Я ждал долгие 4 года, чтобы сформировать мнение об этой игре, 4 года Карл! Сколько старых журналов Upgrade и ICHIP было прочитано за это время, а она всё ещё не достигла этапа беты, доползя до заветных 0.9.9.06 Alpha, и чувствую, может вовсе не добраться до релиза. Когда я впервые услышал об этом менеджере году в 2020м, то обомлел и сразу представил - наконец-то, мои мечты сбылись, кто-то додумался сделать компьютерную игру, блин, про компьютеры! Но когда моя рука потянулась скачать репачок и запустить её, мои глаза почти вытекли на клавиатуру... То есть нет! Поймите правильно, я такой же геймер лихих 00-х и всякое повидал на своём веку, включая мобильную залипуху Game Dev Story и Game Dev Tycoon 2012 года для PC, и всё же дизайн интерфейса и общее оформление игры лично мне показались довольно спорными, а может даже устаревшими, несмотря на смелую попытку в аутентичность.
Графика
Ладно, не будем давить на больное, мы с вами всё же намереваемся сыграть в интеллектуальную игру, а не эти ваши файнал фэнтези с тентаклями (привет Janekste). В начале игры нас встречает планета Земля с криво-косо натянутыми контурными картами и облачками а-ля Plague Inc 2014 года, игровой интерфейс наиболее близок к ней же (плаге): повсюду непонятные циферки, графики, диаграммы и прочие диалоговые окна, отдающие дань древним экономическим стратегиям, то есть без рюмки здесь не разберёшься.
Технологическое древо тоже оставляет желать лучшего, огромная excel-таблица с различными миниатюрными названиями "cpu 8080", "SCSI" и им подобные, собственно, весь геймплей и будет выстроен на том, чтобы бесконечно исследовать эти технологии и штамповать на рынок компы, отличающиеся от продукта конкурентов лишь начинкой, но поверьте, вам это окно скоро надоест, по причине того, что в этой игре почти отсутствуют арты.
Геймплей
Русского языка как обычно не завезли, разработчик на протяжении 5 лет с момента старта игры в Steam кормит русскоязычную аудиторию завтраками, ссылаясь на острую нужду сначала релизнуться, а уже потом, так сказать, печь пироги:
20 мая. 2019 г. в 18:43
Кто-то: Добавьте русский язык и возьмите мои деньги за эту игру =)
Progorion (Разработчик): Привет, сэр,
Я люблю языки :) и русский язык — безусловно важен для игры. Просто следите за обновлениями, когда он появится (к полному релизу). Первым будет венгерский (мой родной язык), так я протестирую поддержку локализации в своей игре, а затем добавлю остальные.
Но, как говорится, русские не сдаются и.. учат английский, поэтому идём дальше. Когда игрок готов стать гигантом мысли микропроцессорной индустрии, он НЕ выпускает i7-14700k с ошибками, чтобы полулзать с Гелсингера, ему нужен всего лишь простой советский.. Кхм, что-то я зашутился. Короче, открываете окошко с созданием своего ПК, закидываете в него всё, что у вас есть, ориентируетесь на непонятное окно с ценами и пишите любую пришедшую в голову цифру, выпускаете в релиз и.. Ничего не происходит, проходят дни, месяцы, годы и вы банально становитесь банкротом, потому что основной минус данного симулятора в его чрезмерно топорной иммерсивной реализации.
Мало вам было компы как табуретки у пьяного трудовика через самоучитель китайского собирать, вы ещё и должны строить в каждой банановой микрореспублике на карте специальные стройплощадки, где надо миллион раз тыкать по строительству ваших фабрик и офисов для невидимого персонала, и только когда космические ветра, Луна и Солнце сойдутся в определённом созвездии, при условии отсутствия у вас перерасхода за содержания понастроенного, тогда хомячки забегают в своих колёсах и процесс продажи вашего драндулета наконец проявит себя в заветной зелёной колонке денежек пяти или шестизначной цифрой. Но, к сожалению, так бывает лишь в 20% случаев, и как я уже намекал, в эту игру нужно неплохо позадротить, чтобы понять местную систему рыночной экономики.
Искусственный интеллект
А в чём же собственно проблема экономики игры? Может в тупом искусственном интеллекте? И да и нет, ИИ здесь есть, но он почти ни за что не отвечает, так как разработчик писал его сразу наспех, чтобы просто был и всё - компьютерные конкуренты всегда начинают разрастаться по одному сценарию, выпуская компьютеры с названием "Home Computer #1-2-3-4...", то же касается и деталей их оборудования, и скорости исследований технологий. Главная логика игры по итогу сводится к тому, что конкуренты к 1990му году отваливаются все до единого, и именно с одним последним "монополистом" вам приходится играть в своеобразные шахматы как с 3-летним ребёнком или мартышкой, если хотите. Рынок в этом мире стоит на рандомных показателях приемлемости для покупателей, а также их бюджете, мол хочешь делай мощные компы для Амуде-выживальщиков на фикусе, а хочешь - серебристые Мак с блюреем для соевых транжир, однако всё что я написал к игре практически не относится, это лишь моя сгенерированная в процессе игры фантазия, словно я сижу в песочнице и как ребёнок строю "крутые" замки.
При этом никакого сюжета и целей в игре нет, вы сами вольны делать столько железных коробок, сколько захотите, можете даже попробовать делать игровые ноутбуки или планшеты, этим процессом она напоминает симулятор автомагната GearCity. Так в чём же, собственно, косяк геймплея? А в том, что кроме этих сухих таблиц, тупых ботов и нереального игрового баланса в стиле "попробуй найти выключатель в кромешной тьме", разработчик толком не сделал за эти долгие годы, но да, выходило крупное обновление "Менеджеры и офисы", где он просто создал новую статическую локацию с местами под ваших работников в стиле ранних тайкунов, однако работники эти выглядят неинтересно, не дают интересных диалогов и никак не влияют на твоё прохождение, а служат лишь той же функции открытия таблиц ради открытия таблиц. Проще сказать, что ты заходишь в игру, чтобы получить зачёт по статистике, нежели насладиться реализацией розовой мечты о выпуске RTX 9090 Ti Huang Edition.
Глубина игры
К слову о выпуске отдельных комплектующих на рынок для продажи прямому потребителю: как это неудивительно, но оно тут есть, хотя опять же криво реализовано через отдельную колонку продажи в окне детали, и то, только когда ты отработаешь десятки лет, чтобы по технологиям открыть Personal Computers - да как будто никто не менял части домашних компьютеров, я вас умоляю, что уж говорить о том, что изобретая персональные компьютеры, ты уже подбираешь те или иные детали для их сборки, так что мешает сразу продавать их по отдельности по мере исследований? Intel так поступала всю историю и ничего, а Лиза Су вообще в молодые годы работала с IBM, чтобы по заказу от Sony выпустить мегапроцессор для PlayStation 3. Но ни таких вот специальных контрактов на разработку, ни реалистичную модель покупателя-железячника вы в данной игре не встретите, только таблицы, цифры и боль... Потому что все данные о продажах комплектухи исходят на ваш стол исключительно в виде тех же сухих цифр, образно выражаясь - не смазанных хоть каким-то простецким вазелином, а потому игра не способна долго поддерживать градус интереса к ней, если вам вдруг надоело просто собирать ПК.
Пока я ждал микроапдейты по полгода, мне удавалось пару раз связаться с разработчиком в Steam, давить на очевидные проблемы я не хотел, а потому просто спорил с ним о концепции его проекта, что по итогу ни к чему не привело, ведь как и с русским языком, у него всегда имеется своё видение ситуации: видите ли, не хочется ему поправлять кривой интерфейс, он не желает разнообразить игровой мир, прописать страны, в том числе социалистические, придумать какие-нибудь интерактивные эпохи как в EU4 или Civilization 6 в виде кризисов, реализовать давние потребности игроков в новом интерактиве и инструментах для творчества, сделать процесс изучения и выпуска компьютеров более интересным и красочным - нет, он просто хочет дальше улучшать систему менеджеров-болванчиков, которые не понятно, за каким фигом вообще сдались игрокам с этим ворохом недочётов.
Лично меня, любителя экономических менеджеров, хватило в игре всего на 50 часов, что очень много - скажете вы, но по факту каждый раз я просто вдохновлялся фантазией, заходил в игру и пытался хоть как-то воплотить её в жизнь в этом куске программного кода. По итогу этого долгого путешествия в разум одного венгерского девелопера мне пришлось заново испытать всю горечь от геймплея Computer Tycoon, за которым так долго следил, и теперь хочу сделать вывод в стиле редакции:
Computer Tycoon
Рецензируемая версия игры: PC
Плюсы:
- Гениальная концепция компьютерного разработчика;
- Неплохой геймплей на стадии проектирования;
- Качественная музыка в последних обновлениях;
- Разные детали;
Минусы:
- Очень топорный и хардкорный геймплей;
- Отсутствие глубины игрового мира;
- Скучный, несуразный интерфейс;
- Глупый ИИ, нехватка игровой симуляции;
- Нет русского языка и поддержки модов;
Моя оценка: 6.0 из 10
Вердикт: Computer Tycoon не оставит равнодушными истинных фанатов экономических симуляций, однако как самостоятельная игра в 2024 году он выглядит очень слабо и играется неуверенно, игру словно саму выпустил внутри Game Dev Tycoon неумелый разработчик из гаража с "ДеЛореаном".
такие игры всегда затягивают на пару дней же иногда продолжаешь спустя тогда как то что выходит....
Да, но выходит обычно ничтожно мало и не совсем то, чего ожидал
Не пытайся шутить, это не твоё
Кхех, хочу и буду :)