Алексей Копцев — о литературном первоисточнике, любимом герое разработчиков и ожесточенных спорах о фасоне крестьянских портов
Одна из самых ожидаемых новинок 2024 года – отечественная экшен-RPG «Cмута». Игрок от лица молодого боярина Юрия Милославского участвует в событиях Смутного времени: присоединяется к ополчению Минина и Пожарского, чтобы освободить Москву от поляков. Мы расспросили Алексея Копцева, руководителя разработки «Смуты» и генерального директора студии «Сайберия Нова», чего ждать от игры, почему команда остановилась именно на этом историческом периоде и насколько масштабные сражения нас ждут.
— Народ соскучился по одиночным сюжетным играм. «Смута» планирует оставаться такой или есть планы сделать из нее игру-сервис?
Еще на фазе препродакшена игра проектировалась как однопользовательское приключение. Мы сделали такой выбор еще и потому, что в качестве литературного первоисточника выбрали исторический роман Михаила Загоскина «Юрий Милославский…». Стараемся следовать обстоятельствам, предлагаемым этой замечательной книгой.
— Мы уже знаем, что действие игры начнется в 1612 году. Планируются ли флэшбэки в прошлое? Ведь до Второго Ополчения было столько всего разного — один московский пожар или осада Троице-Сергиевой Лавры чего стоят.
Второе название романа Загоскина — «Русские в 1612 году». Все происходящие события и в книге, и особенно в игре ограничены этим временным периодом. Поэтому сюжетных флэшбеков у нас не будет, пока, во всяком случае. Может быть, ситуация изменится, если мы решимся на дополнения и продолжения.
— Рассматривались ли изначально альтернативные сеттинги — например, Отечественная война 1812 года, поход Ермака в Сибирь или завоевание Левобережья Днепра в середине XVII века? Или «Смута» всегда виделась «Смутой»?
Как я уже говорил, мы сразу опирались и продолжаем опираться на произведение русского классика — Михаила Загоскина. Стоим, можно сказать, на его плечах. Поэтому альтернативных сеттингов не рассматривается, хотя мне, как коренному сибиряку, было бы, безусловно, интересно сделать игру про того же Ермака.
— С какими историческими персонажами доведется встретиться игроку?
Конечно же, с Мининым и Пожарским. И не просто встретиться — стать их товарищем по Второму Ополчению: выполнить ряд заданий, получить достаточно большой объем информации и о самих героях, и о Смутном времени в целом. Юрий сможет пообщаться и с условными антагонистами — персонажами довольно неоднозначными, применимо к Смуте. Например, с атаманом донских казаков — Иваном Заруцким. Тот, если вы помните, довольно долго сомневался, к какому именно лагерю примкнуть.
— В каждой удавшейся игре есть несколько особенно запоминающихся персонажей. Есть ли у вас такой персонаж-любимчик, о котором уже можно рассказать?
Конечно. Это наш общий любимец, казак Кирша. Неунывающий в любой, даже самой критической ситуации. Всегда готовый прийти на помощь. А еще — балагур и весельчак. Он, признаться, даже немного перетягивает на себя внимание, но мы с этим уже смирились. Известный факт: и герои книг, и персонажи игр особенно, однажды начинают жить собственной жизнью. Иногда им даже становится тесно. Тесно в рамках одного художественного произведения (смеется).
— Игра про 1612-й, особенно в наше время, с трудом мыслится без смыслового наполнения, суть которого рано или поздно сведется к формуле «что такое хорошо и что такое плохо». «Смута» идет по этому пути или стремится держаться подальше от оценок эпохи?
Оценку, и совершенно однозначную, дает эпохе сам автор литературного первоисточника — Михаил Загоскин. Писатель считает патриотизм, любовь к Родине — высочайшей добродетелью. И мы, безусловно, с классиком согласны. Работая над проектом, мы стараемся следовать совершенной исторической достоверности не только в изображаемых в игре событиях, но и в мелких бытовых деталях. Игра не будет антипольской, равно как и антишведской или антигерманской. Да, состав интервентов, пришедших с мечом на Московскую Русь, был интернациональным. Но враги Милославского не шляхтичи, враги его — отребье без роду и племени, охотники за легкой наживой, страстно желающие разграбить и уничтожить саму нашу страну.
— На сегодняшний день можно говорить о каком-то интересе к игре за рубежом — например, в Китае?
Говорить об этом пока преждевременно, но я не исключаю возможности, что столь остросюжетная, эмоциональная игра, как «Смута», будет интересна иностранным игрокам. История противостояния интервентам — довольно универсальная, а потому — понятная везде.
— Были ли в ходе разработки какие-нибудь забавные курьезы?
Забавно наблюдать за полемикой наших уважаемых исторических консультантов. Ведь фасон самых обычных крестьянских портов может стать причиной очень жаркого спора. Стулья, замечу, в таких словесных баталиях никто не ломает (смеется).
— Насколько масштабные сражения планируются в игре? Какое количество бойцов будет задействовано в одной сцене боя на пике?
И театр, и кино, и, как мне думается, компьютерные игры — это искусство условностей. Вовсе не обязательно помещать на сцену тысячу высокополигональных моделей, чтобы показать масштабность происходящих событий. Этому общему принципу следует большинство разработчиков, в том числе — наши студийные специалисты по оптимизации. Обещаю, что батальные сцены, та же горящая Москва, заставят вас поволноваться.
— Есть ли игры, которыми вы вдохновлялись при создании «Смуты»? Этот список менялся или оставался неизменным?
Спасибо за самый распространенный и одновременно важный вопрос. Список есть, и самая близкая к «Смуте» по настроению игра — это история японского героизма Ghost of Tsushima. Похожи и игровые механики, и само настроение. А вот тот же «Ведьмак 3», с которым нашу игру часто сравнивают, вряд ли можно назвать явным близким референсом.
— Будут ли в игре дополнительные активности — охота, рыбалка, азартные игры?
Нет, данных внутриигровых активностей не будет.
— Когда игроки смогут более подробно ознакомиться с геймплеем?
На февраль у нас запланирован очередной выпуск дневников разработчиков, посвященный боевой системе.
К сожалению так и не видно толкового геймплея, а игра выйдет через месяц
"враги Милославского не шляхтичи, враги его — отребье без роду и племени.." ага, "верю". Шесть раз на нашу страну нападали ведь не ляхи совсем...
А Русь/Россия нападала на Польшу 12 раз. Не стоит браться за математику, когда она не в твою пользу.
Ну типа там не ляхи напали, а магнаты, отщепенцы, наемники и всякие "прокси". Короче тьма ляхов под Москвой воюет, а король типа не при делах, поэтому "не поляки". Ок))
Я хренею, дорогая редакция... Вот щас бы в комментах к еще не вышедней фэнтэзийной игрульке обсуждать реальную историю...
"Игра не будет антипольской" . Жаль((
Отличный ответ, скоро релиз, ни геймплея, ни хрена, одни наработки и дневники.
Перенос будет скорее всего
Лишь бы не получилось как с "братьями-"гениями"", эти два клоуна неплохо так опустили репутацию российских разработчиков.
Надеюсь что наработанные данные станут хорошей базой для будущих игр.
Народ соскучился по одиночным сюжетным играм. «Смута» планирует оставаться такой или есть планы сделать из нее игру-сервис?
Конечно, ведь уже столько лет(дней) не выходило одиночных сюжетных игр.....
Столько разговоров про отсутствие геимплейной информации....будто там что-то новое могут придумать....
Обещали что будет лучше ведьмака. Думаю если только первого)))
Выход уже через месяц. Интересно, сколько сделано предзаказов?
Им даже понравится!
Борода, дурацкий костюм - дурацкое лицо. Нулевая харизма главного героя.
Хоть бы редактор внешности туда добавили. В скайриме и то можно было внешность выбирать.
Ну так. Польский Ведьмак 3 им вообще не конкурент. )
В переводе на русский: в кадре будет максимум 3-4 калеки.
А геймплей где? Опять херни понаписали, а самое главное нет. В игре похоже ничего не будет
Ну антипольской делать её глупо как минимум, потому что исторические события ещё во времена когда современных наций не было...Да и со всех сторон были родственники современных русских и поляков с прочими литовцами и татарами. Проблеме что подобная игра будет антирусской...ибо скорее всего будет кринжатина и над этим всем миром посмеются.
хотя надеюсь что нет
История штука очень точная, особенно когда дело доходит до национальных разборок, что судя даже по нашему времени - дело весьма обыденное.
в современном смысле наций не было но какая то квази дифференциация на своих и чужих скорей то всего и в большей степени вероисповедание влияло в качестве принадлежности.
Ну опять же православным из Жечипосполитой не мешало убивать и грабить православных из Руси
У вас тупо битва поляка Жолкевского, против боярина Шуйского, а Смоленск осаждает польский король) Но это конечно не поляки напали и наций нет) Ну вы даете..
Ну состав армии Лисовского или Лжедмитриев яндекси...Ну так битва между верхами, народ везде и дальше редьку копал, на кого не нападали) Шуйский...какая русская фамилия)