются изменить - люди живут, а точнее выживают в этом огромном цифровом гетто. Они соответствуют этому миру. Тотальный копирайт, уничтожение инакомыслия и грязный, но легальный бизнес это обычное дело в киберпанке. Про “high tech, low life” и антиутопию даже говорить не хочется.
Да, в киберпанке есть место полетам в кибер-пространстве, кровавым заварухам с роботами и полным кредитов жестким дискам. Но суть его не в том чтобы показать все это. Киберпанк это прежде всего идеи о ужасном будущем, невероятных технологиях, на контрасте с которыми человек теряет свой моральный облик и становиться чудовищем. Чудовищем, которое живет жизнью обычного человека.
По сути жанр киберпанка был создан тусовкой молодых авторов, которые хотели быть лучше и интереснее обычных писателей фантастики, многие из которых засветились в листовке Cheap Truth и не боялись фантазировать о том, что видели лишь мимолетом или не видели вообще - то есть о компах и новых технологиях. Тогда это казалось чем-то потенциально ужасным и хорошо помогало создавать мрачные, циничные истории. Были и другие авторы, но можно смело утверждать что киберпанк это “бренд” тусовки авторов Cheap Truth. Поэтому утверждать что киберпанк появился раньше, приписывая к нему нуар и сай-фай не имеет никакого-смысла. Однако, киберпанк все таки отражал реальность и не фокусировался исключительно на будущем, Уильям Гибсон вообще говорил что пишет о настоящем.
Если вы хотите почитать произведения классического киберпанка, обратите внимание на эти книги:
- Sprawl trilogy Уильяма Гибсона - “Нейромант”, “Граф Ноль” и “Мона Лиза Овердрайв”
- “Вакуумные цветы” Майкла Суэнвика
- “Схизматрица” Брюса Стерлинга
- “The Ware Tetralogy” Руди Рюкера - “Software”, “Wetware”, “Freeware”, “Realware”.
- “Фронтера” и другие произведения Льюиса Шайнера
- “The Eclipse Trilogy “ Джона Ширли - “Eclipse”, “Eclipse Penumbra”, “Eclipse Corona “. Кстати, это автор романов Watch Dogs //n/Dark Clouds и Halo: Broken Circle
- Полезно будет почитать антологию “Mirrorshades: The Cyberpunk Anthology”
- Если владеете английским, можно почитать и саму газету Cheap Truth. В виде блога.
- “Моя цель — звёзды” Альфреда Бестера многими рассматривается как ранее подвижки в сторону киберпанка из обычной научной фантастики. Книга вышла в 1956 и была чем-то вроде пародии на “Графа Монте-Кристо” Дюма.
- “У меня нет рта, но я должен кричать” Харлана Эллисона. Не киберпанк и написан аж в 1966, но зато есть суперкомпьютер и уничтоженное человечество. А в сам автор спрятал в рассказе послания с помощью телеграфной азбуки.
- Ну и конечно, Филип К. Дик - от “Мечтают ли андроиды об электроовцах?” до “Убик”. Это писатель оказал огромное влияние как на научную фантастику, так и на будущий жанр киберпанк. По крайней мере, без него не было бы “Бегущего по лезвию”, который будучи голливудской фантастикой все равно прочно ассоциируется с киберпанком и даже подарил ему визуализацию
Игры:
- Hard Reset. Забавно, но многие обзоры уверяют что в игре плохой сюжет. Но именно сюжет, написанный будто в 80е и делает игру чистокровным киберпанком, визуал же в духе “Бегущего по лезвию” является лишь приятным дополнением. У героя игры нет выбора - его работа невероятно тяжела, но начальству пофиг и оно отправляет его на срочный вызов сразу после конца смены. Потом ученый использует его в своих целях. Совершенно непонятно что ждет его впереди, а мир игры настолько сер и уныл, что кажется будто все уровни одинаковы, но это не так.
- Стратегия Syndicate (93 года) и её духовный наследник Satellite Reign. Вне всякого сомнения, Bullfrog Productions создали одну из важнейших киберпанк игр в истории. дальше была неоднозначная Syndicate Wars, а позже EA запилили одноименный шутер. Неравнодушными через Кикстартер была создана Satellite Reign, споры о которой идут до сих пор. Любят Syndicate за интересный и умный геймплей, показывающий во всей красе войны будущего со взломами, подменой реальности и прочим Higt tech.
- Syndicate 2012. Шутер о наемнике одной из корпораций. Сюжетом не грузит, а просто показывает как высокотехнологичные девайсы работают в бою. По непонятным причинам провалилась в продаже.
- ReVOLUTION(2002) Неплохой киберпанк шутер для ценителей старых игр
- Серия Shadowrun - RPG по мотивам настолки, интересная тем, что совмещает магию и киберпанк
- Серия System Shock . Вторая часть идеально сочетает в себе киберпанк и космический хоррор, а также продолжает влиять на современные игры, также как и Deus Ex
- Observer - весьма мрачный детектив, показывающий киберпанк с той стороны, о которой многие предпочитают не вспоминать
- Теперь уже бесплтный Beneath a Steel Sky - культовый киберпанк квест о выжившем в авиакатастрофе подростке, примкнувшим к племени аборигенов и умеющем собирать роботов без всяких гайдов и руководств. Однажды в деревню за ним приходят злые солдаты...Продолжение в виде игры Beyond a Steel Sky уже вышло
- E.Y.E: Divine Cybermancy - очень своеобразный проект, который как был сырым, так и остался. Игра совершенно не желает, чтобы в нее играли, но именно этим цепляет фанатов. В год выхода поражала воображение своим необычным миром
- Старая RPG Bloodnet
- Стратегия Frozen Synapse
- Deus Ex - вероятно лучшая киберпанк игра за всю историю и однозначно, лучшая во всей серии. Крутая боевка, крутой сюжет, настоящий мир, в который веришь и безграничное влияние на игры будущего. Даже сейчас игры ориентируется на идеи, которые Уоррен Спектор и команда вложила в игру в конце 90х. Игра до сих пор производит хорошее впечатление а благодаря огромному числу модов живет и уходить в музей не думает. Можно выделить мод Revision, который в разы улучшает игру да еще и содержит ачивки
- Exapunks - альтернативный 1997 на дворе, вы больны страшной болезнью и ради лекарства вам придется делать грязный хак. Крутая головоломка о программировании от автора SpaceChem.
- Uplink - реалистичный симулятор хакера будущего
- Культовый Flashback
- Ну и наконец, долгожданный Cyberpunk 2077. Тут я хочу отметить что совершил ошибку и отнес еще не вышедшую игру в раздел пост-киберпанка. Но как правильно отметил пользователь Maxinick в комментариях, Cyberpunk 2077 показывает жуткую картинку будущего, прямо как в классических романах отцов жанра. Меня в заблуждение ввела яркая голливудская картинка, но как я сам пишу далее - визуал не должен вводить вас в заблуждение. Cyberpunk 2077 вероятно станет самой высокобюджетной киберпанк игрой в истории и во всех красках покажет, как низко пал людской род, находясь на технологическом троне.
Пост-киберпанк это...
Если вам интересно, вы можете прочитать статью “Примечания в сторону манифеста пост-киберпанка” Лоуренса Персона для журнала “Nova Express” из которого этот термин и пошел.
После того как киберпанк стал заметным явлением и стал приносить деньги, многие авторы стали писать типа-киберпанк произведения, которые отцы жанра называли откровенно дурацкими. Проблема сохранилась до сих пор и многочисленный треш, который использует обертку киберпанка, но по сути им не являеться выходит регулярно. И в пору его бы выделить в отдельный поджанр, но проблема в том что вся эта графомания сливается воедино с другой производной оригинального киберпанка - пост-киберпанком.
Появился он в ходе экспериментов над жанром и проводили их похоже все те же лица, что создавали киберпанк - “Острова в сети” Стерлинга например считается эталоном пост-киберпанка. Писатели решили что мрачная антиутопия это не обязательный сценарий для будущего мира высоких технологий и сделали мир более “добрым”, героев - обычными людьми, в основном среднего класса, а все остальное в общем-то не трогали, просто сместив акценты.
Так появился пост-киберпанк, жанр, взявший самые узнаваемые черты киберпанка, но сделавший его более понятным широким массам, во многом за счет ухода от маргинальщины и упора на социальщину. “Панк” стал “поп-панком”. Было это закономерное развитие жанра или бурный рост новых технологий в 90е годы повлиял - неизвестно, но факт есть факт: пост-киберпанк ушел в тираж.
В отличии от киберпанка, пост-киберпанк не особо старался пугать читателя жутким миром будущего, тотального цифрового ада и гнетом корпораций. Скорее он превратил все это в элементы и инструменты, с помощью которых авторы строили сюжет. Герой же произведения и вовсе становился чуть ли не спасителем мира. Типичный пример - "Матрица" и “Первому игроку приготовиться”.
Впрочем, пост-киберпанк не обязательно такой эпичный и масштабный. Он вполне может быть просто сатирическим и злобно высмеивающим что-либо. В конце концов, его основная цель - развлечь читателя, а не отражать новинки технического прогресса и смелые представления о нем, как это было в 80х с киберпанком. Это прежде всего истории о людях, их вере в жизнь и светлое будущее, как бы странно это не звучало.
Книг много, но я выделил лишь несколько:
- “Острова в Сети” Брюса Стерлинга
- “Алмазный век” и “Лавина” Нила Стивенсона
- “Некровилль” Яна Макдональса
- “Каменный канал” Кена Маклеода
- “Королева ангелов” Грега Бира
- “Удачное падение” Рафаэля Картера
- “Диаспора” Грега Идена
- “A.I. Rebellion” Эдвина Старка
- Сборники и романы Пола Ди Филиппо
- Сборник “Rewired: Антология пост-киберпанка”
- Из новых книг вне всяких сомнений внимания заслуживает “Первому игроку приготовиться”
Пост-киберпанк игры могут позволить себе быть более яркими и разнообразными, поэтому таких игр заметно больше. Я сделал пеструю выборку, включив в том числе не вышедшие проекты.
- Серия игр по вселенной The Matrix
- Remember Me - пост-киберпанк из палаты мер и весов. Красивая, но утомляющая драками и затянутым сюжетом игра, в которой есть интересная механика изменения воспоминаний.
- Neo Cab - такси будущего в сюжетной истории
- Deus Ex: Human Revolution и Mankind divided. Разработчики из Eidos Montreal запилили свой собственный киберпанк с “золотым” светофильтром, вычурными костюмами, харизматичными персонажами и большим упором на тему неприятия в обществе людей с аугментациями. Получилось это у них хорошо, и Deus Ex: Human Revolution стал считаться чуть ли не главной киберпанк игрой современности. Однако после входа долгожданного Mankind divided стало очевидно, что выбранная формула второй раз не сработает и такой большой игре как Deus Ex попросту тесно в выбранной теме, пусть даже подкрепленной мировым заговором. Нехватка разнообразных тем, новых персонажей, разнообразных по визуалу локаций и приземленность вселенной игры, мало чем отличающейся от мира современного в конечном итоге привела к не особо теплому приему игры, хотя верные фанаты игру все равно любят и верят в завершении трилогии.
- Dex - у этой 2D игры могло бы быть большое будущее, но разработчики банально не дотянули. Поиграть тем не менее стоит, все таки мало кто пытался воссоздать оригинальный Deus Ex в 2D.
- VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action - атмосферная и невероятно цепляющая паб- история, созданная разработчиками из Венесуэлы. Одни считают игру переоцененным симулятором нытья, прячущимся под одеянием киберпанк- истории, другие видят в ней достоверный и искренний экскурс в жизнь людей эпохи High tech. У игры хватает минусов, но на фоне той же The Red Strings Club она выглядит потрясающе.
- Superhot - вроде как тоже пост-киберпанк про игру, в которой враги не двигаются пока не двигаетесь вы.
- Ultratron и Droid Assault - две пиксельных аркады о мире, в котором власть захватили корпорации роботов. В первой вам предстоит спасти расу людей, а во второй бегать маленьким дроном и взламывать других. Апгрейты, боссы, неон и много стильных пикселей.
- Ruiner - киберпанк-боевик в стиле Hotline Miami. Глубина есть, но по сути это очередной боевик о мире будущего
- Tokyo 42
- There Came an Echo - стратегия в реальном времени, в которой команды отряду нужно давать голосом. Увы, работает только с хорошим английским.
- NeoTokyo - мультиплеерный шутер, мод для Half life 2
- 2064: Read Only Memories
- Серия визуальных новелл PSYCHO-PASS
- Detroit: Become Human - интерактивное кино о сложной жизни андроидов
- Cloudpunk - история о курьерше в городе будущего.
- Else Heart.Break() - очень странная игра про взлом всего на свете от музыкантов, засветившихся в саундтреке Hotline Miami
- Серия игр Ghost in the Shell
- Æon Flux
- Maiden City: The Last Collateral Damage - весьма перспективная визуальная новелла про трех героев, спасающих Maiden City
- ANNO: Mutationem - будущий проект, пропитанный эстетикой японского киберпанка
Игр очень много, но решил не превращать блог в список игр, поэтому включил только эти. Как видите разброс впечатляет - от простых аркад и визуальных новелл до полноценных экшенов и RPG.
“Сейчаспанк”
Оглянитесь - в реальном мире киберпанка больше, чем в любой книге. Тотальный копирайт, хакерские атаки, системы слежения, 3D принтеры, смартфоны и прочие вещи, которые в 80х казались невероятными уже здесь. Истории о том, как бабушка получила штраф, якобы скачав пиратскую копию игры, или о том, как игроки взбунтовались против шпионского ПО в играх гораздо интереснее и необычнее, чем сказки о том, как хакеры бьються в киберпространстве на световых кибер мечах. Для всего этого даже есть название - “Nowpunk”. Это производный от киберпанка жанр и самым ярким его представителем я бы назвал даже не книгу, а сериал “Person of Interest”, на который у меня есть обзор(осторожно, графомания).
Википедия же сообщает, что родоначальником этого жанра являются писатель Брюс Стерлинг со своим романом “Зенитный угол” 2004 года. В чем же суть “Nowpunk”? По сути это описание современного мира после трагедии 11 сентября, в котором тотальная слежка вышла за допустимые рамки и тем самым усложнила/упростила жизнь хакерам. Это Big Data, нейросети, системы личного рейтинга и прочие вполне реальные и достаточно страшные в случае неправильного использования вещи. Естественно, в 2004, когда Стерлинг писал свой роман многих этих штук попросту не было на горизонте, а обсуждалась в основном кибербезопасность. Зато сериал “Person of Interest” показал это во всей красе, а заодно свою версию перехода власти от государства к корпорациям нарисовал в ярких красках.
У наупанка одна проблема - у него нет узнаваемых образов. Тем не менее, то один из самых интересных и многообещающих поджанров и я надеюсь что он себя еще покажет. Вообще, странно что истории всех этих группировок Anonymous и LulzSec не породили никаких убойных романов или фильмов. Хотя создатель сериала “Мистер Робот” Сэм Эсмаил был вдохновлен деятельностью Anonymous. Не он один впрочем.
Лично я же позволю себе вольность и скажу что есть один очень неплохой фильм, в который критики “не смогли” и он вполне подпадает под категорию наупанка - это криминальная драма 2019 года “Крипто”. В нем нет чего-то необычного, это очень размеренное и неторопливое кино. Офисы, документы, криптовалюта...Его можно было бы даже назвать спокойным, если бы не нагнетающий напряжение саундтрек и несколько жестких сцен. А еще там есть клюква, много клюквы. Суть “Крипто” не в стычках с мафией и не в обнажении подноготной крупных финансовых организаций. Фильм всего лишь рассказывает о том, как трудно даже в мире тотальной слежки быть честным и добросовестно выполнять свою работу.
Ну а игры...я могу выделить только эти, хотя веротно чуть позже их будет больше:
- Watch dogs 1-2
- Payday 2
- Серия Hacker Evolution
- Hacknet
- NITE Team 4 - Military Hacking Division
Можно ли сейчас писать настоящий киберпанк?
Вопреки мнению о том, что настоящий киберпанк это лишь то, что писали классики жанра, никто не мешает писать киберпанк произведения сегодня. Достаточно лишь следовать принципам, которые когда-то исповедовали авторы газеты “Cheaр Truth”, считавшейся печатным органом киберпанка и не бояться мечтать о новых технологиях, нагнетать побольше осмысленной жути и не бояться отражать в этом всем реалии современного мира.
Проще говоря, если вы пишите о том, что SSD лучше HDD, а ваш герой - бравый киборг-хакер, мочащий преступников по всему свету - вы не уловили суть. Если же вы горите желанием написать о том что эти ваши SSD и HDD хлам, и в будущем их заменит более надежная и быстрая технология, а ваш герой это бездомный, промышлявший кражей и продажей б/у аугментаций, мозги которого решили выжечь постоянные клиенты, заметающие следы...возможно вы на правильном пути. Хотя, это лишь мое видение и для более полной картины читайте, что говорили о жанре сами авторы - благо писали и говорили они достаточно.
А что не киберпанк?
Очень часто в киберпанк записывают все, что связано с компьютерами и киборгами, виртуальной реальностью и будущим. Но это не так. Ярчайший пример - игра Far Cry 3: Blood Dragon, которая является пародией на боевики 80х. От киберпанка там разве что некоторые технологии и отсылки к “Робокопу” но в остальном это просто шутер, пародирующий штампы боевиков. Но в той же Википедии он присутствует в списке Cyberpunk video games.
При этом в этом списке нет игр Saints Row 3-4, хотя это тоже пародия и киберпанка там в разы больше - например в 3 части есть целая хакерская группировка Декеры и их лидер и вовсе считает себя властелином виртуальной реальности. А в 4 части так и вовсе идет взлом симуляции, созданной пришельцами для землян. Но этой игры в списке нет, несмотря на многочисленные отсылки и кучу мини-игр в виртуальной реальности.
Или вот например Borderlands 2 - умело совмещает самые разные фантастические жанры. Есть и корпорации и низкий уровень жизни, города для элиты, невероятные технологии, искуственный интелект...Но все равно не киберпанк(
Музыка и киберпанк
Интересно выглядят попытки приписать жанру разнообразную электронную музыку. Если зайти на Ютуб, и вбить там что-нибудь в духе “киберпанк музыка” вы получите массу подборок из синтипопа, индастриала, дабстепа и прочих “футуристичных” жанров. Такая музыка якобы передает настроение киберпанка. Но так ли это на самом деле?
Если честно, я никогда не понимал, как мир тотального упадка может вообще ассоциироваться со сложной музыкой. В киберпанк мире скорее всего музыка станет либо рудиментом, либо инструментом в руках корпораций и повторится ситуация из The Lego Movie - одна единственная песня будет всегда занимать первые места всех хит парадов постоянно, превратившись в корпоративный гимн человечества. Либо на музыку и все что с ней связано наложат жесткий копирайт и все, начиная от звучания инструментов до нот будет принадлежать корпорациям.
Обычным же людям только и останется что создавать свои, андеграундные жанры музыки - по типу особого пения без инструментов, нойза, стучанию ржавыми палками по бочкам и синтезировать сплошной, выкрученный на максимум бас на старых синтезаторах и смартфонах.
А вот в мире пост-киберпанка музыка может хорошо так развиться, за счет продвинутых достижений науки и техники. Суровый копирайт и попытки прибрать к рукам все, что кто-то слушает никуда не денутся и попытки присвоить себе звучания инструментов или ноты вполне смогут иметь место. Вот только препятствовать им будут различные “свободные” организации и независимые музыканты.
Тем не менее, нам, как свидетелям историй, что протекают в киберпанк произведениях, нужен звуковой ряд, выполненный в привычных для нас жанров, которые могут вызывать нужную атмосферу и эмоции. Отсюда и весь этот синтипоп и индастриал. Впрочем, зачем вообще какие-то истории? Может быть если музыка и её подача пропитаны настроением киберпанка её тоже можно считать киберпанк музыкой? Я думаю что можно и составил подборку альбомов и групп, которым эта эстетика не чужда.
Кстати, если вам интересна киберпанк музыка, не забудьте почитать про субкультуру киберготов и о том, что они слушают.
Группы и исполнители:
- SMP (Sounds Of Mass Production)
- Clock DVA
- Haujobb
- Headphone killazz
- Front Line Assembly
- Группа Ayria и многие другие electro-industrial-pop/EDM музыканты
- Две разные группы - синтипоп Covenant и металисты The Kovenant играют по сути похожую по эстетике музыку - только у первых она очень мягкая и спокойная а вторые заряжают метал на полную. Альбом S.E.T.I. на мой взгляд классика киберпанк-музыки.
Альбомы:
- Альбом Demanufacture группы Fear Factory
- Альбом 2004 российской группы IFK. Сами музыканты на сайте песни описывали весьма просто и с юмором, но когда слушаешь все эти истории про чувака, ликвидирующего двойника, поп-звезду, поющую для роботов, и кибер-наемников, просто невозможно поверить, что это не киберпанк
- Альбом Year Zero группы Nine Inch Nails. Один из самых известных альбомов группы, посвященных будущему
- Альбом Outside исполнителя David Bowie
- Альбом Transverse City исполнителя Warren Zevon
- Альбом Cyberpunk исполнителя Billy Idol
- Это далеко не все, но дальше копать мне было лень
Как выглядит киберпанк?
Наконец, мы дошли до самой сложной темы, которая связана с киберпанком - его визуальной составляющей. Можно ли как то отличить киберпанк от пост-киберпанка? В общем-то нет, ведь это противоречит самой идеи киберпанка - суть, а не оболочка. Так уж получилось, что у киберпанка не было своей визуализации, кроме тех описаний что делали сами авторы в произведениях. Поэтому её заменила голливудская фантастика - фильмы “Трон” и “Бегущий по лезвию”, которые по сути киберпанком не были. Образы, который создали эти фильмы так прочно вошли в киберпанк культуру, что мы видим их отголоски повсеместно.
Однако, это не единственный источник, рисующий картину под названием “киберпанк”. У некоторых писателей были вполне конкретные ориентиры для созданиях своих городов будущего. Уильям Гибсон например называл город Токио надежным поставщиком реквизита.
Сегодня мы видим как культура ретровейва срастается с киберпанком и ностальгические пейзажи фиолетово-синих тонов с обилием розового сегодня все чаще ассоциируется даже не с 80ми(которых никогда не было) а с далеким будущем.
Какой вывод из этого можно сделать? Визуал может быть разным, в пору моде и времени. Однако, он не должен вводить вас в заблуждение. Некоторые игры и фильмы подобно романам, надевают на себя одежды киберпанка, но им не является. Я вижу такие игры постоянно и похоже, в будущем подобных игр будет очень много, а наборы ассетов в духе “Киберпанковский город будущего” станут хитами в магазинах игровых движков.
И все?
Вовсе нет. Поджанров киберпанка очень много. Есть например биопанк, посвященный генной инженерии будущего и биологическому оружию, злоупотреблению ими и использовании их как способы контроля и управления. И вы скорее всего с ним знакомы по играм Killing Floor, Resident Evil, Prototype, Quake 4 и BioShock. А я бы отметил также менее известную серию игр Tagap, правда там не людей изменяют, а пингвинов. Есть также нанопанк про нанотехнологии (но кроме шикарного фильма “Версия 1.0” я о нем ничего не знаю). И много других -панков. Про них лучше почитать отдельно на той же Википедии или профильных ресурсах.
Различных -панков много, но хорошая история - это хорошая история и нет никакой разницы, в каком жанре/поджанре она написана.
На этом все. За бортом это блога остались фильмы, аниме, комиксы и настольные игры, но это уж как нибудь в другой раз.
Спасибо, прочитал с интересом.
вау, это что, качественный блог на пг лике
Так продолжение уже вышло ведь.
OkGo Когда писал еще не вышло) Исправлю.
Афигеть! Первый качественный блог на PG за весь 2020 год! Я в шоке! И главное текст реально круто написан. Читать одно удовольствие. Автор молодец! Вот бы все блоги были такими.
Тут я категорически не согласен. Deus Ex не лучший киберпанк, он лишь первый, кто попытался показать киберпанк правильно в мире видеоигр. Не более того. Лучший киберпанк в истории делают CD Project Red - всё что было до них, нынче выглядит как пародия на киберпанк. Игра конечно ещё не вышла, но геймплея было продемонстрировано на несколько часов в общей сумме за последние 2 года, так что вывод уже сейчас можно сделать однозначный - лучший в истории киберпанк будет от СD Project Red.
Janekste Чертовы фанатики, когда вы уже изведётесь. CDPR понадобилось 3 попытки, чтобы сделать игру с заранее прописанным персонажем, миром и историей, в которой всё кроме персонажей мира и историй максимально халтурно, начиная с унылейшей боевой системы, заканчивая провальными рпг элементами, устаревшими на момент выхода игры лет на 10 и дурной привязкой к уровням. Тут они берутся за шутер с нуля не имея никакой единой стилистики, внятного сюжета, даже ГГ отсутствует адекватный, аудиторию кормят обещаниями и катсценами, а хомячки уже ссутся в экстазе, обмазываясь 12/10, Игра вечности, и т.д, и т.п.
классно вкидываешь (нет).
А можно подобный пост но, например, про Sci-fi?
SimplyTheCat Можно, но я не уверен что смогу про все сразу. Проще писать про отдельные жанры.
Вау, просто аплодисменты автору!)) Присоединюсь к словам, лучший блог с начала этого года на ПГ. А как насчет написать про еще два производных\поджанра киберпанка, нанопанк и биопанк? И еще есть космопанк (иногда пишут спейспанк), это смесь киберпанка с космооперой, хороший пример жанра книга "Геном" Лукьяненко. Еще киберпреп - поджанр посткибера, про светлое будущее с утопичным взглядом на мир. В общем, у киберпанка есть еще масса поджанров. Ну и про все другие *-панки, стимпанк, клокпанк, дизельпанк, атомпанк (иногда ньюкапанк) с их поджанрами (теслапанк, декопанк, транзисторпанк и тп).
Как бы не так, именно System Shock сделала революцию в жанре, за что Спектору СПАСИБО! Игра вышла в 1994 году, когда Вашего Deus Exа в проекте не было. У нее даже оценка выше.
Вот уж никогда не думал, что Dex - попытка воссоздать Deus Ex в 2D. Всего лишь делалась как небольшая самостоятельная игра, и на большее не претендовала. Ghost Runner 2077 А ничего, что ДеусЭкс - это развитие идей СистемШока всё тем же самым Уореном Спектором? =)
Статья заслуживает уважения на самом деле..Видно, что ты разбираешься в этой теме P.s. На мою двухдневную писанину это конечно не похоже:)
Так и не понял, почему Human Revolution именно пост-киберпанк.
Александр Мелихов Киберпанк злой и бездушный. В Deus Ex: Human Revolution человеколюбие и вера в человечество одна их ключевых тем. Не зря концепты игры основаны на работах эпохи Возрождения. Это признаки пост-киберпанка - рассказ о будущем, не как о чем-то плохом, а как времени, в котором человечество себя может проявить и сделать мир лучше. По сути, Deus Ex: Human Revolution это история города Детроид в 20 веке + современные проблемы общества, отраженные в позолоченном зеркале. Если бы Deus Ex: Human Revolution был настоящим киберпанком, Дженсона скорее всего спасать бы не стали. а если бы и стали -превратили в безвольного киборга. Хотя я вообще не верю что в киберпанк версии игры какие-то бандиты могли бы напасть на Шариф - их раньше бы выследили агенты корпорации и унитожили, либо в лаборатории их встретили бы самые совершенные системы охраны. Ну или наоборот - героем игры был бы бандит, который всю игру пытаеться построить план обноса Шарифа и в конце игры мочит дженсоноподобных киборгов пачками.
Ждем про '' Стимпанк '' .
За столько времени хоть чего-то оригинальное, а не тупая копипаста с однотипными дебильными заголовками "Слили бла-бла-бла", "Уплыл бла-бла-бла", "Слух о бла-бла-ла подтвердился/не подтвердился"
Ууух, пост умного человека! Спасибо, прочел с удовольствием, и пишу это под СМП) Слуш, ну все верно разложил, но 2077 - это киберпанк же. Он основан на настолке 2020, я игрался в нее, класс. Афтор Полякам помогает. Смотрим в начало поста: ...описывающий недалекое ужасное будущее - V (есть/присутствует), в котором технологии достигли невероятных высот -V и стали повсеместным явлением - V , а вот уровень жизни скатился до невероятно низкого - V. Слова “гуманизм”, “мораль” и “нравственность” в этом мире перестали что-то значить - V, стали атавизмами и полностью забыты. Все продается и покупается - V и руководят этим крупные мега-корпорации - V, отжать часть пирога которых пытаются бандиты всех мастей - V. При этом - никто ничего не пытаются изменить - люди живут, а точнее выживают в этом огромном цифровом гетто - V. Они соответствуют этому миру - V. Тотальный копирайт, уничтожение инакомыслия и грязный, но легальный бизнес - V это обычное дело в киберпанке. Друже, это все есть в настолке 2020 прям под копирку и, судя по всему, будет в 2077. Почему твоя длань его до постпанка кинула? Кажется мне лишь из-за его попсовости сегодня)
Maxinick Пока игра не выйдет сказать киберпанк это или пост довольно трудно. Дело не в попсовости, просто я не привык верить обещаниям и альфа-версиям. Но думаю, перенести стоит, пока все это похоже на правду. Вы абсолютно правы. Widukind 1.Поставить тип рендеринга OpenGL 2.Попробовать установить моды на освещение. Например New Vision Я сам не сталкивался, просто нагуглил
NightGameMassacre спасибо, OpenGL вроде бы помогло
Зарегистрировался ради того что б написать что это лучший пост который я тут читал.
Абориген - это местный житель. В данном случае не аборигенов, а дикарей.
Видно, что автор искренне любит сей культурный пласт, и смог весьма популярно поделиться своими знаниями и мнением. Молодец, годно.
В киберпанке главное "панк" то есть персонажи существующие по принципу "мир говно и я не лучше" в мире пронизанном мыслью "ну и говно меня населяет, сдохнуть хочется". А "кибер", "атом", "стим" - это так, вычурная глупая магия нужная только для антуража. Источником вдохновения для "киберпанка" стала "чернушно-макулатурная" литература 40-50-х годов вроде творчества Микки Спиллейна или ещё какого Джеймса Хэдли Чейза на которую наложили страхи американских обывателей 70-х - засилье азиатов, всевластие корпораций, отвратительные противоестественные компьютерные чудеса. Потому проститутки обзавелись глазами от Zeiss Ikon, место мафии заняла якудза, торговлю наркотиками сменила торговля компьютерными вирусами или информацией итд. В общем сугубо вымученный жанр, хотя в "Блейдраннере" из него и сумели выжать некие философские глубины превратив нуарные похождения циника-алкоголика в шляпе под дождём в притчу на тему того, что есть человек, как теряющие человечность люди создают себе более человечных чем они рабов-репликантов и вот это всё.
Из книг можно было бы добавить отечественные "Лабиринт отражений" Лукьяненко и "Алмазные НЕРвы" Бурносова. Ну и великолепный "Видоизменённый углерод" в принципе тоже отчасти киберпанк, не?
Подумывал уже перелистнуть быстро ,но всегда читаю самые вышние комменты , так вот передумал.Но заголовок слишком кричащий.. П.с.Вот интересно было бы послушать про синтвейв,он же ретровэйв.Тоже ведь киберпанковская тема
Derley https://www.playground.ru/misc/opinion/retrovejv_kak_80_e_vernulis_v_modu_i_porabotili_indi-454021 И еще фильм документальный есть Начало синтвейва (The Rise of the Synths), не знаю, есть на русском или нет
NightGameMassacre Кстати,видел как-то ..Необычно на пг это видеть..Не в плане темы, а содержания.Никого не хотел бы обидеть ,но пг была бы одной из последних инстанций , куда бы я захотел обратиться за какой-либо информацией
Derley Согласен за ретровейв :)
Хороший блог.
Cloudpunk - агонь! Один из лучших представителей жанра киберпанк.
Молодец, классная статья. Только все равно толком нифига не понятно.) Вот, например, фильмец "Алита: боевой ангел" к какой категории относится? И относится ли вообще?
RainbowGirl Если честно, я не смотрел фильм, но полагаю что как и "Живая сталь" это просто голливудская фантастика c элементами киберпанка. Критики же пишут что это чистый киберпанк. В принципе, не верить им у меня причин нет. MaFioSnIK Твой блог мотивировал меня переписать и дописать мой gmh4589 Проблема почти всех поджанров, не сумевших по популярности обогнать основной жанр - это малое число информации. Поэтому вряд ли можно написать что-то более дельное, чем статья на Википедии или обзор на форуме фанатов жанра. Со стимпанком и дизельпанком например проблем нет. А вот с нанопанком и биопанком уже много. HARDCORE GAMER Но ведь это пост-апокалипсис в духе Фалаута и Planetarian?
NightGameMassacre
там тоже присутствуют элементы киберпанка.
и не смотри, детская попсятина в солнечных декорациях и мультяшной графикой, без какой либо смысловой нагрузки, начитанным и эрудированным людям вряд ли такой трэш с рейтингом 3+ зайдет.
Алита, как аниме и последующий фильм, который экранизирует ровно то же самое, вполне себе киберпанк. А манга-первоисточник - нет. Сны оружия в большей степени постапокалипсис, в духе Фоллача или Макса, там хреново всем, даже летучему городу, даже чокнутому профессору. Отличная манга, между прочим.
А Mirrors edge это тогда что? Пост или киберпанк?
sloo2009 Пост
NightGameMassacre В посте она вообще не упоминается, а к какому жанру её относят?
sloo2009 Это попытка превратить обычную аутиутопию в киберпанк, но слишком грубая. Поэтому я её в блог не включил. Оригинальный Mirror’s Edge был хорош всем и совершенно не понятно, зачем было менять сеттинг, если в итоге эта все та же история. Это пост-киберпанк, потому что бегуны пытаються свергнуть корпоративное правительство и остановить их программу.
Киноиндустрия начинает поправлять это дело, по сути. К примеру, фильм Анон, в котором видны отголоски сериала Вне поля зрения. Персонажи прорисованы очень хорошо. Нет размытости в образах. Хотя его сложновато соотносить с ноупанком, разве что методы глобальной слежки. Но если опираца на характер слежки и прочих событий, происходящих в сюжете, то вполне можно приобщать к этому жанру с учетом ваших же слов:
Опять же... Думаю стоило бы побольше уделить внимание фильму Трон Наследие. А именно рассматривая его с точки зрения визуализации и саундтрека от блистательных Дафт панк, которые перепробовали просто массу различных направлений в электронной музыке. Визуальный ряд вообще, на мой взгляд потрясающ, т.к. я очень ценю минимализм в искусстве. Это огромная редкость, когда в основе визуализации по сути лежит минимализм, ГРАМОТНЫЙ минимализм. И вот эта визуализация в минималистическом направлении лакируеца отличнейшим саундтреком. Для моего восприятия это было что-то с чем-то... Масса восторгов. Об игре класса ААА с таким вот удивительным арт-концептом я даже не мечтаю)))
прочел "Нейромант”, “Граф Ноль” и “Мона Лиза Овердрайв" - сюжетную линиию уловить сложно как вспомнить сон, написано под чем-то тяжелым) и “Схизматрица” и “Мечтают ли андроиды об электроовцах?” - такие произведения называю "диалог в черной комнате". Если бы не видел Бегущего по лезвию, то представить антураж в каком происходят события этих книг просто невозможно- у авторов не хватает фантазии на создание атмосферы погружения. Так что своему визуалу весь киберпанк обязан творческому гению Ридли Скота, за что ему и громное спасибо. Настоятельно рекомендую произведение Дмитрия Глуховского "Будущее".
hangloose Есть такая книга - Кэндзи Сиратори «Кровь электрическая», так её вообще понять невозможно
Грег Иган
Интересная статья.
Спасибо, интересная статья. Понял, что я ужасно отстал от жизни. Как-то купил в стиме игру, про которую думал что это Deus Ex, а там какие-то слащавые гламурные бабы с первых кадров, что совсем не похоже на описание Деус Экс. Тогда понял что купил не то, но только сейчас дошло что эта Deus Ex: Human Revolution даже к другому жанру относится
И суть в том, что любой жанр "мутирует". Люди ищут новые квинсистенции, смешивая жанры между собой, порождая все новые и новые ответвления в данном направлении. А вам говорят об основных положениях классики этого жанра и то, как изменялся со временем. Классический киберпанк, если можно так выразица, наиболее ярко выражен как раз в 80х. Не перекручивайте.
_Str75_ а я говорю чтоб года не путали... если б к жанру ничего не прикручивали, то в 2020 мы б видели 80ые...
Кайлет Блин... Слов нет))) Да если бы не было смешания жанров, то ВСЕ и ВСЯ топталось бы на одном месте БЕЗ появления других поджанров, сколько бы веков не прошло)))))))))) В том то и смысл, что есть классика жанра и ЕГО КАНОНЫ, а есть поджанры, которые помимо некоторых изменений в классическом каноне, несут в себе НОВЫЕ отличительные черты. Года никто НЕ путал)))))))) Что в лоб, что по лбу. Дальше я пас. У вас жудкая каша в голове. Сами раздуплица не можете и людей вводите в заблуждение.
А никто не знает здесь как в первую игру Deus Ex сделать поярче? А то ослепнуть можно во мраке, ничего не вижу и настройка яркости внутри игры ничего не меняет
Круто блин
Автор проделал огромную работу.
Самая крутая статья которую я когда либо читал, без рофлов
Для меня классикой киберпанка является Робокоп. Кто хочет посмотреть как должен выглядеть тру-киберпанк смотрите все три части.
Шикарный материал
Ты забыл еще про такую шикарную и атмосферную игру как Primordia, как ты мог..
Спасибо автору, отличная статья! :))))
Отличный пост. Спасибо - прочитал с удовольствием.
с твоих слов настоящий киберпанк остался в 80ых, а то что мы видим сейчас в фильмах, играх этого жанра это не киберпанк... но ты ж сам написал что киберпанк - это злое будущее где верх взяли высокие технологи, где люди говно и все вокруг говно, но никто ничего не делает... но ведь именно это мы и видим в играх и фильмах... сам жанр просто зародился в тех годах, но он никуда не делся, не изменился, как был киберпанком так и остался, что в играх, что в фильмах... просто каждый преподносит его по своему, но суть остается та же...
Кайлет Это не мои слова, а слова критиков и писателей к жанру причастных. Я не зря вначале раздела про пост-киберпанк написал про "Примечания в сторону манифеста пост-киберпанка";, где куда более осведомленный в жанре человек проводит черту между киберпанком и пост-киберпанком. 2.В фильмах примерно каждый второй персонаж спасает мир(Ничего не делает?). И каждый первый живет жизнью простого человека, будто это происходит буквально завтра(Ой как все плохо?). Но киберпанк оригинальный не такой. У каждого жанра/поджанра есть свои уникальные черты и даже самом большом желании, их нельзя проподнести "по своему".
NightGameMassacre ну просто писатели отталкивались от технологий того времени, зачем в 2020 году делать киберпанк с технологиями из 80ых...
Кайлет Отталкивались, но представляли куда более смелые вещи. Да и вообще суть не в этом. Не совсем понимаю к чему это. Valaal "Видоизменённый углерод" это киберпанк, да
NightGameMassacre ой, не ответом, вдруг не увидишь вопросик сверху ↑
Группы и исполнители:
Front Line Assembly
Эээээ, автор сам-то слушал фронтлайнеров? В каком месте там киберпанк и киберготы?
Статья интересная. Автору огромнейшее ПасебКо!
Хорошая статья, лайк! Особенно упоминание system shock, тысячу раз прохожу.
Far Cry 3:Blood Dragon что ? Пост-киберпанк ?
Alerondel Если пытаться дать более точное определение, то это военная научная фантастика / пародия на фильмы 80х. По крайней мере Universal Soldier так определяют - military science fiction action
впервые за долгое время действительно качественный пост на сайте, интересно было почитать
Уххх!!! Минут 45 читал.
ShepardME13 И?)
Derley Интересный пост, давно таких на ПГ не встречал
Иногда слишком тонкие отличия между поджанрами, зачем их плодить, не понятно.
Cобственно, все эти подпанки - это субкультурные адаптации тру-панка, для девочек-анимешниц, девочек-лесбиянок, девочек-нитакихкаквсе, короче для любых шизиков с разной степенью расшкваренности мозгов, либо без мозгов вовсе.
Есть еще Frostpunk
GamesKnight Сударь это яркий представитель стимпанка. Не путайте.