на главную
об игре

Final Fantasy 13. Фабула Нова

Мой персональный барометр для оценки японских ролевых игрищ отличается от тех, что принято использовать в благопристойной компании друзей. Все ищут с лупой бонусные квесты и негодуют при виде длинной коридорной кишки – я же смотрю на волосы геройского состава, их одежку и заслушиваюсь диалогами. Большинство плюется и ропщет, глядя на обиженную творцами ролевую систему – я любуюсь пейзажами, гаммой и переливами цветов.

В личном топе Final Fatnasy XIII, без вопросов, займет второе место и отберет корону у Final Fantasy VIII. Только вглядитесь в эти прически, на эти растрепанные пряди волос у плаксивого Хоупа Эстейма и развивающуюся на ветру челку Лайтнинг! Вечная любовь с первого взгляда. А потом посмотрите на чарующую синеву мира Фал’cи, кропотливый подбор цветов и мазков, чтобы картина не резала глаз, а вызывала неподдельный интерес. Мое сердце похищено.

Если отбросить бабскую впечатлительность и очень-очень сурьезно зыркнуть на Final Fatnasy XIII, то свободолюбивые граждане в галстуках тут увидят один негатив. «В FFXII и города тебе были, и квестов до кучи, и якшаться можно было по миру в какую угодно сторонушку! Фу, что же эта треклятая Square Enix сделала?!» - мыслят FF-послушники. Остальные – не волнуйтесь. Бригада, вылепившая Final Fantasy X, не шлепнулась в лужу.

Новая кристальная история

Многие требуют свободы, громко протестуют и плюют в лицо продюсерского состава FFXIII. Два козла отпущения – Мотому Торияма и Ёсинори Китасэ. Простить их нельзя. Эта парочка отняла у FFXIII ту самую желанную свободу – вплоть до 11-ой главы (из тринадцати) тут нас заставляют бежать строго по прямой, редко давая шанс свернуть в правый/левый тупик. Ужас! Непростительно.

Братцы, а если серьезно – это jRPG. Жанр, который с пеленок учит отсутствию демократичных выборов и богатых развилок. Свобода здесь если и есть, то она иллюзорная. Невидимый рассказчик всегда ведет под ручку геройский состав до одного канонического финала. Поможете ли вы какой-нибудь старушке, утвердительно ли ответите на вопрос «Ты спасешь наше королевство?» - от этого ничего не зависит. Японские духи подхватят вас под руку и поведут по одинокому коридорчику.

Final Fantasy XIII очень честна. Она с самого начала объясняет игроку, что идти нужно только вперед. Назад тоже можно, если внезапно захочется покачаться и побить возродившихся спецназовцев PSICOM или разгуливающее зверье. Но как только глава завершена – вернуться обратно не получится, хоть ты убейся.

И это хорошо. Просто замечательно. Final Fantasy XIII не растекается на 150+ часов прохождения, держит игрока в тонусе и постоянно поддерживает интерес к дальнейшим сюжетным походам. Каюсь, я так и не добил до финальных титров Final Fantasy XII – игра слишком большая, огромная, где игрок просто захлебывается в море возможностей.

Тринадцатая часть – маленький ручеек, который превращается в небольшое озерцо ближе к кульминации, наполняя безбрежные края шестью десятками побочных и совсем необязательных квестов. Хотели свободы? Нате! Не хотели? Вперед, осталось всего две главы!

Японцы не даром прожужжали всем уши о том, как они хотели сделать сюжет центральной осью FFXIII. Линейность – единственный способ удержать игрока в нужном ритме, чтобы он не заскучал и не пошел бродить по округе. На одной стометровке, правда, счастья не построишь – нужны и персонажи, которые станут опорой и расслабляющим элементом в перерывах между боями.

Святые руки Тэцуи Номуры, последней надежды и всемирно известного художника Square Enix, нарисовали просто отличную геройскую бригаду. Пусть от персонажей и разит за километр проеденными молью характерами, наблюдать за склоками и драками между убежденной пацанкой Лайтнинг и бесстрашным Сноу – одно удовольствие. Театральное представление не портят и вечно депрессивный мальчик Хоуп Эстейм, и улыбчиво-туповатая девчушка Ваниль, и афроамериканец Кацтрой, который умудряется еще и смешно шутить. С таким подбором актеров не заскучаешь!

Разит прямо в сердце и технологический бицепс FFXIII. Будет уместно сказать, что FFXIII – самая красивая RPG на день сегодняшний. Посмотрите сюда, на взаправдашнюю ткань, из которой сшит весь гардероб Лайтинг сопартийцев, море спецэффектов, атакующих сетчатку глаза во время обмена ударами со зверинцем, и детальные текстурки и тени на футуристических ящиках и заброшенных руинах. Восхищаться тутошними пейзажами можно сколь угодно долго.

Единственное, что может нарушить идиллию – это первые несколько часов игры. Дело в том, что на стартовой ленточке никто не пытается рассказать о предыстории мира или хотя бы вкратце поведать, что здесь вообще творится. Даже больше – персонажи постоянно болтают о каком-то «Пульсе Фал’си, Коконе, давних войнах, сотворении мира, Л’си, Предназначениях и монстрах Си’тах».

«Господи боже, о чем это они?» - проносится в голове. Смотреть на сальто и кульбиты Лайтнинг приятно, Сноу тоже любит приложиться к челюсти врагов от души – постановка роликов великолепная, народ аплодирует, режиссеру можно давать «Оскара». Но как только персонажи открывают рот и начинают обсуждать древних небожителей Фал’си – понять, о чем речь и зачем крутились все эти сальто, вообще невозможно. При этом никто и не подумает спешить с разъяснениями! Почти пять глав в сюжетной тьме – примерно столько придется провести игроку, вслушиваясь в диалоги.

Лайтинг Болт Экшен

Положим, с линейностью разобрались. Дальше испытание не для неженок – подкошенная боевая система. Square Enix до релиза игры очень активно травила байки, что хочет оформить бои так, чтобы они смотрелись прямо как нарезка кадров из фильма. Частично получилось. Частично – нет.

Бои действительно проходят в реальном времени, отдавать приказы надо быстро, без долгого смакования. Две-три секунды уходит на «перезарядку» для новой атаки – и вновь выбираем удар или связку затрещин. В такой спешке на самом деле очень легко запутаться на первых порах. Поэтому добрые японцы придумали «автоматический выбор» атак – компьютер учтиво выберет «оптимальные» удары и магию для вражины, а нам лишь останется нажать одну кнопочку.

А ну-ка, кто выкрикнул «казуальная бредятина»? Сожалеем, отчасти так и есть. Некоторые бои превращаются в однокнопочную нудятину. Компьютер выбирает атаки, мы лишь покорно их подтверждаем и редко подлечиваем или снимаем пагубные магические эффекты со своей партии.

Тактика, впрочем, существует в мире FFXIII. Но пользоваться ей примерно до пятой главы бессмысленно – персонажи врукопашную укладывают всех зомбяков и церберов. Зачем ломать голову? А вот дальше, когда неприятельские популяции разрастутся и будут представлять реальную угрозу – вот тут-то и узрят неблагодарные Л’си всю глубину боевки.

Глубина, конечно, не достигает старых пошаговых RPG, зато система очень проста в освоении и интересна. Герои в FFXIII могут обучиться сразу нескольким профессиям – танки, бафферы, дебафферы, лекари, весь набор. И по ходу схватки нам дают право менять их «роли». Скажем, если персонажей хорошенько побили и нужно быстренько пополнить запасы здоровья, то просто делаем кого-нибудь лекарем, залатываем раны и снова идем в атаку. При желании – вызываем здоровенных существ Эйдолонов, которые могут одной лапищей нанести под 50 тысяч единиц урона. Если не больше.

Хоть возможных вариантов с перетасовками ролей не так и много – от этого схватки в FFXIII хуже не становятся. Некоторые из них заканчиваются, даже не начавшись, а некоторые – требуют концентрации и внимания, где одно неверно принятое решении (на «автоматического» советника под конец лучше не надеяться – он будет подсказывать одну ерунду) может стоить всем героям жизней.

Система прокачки была упрощена по сравнению с FFXII. Огромной таблицы, ведущей черт знает куда, больше нет. Есть только многоуровневые алхимические круги, шастая по которым мы увеличиваем полоску здоровья, магические способности, силы, и открываем новые атаки. Простенько, но со вкусом. На развитие чада уходят Crystogen Points – те же очки опыта, называются только по-другому и выдаются сразу же после успешно проведенного поединка. Их всегда дают много и даже гринд не потребуется – FFXIII очень проста и в большей степени рассчитана на широченную аудиторию, а не только на одиноких и замкнутых фанатов RPG. Шаг в верном направлении! Определенно.

***

Большая заноза в заднице Final Fantasy XIII – первые пять-семь часов игры. Главное их преодолеть и не споткнуться. Большой вопрос, стоит ли игра денег, если осознавать сюжетные твисты тут начинаешь ближе к середине спектакля, когда Дездемону уже по факту задушили. Но если окинуть взглядом все достижения Square Enix, то у меня просто не поднимается рука на FFXIII. Скажем так – выдаем кредит доверия японскому коллективу и верим, что уж Final Fantasy Versus XIII сможет растопить сердца и консервативных FF-адептов, и «зеленой» поросли.


Рейтинги:

Геймплей: 8.0
Графика: 9.5
Звук и музыка: 9.5
Интерфейс и управление: 8.5
Оценка автора: 9.5

Общий рейтинг: 9.0

57
69
Комментарии:  69
Ваш комментарий

эх жаль что не берлинский описывал финалку

бред, я 13 часть просто не перенес, я думал после 15-20 часов начнется действительная JRPG а тут мегобредовый сюжет (по сравнению с прошлыми частями он в разы хуже) постоянное разбитие партии на 2-3 человека (т.е. привык играть воином, а потом тебе дают лекаря или баффера) прокачка вообще линейная, никакого выбора толком нету. сражения тож упростились, выбрал 3-4 раза атаку, потом подлечился и далее по той же схеме. городов нету, мобхант квестов тоже практически нету. в общем, мне абсолютно не понравилось. ИМХО eFEDRin причем тут вообще МЭ2 - неприемлемое сравнение. p.s. а если подумать чего стоили ФФ 10 и ФФ 12, вот там были возможности. я напомню, что в ФФ 10 была "мини-игра" (которая могла затянуть более чем на сотню часов) Blitzball, а также арена. В 12 куча квестов, свободнее мир, мобхантинг постоянный.

Не согласен, статья пахнет фанбойством, вот например, критика остальных журналов более жесткая, причем критика известных журналов, там были претензии к сюжету и геймплею, ну тут видно что мамби удосужился всетаки снизить за геймплей, графика 9.5 !!!!!!!!!!!!!!!!, самая главна претензия, если смотреть на текстуры персонажей еще все очень не плохо, но текстуры окружения просто заставляют вспомнить графику PS2, графика конеш не главное, но так как мамби тут пишет, можно ставить за графу 5 допустим, а в конце общ. оц. 10, шоб все довольны были

Хорошая статья, но покупать игру не буду - не люблю jrpg.

Статья довольно-таки адекватная, в ней присутствует здороая критика, а не только фанатский лепет. Но тем не менее, в эту ..... эту я играть не буду по 3 причинам.1-jRPG.2-аниме.3-на консолях. Статье-6.

Хочу такую игруху на комп!

Дырявый_дракон +1 100% фанбойство, я хоть и люблю FF ещё со времён SNES, но 13 части больше 8,5 не поставил бы. Масс Эффект 2 круче!

Игра супер но играть на иксбоксе это мазахизм. Сразу видно что финалку сделали для PS3 а у мя PS3 хех )))))))))))))))))))))

Тролли и пекашники не согласятся да я знаю =/ Но оценка в 9.0 говорит сама за себя. Так что убейтесь кто не согласен. у меня есть PS 3 и я не считаю ФФ 13 шедевром, просто хорошая игра на 8-8,5 баллов. на этой платформе есть игры на порядок лучше - Анчартед, Хэви Рэйн и Валькирия Хрониклез, ЛБП, Демон Соулз, Год оф Вар 3. а если сравнивать её с другими рпг, то Масс Эффекту 2 и Драгон Эйдж она проигрывает вчистую!

Масс Эффекту 2 и Драгон Эйдж она проигрывает вчистую! Разве можно сравнивать совершенно разноплановые игры? МЕ 2 - sci-fi action/RPG, DA:O - "чистая" RPG, Final Fantasy XIII - JRPG. Даже если и попробовать...FF 13 по геймплею этим играм проигрывает вчистую, по персонажам проигрывает МЕ 2. По графике...в FF 13 персонажи выглядят намного лучше. По сюжету FF 13 тоже лучше, с оговорками.

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ