История в The Last Guardian — лишь милая детская сказка. Или всё же нет?
Прошлые творения Фумито Уэды полны загадок. Истории в них оставляют множество недомолвок и неочевидных вещей, насчет которых у фанатов складываются самые разные мнения. Несколько таких спорных моментов даже породили теорию о том, что игры японского дизайнера происходят в одном мире и сюжетно дополняют друг друга. О не вошедших в Shadow of the Colossus колоссах и вовсе сложилась целая легенда, а поиски правды продолжаются до сих пор.
Но The Last Guardian не такая. С одной стороны, перед нами ни на что не похожее произведение. С другой — игре нечего оставить после себя: ни сильного посыла, ни глубокого подтекста, который потом будут обсуждать, ни хотя бы намёка на ту самую мифическую связь с вселенной других работ автора.
Внимание! В тексте много спойлеров. Если вы только собираетесь играть в The Last Guardian, Ico или Shadow of The Colossus, читайте на свой страх и риск.
О чём The Last Guardian
Завязка The Last Guardian до боли напоминает Ico. Мальчика похищают при неизвестных обстоятельствах, он просыпается в таинственном замке, видит перед собой раненое и привязанное на цепь грифоноподобное существо — Трику. Паренёк освобождает его, тут же заслуживает доверие, и вместе они отправляются искать выход. В Ico герой пытался выбраться из древнего замка вместе с девочкой, которую выпустил из клетки.
Уэда хотел взять лучшее из своих прошлых работ и, в тоже время, раскрыть отношения мальчика и гигантского создания. Получился, можно сказать, симбиоз его прошлых работ. Герои по ходу истории всё больше ладят и даже становятся друзьями, как Айко и Йорда в Ico. Взаимодействуют они подобно Вандеру и колоссам в Shadow of the Colossus — только наоборот. Тут мальчик карабкается по оперению Трико не с целью найти слабое место и воткнуть туда кинжал, а чтобы помочь вытащить копьё из спины, приласкать и успокоить животное, указать путь, ну или же просто покататься на нём.
The Last Guardian похожа на Ico и Shadow of the Colossus стилем и характером. Действия игр Фумито Уэда неизменно происходят в заброшенных отдаленных местах, и в них обязательно есть древний храм или замок. Так и тут — персонажи путешествуют по полуразрушенному обветшалому чертогу. Ему, похоже, сотни, а может и тысячи лет. На что не посмотришь — оно будто вот-вот развалится. И ведь вскоре действительно развалится!
Сохранён и общий налёт таинственности. Что это за место? Как герой попал сюда? Что за монстр? А враждебные стражи? Кто устанавливал по всему сооружению так много знаков-глаз, и почему Трику так боится их?
Эти знаки ещё до выхода игры сравнивали с похожими символами из Shadow of the Colossus. По мнению Майкла Ламберта, исследователя игр Уэды, это скорее на совпадение: до места, где символы вытеснены на стене, не добраться, пока не взломаешь игру. Однако он же писал у себя в блоге, что «по назначению они предполагались, как предупреждение для Вандера, и как бы говорили — ни шагу дальше». Увы, все подобные сравнения, как и смелые фанатские предположения, оказались напрасны.
Сходство с Ico и Shadow of the Colossus на этом заканчивается, а связь их вселенных так и осталась на уровне теорий.
У genDESIGN (ранее Team Ico) получилась уникальная игра. Замечательно, что она наконец вышла после стольких лет мучительной разработки. А благодаря отношениям между мальчиком и зверем история становится чертовски трогательной, кого-то она даже заставит пустить слезу в финале. А люди, любящие животных, наверняка расплывутся в улыбке от Трику — он очень милый.
Однако Уэда может лучше, и делал лучше.
Фумито Уэда всегда рассказывал сказки. Сказки не простые — не о добре, как заведено. В них было много сказано об эгоизме и коварстве, о сложных решениях и поступках.
Хоть в центре сюжета Ico — история о бегстве мальчика Айко и девочки Йорды из замка Тёмной Королевы, а исход хороший, в ней постепенно раскрывается многое и о самой злодейке, её мотивах. Мы узнаём, что её захватила Тьма, которая высасывала прежние силы света. Теряя вместе с ними жизнь, Королева решилась на ритуал — хотела передать своей дочери Йорде тьму от десятков рогатых мальчиков, подобных Айко, и свою душу.
Shadow of the Colossus — намного взрослее. В ней размыта грань между хорошими и плохими деяниями. Вроде бы юноша Вандер совершает благородный поступок, воскрешая девушку, обречённую на смерть за проклятую судьбу. Однако же он заключает сделку с могучим обитателем запретных земель Дормином, уничтожает 16 колоссов и едва не дает тёмной силе, что раньше была скрыта, восстать вновь.
Жрец Эмон превращает Вандера в безгрешного младенца, оставляет жить в этих землях вместе со спасенной им девушкой, а тьму рассеивает на весь род человеческий.
По сравнению с этими историями сюжет The Last Guardian простой, прозрачный, по-детски наивный, да и завершается хорошо, как положено сказке. Тут есть однозначно положительный мальчик, которого похищает и съедает вроде бы злой монстр-людоед Трику. Есть элемент случайности — существо в полете бьёт молния, оно падает и вскоре отрыгивает съеденного паренька. Есть однозначно плохая сила и стражи, которые заставляют грифонов таскать детей. Подача в виде рассказа повзрослевшего героя соплеменникам о своём приключении, опять же.
Об остальном вы знаете из трейлеров или можете догадаться. Мальчик чудесным образом дружится с Трику. Они вместе проходят через множество испытаний, сражаются с солдатами, другими грифонами и побеждают зло. Конец. И в этом весь The Last Guardian.
О чём она могла быть
Фанаты игр Фумито Уэды давно спорят, есть ли там общая сюжетная линия. Истину знает только сам создатель, но он никогда не давал точного ответа — только намёки.
К примеру, в одном из первых интервью, посвященном The Last Guardian, он говорил, что «в новой игре вряд ли будут отсылки к предшественницам» и «сейчас нет связей между их сюжетами». Затем его позиция несколько изменилась: «Они могут происходить в одном мире или одной вселенной — так я это вижу. Всё остальное в воле домысливать вы. У каждого сложились свои отношения с Ico и Shadow of the Colossus, и мы не будем навязывать, мол, это так, а это не так. Пускай игроки решают».
Как бы то ни было, поклонники нашли несколько — как казалось до выхода проекта – правдоподобных подтверждений тому, что The Last Guardian тоже может проходить в одной вселенной с Ico и Shadow of The Colossus.
Первое, за что зацепились — рога. У ключевых персонажей всех игр они есть: Вандер обретает их в отместку за свои действия, Айко с ними родился, и у Трику они растут на голове. Может быть, конечно, Фумито Уэде просто очень нравятся рога. Однако если мы примем, что все его игры происходят в одной вселенной, то рога — это символ темной силы и греха. У Вандера они вырастают в тот момент, когда им овладевает тьма. Затем жрец Эмон рассеивает её и перекладывает на род человеческий, и с тех пор все дети, в душе которых есть частичка этой силы, отмечаются рогами.
Откуда рога у Трико? На этот счет было несколько предположений.
Многие полагали, что перед нами колосс, — ведь сам по себе он напоминает этих исполинских созданий. Привязывались и к названию игры «Последний хранитель». Якобы, Трико выполняет ту же миссию — что-то охраняет.
Майкл Ламберг нашёл в нём сходство с одним из противников в Shadow of the Colossus:
Рога Трико отбиты, на их месте лишь два пенька с зелёными отметинами. Это напоминает мне о двенадцатом колоссе Pelagia, его рога светятся зеленым схожим образом. Подобное мы видим и в конце Ico, когда у мальчика ломаются рога и остаются обрубки с зелеными отметинами.
Сейчас это всё кажется глупым: Трику оказался просто мифическим зверем, который подружился с мальчиком и стал всячески защищать его. Почему же он последний? Возможно, тут больше подошло бы другое значение слова Last — «единственный». Он — единственный, который смог поладить с человеком.
Пока это всё — внешние сходства. Но как The Last Guardian мог быть связан с другими играми Уэды?
История Shadow of the Colossus заканчивается словами: «Будешь ли ты жить… Возможно ли вообще выжить в этих запретных землях… Быть может, однажды ты получишь искупление за то, что совершил».
И если Shadow of the Colossus Фумито Уэда видит, как «игру о жестокости», то The Last Guardian он не смог охарактеризовать короткой фразой — так было в интервью Kotaku. Геймдизайнер долго думал и вскоре сказал, что эту игру сложно однозначно описать, не раскрыв детали сюжета. Но намекнул на некое слово, относящееся к «греху» и «наказанию».
Фанаты задались вопросом: не «искупление» ли подразумевал он? И уцепились за то, что силы Дормина, создания, с которым пошёл на сделку Вандер в Shadow of the Colossus, заключили в 16 колоссах. И ведь действительно доподлинно неизвестно, что это за существа. Обитали ли они сами по себе в том мире? Обрели ли подобную форму иным образом? Может быть, как и в случае с Вандером, всё тёмное могущество Дормина передали безгрешным младенцам. Также неизвестно, что случалось с рогатыми детьми, когда те становились взрослыми, или как проявлялась в них переданная сила.
Поклонники пришли к нескольким выводам. Трику — это и есть повзрослевший Айко, либо любой другой рогатый мальчик, в котором таким образом себя проявила тьма. Либо же, что казалось более вероятным, это — Вандер, который по иронии судьбы сам стал колоссом. Это было бы символично: вот он сражался с огромными существами, хранителями темной силы, ради спасения девушки, а теперь сам превратился в колосса. И теперь он может избавиться от своего бремени только если кто-то не испугается его сущности, подружится с ним и согласится помочь.
В тоже время были предпосылки к тому, что Трику — не он, а она. И это ставило под сомнение большинство теорий. Ведь «наградили» рогами только часть мужской половины человечества. По крайней мере девочки с подобным недугом в этой вселенной пока не появлялись.
Как-то раз Atakan, поклонник игр Уэды, подсказал мне, что мальчик в трейлере говорил на вариации турецкого, его родного языка. Duygu означает «чувство», но в тоже время это девичье имя — таким образом Трику может оказаться девочкой, как Йорда и Агро в Ico и Shadow of the Colossus соответственно. Мальчик также сказал Duygu-cuk, что смягчает имя — «маленькая Duygu». Hadi переводится как «ну же» — мальчик произносит это, когда хочет, чтобы Трику следовала за ним. Orda — «сюда» и используется, когда паренёк просит зверя перескочить пропасть.
Если бы хоть часть этих теорий оказалась правдой, то The Last Guardian могла стать логическим завершением истории о грехе, его последствиях и искуплении, которую белой нитью Уэда проводил раньше через все свои творения.
А так вышла просто милая сказка. Хорошая, добрая, но с незатейливой историей, в которой нечего искать.
Нам, пролам, вообще многое в диковинку, садимся за компьютеры - и удивляемся, как далеко техника зашла.
мне показалось или тут весь сюжет проспойлерили? не то чтобы я собирался играть, конечно, но все же.
В самом начале текста предупреждают о спойлерах.
че, новый ворд установил что ле?
ребята, это не игра, это удар по яйцам, неожиданный и такой чувствительный... Уэда в некотором смысле опозорил всю игровую индустрию, опозорил всех остальных разработчиков... опозорил своим видением какими должны быть видеоигры... ничего подобного даже близко не было, это настоящее искусство
Magnum Boy Ты там аккуратней, а то от излишней экспрессии инфаркт схватишь ))) .
Windfury ребят, душевно извиняйте, частенько пишу "свысока", и вам, обычным "приземлённым" обывателям всё это кажется в диковинку, возможно некоторым даже неуютно читать такой крик души, но хоть иногда потерпите капельку
Windfury Кажется я пару лет назад слово в слово читал эти строки в отношении ведьмака...