Афганистан и его противники

Обсуждаем, талибов с американцами, моджахедов с русских, можно даже англичан...
Но главное. Как быть с Авганистаном сейчас?
1. Оправдана ли операция НАТО в авганистане?
2. Эффективна ли она? Если нет, то что нужно сделать, чтобы она стала эффективна?
3. Какая выгода американцам от этой войны?
4. Как эта война отражается на России?
5. Долго ли эта война продлится?
6. Что будет с Афганистаном потом?

Для начала, немного о текущей ситуации. Чтобы было о чем говорить...
Американцы всерьез готовятся к решающей битве в Афганистане. К 38 000 воюющих там военных прибавится еще 17 000, но в стратегии, которую Обама огласил 27 марта, главное не это. Идея в том, чтобы повторить успех, который был достигнут в Ираке. Туда тоже были отправлены дополнительные силы, но ключевую роль сыграли суннитские шейхи, которые вместе с соплеменниками перешли на сторону коалиции и помогли сокрушить «Аль-Каиду». До этого они воевали на ее стороне.
В этой связи американская администрация в последние месяцы только и говорит, что о необходимости перетянуть на свою сторону «умеренных афганских талибов». Имеются в виду те, кто воюет не из идеологических соображений, а просто от безысходности. По сверхоптимистичной оценке вице-президента Джо Байдена, таких 95%. Выступая на международной конференции по Афганистану, которая прошла на минувшей неделе в Гааге, госсекретарь Хиллари Клинтон сказала, что «умеренным талибам» нужно предложить «достойный способ» выхода из войны.
Для умеренных талибов США готовят отдельную армию - не из солдат, а из этнографов-антропологов, политологов, лингвистов и экономистов. Пятерка таких специалистов приехала на учения в Форт-Ирвин. Прошлым летом им приказали готовиться к отправке в Ирак, но месяц назад планы поменялись: следующая остановка - Кабул. Жизненные истории у них разные: лейтенант Стив Лейси на гражданке был мормонским миссионером в Киеве и бегло говорит по-русски, а его коллега Джозеф Стрингер, который уже успел побывать в Афганистане в начале кампании, свободно владеет языком дари.
«Наша задача - узнать, в чем состоят их потребности, - объясняет Стрингер. - Афганистан - это как автомобиль, который ты пытаешься ремонтировать сам: починил одно - сломалось другое». Во время первого приезда местные жители принимали его за русского. «Говорили, волосы светлые, глаза голубые. У американцев не получалось говорить на их языке, а у русских получалось», - рассказывает он.
Опыт показывает, что эти специалисты не всегда могут отличить друга от врага. Всего три месяца назад в Кандагаре погибла американский «антрополог» Пола Ллойд. Посреди учтивого разговора с местным жителем собеседник неожиданно плеснул на нее бензин и поджег. Ллойд скончалась от полученных ожогов. «У меня дома жена и двое детей, понятно, что я переживаю. Большая часть нашей работы - за пределами базы», - говорит Лейси.
Несмотря на опасность, «антропологи» обеими руками поддерживают новую стратегию. «Проще всего назвать кого-то сумасшедшим террористом, - говорит Стрингер. - Но если тебе удастся понять его мотивы, может, у тебя будет шанс решить проблему. Так что вести переговоры с «Талибаном» - это не такая плохая мысль. Молчанием проблемы точно не решаются».
Но Залмаю Халилзаду, уроженцу Афганистана и бывшему послу США в Ираке, Афганистане и ООН, идея переговоров кажется не самой удачной: «Сначала нужно навести порядок, а потом вести переговоры с позиции силы, потому что твой недруг вряд ли поможет тебе решить твои проблемы, скорее, он их использует». Зато увеличение военного присутствия он поддерживает: «Люди изначально поддержали “Талибан”, чтобы при нем был порядок - драконовский отсталый порядок шариата, но для рядовых граждан он был предпочтительнее анархии. Чтобы обеспечить безопасность, нужно больше солдат».
Секретные переговоры с отдельными группировками талибов уже ведутся - при посредничестве саудитов и военного руководства Пакистана, говорит эксперт британского аналитического центра «Четтэм-хаус» Фарзана Шейх. «Вопрос в том, захотят ли такие талибы договариваться сейчас, когда все они - и умеренные, и радикалы - уверены, что чаша весов склоняется в их сторону», - говорит эксперт.
Фарзана Шейх сомневается, что иракские методы вообще применимы к Афганистану. Суннитские шейхи, с которыми велись переговоры, имеют реальную власть над своими соплеменниками, поясняет она. Кроме того, в Ираке всего три основные общины. В Афганистане же их как минимум восемь, а реальная власть - в руках полевых командиров, которые руководствуются не столько племенной принадлежностью, сколько личными, им одним понятными мотивами. При Буше, напоминает Шейх, были попытки вооружать полевых командиров, которые заканчивались провалом: они тут же поворачивали это оружие против гражданского населения и самих коалиционных войск.
Ирак и Афганистан - абсолютно разные места, предупреждает глава американского центра Stratfor Джордж Фридман. «“Талибан” гораздо менее разрознен, чем иракские противники США, и проблема выходит за границы самого Афганистана - в Пакистан», - говорит он. Кроме того, даже после увеличения контингента коалиционные силы не будут иметь того подавляющего превосходства над противником, которое они имели в Ираке. «От диалога в Афганистане мы очень далеки. Пока они могут прятаться и пополнять силы в Пакистане, они понимают, что продержатся дольше американцев и в итоге победят», - говорит Фридман. Принудить талибов к диалогу можно будет, только отрезав их от Пакистана.
Сотрудничать по Афганистану администрация Обамы готова со всеми - даже с теми, кого Джордж Буш нанизывал на «ось зла». Иран не только согласился принять участие в гаагской конференции, но и выразил готовность помочь в восстановлении Афганистана. Тегеран даже якобы намекнул, что может предоставить свои порты для транзита невоенных грузов. Тогда необходимость в транзите через территорию России и среднеазиатских государств - о чем недавно договорились Москва и Вашингтон - перестанет быть столь же острой.
«Но Иран за одну ночь не изменит свою политику и не разожмет кулак, к чему его призывал Обама», - предупреждает Фарзана Шейх. Тегеран выступает против увеличения американского контингента, и эксперт называет опасения иранцев справедливыми. «Эскалация боевых действий приведет к тому, что бандформирования будут уходить в Иран и Пакистан. Туда же хлынут потоки беженцев. Это угрожает этим странам дестабилизацией», - говорит Шейх.
Сотрудничать с Ираном, а также с Китаем, который хочет играть все большую роль в Афганистане, американцам приходится еще и оттого, что их непосредственные союзники по НАТО помогают уже безо всякого энтузиазма. Операция в Афганистане проходит под эгидой альянса, однако основной груз ответственности падает на американцев - европейцы стремятся максимально сократить свое присутствие в горячей точке. «Ясно, что Германия и Франция хотят работать там меньше, чем раньше, - говорит Фридман из Stratfor. - Тем самым они ставят Обаму в очень трудное положение. Он же обещал на выборах наладить более тесные отношения с Европой, ожидая, что та ответит взаимностью».
На саммите НАТО (который пройдет после сдачи номера в печать) Обама будет добиваться от европейских партнеров помощи если не военными, то хотя бы гражданскими специалистами. Но добиться даже такой малости будет трудно. «Сейчас у ЕС есть квота в 400 таких советников, но и она выбрана меньше чем наполовину», - говорит замдиректора Гаагского центра стратегических исследований Криста Майндерсма. «Американцы потеряли всякую надежду на помощь от Европы, - говорит Йозеф Брамль из Немецкого совета по международным отношениям. - В Пентагоне понимают, что воевать им придется самим, поэтому, вероятно, они поменяют структуру командования». Иными словами, операция в Афганистане может вообще перестать быть натовской.
Пока оснований для оптимизма у Обамы довольно мало. Все предзнаменования крайне мрачны; взять хотя бы проблему с актерами-афганцами в Форт-Ирвине. Те же самые трудности испытывает и сама армия США, пытаясь рекрутировать коренных афганцев в группы «антропологов». Что уж тут говорить о перетягивании талибов на свою сторону. Остается надеяться на чудо. В Ираке такое чудо случилось, когда иракское движение «Пробуждение» стало помогать американцам бороться с боевиками. Это считают заслугой генерала Дэвида Петреуса, который призывал искать союзников среди врагов. Правда, потом он честно признался, что «пробуждение» шейхов стало для него полной неожиданностью.

http://www.runewsweek.ru/globus/27844/

Комментарии:  67
Ваш комментарий

DolgОff
а зачем,не вижу смысла, 9 лет ни к чему нас не научили, так что ли?

на мой взгляд Европа сама виновата в том что происходит в Афганистане, сколько раз Англия нападала на Афганистан, СССР, США, вырастили несколько поколений на войне. Не трогали бы, было бы сейчас обычное среднее азиатское государство как Таджикистан например.
Выход, выводить войска, пусть живут сами, хорошо следить за границей, чтобы талибы не проникали в соседние республики

Выход, выводить войска, пусть живут сами, хорошо следить за границей, чтобы талибы не проникали в соседние республики
Думаю, вывод всех контингентов оттуда это первый и основной шаг, ибо никакого толку от военных НАТО там просто-напросто нет. Военных дохрена, а где результат? Как были талибы, так и остались... как добывали там наркоту для России и Европы, так и продолжают добывать... Ну что там натовцы делают-то?

1. Оправдана ли операция НАТО в авганистане?
Думаю, что нет, так как нет никаких результатов, но самое главное состоит в том, что Афганистан до сих пор является крупным производителем наркотиков. Несмотря на присутствие там воинских контингентов разных стран.

2. Эффективна ли она? Если нет, то что нужно сделать, чтобы она стала эффективна?
Мне было любопытно узнать, что на самом деле там делают натовцы и американцы и правдивы ли мнения, чтобы они (американцы и цру в частности) покрывают наркотраффик, получая для экономики США и особо заинтересованных людей огромные прибыли от торговли наркотой...

3. Какая выгода американцам от этой войны?
Ну здесь пока только предположение, озвученное выше. Наркота. И территория, которая лишней не бывает.

4. Как эта война отражается на России?
Да никак в принципе, если только о войне говорить. Советские войска оттуда уже давно ушли.

5. Долго ли эта война продлится?
Видимо, столько, сколько потребуется :) А вот кому - не знаю, но предположение о выгоде для кого-то такой войны (и почти безрезультатного уничтожения талибов) не лишено смыла.

6. Что будет с Афганистаном потом?
Такой стране нужен покровитель, ибо уровень цивилизации там довольно низок. В мире не так много потенциальных покровителей. Например, США, Россия и может быть еще и Китай, но в меньшей степени. Ничего хорошего там не будет, если у власти будут те же талибы. Военная диктатура, что и при Саддаме в Ираке. О нарушениях прав человека тогда можно и не упоминать даже.

нельзя, я не хочу что бы мои соотчечсвиники прикрывали границу между Афганом и Такжикистаном, пусть даже совместно, как это было 90-х. по сути дела границу с Афганом прикрывала понгран. войска РФ, но и у нас был участок. пусть лучше у америкосов с европейцами болит голова, пусть они посылают солдат на эту вечную войну.

Soldier of Light Что будет с Афганистаном потом?
Такой стране нужен покровитель, ибо уровень цивилизации там довольно низок. В мире не так много потенциальных покровителей. Например, США, Россия и может быть еще и Китай, но в меньшей степени. Ничего хорошего там не будет, если у власти будут те же талибы. Военная диктатура, что и при Саддаме в Ираке. О нарушениях прав человека тогда можно и не упоминать даже
солдат одна поправка....вот иракцам дали свободу..терь они бухают наркоманят...шлюхи появились..геам дали свободу...по твоему это хорошо? они же мусульмане! амера портят их нацию давая им свободу...
насчет афганистана, при талибах людям было хорошо..они муслимы и их устраивали законы запрещающие секс алкоголь и т.д...вы не понимаете им нахрен не нужна эта демократия..она портит людей..все бухают..геи ...вообщем мне нравились талибы...при них наркотики не производились..пришли сраные демократы и на те! хлынул опиум в россию и т.д

Kustodes
вообще то запреты ни к чему хорошему не приводят. перечитай историю.

Рабская психология.. Почему нельзя людям самим выбрать для себя моральные ценности? Кстати, почему же через мусульманские страны (Албания, Иран, Афганистан, часть республик Сев. Кавказа) идет основной поток наркотрафика и рабов? Это от их неиспорченности?

Arkh 19 rus
нет для них это просто работа, за которую можно получить более или менее сносные деньги.

Странно, а зачем они подписываются на работу, которая противоречит их моральным устоям? Это из той же песни, что детей на органы сдавать за деньги.

Почему нельзя людям самим выбрать для себя моральные ценности?
Кстати да. Если они начали "портиться" то это был их личный выбор.

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ
Новое на форуме