на главную
об игре
Oriental Empires 14.09.2017

Обзор Oriental Empires: большой переполох в маленьком Китае

В мире не так много игр о Китае, а те, что есть, вряд ли будут понятны западному человеку. И это печально. История одной из самых древних человеческих империй насыщена огромным количеством событий, способных стать интересными сюжетами для самых разных произведений массовой культуры. Oriental Empire как раз относится к редким представителям неплохих западных игр о Поднебесной. Надеемся, что таких будет больше.

Столица ханьского государства уже который месяц находилась в осаде. Все окружающие города выслали свои войска на помощь, но казалось, что ситуацию уже ничем не исправить. Враги смогли обходными тропами проникнуть в самое сердце зарождающейся империи и выжечь все посевы, оставив осажденных голодать и надеяться лишь на чудо. И чудо произошло. Армия противника просто взбунтовалась и перешла на сторону повстанцев. Оказалось, что в стане Белых Ди все далеко не радужно.

Не пугайтесь названий фракций. Дело в том, что Китай, даже современный — не моноэтническое государство. Пусть его большинство сегодня и составляют ханьцы, его населяют множество других народов. Раньше все было иначе: несколько государств и этнических групп боролись за гегемонию в регионе. В последующие исторические периоды уже более-менее централизованным Китаем управляли разные династии, приходившие к власти либо с помощью политических игр, либо с помощью силы, как это было с маньчжурами. В Oriental Empires можно будет сыграть практически за всех, начиная от ханьцев и заканчивая чжурчженями. Игра охватывает исторический промежуток в две тысячи лет, от бронзового века до имперского, консолидированного Китая.

Условно все фракции можно разделить на земледельческие и кочевые. Различий между ними не так много, и за редким исключением они имеют одинаковые города и отряды. Из-за этого сильно снижается реиграбельность

Oriental Empires — это такая «Цивилизация» с деталями из Europa Universalis и даже Total War. На старте вас забрасывает на карту Китая, разделенную на гексы. Ваша задача является классической для 4Х-стратегий — расширяйтесь, развивайтесь, исследуйте и уничтожайте. Впрочем, есть определенные нюансы.

Так, на вашу стратегию будет сильно влиять процесс найма. Он в игре происходит мгновенно, но присутствуют определенные лимиты. Каждый город может поддерживать определенное количество отрядов, которое зависит от уровня его населения. То есть, вы можете мгновенно собрать ополчение и отправить его в бой в этот же ход. Но в нем будут одни «зеленые» копейщики и лучники, которые сбегут с поля боя при первой же возможности. Но зато их достаточно много, поскольку именно они составляли основу китайских армий. С другой стороны, у крестьян с палками было мало шансов против конных лучников. Впрочем, стоит сказать, что некоторые части страны все же успешно отбивались от степных варваров.

Можно нанять и благородных воинов, хорошо оснащенных и выступающих в роли основной ударной силы. Их экипировка будет зависеть от уровня технологического развития и действующих указов. Например, издать специальный указ потребуется для того, чтобы пересадить вашу знать с колесниц на лошадей.

Oriental Empires, как и многие глобальные стратегии, не блещет картинкой, но даже на фоне других она выглядит совсем скучно. В игре мало деталей, за которые мог бы зацепиться глаз.

Как и любая знать, ваша будет жутко консервативной, так что знакомство с верховой ездой может вызвать беспорядки. И в этом плане Oriental Empires гораздо жестче, чем «Цивилизация», приближаясь к той самой Europa Universalis. Города с высоким уровнем недовольства могут восставать моментально, причем со всеми вашими отрядами. Мало того, армия таких же крестьян с копьями, наспех собранная для подавления беспорядков, вполне может так же быстро переметнуться к врагу. Ситуации могут доходить до абсурда, когда из трех армий, посланных на осаду, все три становятся повстанцами еще на подступе к противнику. Это может раздражать, поскольку заранее спланировать такой ход событий невозможно. С другой стороны, ваши соперники играют по тем же правилам и тоже страдают от неожиданных восстаний. Кроме того, есть еще и случайные стихийные бедствия. Например, чума, выкашивающая половину города, или пожары, оставляющие вас без стен прямо перед штурмом. В общем, скучно не будет.

Сражения тоже происходят по несколько другим правилам, чем в «Цивилизации». На одной клетке можно сформировать армию из нескольких отрядов, которые визуально будут выглядеть как построения в Total War. Но участвовать в бою будут все армии в пределах нескольких гексов, поэтому имеет смысл формировать настоящие фронты, чтобы по заветам Сунь Цзы всегда иметь пятикратное преимущество. Увы, отрядами вы никак не управляете — полномасштабные битвы они ведут сами.

В игре есть режим, в котором вы начинаете не с нуля, а с периода «воюющих провинций». В этом режиме почти вся карта уже занята разными фракциями, у которых есть серьезные армии.

Интересно устроены осады. Пробить стены может только артиллерия или лучники. Если в армии таких всего один или два отряда, то и пробоин в стене будет соответствующее количество. А чем меньше дыр в стене, тем проще будет защитникам. Таким образом, некоторые города с хорошей обороной будет просто невозможно взять без должной подготовки. При этом города со стенами, но без гарнизона, враги берут без осады, что выглядит странно и вынуждает вас тратиться хотя бы на самое дешевое ополчение.

Содержать крупную армию довольно сложно, поскольку экономика в игре рудиментарна. Все завязано на сельском хозяйстве и абстрактной торговле. Стоимость всего в игре очень высока, будь то строительство банальных казарм или содержание отряда арбалетчиков на задворках империи. Кроме того, есть балансные перекосы в экспансии. Поселенцы тоже нанимаются мгновенно, и если вы захватите несколько городов врага, вполне возможно, что он довольно быстро создаст еще несколько новых в тылу. Это здорово раздражает и нивелирует ценность развития ваших населенных пунктов. Зачем вкладываться в один, если можно создать еще три? К счастью, их количество ограничено вашим уровнем влияния. Если поселений будет слишком много, знать взбунтуется, а это гораздо серьезнее, чем бунты крестьян. Но суть Oriental Empires вы поняли — война превыше экономики. В реальном же Китае все было примерно наоборот.


Oriental Empires

Рецензируемая версия игры: PC

Плюсы:

  • Интересный исторический период.
  • Необычная боевая система.
  • Неожиданные повороты.

Минусы:

  • Дисбаланс в экспансии.
  • Мало отличий между фракциями.
  • Так себе внешний вид.

Оценка: 6.5

Вердикт: неплохая глобальная стратегия. Новые игры в этом жанре выходят не так часто, поэтому к Oriental Empires стоит присмотреться, даже если вы не слишком любите китайскую тематику.

Комментарии: 7
Ваш комментарий

А при игре за чжурчжэней надо будет сначала играть за бомжей и долго создавать кузнечное дело для обеспечения воинов защитным вооружением?

9

Тайра-но Тэкэси Нет, все фракции абсолютно одинаковы, (во всяком случае из оседлых), и у всех одинаковые технологии. Единственная разница - у каждой фракции свои бонусы, либо к атаке крестьян, либо к сель хозу, либо крутые колесницы и тд и тп. Все начинают с одинаковым нулевым уровнем технологического развития.

2

Ох уж эти китайцы, любят изобретать и воевать, такой уж народ

3

А как ресурсы собирать там типа виноградников просто крестьян отправил и всё или как

1

вот че было бы? Китайская стратегия + викингская ярость + тактика римлян + вероломство персов = северная корея(шутка)

-7