На прошлой неделе нашумевшая Assassin’s Creed Shadows наконец-то увидела свет. Пожалуй, не стоит напоминать, какой хайп стоял вокруг новинки Ubisoft. На тайтл вылили тонну хейта задолго до релиза, хотя в Сети находилось немало и положительных отзывов. Сможет ли студия вернуть себе доброе имя и вернуть франшизу к корням? Время покажет.
И на фоне выхода Shadows, нам захотелось вспомнить про другую японскую историю — Ghost of Tsushima. Давайте вместе побеседуем о том, как выглядит и играется 5-летняя action adventure в 2025 году. Ну что ж, товарищи самураи, по коням!
Сеттинг и историчность
В отличие от уже упомянутой франшизы Assassin’s Creed, разработчики Ghost of Tsushima не стремились сделать документально-исторический тайтл, чтобы даже самый дотошный профессор не смог оставить комментарий в духе: «Идите делать домашку, двоечники!». Несмотря на это, Sucker Punch Productions удалось создать удивительно реалистичный и правдоподобный проект, который не только знакомит нас с историей, но и с культурой Японии.
Пожалуй, вы согласитесь, что игры в японском сеттинге, как правило, эксплуатируют период Сэнгоку, также известный как Эпоха воюющих провинций. Междоусобный конфликт, длящийся со второй половины XV до начала XVII века, оброс огромным количеством мифов. А это, как вы понимаете, дает большой простор для фэнтези. В качестве примера можно привести такие тайтлы, как: Sekiro: Shadows Die Twice, дилогия Nioh.
Но Ghost of Tsushima не стала идти по протоптанной тропинке. Никаких разборок с духами, демонами и прочими персонажами японского фольклора. Разработчики выбрали более ранний период Камакура, который продлился с 1185 по 1333 год. Именно в это время на долю Японии выпала тяжелая борьба с монгольскими захватчиками.
Хубилай — могучий хан и внук самого Чингисхана — действительно, высадил свой флот на японские берега. В том числе и на остров Цусима, который первым принял удар вторженцев. Правда, в игре показывают не самого Хубилая, а Хотун-хана — вымышленного кузена Хубилая.
Таким образом, с самых первых минут игры, нас погружают в реальные и тяжелые времена японской истории. Но не будем вдаваться в детальные подробности, а то мы надолго здесь застрянем. Как ни крути, а Ghost of Tsushima подкупает нас совсем другим!
Нарратив
Уделять много времени сценарию особого смысла нет. В Ghost of Tsushima он достаточно прямолинеен и лишен всяческих «роялей в кустах». Если можно так выразиться, сюжет игры вышел «мужским». Или же, как сейчас модно говорить — «маскулинным».
Главный герой вынужден начинать все практически с нуля. С помощью верных товарищей ему предстоит спасти наставника и, непосредственно, всю Цусиму. И, как вы понимаете, в процессе своего героического приключения, на панические атаки Дзин не жаловался.
Не стоит думать, что протагонист — бесчувственный дуболом, который просто косит монголов, пока они не закончатся. История Дзина не лишена драмы и тяжелого внутреннего конфликта, который достигает пика ближе к концу игры. Ghost of Tsushima — это не аниме, где компания школьников спасает мир. Это драматическая история о мужестве, чести и тяжелых моральных решениях, которые определяют судьбу.
Дзин — потомок благородного дома и сын прославленного воина. Следовательно, его всю жизнь учили быть самураем. Но воспитанием занимался не отец, а его дядя Симура. И по злой иронии, именно он становится для Дзина последним препятствием на пути к катарсису.
Игра ставит нас на достаточно очевидную растяжку: либо следуй кодексу бусидо и будь благородным самураем, либо стань «Призраком» — жестоким синоби, готовым убивать из тени.
Для самурая того времени такой выбор сравним с гендерным переходом. Коварные диверсии, яд, убийство спящих, хитрые уловки — все это просто немыслимо для благородного воина. Однако, что может противопоставить одинокий самурай целому войску монголов? Именно эта дилемма является сквозной линией сюжета.
Конфликт сердца и долга — это извечная тема писателей и поэтов, с которой мы познакомились еще на уроках литературы в школе. Но все-таки, разработчики Ghost of Tsushima вдохновлялись не Лермонтовым, а Акирой Куросавой — легендарным японским режиссером, который перевернул мировое кино. В каком-то смысле, вся игра является одой великому мастеру.
Атмосфера и эстетика
Атмосфера и эстетика — главные козыри Ghost of Tsushima. Именно художественная работа производит такой «вау-эффект». И хочется отметить любопытный момент: удивительно, что настолько «японскую» игру делали не сами японцы, а американцы из Sucker Punch Productions. Кажется, что таким образом разработчики признались в любви к культуре Страны восходящего солнца.
Как уже было сказано ранее, творчество Акиры Куросавы тут возведено в абсолют. В игре есть даже специальный ч/б режим, чтобы у игроков возникло ощущение, будто они очутились в кино. Но это не просто черно-белый фильтр. В этом режиме ветер дует сильнее, картинка становится более зернистой, а звук получается таким, будто наш монитор превратился в телевизор 50-х годов.
Киноязык Куросавы очень любит долгие и общие планы, пребывающие в статичном состоянии. Но это не означает, что на экране ничего не происходит. Мы видим, как ветер гнет деревья, как летят листья, как волнуется трава в поле и так далее. Таким образом режиссер общается со зрителем. В игре используется похожий прием.
Разработчики выбрали очень тонкий и красивый способ навигации. Роль компаса в Ghost of Tsushima играет ветер. Потоки воздуха буквально указывают нам путь. Такое простое решение спасло тайтл от мини-карты, которая буквально убивают экшены с открытым миром. Теперь игроки могут полностью погрузиться в путешествие, а не быть прикованными к GPS-навигатору.
Но не только ветер помогает Дзину в пути. Также роль помощников играют звери, а именно: лисы и птицы. Если проследовать за ними, можно попасть в очень любопытные локации, а также в горячие источники или живописные места для медитации.
И это тоже очень важная часть игры, влияющая на погружение. Например, купание в источнике повышает Дзину количество здоровья. Нам вполне могли бы показать короткую сценку водных процедур и отправить дальше. Однако в нашем случае все сделано куда тоньше.
В горячем источнике Дзин начинает размышлять. И мы можем лишь выбрать направление его мыслей. Таким образом, у нас есть возможность наблюдать, как меняется герой в ходе путешествия. Мы буквально заглядываем в его в душу! Эта, казалось бы, необязательная деталь максимально влияет на погружение и на отношение к протагонисту.
Также стоит выделить еще один важный момент. Дзин — не пустой аватар, а цельная личность. В течение всей игры у вас будет ощущение того, что вы не управляете им, а просто помогаете достичь цели.
А еще Дзин может попасть в невероятно живописное место и от увиденной красоты, ему сразу захочется помедитировать и сочинить хокку. Это уникальная, тонкая и очень любопытная механика. Нам дают возможность увидеть красоту глазами героя. Наша задача — выбрать какой-то объект для вдохновения, а Дзин уже сам подберет строку с его личной ассоциацией.
В итоге может получится примерно такое стихотворение:
Желтый лист плывет.
У какого берега, цикада,
Вдруг проснешься ты?
Мацуо Басё.
И это лишь малая часть того, что создает невероятную атмосферу. Игра буквально состоит из таких малых эстетических деталей. Например, если долго скакать по полю на лошади, Дзин может наклониться в сторону, чтобы дотронуться пальцами до травы. И разработчики никак нам не намекают о такой возможности! Многие игроки при первом прохождении обнаружили этот момент совершенно случайно.
По сути, Ghost of Tsushima — боевик. И слабая динамика для жанра смерти подобна. Но не в нашем случае. В тайтле нужно обязательно делать такие паузы, чтобы получить мощнейший дзен-заряд прямо в мозг.
Собственно, именно в этом и заключается одна из основных фишек буддизма и бусидо. В Ghost of Tsushima происходит страшная война. Монголы жгут деревни, захватывают крестьян в рабство, на горизонте стоят столбы дыма… Казалось бы, у нас нет времени отдыхать! Мы же не Геральт, который рубится в гвинт в разгар апокалипсиса.
Но Дзин таким образом не просто отдыхает, а становится духовно сильнее. Видеть красоту мира на таком мрачном фоне — великий дар, который отличает самурая от головореза.
Геймплей
Все это, безусловно, очень интересно… Но, а как насчет геймплея? Мы же все-таки пришли в action adventure поиграть, а не на лекции по японской культуре и эстетике штаны просиживать, верно? Если очень коротко, то геймплей в Ghost of Tsushima абсолютно базовый. В игре нет никаких прорывных или уникальных геймплейных механик, которых мы ранее не видели.
Плохо ли это? Давайте разбираться…
Мир, как говорится, познается в сравнении. И первое, с чем хочется сравнить Ghost of Tsushima — это очевидно Assassin’s Creed. Давайте пройдемся по списку:
- Большая карта с большим количеством вопросов, на которые не обязательно обращать внимание.
- Много аванпостов для зачистки от монголов. Благо хоть вышек нет…
- Похожая боевая система с упрощенным стелсом. Ползаем по кустам и травке, ищем дыру в заборе и бегаем по крыше.
- Простой, но нескучный паркур.
- Масса косметических предметов и так далее.
В общем, это клон Assassin’s Creed. Расходимся! Ладно… конечно же, это не так, хотя у игр есть немало схожих моментов. В целом сюда можно хоть «Ведьмака» засунуть и сходств будет прилично.
Предлагаем начать с боевой системы. Тут все просто: быстрый и сильный удар, блок, контратака по таймингу и увороты. Враги делятся по степени «жирности» и каждый из них требует особого подхода. Следовательно, просто закликать их не получится. На этот случай предусмотрены четыре стойки:
- нижняя (против мечников);
- верхняя (против алебардщиков);
- левая (против жирных врагов);
- правая (для щитоносцев).
Также в бою можно использовать разные ниндзя-расходники такие, как: кунаи, дымовые бомбы, гранаты и колокольчики (для стелс-задач). Еще Дзин умеет стрелять из лука. В его колчан можно положить: обычные, тяжелые, ядовитые, взрывные и горящие стрелы.
Ghost of Tsushima не претендует полноценное RPG, поэтому система прокачки тут простая и понятная. За прохождение миссий вы будете заполнять «шкалу легенды» и получать за это очки.
Таким образом, можно получать разные активные и пассивные навыки, помогающие в бою. Например, крайне полезно научиться парировать «неблокируемые» атаки врагов. Нечто похожее мы уже видели в Sekiro. В общем, прокачать абсолютно все ветки будет довольно трудно. Поэтому стоит подбирать билд (хотя это громко сказано) в соответствии с вашим стилем игры. Либо бросайтесь с головой в гущу сражения, либо выкашивайте врагов по одному из тени. Хотя игра устроена так, что больших заварушек вам в любом случае не избежать.
Еще у Дзина есть очки решимости, которые применяются для некоторых навыков и для лечения. Исцеление, кстати, происходит без каких-то отдельных анимаций. Вот, собственно, и все.
Хотя, наверное, стоит выделить одну уникальную фишку. Она называется «противоборство». Механика заключается в том, что Дзин может вызвать целую толпу монголов выскочить с ними «раз на раз». В этот момент, если вовремя попадать в тайминги, наш герой может убить много врагов одним ударом. А те, кто останется в живых, запаникуют и убегут.
Стоит отдельно отметить, что бои в игре выглядят действительно натуралистично, а поведение врагов убедительно. Страх — это тоже оружие, которым можно пользоваться в Ghost of Tsushima.
Если бежать только по сюжету, то вы пройдете игру за пару вечеров. Но помимо этого, тайтл предлагает еще 60 дополнительных миссий. Далеко не все они интересны. Большинство — это спасательные операции, которые сводятся к вырезанию отряда монголов. А вот миссии наших соратников — совсем другое дело. Они классно прописаны и срежиссированы. Они чем-то напоминают миссии сопартийцев из Mass Effect.
А еще, по заветам Assassin’s Creed, в игре очень много собирательства! Но, к счастью, речь не идет про бездушный и обязательный гринд. Ресурсы, которые вы будете находить в процессе путешествия, надо пускать на апгрейд брони и меча. Кстати, забыли отметить, что Дзин может сражаться только мечом — фамильной катаной клана Сакай. И сменить на другую ее нельзя — только проапгрейдить.
Про броню тоже особо много не скажешь. Она может быть легкой, средней и тяжелой. Отличаются типы брони только впитываемостью урона, парочкой пассивных эффектов и внешним видом.
В игре гигантское количество разных косметических штучек. Чтобы найти их все, придется очень постараться. Надо ли оно вам — решайте сами! А вот горячие источники и тренировочные площадки пропускать не стоит, поскольку они повышают характеристики Дзина.
Еще в отдельную категорию вынесены «Истории древних героев». Это уникальные и увлекательные квесты, за выполнение которых можно получить особую броню и новый боевой навык.
Если в общих чертах, то это все, что можно рассказать про геймплей Ghost of Tsushima. Да, он немного вторичен. Не все сайд-квесты интересные, а постоянные схватки с монголами могут утомить. Ведь тут нет насыщенного бестиария каких-нибудь монстров. Только толпа злых (и плюс-минус одинаковых) захватчиков.
Итоги
Ghost of Tsushima — уникальный тайтл. Игра вряд ли может удивить какими-то необычными геймплейными механиками. Графика здесь не самая технологичная и «крышесносная», особенно на PS4. Сюжет простой и без сложных перипетий. Казалось бы, ну вполне себе приятный проект на троечку с плюсом. Что в нем такого?
Но Sucker Punch Productions покорили публику совсем не этим. Они применили тот самый японский подход к искусству! Прямо как в сочинительстве хокку. Иными словами, им удалось передать всю грандиозность и красоту мира путем минимализма и внимания к деталям. И самое любопытное, что игроки могут банально пропустить их.
Например, вы знали, что Дзин может поклониться поверженному врагу, как учит кодекс бусидо. Или же наоборот — дерзко смахнуть кровь с клинка. И буквально вся игра состоит из этих маленьких моментов, которые невероятно влияют на погружение.
Будет ли честно провести сравнение между Ghost of Tsushima и новой Assassin's Creed Shadows? Это трудный вопрос. Мы понимаем, что несмотря на все проблемы, Ubisoft — это по-прежнему один из главных титанов игровой индустрии. Студия может выделять огромные бюджеты и нанимать тысячи разработчиков. Естественно, такими возможностями Sucker Punch Production похвастать не может. Да, и AC Shadows банально новее и технологичнее. И не стоит забывать, что франшиза Assassin's Creed всегда будет привлекать внимание.
Проиграла ли Ghost of Tsushima? Пожалуй, что нет. Тайтл предлагает совершенно уникальный и крутой игровой опыт в сеттинге, который уже давненько приелся. И вряд ли AC Shadows сумеет так же передать самурайский кодекс и философию Бусидо.
Ассасинов много… а самурай у нас один такой!
А что вы думаете про Ghost of Tsushima? Поделитесь своими впечатлениями от игры в комментариях. Кушайте только свежие суши, любуйтесь цветущей вишней и удачи вам, самураи! Скоро увидимся.
Что правда? Очень смешно, особенно про кодекс и философию
Вроде как в одной из катсцен AC Shadows подружка ГГни (не запомнил как звали ибо не играл) материт Самурая-негра, мол вы ироды, убиваете простых крестиян сотнями, чтобы испытать остроту меча и не подать ли тебе стол для голов твоих врагов, вы же самураи любите отрубленные головы выставлять на показ.
Вот это я бы сказал идеально переданный самурайский кодекс. А не вот эта вот вся бредовая мультяшная голивудская романтизация: "Самурай сражается за свой народ". "Мой народ важнее чем Сёгун и мой родной Дядя".
Например видел видео где в AC Shadows учат проводить чайною церемонию. В Nioh например тоже показывают посиделки с традиционным танцем копья. А в чем выражаеться знакомство с культурой японии в GoT? В хокку которые появились спустя сколько там? 400 лет после описаных событий? Или в том что замок Симуры выглядит как деревенский хлев, а все святилища сделаны через CTRL+C?
Всё по фактам написал, не добобавить, не отнять.
Все так.
Такая же клюква, как и романтизация самураев.Да, конечно, крестьян можно вырезать сотнями, они же спавнятся как боты на карте,правителям пофиг.Практика цудзигири распространилась в период раздробленности и была запрещена после его окончания.Устрой в любой стране гражданскую войну и посмотри что будут делать солдаты со своим же народом.А так да ,добобавить нечего
Проходил в свое время, хватило до зимнего региона, там бросил. Мир мертвых, как в ранних Ассасинах, прокачка заканчивается на середине игры, дальше просто нет развития никакого. Однообразные враги и до боли простой сюжет. Положительные впечатления остались от эстетики. Игра реально потрясающе выглядит и имеет шикарный фотомод. В ней приятно просто покататься и посмотреть на пейзажи, но не более
Вас не поймешь, то шедевр, то проходняк. Я сам не играл, но покупать после 50 на 50 отзывов, точно не хочется(
игра не шедевр, но и не мусор, просто нормальная, кому-то заходит, кому-то нет. Боевка классная, по структуре своей как ассасины 1-3
Всё ещё собираюсь поиграть. Открытые миры не очень люблю, но этот прям хочется. В отпуске таки надо занырнуть.
Нудноватая игра если мир изучать , но я пока втянулся , скачал пиратку, сони же решили не продавать свои игры некоторым странам.
Прекрасно играется
Хорошая игра, затянула. // Евгений Сельдереев
игра отличная, но асассин как будто бы лучше
Да нормально играется, просто Цусима более кинематографичная, с этими вставками с названием и иероглифами в начале каждого задания, с сюжетными поединками 1 на 1, когда противники сперва стоят несколько минут и смотрят друг на друга
Если сравнивать Цусиму и Тени, то первая - это попытка в фильм Акиры Куросавы, а вторая - это как 47 ронинов и Последний самурай // Кейт Фостер
Сейчас прохожу, где-то на половине, играю в первый раз. Игра клевая, 30 часов играю уже и ни капли не надоело. Из минусов могу только отметить то, что графоний замылен и глаза устают. Эта игра должна была выйти позже по моему мнению, чтобы графоний был подкручен и не мылил глаза.
поставь решейд, есть на этом сайте. и графику улучшит и цвета.
Играл ПК версию, никакого мыла не было. Крути настройки, проблема на твоей стороне.
Может я где то туплю, но настройки все на максимум, комп мощный, 2К более 120ФПС... может сам стиль графики такой что мне не совсем заходит
Ну игра на 1 раз, это не ведьмак вам
Там вообще-то не пустые вопросы, а возможность получить новый сет, поправить здоровье, а так же навыки, которые ну очень пригодятся особенно в массовых конных сражениях. Не говоря о том, что многие редкие ингредиенты мало найти, до них еще нужно добраться, решив весьма не простые загадки. И если, чтоб срубить все бамбуки вам понадобится лишь запомнить комбинацию клавиш, то, чтоб поразить из лука все 7 мишеней равноудалённых от ГГ мене чем за 7 секунд, надо уже иметь хорошо прокаченное вооружение, и броню с упором на концентрацию.