Религия в ММО: от World of Warcraft до Skyforge

Религия сама по себе является непростой штукой, особенно в видеоиграх. Многие разработчики просто берут поверхностный концепт и переносят его внутрь игрового мира, не задумываясь, как он работает, — просто потому, что религия настолько сильно укоренилась в нашей жизни, что мы не замечаем её присутствия. Для обычного человека нет особой разницы между мифами, легендами и религией: все объединяется в одну категорию. В итоге получается как у людей в WoW: есть огромные соборы и жрецы, а сама религия практически отсутствует.

:cut:
:cut:

Многие из вас сейчас, несомненно, начнут строчить гневные комментарии в духе «У людей в Азероте есть религия! Они поклоняются Свету, просто Гилнеас и Кул-Тирас в своё время отделились от основной веры...» и так далее. Так вот, это не так. То, что есть у ночных эльфов — это религия. Поклонение Свету — антирелигия. Это практически то же самое, что и поклонение электричеству.

Я знаю, как работает электрический ток: я щелкаю переключателем — загорается свет. Щелкаю ещё раз — он выключается. Да, я не знаю всех тонкостей работы электросети, но если бы я изучил, как она работает, я бы все понял. То же самое качается Света в WoW. Это некая сила, которая может быть измерена, изучена и которой, следовательно, можно управлять. В этом нет никакой двусмысленности и морали. Можно утверждать, что неотъемлемая моральная составляющая должна присутствовать, но концепции уже нанесён непоправимый урон самим игровым повествованием.

А что Элуна? Её никто не видел. Никто не знает, что она на самом деле. Может, ночные эльфы тайком крадут её силы? А может они, сами того не зная, тоже взаимодействуют со Светом? Конечно, это лишь предположения, а не факты. 

И вот мы подошли к краеугольному камню любой религии. Любая вера — это больше, чем простой набор правил или убеждений из серии «что хорошо, а что плохо». Такие вещи могут существовать и вне контекста религии. Вы можете считать кражу плохим поступком и без веры в какое-либо божество, но вы не можете «верить» в существо, которое вы каждый день видите и которому вы можете пожать руку. 

Другой пример: есть ли религия у людей из Тирии? Я считаю — нет. И это не потому, что игроки проводят большую часть времени в Guild Wars 2, охотясь на Бальтазара. Дело в том, что отсутствует почтение и дуализм. Бальтазар — не идея в гуманоидном воплощении, а просто плохой парень, которого можно найти и как следует поколотить. Вы можете почитать его или ненавидеть, но вы не можете в него не верить. Хотя, конечно, вы можете попробовать. Но эффект будет примерно такой, как если бы вы отказались верить в тепло и засунули бы руку в раскалённую печь (ни в коем случае так не делайте). 

Ничто из вышесказанного не значит, что ваши личные убеждения неверны. Вы можете не верить вообще ни во что, либо надеяться, что поклонение Собеку воздастся стократ. Ключевое слово здесь — вера. Религия не заключается в поклонении кому-то, кто могущественнее вас, а в том, чтобы верить во что-то.

Вера основывается на отсутствии доказательств. Вы можете быть набожным христианином и утверждать, что видите прикосновение Бога во всем, что вас окружает. Но это не будет подтверждением того, что Бог действительно приложил свою руку к чему-либо. Вы можете показать пальцем на бабочку и сказать, что это доказательство красоты, которую нам даёт Бог, в то время как другой человек, указав на ту же самую бабочку, скажет, что это Психея следит за нами. И оба этих утверждения не совпадут с научным обоснованием внешности бабочек, которое вообще никак не затрагивает существование (или отсутствие) высших сил. 

В Final Fantasy XIV нет подтверждения тому, что кто-то из Дюжины существует на самом деле. На протяжении всей игры разбросаны намеки на то, что все они являются Первородными богами, теми самыми, в которых верят зверолюди. Действительно, между некоторыми богами и описанием Первородных есть некоторые параллели (например, Рамух по описанию похож на Талиака или Ралгра). А может быть этих существ и вообще не существует. 

А вот Хайдаэлин, Матерь богов, скорее всего существует на самом деле. В игре вы общаетесь с её аватарой. Здесь нет никаких тайн или загадок. Аски не боготворят Зодиарка — они почитают его и служат ему. Он не бог, а их босс — ведь он существует и вполне реален. (Хотя, если посмотреть, как вера и эфир могут создавать физическую оболочку для этих существ, даже это утверждение не может быть на 100% правдивым). 

Религия основывается на вере. Доказательство того, что на самом деле объекта веры на существует, может быстро эту веру разрушить. В то же время, доказательство того, что объект веры существует, приведёт к тому же результату. Как только вы понимаете, что вещи, в которые вы верите, существуют на самом деле, вера перестаёт существовать. Остаётся только факт существования объекта и вашего осознания этого. 

И тут на сцену выходят такие игры, как The Elder Scrolls Online, где религии не может быть в принципе, так как большинство божеств существует на самом деле, но в то же время ваши игровые персонажи в данный момент времени этого не знают. Это похоже на то, что в 1900-х появилась бы религия, посвященная целакантообразным: вы верите, что нечто на самом деле существует, но не знаете об этом доподлинно во время поклонения.

В этом отношении религия представляет собой отличное дополнение к отыгрышу роли в играх, но в то же время порождает много вопросов, выстраивая веру вокруг существ, которые практически наверняка существуют. В Xenogears мы встречаемся с целым набором религий, основанных на вере в нескольких божеств, и это гораздо круче дополняет атмосферу игры, чем четыре-пять существ, послуживших основой для нескольких мифов, божественность которых ещё предстоит доказать. И не факт, что среди них вообще есть какая-то сверхъестественная сущность. 

Тем, кто играет в ролевые игры, стоит задуматься о лоре их мира с учетом всего, написанного выше. В играх, где вообще игнорируется религиозный вопрос, стоит четко понимать, что существует на самом деле, а что действительно стоит принимать на веру. Для этого нужно тщательно изучить лор выбранного игрового мира. Такие исследования могут привести к интересной развязке, когда ваш персонаж, будучи религиозным фанатиком, вдруг узнает, что объект поклонения более чем реален, и вдруг его «вера» исчезает без следа. 

Ну или поиграйте в Skyforge. Там вы получите ответы на все вопросы, связанные с божествами, ещё на экране создания персонажа. А эти ответы, в свою очередь, приведут вас к ещё большему количеству вопросов.

Источник
3
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ Игра Rewrite+ получит западный релиз Состоялся релиз Fantasy Blacksmith, которая находилась в раннем доступе В Steam стала доступна демо-версия приключенческого социального симулятора с элементами RPG Garden Story
Комментарии (5)
Лучше почитать "Дюну" (цикл) или что-нибудь Ницше...
У SF вообще отдельная страница с кучей лора есть на сайте.
https://sf.mail.ru/game
А как же тогда куча древних религий, в которых у каждого природного явления был свой бог. А также боги были у зверей, планет и ремёсел. Этих богов никто не видел, а значит в них можно верить, но при этом они являются просто объяснением в полне реальных вещей. Т.е. верить в них это все равно что верить в доказательство какой нибудь теоремы. Значит это не может быть верой, это просто покланение реальным вещям.
GrYnCh0.0
Ницше попса. Он писал для людей, мыслящих узкими категориями.
Wing42
При чем к этой теме люди, для которых писал Ницше? Важно ведь то, что тема реллигии в его произведениях раскрыта достаточно плотно, равно как и в известном цикле Френка Герберта.
Забавно, из-за чего же меня так заминусовали то...
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в обсуждении.